Скачать 56.72 Kb.
|
ИПИИО МГППУ, лаборатория исследования трудностей обучения Март 2011 г. Автор реферата: м.н.с. Соленова А.Р. Редактор реферата: зав. лаб. Ахутина Т.В. Реферат на тему «Модель мозговой организации когнитивного контроля» Обзор статей:
Реферируемый цикл статей посвящен проблеме построения и экспериментальной верификации модели мозговой организации системы когнитивного контроля и механизмов её нарушения при СДВГ. Первые представления о мозговых механизмах систем регуляции поведения были сформулированы авторами в ходе исследования произвольного зрительного внимания (Casey et al., 2000). Теоретической базой исследования послужила модель двух мозговых подсистем зрительного внимания – задней (теменная кора, латеральное коленчатое тело, подушка таламуса), отвечающей за зрительно-пространственную ориентировку внимания, и передней (дорзолатеральная префронтальная кора, передняя часть поясной извилины), связанной с процессами нисходящей регуляции процессов переработки информации – активации релевантных и торможением нерелевантных действий (Posner, Petersen, 1990). В качестве методов исследования был выбран эксперимент по типу фланговой задачи (flanker task) с высоковероятными и низковероятными событиями в сочетании с нейровизуализацией (фМРТ). В ходе исследования было показано, что при выполнении фланговой задачи задействуются 3 основные области мозга, каждая из которых решает при этом свою специфическую задачу:
Также авторами было показано, что заднетеменные области мозга (40 поле Бродмана) и часть слуховой коры (41 и 42 поля Бродмана), напротив, демонстрируют снижение активации при решении предложенной задачи, демонстрируя реципрокный характер отношений с активацией переднетеменных и фронтальных отделов. Авторы предполагают, что переднетеменная и заднетеменная мозговые системы реализуют различные взаимоисключающие стратегии переработки информации: так, переднетеменная система внимания сужает фокус восприятия, концентрируясь на конкретной области пространства, тогда как заднетеменная система восприятия, напротив, расширяет поле обрабатываемых стимулов, вовлекая фовеальные области зрения. В дальнейшем на основании метаанализа разнообразных эмпирических данных была сформулирована двухкомпонентная модель мозговой организации когнитивного контроля (Casey, Tottenham, Fossela, 2002). Под когнитивным контролем авторы понимают способность к разрешению конфликта между конкурирующими стимулами или схемами действия посредством торможения нерелевантных данных и поддержанию обработки релевантных. В качестве синонимов данного термина авторы оперируют понятиями «саморегуляция» (self-regulation – см. Casey, Durston, 2006), «настройка внимания» (attentional bias) и «центральный управляющий» («central executive»), за которыми стоит возможность нисходящего модулирования процессов обработки информации и осуществления действия за счет процессов избирательного подавления или активации. Авторы выделяют в системе когнитивного контроля две различные подсистемы действий, обеспечение которых связано с работой различных мозговых механизмов:
Адекватность данной схемы обосновывается посредством анализа многочисленных данных клинических, нейровизуализационных и генетических исследований. Представления о мозговой организации зрительного внимания и когнитивного контроля легли в основу модели мозговых механизмов нарушения психической деятельности при СДВГ, предложенной авторами в результате обобщения богатого эмпирического материала (Nigg, Casey, 2005). Согласно данной модели, система произвольного внимания и когнитивного контроля, нарушенная при СДВГ, включает в себя следующие подсистемы со своими специфическими мозговыми механизмами:
Данная модель в дальнейшем нашла своё подтверждение в различных нейровизуализационных исследованиях (см. метаанализ данных в работе Casey, Durston, 2006). При выполнении задач, требующих произвольного зрительного внимания, дети с СДВГ демонстрируют дефицитарность следующих иерархически организованных подсистем когнитивного контроля и произвольного внимания и соответствующих им мозговых подсистем:
А) Пространственное внимание, задача перевода взора в релевантную задаче область зрительного поля и удержания на ней фокуса внимания: теменные отделы коры Б) Анализ вероятностного компонента происходящих событий, создание основы для адекватного прогнозирования, без которого невозможны процессы планирования - передача информации о том, какое событие может произойти в текущей ситуации с наибольшей вероятностью, сигнализирование об изменении вероятностной структуры ситуации при появлении низковероятных событий, требующих значительного усиления процессов планирования и контроля: хвостатое ядро и мозжечок Обобщение всех полученных данных позволяет сделать вывод о наличии следующих мозговых механизмов обеспечения произвольного внимания и когнитивного контроля:
Подчиненные передним отделам мозга подсистемы:
а) оценка вероятностного компонента событий б) хвостатое ядро – разрешение конфликта посредством подавления нерелевантных действий
Нарушение любого из данных компонентов может привести к дисфункции всей системы когнитивного контроля и сбоям в работе процессов произвольного внимания, что характерно для нарушения развития произвольной регуляции в варианте СДВГ. Созданная авторами модель обладает высокой теоретической и клинической значимостью и методологически непротиворечиво согласуется с представлениями о системной динамической локализации ВПФ, на которых основывается отечественный нейропсихологический подход. |
Урока. Актуализация опорных знаний Б динамическая пауза: использование физических упражнений «Мозговой гимнастики» для улучшения мозговой деятельности и профилактики... | Я дрегля Нина студентка s-13 прочитала 150 страниц из книги «Семейная... Ют сегодня виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. В соответствии с ориентированностьюи характером... | ||
Конкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях... Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс... | Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости,... По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях | ||
Анализ внутришкольного контроля 2010-2011 учебный год При организации контроля за учебно-воспитательной работой в школе пользоваться следующими формами | Доклад об осуществлении муниципального контроля в соответствующих... Сочи. В доклады включены сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности, по следующим... | ||
Сетевая модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в... Предлагаемая муниципальная модель предполагает рассмотреть различные типовые ситуации школ в Октябрьском районе и предлагает различные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятий: описательная информационная модель, формализованная модель, компьютерная модель, компьютерный эксперимент,... | ||
О проведении смотра-конкурса «Лучшее подразделение в организации... Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс... | Модель оценки альтернатив управления слабоструктурированными динамическими ситуациями 1 Рассмотрена интегрированная нечеткая система поддержки принятия решений в слабоструктурированных динамических ситуациях, включающая... | ||
Доклад об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории... Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 26 декабря 2008 года n... | Инструкция по организации и проведению промежуточного государственного... По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях | ||
Инструкция по организации и проведению промежуточного государственного... По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Трехуровневая система организации бд. Модели данных. Классификация моделей данных. Семантические модели данных. Модель полуструктурированных... | ||
Доклад об организации и проведении государственного контроля министерством... Ального закона от 26. 12. 2008 №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного... | 2. модель контроля для выявления знаний и умений, уровня подготовки... Специальности – 23. 02. 03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» |