Скачать 0.85 Mb.
|
КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» Рабочая тетрадь ученика по курсу «Основы профессионального самоопределения» МБОУ средней образовательной школы №__________, класс_________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ (ФИО ученика) Красноярск 2013 Рабочая тетрадь ученика предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Основная часть материала рабочей тетради также может быть использована школьниками для самостоятельного изучения. Рабочая тетрадь ученика разработана в соответствии с рабочей тетрадью педагога в рамках предложенного профориентационного курса «Основы профессионального самоопределения». Авторы-составители: Подкова К.Ю. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения». Морева А.М. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения». Дорогой учащийся! «Способность выбирать - есть драгоценнейшее из свойств разума». Торнтон Уайлдер Каждый человек в жизни делает множество выборов – от повседневных, волнующих его ежедневно, до серьезных, от которых зависит его будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к одному из самых сложных из них. Правильно сделанный выбор – это начало пути к личному и профессиональному успеху, к самореализации, к социальному и материальному благополучию в будущем. Данное методическое пособие поможет тебе в понимании вопросов профессионального самоопределения как в школе на учебных занятиях, так и дома при самостоятельном изучении. Будем рады, если представленная в пособии информация окажется тебе полезной и интересной, поможет тебе сделать правильный и разумный выбор. Желаем тебе успехов в выборе своего профессионального пути! ГЛАВА 1. Введение в профессиональную ориентацию Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей на рынке труда), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Схема 1. Путь профессионального самоопределения Задание №1. В пункте №1запиши, как ты понимаешь следующие понятия: профессия, специальность, должность. В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой. Профессия 1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Специальность 1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Должность 1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №2. Впишите понятия: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность, определив их взаимосвязь. Успешная трудовая деятельность Схема 2. Взаимосвязь понятий: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность Задание №3. В пункте №1 запиши, как ты понимаешь понятия: профессионал и любитель. В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой. Любитель 1._____________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________ Профессионал 1._____________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________ Задание №4. Заполните пустые поля недостающими словами, определяя возможные профессии, специальности и должности. Придумайте и запишите в пустые поля свои примеры. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТЬ ПРОФЕССИЯ _______________________ _________________ преподаватель психологии _______________________ ________________________ врач ______________________ _______________________ педагог дополнительного образования _______________________ инженер - строитель _______________________ слесарь ________________________ _______________________ _______________________ _________________________ налоговый инспектор _______________________ _________________________ _______________________ _______________________ _________________________ _______________________ _______________________ _________________________ _______________________ Задание №5. Распредели слова по группам: профессия, специальность, должность. Профессия Пластический хирург
Специальность Инженер лесного отдела
Должность Электрогазосварщик
ГЛАВА 2. Основы профессиональной ориентации Задание №1. Проанализируй ситуацию и письменно ответь на вопросы. Александр с 7 класса увлекся фотографией и был очень рад, когда родители подарили ему фотоаппарат, о котором он мечтал. Закончив 9-й класс, Саша твердо решил учиться на фотографа и уже выбрал учебное заведение. Но родители его выбор не одобряли, считая, что профессия фотографа несерьезна и настаивали, чтобы он поступал учиться на повара. Саша послушал родителей и, закончив обучение в училище, сразу устроился в столовую рядом с домом. Работа не приносила ему удовольствия, ему даже казалось, что он готовит хуже остальных поваров, он с тоской вспоминал о своем увлечении. Какие трудности возникли у Александра в работе?_________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сможет ли он добиться успеха в своей профессии? Почему?__________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что Александр не учел, выбирая профессию?______________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Могу Способности Таланты Состояние здоровья Хочу Интересы Желания Стремления ! Надо Потребности рынка труда Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора Задание №2. Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему городу, Красноярскому краю («Надо»)? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Опросник профессиональной готовности Ярославский областной центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения «ресурс» | Сотрудникам Коми республиканского центра профессиональной ориентации... Профессии в меняющемся мире: Информационно-тематический вестник / Сост. С. В. Шучалина; Худож. И. И. Касилова. Сыктывкар, 2005. 36... | ||
Центр гражданского образования Гаоу дпо (пк) с «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» | Литература по профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся... Типовое положение о профессиональной ориентации в общеобразовательной организации 7 | ||
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф ориентации молодежи... | Конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина... План конспект урока по теме «Строение земной коры. Землетрясения» Паневина Г. Н., Кгбоу дпо хк иро | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кгаоу дпо(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» | Центр социально-психологической помощи Н. Н. Ершова – директор ноу «Центр социально – психологической помощи детям, подросткам и молодежи» | ||
Викторина «Мир профессий» 50 Тематическая выставка в библиотеке «Профессия- рабочий» Для подготовки ответа в Департамент образования и молодежной политики по вопросу выполнения мероприятий Программы профессиональной... | Гау дпо (ПК) с «Брянский областной центр оценки качества образования» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... | ||
Информация о проведении мероприятий по профессиональной ориентации... С 2008 года в Усть – Кубинской школе реализуется Программа по профессиональной ориентации «Выбирая профессию – выбираем будущее».... | Демина Эльвира Михайловна, доцент кафедры управления, экономики и... Кирьянова Виктория Александровна, психолог Центра социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара | ||
Центр воспитания и гражданского образования Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Мбоу дпо информационно-методический центр Ступинского муниципального... В целях выявления и поддержки одаренных детей, имеющих склонность к исследовательской деятельности по физике; расширения знаний учащихся... | ||
«О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | «Апробация профориентационных методик в 5-9 классах в целях развития... Мбоу мук, в ходе реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», в сентябре... |