Скачать 38.38 Kb.
|
Тема: «Современные требования к планированию уроков физической культуры в общеобразовательной специальной школе» Современные требования к планированию уроков физической культуры в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе предусматривают планирование уроков на весь учебный год, на четверть и на урок. Планирование на учебный год позволяет распределить материал программы по всем четвертям и классам с учетом материальной базы, климатических условий, состава учащихся конкретного класса. Так на основе авторской программы «Физическое воспитание» В.М. Мозгового, где представлено примерное распределение учебного времени по классам на различные виды упражнений (гимнастика, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжи) учителем составляется в начале годовой план график прохождения учебного материала в целом , а за тем по учебным четвертям. В плане графике и тематическом планирование можно изменить в пределах 20% некоторые разделы программы, заменив одни виды упражнений, выполнить которые не предоставляется возможности, на другие. В качестве примера может служить в 5-9 классах раздел «плавание», которое не возможно выполнить из-за отсутствия материально-технической базы школы. Поэтому учебные часы этого раздела программы перераспределяются по другим разделам: легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжная подготовка. В связи с добавлением 3-го часа урока физической культуры в 5-8 классах в годовом плане графике и в тематическом планировании также произошли изменения прохождения учебного материала. Так к базовой части авторской программы прибавилось 35часов вариативной части, включающая в себя спортивные, народные и подвижные игры. Проведение которых рекомендовано выполнять в конце каждой учебной недели. На основе плана графика на четверть учитель составляет план-конспект урока физкультуры. В ежедневном плане урока указываются, тема урока, цели и задачи урока, место проведения урока, оборудование, методические указания. При планировании начальных классов закладываются основы знаний. На этот материал в каждой четверти отводится 1-2 урока, но учитель должен объяснять, рассказывать о требованиях, правилах в течении 10-15 мин. Особо надо подходить к планированию ходьбы и бега. Так как эти два естественных вида упражнений имеют избирательную направленность, то на обучение этим упражнениям учитель выделяет уроки сам. Это отражается в поурочных конспектах по каждому классу. С элементами акробатики учащиеся начинают знакомиться с первого класса. Это новый раздел программы. Выполнение учениками упражнения строго индивидуализировано. Подвижные и спортивные игры следует разучивать постоянно, а коррекционные игры лучше планировать специально. Это будет показано в материале по каждому классу. При планировании уроков физкультуры учитель должен учитывать следующее:
Урок физической культуры в специальной (коррекционной) школе состоит из 4-х частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечит спокойное и успешное проведение урока. Каждая часть урока решает к4онкретные задачи. При проведении урока следует исходить из общих принципов коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребенка дефектов развития. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений о гигиене и о состоянии их здоровья. Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи. Планирование лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечнососудистую, дыхательную систему. Уроки физической культуры особенно в начальных классах должны быть эмоциональными, вызывать интерес учащихся к двигательной деятельности. Только через показ учитель может вызвать интереса к выполнению упражнений, чередуя различные упражнения с играми. В начальных классах следует практиковать выполнение упражнений в виде соревнований: «кто лучше», «кто точнее», «кто быстрее» и тд. В практике работы специальной (коррекционной) школы нужно выделить следующий тип уроков: вводные, на ознакомление с новым материалом, комбинированные, уроки повторения пройденного и контрольно-зачетные. В целях контроля и учета двигательных возможностей и физической подготовленности учащихся планируется проведение проверочных испытаний два раза в год (сентябре и мае) по следующим видам упражнений: бег 30-60м.; прыжок в длину с места; метание мяча на дальность; бросок набивного мяча из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. Таким образом, выполнение современных требований планирования уроков физической культуры в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе способствует успешному их проведению, достижению всех поставленных целей и задач уроков. |