Скачать 62.14 Kb.
|
Сенчукова Ирина Владимировна Учитель начальных классов I квалификационной категории МАОУ «СОШ №99» г. Перми Основы проектирования во внеурочной деятельности младших школьников Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте большая роль отводится воспитанию, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В основу внеурочной деятельности положены следующие требования:
Внеурочная деятельность направлена на расширение кругозора ребенка, углубление знаний, приобретение практических навыков общения и поведения и подчинена решению главной задачи – воспитанию всесторонне развитого человека, гармоничной личности, способной самостоятельно принимать решения. Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными. А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем проектная технология? Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания в 1920 году в США, в настоящее время она становится интегрированным компонентом системы образования, рекомендована ФГОС. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
Специфика проектной деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Участвуя в создании проектов у родителей появилась возможность сблизится со своими детьми. Эта работа стала для всех интересным и захватывающим делом. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд ребенка и родителей. Мы убеждены, что работу по проектированию надо начинать с первого класса. Для учащихся начальных классов заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». В учебной деятельности мы давно используем проектную технологию, но появилась возможность уже в первом классе научить детей создавать проекты во внеурочное время. В этом нам помог курс «Учусь создавать проект», авторы: Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова. Каждое занятие данного курса помогает детям шагать по ступенькам создания и алгоритмом построения собственного проекта, знакомит с проектной технологией и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Рабочие тетради помогают расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта, позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием. Занятие с использованием данных тетрадей имеет определенную структуру:
Во время занятий дети учатся формулировать проблему, искать способы ее разрешения, выдвигать гипотезы, ставить перед собой цель, искать нужную информацию, делать выводы. В течении года учениками были созданы несколько минипроектов. Чаще всего это были информационные, ролево-игровые и творческие проекты. Темы для них предлагает рабочая тетрадь, но выбор остается за учеником. Интересные работы были представлены по темам: «Моя семья», «Любимая игрушка», «Мой друг», «Интересные животные», «Мое хобби» и другие. Чаще всего это были рефераты, где много иллюстраций, картинок, фотографий. Каждая работа была представлена, озвучена самим учеником. Но особый интерес вызывали работы с презентациями. И мы благодарны родителям за активную помощь в создании проектов. В итоге каждый ребенок попробовал себя в роли проектанта не один раз. В классе проводились миниконференции при участии родителей и учителей. В результате такой работы на общешкольную НПК среди учащихся 1 -11-х классов от класса мы подготовили 6 работ. В секции «физика» проект «Зимние забавы» занял I место. В секции гуманитарных наук проект «Моя семья» занял III место. В секции «Экологии и биологии» проект «Снегири за окном» занял II место, проект «Солнце, воздух и вода» - III место. За участие в НПК ученики получили грамоты за проекты «Зачем нужны солнцезащитные очки?», «Как накормить весь мир сосисками?». Ученица нашего класса была отмечена особо, т. к. выступала сразу с двумя проектами в разных секциях. Конечно, работы детям в этом возрасте помогают оформлять родители, они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете ребята. Но все равно дети - исследователи, первооткрыватели! В новом учебном году мы продолжим работу по проектированию , но будем использовать пособие по проектной деятельности для учеников 2-4 классов «Все узнаю, все смогу», авторы: А.В.Горячев, Н.И.Иглина. Мы планируем создать групповые проекты по темам: «Как жили наши предки», «Игрушки», «Куклы» и т. д. Но при работе над общей темой , каждый ученик сможет выбрать тему для своего проекта, который будет частичкой общего. Цель второго года работы по основам проектирования — научить детей собирать информацию, обобщать ее и оформлять готовый материал. В результате мы начнем оформление книги «Наши проекты». Начиная работать над проектами с первого класса во внеурочное время, мы будем вводить элементы проектной деятельности и на уроках. Таким образом, ученики постепенно научаться добывать знания самостоятельно, делать свои маленькие открытия. Результатом этой деятельности является положительная динамика формирования познавательных мотивов и умений осуществлять исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат своей работы, анализировать и оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Библиографический список Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.:Просвещение,2010 Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе- Волгоград: Учитель, 2008. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. 2-4 классы. Пособие по проектной деятельности- М.: Баласс, 2012. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. Методическое пособие.1 класс. Программа.- М.:РОСТ, 2012. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Еремеева Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей категории маоу «сош №102 с углубленным изучением отдельных предметов»... | ||
Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству | ||
Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | «Секунда» Альбина Владимировна Харченко (учитель начальных классов... Маоу гимназии восточных языков № Директор гимназии Горлова И. В. и заместители директора Фартушная Е. П., Суранова Е. И. и Фомина... | ||
Конспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76» Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории | Рабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной... Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751 | ||
Анализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории | Рабочая программа по физике Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории | ||
Учебник М. И. Моро «Математика. 2 класс» Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т.... | Нурутдинова Зайтуна Нурлыбаяновна моу кзыл-Ярская сош бавлинского... Цель урока: создать условия для успешного закрепления навыка умножения и решения задач | ||
Урок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева... Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский... | ||
Название работы: Урок по русскому языку «Упражнение написания слов... Келлер Ирина Александровна учитель начальных классов 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Носова Ирина Владимировна родилась в г. Отрадное. Более 20 лет работает в системе образования. Имеет опыт преподавания математики... |