Скачать 0.75 Mb.
|
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Е. Самчук, Т. Матерова. Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе. г. Барнаул, 2007г.
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения; Барнаул: , 2007.- 76с. Авторы-составители: Е.А.Самчук; Т.А.Матерова Методическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. Алтайский краевой центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения, 2007 Основная цель профориентационной работы в школе – оказание реальной помощи подростку в выборе вариантов профессионального образования. Обоснованный профессиональный выбор – это собственное решение человека, осознающего ответственность при планировании перспектив своего развития. Такую ответственность готовы принять далеко не все взрослые, поэтому подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, родителей, психологов.Высший уровень профориентации – самостоятельное профессиональное самоопределение учащихся, планирование профессиональной карьеры. На этом уровне человек готов к самостоятельному и осознанному принятию решения о собственной профессиональной самореализации, причем без посторонней помощи. Для достижения такого уровня в учебном заведении должна сформироваться полноценная, системная профориентация, направленная на постепенное формирование личности учащегося, как субъекта профессионального самоопределения.
Первые лаборатории по профориентации появились в 1903г. во Франции и в 1908 г в Бостоне (США). Существуют объективные причины появления профориентационных служб: бурный рост промышленности, разделение труда, миграция людей из сельской местности в город, возникновение у работодателей потребности поиска наиболее подходящих кадров. Кроме того, именно в этих странах, и именно в это время перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, которая неизбежно порождает перед человеком множество проблем, главная из которых – ответственность за жизненно важное принятие решения. К сожалению, большинство людей оказываются к этому не готовыми. Таким образом, уровень развития профориентации зависит от уровня свободы в обществе. В России первая служба по «приисканию» работы появилась в 1897 году. Это была служба по трудоустройству. В дореволюционной России службы по профориентации не было, но уже создавались условия для ее возникновения. Так в Санкт-Петербургском университете профессор Н. Киреев безвозмездно оказывал помощь молодым людям при выборе факультета, а М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии. В Советской России в 1921 году при Центральном институте труда была открыта первая лаборатория профориентации. Чуть позже аналогичные учреждения возникли на Украине (Харьков), в Казани. Первое бюро по профконсультации появилось в 1927 году в Ленинграде при бирже труда. В общеобразовательных школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. Таким образом, в период НЭПа и вплоть до середины 30-х годов профориентация активно развивалась. В 1936 году вышло печально известное постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В 1937 году вместе с отменой трудового обучения в школе произошло резкое свертывание профориентации – ее, реально связанную с проблематикой свободного выбора, попросту запретили. Только в конце 50-х, начале 60-х годов в Академии педагогических наук СССР ряд научно-исследовательских институтов вернулся к разработке профориентационных проблем (А.М Голомшток, Б.А. Федоришин, А.Н. Волконский). С середины 60-х до середины 80-х гг профориентацию не запрещали, но и не развивали. В этот период главной задачей государства стало выполнение социального заказа на подготовку работников для решения производственных проблем. При этом абсолютно игнорировались индивидуальные потребности и особенности конкретного человека. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «…на комсомольскую стройку!» Новый виток развития профориентация получила в середине 80-х прошлого века, когда в государстве назрела потребность в существенных изменениях. Изменение политической ситуации, смена идеологических ориентиров, появившаяся возможность самостоятельной предпринимательской деятельности привели к формированию новой стратегии поведения работников на рынке труда. В рыночных условиях актуальными для трудоспособного населения стали проблемы выбора сценариев профессиональной жизни, карьеры, безработицы, к решению которых оно не было подготовлено. У людей появилась потребность в профессиональной помощи и психологической поддержке. Итак, в 1986 году в России было создано более 60 региональных центров профориентации и психологической поддержки населения, на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов, в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». Именно в эти годы в русле «гуманизации образования» была предпринята попытка перейти к активизации процесса профессионального самоопределения: в школах появились кабинеты профориентации, в обязательном порядке внедрялись специальные образовательные программы, большое внимание стало уделяться методологическим основам профориентирования, уточнялся понятийный аппарат, основные направления, формы и методы профориентационной работы со школьниками, - то есть был сформирован серьезный социальный запрос общества. Однако в 90-х годах в соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании», профориентация в школе практически была свернута. Профориентационные службы остались лишь в государственных службах занятости, и деятельность их была ориентирована на обслуживание безработного населения. Сложная экономическая ситуация в России, проблемы демографического характера, разрушение связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом – все это породило немало проблем, касающихся как выпускников системы общего и профессионального образования, так и работодателей и состояния рынка профессионального труда в целом. Тем не менее, Концепции модернизации российского образования до 2010 года приоритетным направлением работы общеобразовательной школы вновь названо профессиональное самоопределение молодежи, а именно: «Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои социальные права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.» Профильное обучение в старших классах является «системой специализированной подготовки…., ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.» 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В Алтайском крае, впрочем, как и в других регионах России расхождения между профессиональными планами выпускников и потребностями рынка труда колоссальны. В связи со структурными преобразованиями, обострилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Возникло противоречие между потребностями рынка труда, перепроизводством определенных специалистов и нехваткой других. В 2005-06 учебном году специалистами Алтайского центра профориентации было проведено социопсихологическое исследование профессиональных намерений выпускников 11-х классов. В этом исследовании мы попробовали отследить тенденции профессионально-образовательных планов выпускников, сопоставить спрос и предложения рынка труда. По нашим расчетам результаты мониторинга будут способствовать корректировке работы Центра по профориентированию учащихся. При проведении мониторинга были выдвинуты: цель, задачи и гипотезы исследования. Цель исследования: Изучение профессиональных ориентаций выпускников общеобразовательных школ и факторов, влияющих на их профессиональное самоопределение. Задачи исследования:
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
В своей работе мы опирались на следующие понятия: Профессиональное самоопределение – активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Личностные ориентации – устойчивая целостность психических процессов, свойств и отношений, темперамента, характера, способностей, волевых качеств, субъективных свойств личности, образцов поведения, самооценка, самоконтроль. Социальные ориентации – целостность социальных качеств человека в виде интеграции социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Образовательные ориентации - намерения выпускников выбрать то или иное учебное заведение. Престиж профессии – значимость профессии для общества или социальной группы, является важным критерием социальной иерархии Мотивы выбора профессии – преобладающий тип ценностной ориентации выпускников на различные потребности, удовлетворение которых достигается выбором желаемой профессии Факторы выбора профессии – внешние и внутренние регуляторы активности человека. |
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное... Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения | «30» августа 2013г. Директор маоу сош №45 Т. Н. Шаврина Программа профориентации ... | ||
План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | Тематическое планирование по математике, 10 класс Планирование составлено на основе «Примерные программы по математике. Сборник нормативных документов. Математика» / сост. Э. Д. Днепров,... | ||
Гбоу ао «Специальная Соломбальская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Нифонтова, змс по дзюдо, С. Хорохордина, змс россии по спортивной гимнастике (г. Барнаул), А. Гречина, змс россии по плаванию,... | ||
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. З.... | Тематическое планирование по окружающему миру Пояснительная записка... Тематическое планирование составлено по общеобразовательной программе общеобразовательных учреждений для начальных классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современные требования к планированию уроков физической культуры в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе предусматривают... | Программа по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А Москва, Дрофа, 2007г и авторской программы по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нацеленность работы педагогического коллектива школы только на учебный и воспитательный процесс и в ряде случаев даже игнорирование... | Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана... | ||
Республики Татарстан «Согласовано» Планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы». Составитель М. Н. Бородин. Лаборатория... | Пояснительная записка. Планирование составлено на основе программы... Планирование составлено на основе программы музыка министерства образования и науки РФ «Музыка» 1-9 классы под руководством Д. Б.... | ||
Утверждаю: Директор школы Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,... | Я выбираю профессию Организация профориентационных занятий с элементами... Матерова Т. А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические... |