Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г





НазваниеОрганизация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г
страница1/8
Дата публикации22.06.2014
Размер0.75 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Е. Самчук, Т. Матерова.
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе.

г. Барнаул, 2007г.

ББК 74.200.526.

Печатается по решению экспертно-

С 17

методического совета

АКЦПОМ и ППН



Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе: Методическое пособие Алт. Краев. Центр проф. ориентации молодежи и психол. поддержки населения; Барнаул: , 2007.- 76с.
Авторы-составители: Е.А.Самчук; Т.А.Матерова

Методическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений.


Алтайский краевой центр профориентации молодежи

и психологической поддержки населения, 2007

Основная цель профориентационной работы в школе – оказание реальной помощи подростку в выборе вариантов профессионального образования. Обоснованный профессиональный выбор – это собственное решение человека, осознающего ответственность при планировании перспектив своего развития. Такую ответственность готовы принять далеко не все взрослые, поэтому подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, родителей, психологов.


Высший уровень профориентации – самостоятельное профессиональное самоопределение учащихся, планирование профессиональной карьеры. На этом уровне человек готов к самостоятельному и осознанному принятию решения о собственной профессиональной самореализации, причем без посторонней помощи. Для достижения такого уровня в учебном заведении должна сформироваться полноценная, системная профориентация, направленная на постепенное формирование личности учащегося, как субъекта профессионального самоопределения.


  1. ИСТОРИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ


Первые лаборатории по профориентации появились в 1903г. во Франции и в 1908 г в Бостоне (США). Существуют объективные причины появления профориентационных служб: бурный рост промышленности, разделение труда, миграция людей из сельской местности в город, возникновение у работодателей потребности поиска наиболее подходящих кадров. Кроме того, именно в этих странах, и именно в это время перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, которая неизбежно порождает перед человеком множество проблем, главная из которых – ответственность за жизненно важное принятие решения. К сожалению, большинство людей оказываются к этому не готовыми.

Таким образом, уровень развития профориентации зависит от уровня свободы в обществе. В России первая служба по «приисканию» работы появилась в 1897 году. Это была служба по трудоустройству. В дореволюционной России службы по профориентации не было, но уже создавались условия для ее возникновения. Так в Санкт-Петербургском университете профессор Н. Киреев безвозмездно оказывал помощь молодым людям при выборе факультета, а М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии.

В Советской России в 1921 году при Центральном институте труда была открыта первая лаборатория профориентации. Чуть позже аналогичные учреждения возникли на Украине (Харьков), в Казани. Первое бюро по профконсультации появилось в 1927 году в Ленинграде при бирже труда. В общеобразовательных школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. Таким образом, в период НЭПа и вплоть до середины 30-х годов профориентация активно развивалась.

В 1936 году вышло печально известное постановление ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». В 1937 году вместе с отменой трудового обучения в школе произошло резкое свертывание профориентации – ее, реально связанную с проблематикой свободного выбора, попросту запретили.

Только в конце 50-х, начале 60-х годов в Академии педагогических наук СССР ряд научно-исследовательских институтов вернулся к разработке профориентационных проблем (А.М Голомшток, Б.А. Федоришин, А.Н. Волконский).

С середины 60-х до середины 80-х гг профориентацию не запрещали, но и не развивали. В этот период главной задачей государства стало выполнение социального заказа на подготовку работников для решения производственных проблем. При этом абсолютно игнорировались индивидуальные потребности и особенности конкретного человека. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «…на комсомольскую стройку!»

Новый виток развития профориентация получила в середине 80-х прошлого века, когда в государстве назрела потребность в существенных изменениях. Изменение политической ситуации, смена идеологических ориентиров, появившаяся возможность самостоятельной предпринимательской деятельности привели к формированию новой стратегии поведения работников на рынке труда. В рыночных условиях актуальными для трудоспособного населения стали проблемы выбора сценариев профессиональной жизни, карьеры, безработицы, к решению которых оно не было подготовлено. У людей появилась потребность в профессиональной помощи и психологической поддержке.

Итак, в 1986 году в России было создано более 60 региональных центров профориентации и психологической поддержки населения, на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов, в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». Именно в эти годы в русле «гуманизации образования» была предпринята попытка перейти к активизации процесса профессионального самоопределения: в школах появились кабинеты профориентации, в обязательном порядке внедрялись специальные образовательные программы, большое внимание стало уделяться методологическим основам профориентирования, уточнялся понятийный аппарат, основные направления, формы и методы профориентационной работы со школьниками, - то есть был сформирован серьезный социальный запрос общества.

Однако в 90-х годах в соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании», профориентация в школе практически была свернута. Профориентационные службы остались лишь в государственных службах занятости, и деятельность их была ориентирована на обслуживание безработного населения.

Сложная экономическая ситуация в России, проблемы демографического характера, разрушение связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом – все это породило немало проблем, касающихся как выпускников системы общего и профессионального образования, так и работодателей и состояния рынка профессионального труда в целом.

Тем не менее, Концепции модернизации российского образования до 2010 года приоритетным направлением работы общеобразовательной школы вновь названо профессиональное самоопределение молодежи, а именно: «Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои социальные права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.» Профильное обучение в старших классах является «системой специализированной подготовки…., ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.»
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В Алтайском крае, впрочем, как и в других регионах России расхождения между профессиональными планами выпускников и потребностями рынка труда колоссальны. В связи со структурными преобразованиями, обострилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Возникло противоречие между потребностями рынка труда, перепроизводством определенных специалистов и нехваткой других.

В 2005-06 учебном году специалистами Алтайского центра профориентации было проведено социопсихологическое исследование профессиональных намерений выпускников 11-х классов. В этом исследовании мы попробовали отследить тенденции профессионально-образовательных планов выпускников, сопоставить спрос и предложения рынка труда. По нашим расчетам результаты мониторинга будут способствовать корректировке работы Центра по профориентированию учащихся.

При проведении мониторинга были выдвинуты: цель, задачи и гипотезы исследования.
Цель исследования:

Изучение профессиональных ориентаций выпускников общеобразовательных школ и факторов, влияющих на их профессиональное самоопределение.

Задачи исследования:

  • Выявить профессиональные планы и намерения одиннадцатиклассников.

  • Определить структуру образовательных ориентаций выпускников.

  • Выявить приоритеты выбора учебных заведений.

  • Составить рейтинг профессий, актуальных для выпускников МОУ СОШ.

  • Проанализировать мотивы выбора профессий выпускниками школ.

  • Оценить степень влияния внешних и внутренних факторов регуляции личностной активности на формирование профнамерений.

  • Выявить предпочитаемые выпускниками отрасли возможного трудоустройства.

  • Сравнить результаты, полученные в МОУ СОШ г. Барнаула и в малых городах и сельских районах Алтайского края.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  • Структура профессиональных ориентаций выпускников не соответствует требованиям рынка труда Алтайского края.

  • Высшее образование является приоритетным для большинства выпускников.

  • Среди мотивов выбора профессий приоритетными являются оплата труда и престижность профессии.

В своей работе мы опирались на следующие понятия:

Профессиональное самоопределение – активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка.

Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Личностные ориентации – устойчивая целостность психических процессов, свойств и отношений, темперамента, характера, способностей, волевых качеств, субъективных свойств личности, образцов поведения, самооценка, самоконтроль.

Социальные ориентации – целостность социальных качеств человека в виде интеграции социально значимых черт и социальных отношений данного общества.

Образовательные ориентации - намерения выпускников выбрать то или иное учебное заведение.

Престиж профессии – значимость профессии для общества или социальной группы, является важным критерием социальной иерархии

Мотивы выбора профессии – преобладающий тип ценностной ориентации выпускников на различные потребности, удовлетворение которых достигается выбором желаемой профессии

Факторы выбора профессии – внешние и внутренние регуляторы активности человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconОрганизация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное...
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г icon«30» августа 2013г. Директор маоу сош №45 Т. Н. Шаврина Программа профориентации
...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconТематическое планирование по математике, 10 класс
Планирование составлено на основе «Примерные программы по математике. Сборник нормативных документов. Математика» / сост. Э. Д. Днепров,...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconГбоу ао «Специальная Соломбальская (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Организация работы по профориентации и профадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Нифонтова, змс по дзюдо, С. Хорохордина, змс россии по спортивной гимнастике (г. Барнаул), А. Гречина, змс россии по плаванию,...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л. З....
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconТематическое планирование по окружающему миру Пояснительная записка...
Тематическое планирование составлено по общеобразовательной программе общеобразовательных учреждений для начальных классов
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные требования к планированию уроков физической культуры в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе предусматривают...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПрограмма по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А
Москва, Дрофа, 2007г и авторской программы по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин,...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нацеленность работы педагогического коллектива школы только на учебный и воспитательный процесс и в ряде случаев даже игнорирование...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПрограмма по профориентации учащихся «Мой выбор»
Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconРеспублики Татарстан «Согласовано»
Планирование составлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы». Составитель М. Н. Бородин. Лаборатория...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconПояснительная записка. Планирование составлено на основе программы...
Планирование составлено на основе программы музыка министерства образования и науки РФ «Музыка» 1-9 классы под руководством Д. Б....
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconУтверждаю: Директор школы
Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,...
Организация и планирование профориентации в общеобразовательной школе г. Барнаул, 2007г iconЯ выбираю профессию Организация профориентационных занятий с элементами...
Матерова Т. А. Я выбираю профессию. Организация профориентационных занятий с элементами социально-психологического тренинга: методические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск