Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И.





Скачать 95.79 Kb.
НазваниеШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И.
Дата публикации21.04.2015
Размер95.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н.И.
Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002).

Рассматриваются условия становления школьной библиотеки как центра формирования информационной культуры личности. Освещается опыт Кемеровского государственного университета культуры и искусств по профилированной подготовке и повышению квалификации специалистов, способных осуществлять формирование информационной культуры личности на базе школьной библиотеки.
Заметной тенденцией последних лет в нашей стране стало осознание чрезвычайно важной, особой роли библиотек общеобразовательных учреждений в деле совершенствования отечественной системы образования. Новое понимание места и роли школьной библиотеки в образовательном процессе происходит не только в России, но и во всем мире. Достаточно вспомнить принятый ИФЛА в 2000 г. Манифест школьных библиотек, эпиграфом к которому стали слова: «Школьная библиотека – образование и обучение для всех». Принятие этого документа знаменует осмысление новой миссии школьной библиотеки, обусловленное, с одной стороны, коренными преобразованиями внутренней среды, «среды обитания» - то есть самой сферы образования, и, с другой стороны, трансформацией внешней среды – вхождением человечества в новую стадию своего развития – информационное общество.

Вхождение человечества в информационное общество, обусловило радикальные изменения в системе образования: на смену принципу «образование на всю жизнь» пришел принцип «образование в течение всей жизни». Следствием таких изменений является необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, формирования особых знаний и умений по работе с информацией, позволяющих обучаться всю жизнь. Потребность такой подготовки человека к жизни в информационном обществе уже осознана во всем мире. Назовем лишь некоторые, важнейшие инициативы, исходящие из авторитетных международных организаций: ЮНЕСКО и ИФЛА. Так, в недавно принятой ЮНЕСКО «Рекомендации о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству» провозглашается необходимость содействовать распространению грамотности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) всем государствам-членам ЮНЕСКО и международным организациям. При этом подчеркивается, что решающее значение для информационного общества имеет развитие "человеческого капитала", включая открытое, интегрированное и межкультурное образование в сочетании с обучением навыкам в области ИКТ. Другая инициатива ЮНЕСКО связана с реализацией Программы «Информация для всех», в которой второй раздел полностью посвящен развитию потенциала и воз­можностей человека, его навыков и умений в век информации.

Наряду с ЮНЕСКО разработку проблемы подготовки человека к жизни в информационном обществе инициирует ИФЛА. На протяжении двух последних лет эта проблема активно обсуждалась на Генеральных конференциях и сессиях ИФЛА. Важным событием явилось создание в 2002 г. секции по информационной грамотности, поставившей задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и создания на этой основе международного стандарта.

Итак, мировым сообществом осознана необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе путем формирования нового вида грамотности – информационной. Какое же место могут и должны занять в решении этой важной задачи российские школьные библиотеки?

Следует подчеркнуть, что в нашей стране в библиотеках общеобразовательных учреждений накоплен богатый опыт работы по информационному образованию и просвещению. Он связан с рядом направлений деятельности, которые именуются по-разному: формирование библиотечно-библиографических знаний, библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, библиотечно-библиографической культуры, информационной грамотности, компьютерной грамотности. Однако в последние годы все эти привычные ранее понятия существенно потеснил термин «информационная культура личности». И это не случайно, ибо он позволяет выразить всю полноту содержания понятия, отражающего совокупность знаний и умений современного человека при работе с информацией. В отличие от понятия «информационная грамотность», несущего в русском языке неизбежный оттенок элементарности, примитивности, отражения самого простого, начального уровня образования, понятие «информационная культура» не сравнимо богаче. Оно гораздо более соответствует масштабу всего многообразия знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии.

Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями («экранной культуры», компьютерной культуры). Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений (умение вести самостоятельный поиск, анализ и синтез информации с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий), является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки.

В целом информационная культура трактуется сейчас как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. В этих условиях школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают специальную информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, осваивают навыки анализа и синтеза найденной информации, технологию самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов - конспектов, докладов, рефератов, обзоров и т.п.

Особая роль школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения определяется, на наш взгляд, прежде всего, таким фактором, как возможность реализации последовательной, систематической информационной подготовки учащихся в ее неразрывной связи с учебным процессом. Именно в школьной библиотеке учащемуся предстоит осознать зависимость между овладением знаниями и трудом по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации. Не случайно в «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» в числе одной из основных задач библиотеки общеобразовательного учреждения названо «….формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации».

Однако современное состояние организации информационного просвещения на базе школьных библиотек характеризуется рядом недостатков: преимущественно инициативным (то есть не обязательным, не систематическим) характером работы; преобладанием монодисциплинарного подхода: либо обучение основам библиотечно-библиографических знаний, либо ликвидация компьютерной безграмотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п.; отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки библиотекарей; дефицитом учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры личности; низким уровнем внедрения в практику работы библиотек новых информационных технологий.

Для того, чтобы школьная библиотека стала подлинным центром формирования информационной культуры личности, на наш взгляд, требуется соблюдение, как минимум, двух условий:

  1. наличие соответствующих информационных ресурсов, определяемых «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», как «ресурсы на разных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

  2. профессиональная готовность школьного библиотекаря к формированию информационной культуры учащихся.

Понимая всю значимость первого условия, тем не менее, оставим за рамками данной статьи обсуждение всего комплекса проблем общегосударственного масштаба, связанных с его выполнением, и обратимся к рассмотрению второго условия. Специальная подготовка школьного библиотекаря в сфере информационной культуры предполагает, что он владеете не только традиционной библиотечно-библиографической культурой, но всей совокупностью информационных знаний и умений, включая освоение новых информационных технологий. Особо важным является владение специальными психолого-педагогическими знаниями и умениями, позволяющими выбрать рациональные формы и методы работы в проведении информационного всеобуча.

Для ответа на вопрос: «Готов ли современный школьный библиотекарь вести профессиональную деятельность по формированию информационной культуры личности, и что следует сделать для обеспечения такой готовности?» обратимся к анализу более чем двадцатилетнего опыта работы по данному направлению Кемеровского государственного университета культуры и искусств. За тридцатипятилетнюю историю существования нашего вуза накоплен богатый опыт как профилированной подготовки и повышения квалификации специалистов, способных осуществлять формирование информационной культуры личности, так и проведения научных исследований в данной сфере.

Потребность Кузбасса в кадрах, способных квалифицированно вести формирование информационной культуры личности, обучать информационным знаниям и умениям учащихся оказалась настолько велика, что нашему вузу пришлось обеспечить работу по двум направлениям: открыть новую специализацию и развернуть систему повышения квалификации. Так, с 2000 г. на основе специальности 05.27.00 – «Библиотековедение и библиография» была открыта специализация «Технология формирования информационной культуры» и начата подготовка соответствующих специалистов.

Организация повышения квалификации школьных библиотекарей региона в сфере информационной культуры осуществляется вузом при тесном взаимодействии с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКПРО). Для библиотекарей школьных библиотек Кемеровской области на базе КРИПКПРО проводятся курсы повышения квалификации: стационарный вариант реализуется в областном центре, в г. Кемерово. Выездные очно-заочные курсы, как правило, проводятся в районах Кемеровской области.

Наряду с проведением курсов по информационной культуре для школьных библиотекарей Кузбасса широкое распространение получили обучающие семинары по заказу органов управления образованием других регионов: Челябинска, Омска, Томска, Новосибирска. Целью таких семинаров является повышение профессиональной компетентности библиотекарей образовательных учреждений в вопросах формирования информационной культуры личности; содействие осознанию миссии школьной библиотеки как важнейшего звена в системе информационного образования учащихся. Они дают представление о существующих концепциях и технологиях формирования информационной культуры личности; раскрывают возможности школьной библиотеки как среды формирования информационной культуры личности. Особое внимание уделяется анализу форм, методов и средств обучения основам информационной культуры личности на базе школьной библиотеки, технологии подготовки и проведения библиотечного занятия. В ходе семинара используются различные формы обучения: лекции, практические занятия, видеопрезентации, дискуссии, «круглые столы» и др.

Результативность работы по подготовке и повышению квалификации, обучающих семинаров по проблемам формирования информационной культуры личности во многом определяется опорой на результаты научных исследований. На протяжении многих лет в вузе ведутся широкомасштабные исследования в области информационной культуры личности. Особую роль в развитии данного научного направления сыграло создание в 2000 г. в структуре университета специального научного подразделения – научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС), действующего в рамках международной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В НИИ ИТ СС функционирует лаборатория формирования информационной культуры, деятельность которой связана разработкой программ, методических и дидактических материалов, средств диагностики, технологии проведения занятий по основам информационной культуры учащихся в условиях школьной библиотеки. Основными результатами деятельности лаборатории стали: публикация свыше 100 научных работ по проблемам информационной культуры; разработка учебно-методического обеспечения формирования информационной культуры личности( комплекс учебных программ, методики обучения, учебные пособия, тесты и др.); проведение 10 научно-практических конференций и семинаров; ведение постоянной рубрики «Информационная культура» в общероссийском журнале «Школьная библиотека»; отражение результатов исследований по формированию информационной культуры личности на сайте nii.art.kemerovonet.ru.

Однако главным результатом развернутых научных исследований по проблемам формирования информационной культуры личности мы считаем то, что нам удалось обосновать, экспериментально проверить и внедрить в практику работу учреждений образования и культуры не только Кузбасса, но и других регионов России свой подход к организации информационного всеобуча. Мы убеждены, что ни компьютерная грамотность, ни культура чтения, ни библиотечно-библиографическая грамотность, сами по себе, изолированно, не дают возможности человеку уверенно чувствовать себя в современном океане информации. Необходим синтез всех этих знаний, в совокупности образующих информационную культуру личности. Именно эта мысль лежит в основе разработанной нами концепции и технологии формирования информационной культуры личности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на пути превращения школьной библиотеки в подлинный центр формирования информационной культуры личности еще предстоит решить много проблем организационного, материально-технического, финансового характера. Однако ключевой фигурой, призванной обеспечить продвижение современной информационной идеологии в общеобразовательной школе, является библиотекарь. Школьный библиотекарь, имеющий специальное высшее образование, освоивший новые информационные технологии, готовый передавать свои информационные знания и учителям, и учащимся, может и должен стать равноправным участником образовательного процесса, формирующего особую грань культуры современного человека – информационную культуру.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. icon«основы информационной культуры личности» Гендина Н. И., Колкова...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconДокладчик Гендина Н. И
Электронный ресурс] /Н. И. Гендина, Г. А. Стародубова// Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconРусская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская...
Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПрограмма внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников»
Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconШкольная библиотека информационный центр школы
А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных...
Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема школы «Становление информационной культуры педагогов и учащихся как средство формирования личности участников образовательного...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconСовременная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы
Современная школьная библиотека – информационный и интеллектуальный центр современной школы
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconСоставить программу курса Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке
Содержание ее документальных ресурсов направлено на повышение уровня учебных достижений школьников. Школьная библиотека перестала...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconТ. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,...
Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск