Скачать 69.49 Kb.
|
Компьютерные технологии в преподавании курса ОБЖ. Информатизация (компьютеризация) учебного процесса является одной из приоритетных задач современного российского образования. Компьютеры за последние пять-шесть лет стали более доступными для образовательных учреждений. Использование информационных технологий требует развития методов и организационных форм обучения. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т.д. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития учащихся. Однако, масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой без совместной работы учителя информатики и учителя ОБЖ. Компьютерные технологии на уроках ОБЖ используются пока весьма редко по причине слабой обеспеченности общеобразовательных школ хорошими компьютерами и явно недостаточного количества соответствующих компьютерных программ по курсу ОБЖ. Изданное по заказу МЧС в 2002 г. мультимедийное пособие для 10-го класса - первый шаг к компьютеризации обучения ОБЖ. Преподаватели ОБЖ часто используют компьютер как вспомогательное средство для иллюстрации учебного материала. В помощь преподавателям в 2003 г. А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов издали библиотеку электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ. 5-11 классы»). Однако появляются и обучающие программы. Например, в учебно-методическом пособии для учителей при обучении правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций предлагаются следующие компьютерные программы:
Ресурсы Интернета:
В 2005 г. по заказу МЧС России вышел в свет учебно-методический комплект по ОБЖ, который, по замыслу МЧС, предполагает непрерывное образование по ОБЖ с детского сада. Электронные издания, входящие в комплект, - «Электронные издания по обучению детей в диалоговом режиме для 5—11 классов» (по сути, банк тестовых заданий) и «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8,9 и 11 классов» (разработки уроков). «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 11 классов» предназначены для подготовки и проведения учителем уроков по основным темам ОБЖ, предусмотренным Федеральным компонентом государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и обязательным минимумом содержания образования 1998 г. и примерными программами предмета ОБЖ. Эти мультимедийные издания содержат в себе «скелет» изучаемой темы - поурочно распределенные основные понятия, положения и правила, таблицы, схемы и диаграммы, иллюстративный материал в виде рисунков, фотографий, видео-и анимационных фрагментов, интерактивных схем и таблиц. Электронное пособие имеет тесты для контроля усвоения знаний, перечень наиболее сложных изучаемых терминов, их определение и пояснение. Звуковое сопровождение способствует развитию таких важных качеств, как интуиция и образное мышление. Хорошо, если бы каждая тема содержала набор практических заданий различной степени сложности, а также список учебных пособий и периодических изданий по данной теме. Структура включает следующие разделы: «Уроки», «Журнал успеваемости», «Медиатека», «Конструктор уроков», «Энциклопедия», «Помощь». При необходимости учитель изменяет предложенное содержание в зависимости от используемой программы, отведенных часов и других условий. Пособия могут быть использованы учащимися при самостоятельном изучении ОБЖ, при подготовке к контрольно-проверочным занятиям и экзаменам по этому предмету. Поурочные разработки можно использовать в ОУ, где на преподавание ОБЖ отводятся часы регионального компонента, в 8-м и 9-м классах (если школа работает по БУПу-1998) и в 9-, 10-, 11-х классах, если школа работает по БУПу-2004. Можно также порекомендовать для проведения уроков по пожарной безопасности входящую в комплект компьютерную игру «Действия при угрозе и возникновении пожаров» - дидактическое средство обучения учащихся 5-7-х классов (возраст 12-14 лет), которое представляет собой набор ситуативных заданий по профилактике пожароопасных ситуаций и поведению в случае возгорания и задымления. Игра состоит из нескольких не связанных единым сюжетом уровней: «Квартира», «Школа», «Улица», «Природа», каждый из которых представлен в двух вариантах - «профилактика» и «возгорание». Приблизительное игровое время на каждом уровне варьируется от 2 до 6 мин. Используя эту игру, можно совместить игру и обучение. Мультимедийный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным. Они состоят в следующем:
В основе подготовки преподавателя к использованию компьютерных технологий в учебном процессе лежат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения. Главными задачами для преподавателя должны стать следующие:
Компьютерные технологии можно использовать на всех типах уроков при:
Планируя урок с применением компьютерных технологий, учитель соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми:
Компьютерные технологии можно использовать на нестандартных уроках: деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, КВН, конкурсы, театрализованные фантазии, концерты, аукционы, диалоги. Роль преподавателя на уроках с использованием компьютеров При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного метода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся, увеличению объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. В курсе ОБЖ можно чаще использовать проектно-исследовательскую форму учебной деятельности. Проект может выполняться как в группах, так и индивидуально и предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметной многоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами, используя литературу, CD-энциклопедии, а также информационные ресурсы Интернета. Телекоммуникации способствуют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями и объективно оценить результаты. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. К сожалению, эффективное применение компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ остается по-прежнему проблемным. Работая с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без посторонней помощи он работать не сможет, так как его ограниченные знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно. Другая проблема - техническая. Необходимы кабинеты ОБЖ, оснащенные современным оборудованием, при помощи которого учитель смог бы не периодически, а постоянно использовать компьютерные технологии, накапливая опыт проведения таких уроков. В большинстве случаев на уроках ОБЖ при использовании компьютерных технологий применяется программа Microsoft PowerPoint из пакета MS Office. Это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется преподавателями для проведения уроков ОБЖ и учениками в проектно-исследовательской деятельности, при подготовке рефератов, докладов и т.п. Сегодня компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельности и учителя, и ученика. |
«Компьютерные технологии и информатика» Контрольная работа по дисциплине «Компьютерные технологии и информатика» для студентов заочной формы обучения | Тематическая физминутка как средство закрепления знаний на уроках окружающего мира В преподавании курса «Окружающий мир» в начальных классах реализуются разнообразные технологии, от традиционных до интерактивных... | ||
Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в филологии... Курс «Компьютерные технологии в филологии» ен. Р. 01. входит в национально-региональный компонент естественнонаучного цикла «Общие... | Шаг к прозрению/ / Компьютерные технологии. 2009. N в 4- Х кн. Кн. 4 Рнр (продолжение) / / Компьютерные технологии. 2009. N в 4- Х кн. Кн. 1 3 | ||
Учителей обж, физической культуры, технологии, музыки и изо В 2012-13 учебном году перед учителями обж, физкультуры, технологии, музыки и изо были поставлены следующие цели и задачи | Дипломная работа «Особенности преподавания курса обж в школах VIII... Сравнительный анализ программ курса обж в общеобразовательных школах и школах VIII – го вида | ||
Книга также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим... Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в... | Программа дисциплины "Компьютерные технологии в дизайне" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Программа учебной дисциплины «Компьютерные технологии в науке и производстве приборов» «Компьютерные технологии в науке и производстве приборов» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов... | Рабочая программа дисциплины «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» Целью дисциплины (модуля) «Компьютерные технологии в современной науке и образовании» является освоение обучающимися основных методов... | ||
Расписание занятий 1 курса факультета искусств очной формы обучения... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ «Математика и компьютерные науки» по профилю подготовки «Вычислительные, программные, информационные системы и компьютерные технологии... | ||
Рабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”... Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных... | Г. Р. Юнусова компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности Ахмедова А. М., Юнусова Г. Р. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное... | Программа дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими... Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии |