Школьная библиотека информационный центр школы





НазваниеШкольная библиотека информационный центр школы
Дата публикации07.03.2015
Размер90.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Школьная библиотека - информационный центр школы.


Л.С.Загорская, 
зав. библиотекой СШ №2
г. Переславль-З алесский
Октябрь 2002 г.

"Школьная библиотека - это кабинет № 1 ,  информационный центр всей школы!"
из программы развития образования г.Переславля

XXI век- Век информационного общества, это, вероятно , новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот ми хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. Воспитание доверия к качеству и достоверности информации - предмет особой заботы и контроля со стороны библиотекаря. А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки. так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая программа развития единой образовательной и информационной Среды на 2001-2005 гг.

Из федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001- 2005годы”:

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная Среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методическиё, информационный, технологический . организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования.

Основные направления развития медиаобразования.

Современную школу характиризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Мы видим в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно - познавательной деятельности:

  • в школе- организовать факультатив, предназначенный для углубления изучения популярных разделов медиаобразования (“Основы медиакультуры” , “Компьютерная графика, дизайн” и др.)

  • в учебных целях использовать разнообразные медиаресурсы, постоянно формировать и развивать новую информационную культуру;

  • в кабинете информатики должен идти процесс компьюризации, програмного обеспечения, подключения к ИНТЕРНЕТУ;

  • создание школьного издательства- видео, веб-странички, сайт школы (я принимала участие в конкурсе веб-страничек, есть материал на электронном диске)

  • во внеурочное время - использовать новые педагогические технологии – дистанционное образование, тестирование и т.д.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Под медиаобразованием мы понимаем обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Медиаобразование следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств преподавания других областей знаний, например истории, физики, математики.

Термин “медиаобразование” появился у нас в 70-е годы, возникла концепция, получив название “визуальная грамотность”. Авторы концепции считали важно сформировать у учащихся комплекс умений, включая в себя умения:

  • находить необходимую информацию в разных источниках;

  • критически осмысливать информацию, понимать суть, адресную направленность, цель информации;

  • систематизировать информацию по заданным признакам.

Важно найти точки соприкосновения учебного предмета и “внешних” информационных потоков и решать задачи, которые соответствуют именно данному учебному материалу.

Что же мы называем медиатекой? Термин не имеет однозначного толкования и единого определения. Составные части медиатеки следующие:

  • библиотека- хранилище текстов

  • фонотека – механические, речевые, магнитные и электронно-оптические звукозаписи

  • фильмотека – видеокассеты

  • игротека – зал для игр, игры, автоматы

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ.

Медиатека нужна в первую очередь для того, чтобы взяться за практические задачи “заселения” многосредового пространства. Какое же структурное подразделение необходимо школе для успешного и эффективного внедрения медиаобразования?

В начале 90-х годов школе нужна была медиатека, в конце 90-х в школе были медиацентры, а начало 21 века принесло новое понимание того, что школе нужно своё специальное структурное подразделение – служба информационных и мультимедийных технологий (служба ИМТ), т.е. это развитие библиотеки, медиатеки, радиоузла и т.д., требуется создание единого информационного образовательного пространства школы.

Виды деятельности участников образовательного процесса.

УЧИТЕЛЯ- предметники:

  • получают информацию о педагогической и методической литературе, ИНТЕРНЕТ – ресурсы учебного назначения;

  • организовывают работу школы в образовательных проектах, конкурсах, викторинах;

  • обмениваются информацией по методике преподавания в рамках виртуальных МО (опыт есть – учитель английского языка Прохорова Н.А. - руководитель виртуального МО)

  • создают веб-странички, сайты и получают новый образовательный ресурс доступный и другим регионам, участвуют в работе педагогических интернет объединений, например, "СОМ" - Федерации Интернет Образование, II Всероссийская видеоконференция - ИОСО РАО, II,III Всероссийский интернет педсовет.

УЧАЩИЕСЯ:

  • ведут поиск информации для решения учебных задач

  • участвуют в олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах;

  • участвуют в дистанционном тестировании;

  • используют в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы (тренажёры, репетиторы, энциклопедии, справочники и т.д.)

  • переписываются со сверстниками.

БИБЛИОТЕКАРЬ:

  • осуществляет и поддерживает работу по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;

  • публикует информацию о новых поступлениях;

  • использует информацию, размещённую в сети ИНТЕРНЕТ.

АДМИНИСТРАЦИЯ школы:

  • организует совместную деятельность сотрудников школы, разработку согласованных планов и их исполнение;

  • оперативно связывается с руководителями и другими работниками различных организаций

  • организует публикацию результатов работы на сайте школы;

  • проводит на сайте школы консультации для педагогов, родителей и представителей общественности по вопросам образования;

  • заказывает школьное оборудование, учебные пособия, образовательные материалы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:

  • поддерживает работу локальной сети школы и ИНТЕРНЕТ-сервера

  • обеспечивает надёжное хранение информации, а также антивирусную защиту локальной сети школы;

  • обеспечивает доступ в ИНТЕРНЕТ со всех рабочих мест

РОДИТЕЛЬ:

  • узнаёт об обучении и поведении своих детей;

  • знакомится с учебными проектами детей;

  • знакомится с нормативной, медицинской, педагогической информацией

  • общается с классным руководителем по электронной почте.

Основой открытого информационного пространства школы является компьютеризированные рабочие места, объединенные в единую сеть ИНТРАНЕТ. Но нам пока далеко до ИНТРАНЕТА в школе. Первоочередная задача- создание медиатеки в школе.

Миссия школьного библиотечного медиацентра.

“Через эффективную деятельность медиатеки школы – к качественному образованию, от качественного образования - к качеству жизни”, т.к. понимаются различные стороны жизни:

  • благосостояние

  • самореализация

  • досуг

  • образование

  • рост квалификации.

Основной вид деятельности – образовательный.

Цель создания медиатеки – удовлетворения информационных потребностей участников образовательного процесса.

Принцип организации медиатеки – комфортная информационная среда.

Медиатека – информационный центр школы для свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях. Школьная медиатека обеспечивает самоподготовку учащихся и повышение квалификации учителей.

Материально- техническая база медиатеки:

  • библиотека – традиционная рабочая зона библиотекаря, оборудованная компьютером с компьютерным каталогом, а также копировальной техникой;

  • видеотека – формирует фонд учебных видеозаписей и организует места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией, оборудована видеомагнитофоном, видеокамерой, телевизором и соединена с предметными кабинетами;

  • фонотека – формирует фонд магнитных записей, СД-дисков, аппаратура для прослушивания записей, места индивидуальной и групповой работы с наушниками;

  • диатека – диафильмы, диапозитивы (слайды), оборудована местами для индивидуального и группового просмотра;

  • фонд информационных ресурсов – в этой рабочей зоне расположен центральный сервер медиатеки, для постоянного пополнения фонда информационных ресурсов;

  • компьютерная рабочая зона – для самостоятельной работы учащихся или учителей оборудованы рабочие места.

Все рабочие места и сервер медиатеки объединены в локальную сеть, подключённую к сети ИНТЕРНЕТ.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МЕДИАТЕК.

1этап – выбор помещения, подбор мебели, оборудования, определение технико-тематического состава информационных материалов.

2 этап – создание индивидуальных рабочих мест для самостоятельных занятий учащихся и учителей с информацией, подключение к ИНТЕРНЕТУ, создание фонда нетрадиционных носителей (компьютерные программы, видеоматериалы, CD- ROM- диски).

3 этап – создание веб-страничек, издание школьной газеты, видеоновостей

4 этап – создание ИСО.

Ян Каменский говорил” Книги – это инструмент насаждения мудрости”, но сегодня уже существуют и различные виды электронных изданий для образования.

Электронные издания (ЭИ) - термин, характеризующий все виды электронных средств, предназначен для использования в образовательном процессе. Можно выделить следующие, наиболее применяемые в сфере образования виды ЭИ.

Электронный учебник– он как правило состоит из 3-х компонентов

  • учебный материал в мультимедийном виде

  • раздел для самоподготовки или проверки семинарных занятий

  • раздел, связанный с тестированием по предмету (проведение контрольных работ)

Электронные энциклопедии и путеводители, справочники - содержат большой справочный материал, характеризуется наличием мощного поискового аппарата и возможности подготовить реферат, доклад на базе отобранного материала.

Атлас – электронная коллекция графических документов, систематизирующей информацию по предмету, например: география, биологи и т.д.

Задачник – массив задач, позволяющий учителю создать выборки для классных и домашних заданий, самостоятельные и контрольные работы, а ученику- выбирать задачи для самоподготовки.

Коллекция, галерея - электронное фото произведений искусства, музейных экспонатов, записи музыкальных произведений, речей исторических деятелей, произведения устного народного творчества и т.д.

Ассоциация мультимедиа уже сегодня может предложить серию учебных программ для старших классов, абитуриентов, учителей.

1С: Репетитор - русский, биология, химия, тесты по орфографии, физика. Хорошо известны продукты Физикон, но комплексное и глубоко качественное программное обеспечение "Кирилл и Мифодий" настолько заинтересовало педагогическую общественность, что сделана корпоративная покупка и в городской компьютерной сети она доступна каждому желающему.

У нас в Межшкольном учебном комбинате создан  детьми электронный учебник "Третьего тысячилетия", он договорной основе переносится на сервер департамента образования Ярославской области. Учебники и пособия по преподаванию компьютерных дисциплин располагаются на внутригородских серверах МУК uchcom2 и ИПС РАН tower и их используют все желающие.  Электронные варианты учебников обладают рядом положительных свойств, прежде всего :

  • компактно хранятся в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе

  • позволяет оперативно вносить в них изменения и передавать на большие расстояния по электронной почте.

Создание в структуре информационно-образовательной среды (ИОС) библиотечного сервира тоже не представляется сложным, в качестве библиотечного сервира принята система ИРБИС, разработанная в ГПНТБ, у нас есть эта система, при наличии более современного офисного компьютерного оборудования библиотека может активно включиться в общий информационный поток.

В настоящее время образование во всём мире и в России в частности претерпевает кардиональные изменения. Эти изменения серьёзно затрагивают цели и стратегические направления образования, что в свою очередь приводит к необходимости перестраивать его структуру, менять технологию и методики обучения. Очевидно, что простой закупри компьютеров и подключения их к сети ИНТЕРНЕТ недостаточно, необходимо создание ИОС.

Хотелось бы на перспективу в программу бибуроков включить и цикл занятий по информационной культуре для 3-9 классов. А критериями информационной культуры считаю:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

  • умение эффективно оуществлять поиск нужной информации;

  • умение адекватно перерабатывать информацию с создавать новую;

  • умение адекватно отбирать иоценивать информацию;

  • наличие компьютерной грамотности.

Таким образом, информационная культура- это умение целенапрвленно работать с информацией и использовать для её получения , обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приобретение нового офисного оборудования и ИНТЕРНЕТ, занятия по информационной культуре- будущее школьной библиотеки. В школьные библиотеки должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества, превратится в склад старой, никому не нужной литературы.

 

Список использованной литературы.

1. Бсепелько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989.

2. Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий. Завуч, 1998 №1, с. 20-36.

3.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Педагогика, 1997, №1

4. СелевкоТ.К. Технологии развивающего обучения. Школьные технологии, 1997,№ 4

5. Юдин В.В Педагогическая технология. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГПУ, 1997

6. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 1996

7. Ястребцева Е.Н. Информационно- образовательные средства новой школы. Школьная библиотека,2000, №1, с.43-45

6. Время пришло?! (концепция развития школьной медиатеки) Школьная библиотека, 2000, № 6, с.26- 30

7. Школьный библиотечный медиацентр : от идеи до воплощения, М, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьная библиотека информационный центр школы iconСовременная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы
Современная школьная библиотека – информационный и интеллектуальный центр современной школы
Школьная библиотека информационный центр школы icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Школьная библиотека информационный центр школы iconБиблиотека информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?
Школьная библиотека информационный центр школы iconШкольная библиотека и вопросы книгообеспечения
Библиотека школы №49 является структурным подразделением школы и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
Школьная библиотека информационный центр школы iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
Школьная библиотека информационный центр школы iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры...
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Школьная библиотека информационный центр школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Школьная библиотека информационный центр школы iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Школьная библиотека информационный центр школы iconТ. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,...
Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе
Школьная библиотека информационный центр школы iconВ прошедшем учебном году школьная библиотека не только осуществляла...
Библиотека, расположена на первом этаже школы по адресу: ул. Розы Люксембург, 46. Занимает специальное помещение площадью 92 кв м,...
Школьная библиотека информационный центр школы iconПрограмма межрегионального семинара «Школьная медиатека как информационный...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Школьная библиотека информационный центр школы iconАнализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год
«Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы»
Школьная библиотека информационный центр школы iconИнформационный бюллетень №10. (конкурсы, гранты, конференции) Июнь...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Школьная библиотека информационный центр школы iconИнформационный бюллетень №13. (конкурсы, гранты, конференции) Сентябрь...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Школьная библиотека информационный центр школы iconИнформационный бюллетень №7. (конкурсы, гранты, конференции) Апрель...
Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес
Школьная библиотека информационный центр школы iconИнформационный бюллетень №15 (конкурсы, гранты, конференции) Ноябрь 2006 Содержание: «Горящие»
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск