Скачать 482.17 Kb.
|
Коми республиканская юношеская библиотека Центр информации по проблемам молодежи В зоне риска - молодежь Профессии в меняющемся мире Сыктывкар 2005 Составитель: С.В. Шучалина Художник: И.И. Касилова Профессии в меняющемся мире: Информационно-тематический вестник / Сост. С.В.Шучалина; Худож. И.И.Касилова. - Сыктывкар, 2005. - 36 с. – (В зоне риска – молодежь) Уважаемые читатели! Перед вами информационно - тематический вестник «Профессии в меняющемся мире». Он подготовлен Информационным центром по проблемам молодежи при Коми республиканской юношеской библиотеке. Издание адресовано молодым людям, не определившимся в своем профессиональном выборе, и знакомит с востребованными на республиканском рынке труда профессиями. Надеемся, что новое издание станет надежным помощником всем, кто работает с молодежью и для молодежи. Мы открыты для сотрудничества и готовы к нему. Наша визитная карточка перед вами. Выражаем благодарность сотрудникам Коми республиканского центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения за предоставленные материалы для издания ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОБЛЕМАМ МОЛОДЕЖИ КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА 167023 г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 78 тел. 43-84-31 e-mail: krub@bk.ru http://www.komi.com/KRUB Ежедневно с 11.00 до 17.00 Суббота, воскресенье - выходные СОДЕРЖАНИЕ
Выбор профессии Выбор - часто дело нелегкое. Особенно, если вы - выпускник, и выбирать приходится будущую специальность. «Куда пойти учиться?» - этот сакраментальный вопрос ежегодно задают себе тысячи юношей и девушек, завершающих свое обучение в школе. Излишне напоминать, что от выбора профессии зависит многое: и будущая работа, и возможность творческой самореализации, и материальное положение. Профессия – это не только зарплата и престиж, почет и уважение, льготы и привилегии, выгодные, удобные условия работы, в общем, «место под солнцем». Такое представление о профессиональной деятельности и неточно, и однобоко. Почему? Потому что профессиональная деятельность – главнейшая для каждого человека, не только по условиям труда. Именно она делает его членом общества, обеспечивает средствами существования, развивает и воспитывает. Что мы имеем в виду, когда произносим слово «профессия»? Ответить на этот вопрос довольно трудно. Профессия – понятие многозначное:
Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины. «Специальность» - более частое обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. В формальном смысле специалистами являются обладатели диплома о высшем образовании (в «старой» системе, действующей параллельно с «новой», когда выпускнику присваивается степень бакалавра или магистра). Понятия «профессия» и «специальность» часто смешивают в обыденной речи, ведь границы профессий и специальностей со временем все больше размываются. Например, профессия – врач. Специальности – стоматолог, хирург; узкая специализация – нейрохирург, хирург-стоматолог. Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Под «квалификацией» понимают уровень профессионального мастерства, причем различают формальную, выраженную в официально фиксированных разрядах (классах, званиях, категориях), и реальную – тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий. Каждая профессия имеет свойство стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое такие профессии, как кучер, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий. Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое дополненное содержание. Среди них дизайнеры, строительные профессии, профессии сферы управления. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. В заполнении информационного вакуума многое зависит и от самого соискателя. Он должен сам отыскивать необходимую информацию, консультироваться со специалистами по молодежному рынку труда, ориентируясь не на один источник, а выбирая и анализируя несколько, наращивая собственный опыт и приближая собственные представления к действительности. Профориентаторы располагают мотивы выбора профессии в порядке частоты их встречаемости. Молодые люди, выбирающие профессию, хотят, чтобы эта профессия:
Таким образом, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. В этом может помочь личный профессиональный план. ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН Каждый школьник задумывается о своем будущем труде, определяя сначала профессию, ту сферу человеческой деятельности, к которой у него есть склонность и интересы. Старшеклассник, заканчивая школу, должен уже знать не только свою будущую профессию, но и специальность, в зависимости от которой нужно выбирать путь к овладению ею: пойти работать, учиться или совмещать и то и другое. Проблема выбора профессии возникает не один раз, не один раз человек оказывается на распутье. Какие-то тропинки на этом пути пересекаются, какие-то расходятся, но важно с самого начала выбрать направление. Личный профессиональный план – важнейший регулятор профессионального пути. В данном случае под планом понимается образ, мысленное представление будущего. В поведении и жизни человека представления о самом ближайшем и более отдаленном будущем играют очень важную роль. При обдумывании и составлении личного профессионального плана важно учитывать следующие обстоятельства: 1. Главная цель :
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей:
3. Пути и средства достижения ближайших жизненных целей:
4. Внешние условия достижения целей:
5. Внутренние условия достижения целей (свои возможности):
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Поскольку профессиональный план – не вещь, а представление, образ, то многие особенности планов зависят от склада ума и характера, опыта человека. Они могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими. Отдельные части планов могут быть согласованными или несогласованными между собой, или даже противоречивыми. Ошибки в планах – это не страшно. Важно еще и еще раз возвращаться к обдумыванию, обговариванию своих планов, чтобы по возможности их улучшать. Меняется человек, меняется обстановка в стране, городе, поселке, поэтому и план может измениться. Не надо этого бояться. Надо уметь переориентироваться, исходя опять таки из своих индивидуальных способностей. Личный профессиональный план может быть детально продуман, но при всем этом морально несостоятелен. Вот самые типичные: «Лишь бы в ВУЗ…» «Туда, где конкурс меньше, не важно куда…» «Туда, где знакомые помогут поступить…» «Туда, где бесплатное обучение, не важно, по какой специальности…» Постарайтесь при построении личного профессионального плана проявить максимум самостоятельности. За тебя много, даже слишком много, думают старшие: заботливые родители, предприимчивые учителя. Да, их советы, бесспорно, очень важны и ценны, но не более. Выбор всегда за вами. Необходимо самостоятельно ставить и решать вопросы, строить и осуществлять далекие и близкие планы. ВОПРОСНИК
|
Опросник профессиональной готовности Ярославский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения «ресурс» | Кгбоу дпо «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» Рабочая тетрадь ученика предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений.... | ||
Дорогие друзья и коллеги! Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | «юридическая конфликтология, медиация и третейский суд» Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | ||
Универсальные: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | Руководство для организации классных часов с учащимися-выпускниками по подготовке Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | ||
Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности... Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | Программа дисциплины «юридическая конфликтология, медиация и посредничество»... Составители: В. И. Глазунов, директор регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи | ||
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф ориентации молодежи... | Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся... Типовое положение о профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 7 | ||
Задачи, содержание, технологии материалы Всероссийского совещания «формирование и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в рамках региональных программ развития профессионального... | В. Р. Филиппов Основоположники «советской теории этноса» Об эффективности проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях... | ||
Викторина «Мир профессий» 50 Тематическая выставка в библиотеке «Профессия- рабочий» Для подготовки ответа в Департамент образования и молодежной политики по вопросу выполнения мероприятий Программы профессиональной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс эссе «Твоя профессиональная траектория» в рамках Всероссийского конкурсасамоопределения и профессиональной ориентации молодежи... | ||
Разработка и реализация быстрых алгоритмов классификации текстов опубликованных online Об эффективности проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях... | Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике Об эффективности проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях... |