И система книги





НазваниеИ система книги
страница1/4
Дата публикации02.05.2015
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4






РАБОТА НАД ВУЗОВСКОЙ КНИГОЙ


Е.В. Смирнова

АВТОР

И СИСТЕМА КНИГИ
Электронная версия

с изменениями и дополнениями



Москва 2009
УДК 655. 53

ББК 76.17

С 50
Смирнова Е.В. Автор и система книги: Учеб.-метод. пособие. М.: НИЯУ МИФИ, 2009. 41 с.

В пособии приведены сведения, рекомендуемые авторам для использования при создании ими книг учебного и научного направления: по организации текста в авторском произведении, его оформлению, по формированию аппарата издания, работе с фактическим, иллюстрационным и табличным материалом. Даются некоторые рекомендации, необходимые при создании оригинала-макета самим автором.

Пособие предназначено авторам книг для вузов. Полезно также редакторам учебной и научной литературы и рецензентам.

Рецензенты: д-р фил. наук, проф. А.А. Гречихин (МГУП),

канд. физ.-мат. наук, доц. А.В. Берков (МИФИ),

д-р техн. наук, проф. Ю.Г. Древс (МИФИ).

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом университета

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………….. 4

Введение ……………………………………………………… 5

1. Работа над текстом и его основными элементами ……… 6

1.1. Выбор и разработка композиции книги ………......... 6

1.2. Отбор фактического материала …………………….. 10

1.3. Работа над табличным материалом ……………….. 12

1.4. Иллюстрирование текста …………………………… 13

1.5. Создание отдела «Приложения» ………………….. 15

2. Формирование аппарата издания ……………………….. 15

3. Оформление текста ………………………………………. 24

4. Автор и оригинал-макет …………………………………. 39

5. Целесообразна ли «авторская редакция»? ……………… 39

Заключение ………………………………………………….. 40

Предметный указатель ……………………………………… 41

ПРЕДИСЛОВИЕ

Происшедшие в нашей жизни перемены, внедрение компьютерной техники в издательские технологии изменили и роль автора в подготовке его произведения к изданию. Нередко автор представляет свою «рукопись» в издательские структуры в виде технически полностью готового к печати оригинала-макета. Последующая его доработка в соответствии с замечаниями рецензента и редактора часто вызывает весьма трудоемкую для автора переверстку, а затем, как следствие этого, новое, дополнительное редакторское чтение.

Кроме того, к учебной книге предъявляются особые требования, связанные со спецификой ее назначения.

В связи с этим представляется целесообразным предложить авторам – создателям вузовских книг помощь в организации текста в их произведениях, в его оформлении, в формировании аппарата издания, предложить сведения, которые могли бы быть ими использованы уже на этапе написания рукописей. Это упростит работу по изданию книги и улучшит ее качество.

Среди наших авторов есть люди с большим издательским опытом, написавшие не одну хорошую книгу. Вероятно, что определенная часть изложенной здесь информации окажется им уже известной. Однако у нас немало и авторов начинающих, которым хотелось бы оказать максимально возможную помощь в их работе над созданием книг для студентов.

В основу предлагаемого пособия положена часть курса лекций, поставленного автором и читаемого им руководителям и специалистам издательских структур российских вузов в целях повышения их квалификации, и отраженного в книге «Издательская деятельность в современном вузе» (авторы Е.В. Смирнова, З.Н. Федотова, М.: Логос, МГУП. 2001). Этот материал частично переработан и дополнен в связи с конкретизацией читательского адреса (для авторов НИЯУ МИФИ).

Автор выражает признательность рецензентам за полезные советы, а также заранее благодарит читателей за все замечания по предлагаемому материалу и обещает не оставить их без внимания.

ВВЕДЕНИЕ

Книга – продукт интеллектуальной деятельности, и ее ценность для читателя определяют прежде всего достоинства ее содержания, ее информативность. Но этого еще недостаточно для того, чтобы она стала полноценной и качественной и в полной мере могла служить читателю. Книга, особенно учебная, должна быть еще и организована так, чтобы с ней можно было без затруднений работать: изучать ее в полном объеме или наводить отдельные справки, легко разыскивать материал на определенную тему, быстро находить отдельные фрагменты текста, нужную иллюстрацию и т.д.

Книга – это сложнейшая система в единстве содержания, литературной формы, аппарата издания, материальной конструкции и оформления, это система, которая состоит из множества отдельных элементов, но взаимно увязанных, не противоречащих друг другу. В ней все элементы в целом и каждый в отдельности должны соответствовать и виду издания, и характеру содержания книги, и особенностям ее назначения, и читательскому адресу (читательский адрес предполагает ту категорию читателей, которой адресуется конкретная книга). Работа над системой книги – это работа над ее организацией как функционального и композиционного целого, работа над созданием единства всех ее многообразных элементов. Привести все элементы книги в стройную и целесообразную систему – предмет заботы и автора, и редактора.

К сожалению, создатели книги не всегда понимают огромного значения работы над ее системой, над организацией ее текста, и потому на свет рождаются книги, хотя и содержащие ценную информацию, но с которыми трудно и неудобно работать, а в их содержании сложно ориентироваться. Учебная книга, как никакая другая, требует продуманной, грамотной организации.

Основной структурный элемент учебной книги – текст – по своему назначению и характеру не однороден. Текст учебного назначения условно делится на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст – это дидактически и методически обработанный и систематизированный материал, соответствующий учебной программе или ее части (разделу).

Дополнительный текст используется для подкрепления и углубления положений основного текста. Это разного рода дополнительные сведения: документы, хрестоматийные материалы, фрагменты из научной и другой литературы, материалы последних достижений науки и техники, библиографические, статистические сведения, справочные материалы и т.п. Дополнительный текст может быть частично или даже полностью вынесен в приложения.

Пояснительные тексты служат лучшему пониманию и наиболее полному усвоению учебного материала. Они составляют главную часть справочно-сопроводительного аппарата издания, который является неотъемлемой частью учебной книги.

Основная задача в работе над системой книги – определить ее композицию, ее архитектонику, сформировать, упорядочить и расположить максимально удобно для читателя весь неоднородный материал книги, все ее элементы.

Система учебной книги, подчиняясь целям конкретного издания, должна упрощать читателю доступ к предлагаемой информации, способствовать ее восприятию, помогать ее усвоению и запоминанию.

1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

И ЕГО ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

1.1. Выбор и разработка композиции книги

Одним из главных элементов работы над организацией книги является проработка ее композиции, то есть построения текста на всех его структурных уровнях, компоновки отдельных элементов произведения в единое и логичное целое. Самая важная и самая сложная задача здесь – это «определить верность композиционной системы применительно к тем задачам, которые ставит перед собой автор, применительно к содержанию произведения, к интересам читателя, к условиям читательского восприятия материала» (А.Э. Мильчин), иными словами, выбрать такой тип композиции, который стал бы органичным именно для данного произведения.

К работе над композицией автор приступает уже при подготовке авторской заявки в издательский тематический план, составляя план-проспект будущей книги.

Одно из главных требований к композиции учебной и научной книги – ее логичность. Ведь назначение этих книг – не только сообщать необходимую информацию, но и учить логике мышления. Логический план книги разрабатывается таким образом, чтобы переход от простого материала к более сложному и от известной читателю информации к новой совершался последовательно, чтобы одно утверждение вытекало из другого.

Важнейшая часть работы над композицией – проработка структуры текста. Это требует логического соотнесения всех элементов текста с назначением издания, с его жанром, видом, с темой произведения, с читательским адресом. Рассмотрим это подробнее.

Соответствие каждого элемента текста назначению издания, его жанру, виду сложно определить, не опираясь на положения науки библиотипологии. На самом деле каждый вид издания имеет свои характерные признаки, непосредственно связанные с назначением книги, их нельзя путать. При невнимательном подходе к типологическим вопросам возможна подмена одного вида издания другим, и читатель будет введен в заблуждение. Например, вышедший в свет учебник оказывается не учебной книгой, а монографией и поэтому не может в полной мере выполнить свою задачу, а в изданном сборнике научных трудов вместо научно-исследовательских материалов окажутся методические статьи. В МИФИ, например, одна из предложенных к изданию книг была озаглавлена так: Методическая разработка по курсу «Концепции современного естествознания». В предисловии научный редактор определил эту книгу как конспект лекций, а рецензент оценил ее как учебное пособие. Разумеется, автор не всегда может разобраться в вопросах типологии самостоятельно. На доредакционном этапе ему в этом могут помочь в редсовете. Правильная типологическая оценка изданий также крайне важна для их авторов при соискании ими ученого звания.

Соотнесение текста с темой – вопрос не однозначный. Если написанное автором произведение оказалось не совсем соответствующим теме, определенной в авторской заявке, то это еще не означает, что оно получилось хуже задуманного. Поэтому автору следует подумать самому и обсудить на кафедре, что целесообразнее скорректировать: текст рукописи или название темы.

Тема произведения отражается в его заглавии. К заглавию предъявляются определенные требования: точность (оно должно точно отражать содержание книги, ее тему), ясность, простота, краткость, информативность (слова в нем должны быть ключевыми), кроме того, необходимо не допускать двусмысленности, избегать употребления полисемичных слов, нераскрытых аббревиатур, а также терминов, которые только еще предстоит объяснить в самой книге. Нежелательно также давать заглавие в виде сложных предложений.

Вот примеры неудачного выбора заглавия:

«Производство аборигенов Австралии».

Здесь очевидна двусмысленность.

«Подготовка и проведение занятий».

Эта книга была издана у нас в МИФИ. Можно предположить, что речь здесь идет о каких угодно занятиях, например, по физкультуре, философии или работе в компьютерном классе. На самом деле имелись в виду занятия по военной подготовке. Очевидно, что в этом заглавии есть простота и краткость, но из-за недостатка информации отсутствуют точность и ясность.

Сочетание заглавия с подзаголовочными данными необходимо оценивать в совокупности, иначе может получиться нелепость, курьез. Вот как была озаглавлена книга, недавно выпущенная одним из вузов:

«Преступления в банковской сфере». Учебное пособие.

Бывает и так, что вместо заглавия в учебном пособии приводятся подзаголовочные данные, которые оформляются как заглавие, что недопустимо. Например, в МИФИ вышла книга «Учебное пособие по курсу “История отечества”». Сведения о виде издания и о наименовании курса являются именно подзаголовочными данными. На самом деле заглавие, которое давало бы читателю точную информацию о конкретном содержании книги, здесь отсутствует. И хотя на доредакционном этапе в редсовете было обращено на это внимание автора, после редакционной обработки книга вышла в свет фактически без заглавия.

Определить соответствие каждого фрагмента текста читательскому адресу тоже очень важная задача. Бывает так, что в учебной книге какой-то фрагмент текста содержит выводы, опирающиеся на положения, которые еще только предстоит изучить студентам (может быть и по другой дисциплине), и пока им еще не известные. В этом случае несоответствие текста читательскому адресу приведет к тому, что текст читателем не будет понят и книга не выполнит своей функции. Возможен и другой вариант: в учебной книге, предназначенной читателю с высоким уровнем подготовки, «разжевывается» то, что ему давно известно и хорошо усвоено.

Главный инструмент в работе над композицией – продумывание рубрикации – системы рубрик, то есть логически самостоятельных структурных частей произведения, прямо или косвенно связанных между собой. Рубрикацией называют также процесс деления произведения на рубрики. Деление текста на отдельные смысловые части должно быть логически обоснованным, то есть его необходимо производить по единому выбранному признаку. Способы раскрытия рубрикации могут быть разные: система заголовков, приемы нумерации или литерации, «немые» рубрики, а иногда и комбинация этих приемов. Ниже приведены примеры двух наиболее часто употребляемых в учебной и научной литературе способов рубрикации.




Предисловие

Введение
Глава 1. Основные понятия квантовой механики

§ 1. Принцип неопределенности

§ 2. Принцип суперпозиции

§ 3. Операторы



Глава 2. Энергия и импульс

§ 8. Гамильтониан

§ 9. Дифференцирование операторов по времени


2))
Предисловие

Введение


  1. Моделирование цифровых схем

    1. Модели цифровых элементов

    2. Задержки срабатывания элементов

    3. Выходные сигналы элементов

    4. Логические примитивы цифровых элементов

      1. Логические вентили, их сборки и матрицы

      2. Триггеры

      3. Запоминающие устройства



2. Моделирование аналого-цифровых схем

    1. Алгоритмы смешанного моделирования

    2. Подготовка аналого-цифровой схемы к расчету


Хотелось бы обратить внимание на следующее. Автор в своем произведении сам выбирает тип композиции, определяет рубрикацию и способ ее раскрытия. Выбранный им тип может быть не традиционен для данного вида издания, но наиболее соответствует и содержанию произведения, и интересам читателя. Тем не менее, редактор может настаивать на привычном, традиционном композиционном варианте. В этом случае автору следует мотивированно, доказательно убедить редактора в правильности выбранного способа рубрикации.

В качестве примера приведем фрагмент текста учебного пособия Б.У. Родионова и Е.Н. Шуваловой «Физические основы ядерных методов».



  1. Наряду с законами сохранения энергии, импульса, момента импульса, сохранение квантовых чисел в реакциях с участием элементарных частиц позволяет предсказать результат того или иного процесса, идентифицировать образующиеся частицы, обнаружить новые частицы и взаимодействия... Квантовые числа частиц – важнейшие ориентиры в сложных явлениях микромира.


II. Атомные ядра


  1. Известно около 2000 различных ядер, из них примерно 350 стабильны, остальные радиоактивны. Самое тяжелое стабильное ядро – изотоп висмута .

  2. В естественных условиях значительная доля радиоактивных ядер образуется из-за распада ядер урана и тория , периоды полураспада которых соответственно 0,4·1010 и 1,4·1010 лет. Образующиеся дочерние радиоактивные ядра могут иметь более короткое время жизни...

Выбранные здесь композиция и способ рубрикации, хотя и встречаются в учебной литературе, тем не менее не традиционны для учебного пособия. Но для данной книги они наиболее целесообразны: мелкие смысловые фрагменты второй ступени рубрикации, каждый из которых логически самостоятелен, пронумерованы, что удобно при наличии большого количества ссылок на них, и расположены в строгой логической последовательности.

Еще один пример – это способ рубрикации, использованный в данной книге. Здесь последняя ступень рубрикации имеет «немые» рубрики (нет ни тематических, ни нумерационных заголовков), разделенные пробелом. В каждой рубрике рассматривается свой предмет, а иногда и несколько логически неразрывно связанных между собой предметов, названия которых графически выделены. В конце книги приводится предметный указатель, пользуясь которым читатель легко найдет в ней нужный фрагмент текста.

Работая над рубрикацией, важно проработать систему рубрикационных заголовков. Основные предъявляемые к ним требования те же, что и к заглавию произведения. При этом следует также обращать внимание на объем заголовков. Слишком длинные из них тяжело воспринимаются при чтении и потому затрудняют работу читателя с книгой. К тому же они усложняют ее оформление.

Заголовки могут быть тематическими, нумерационными и смешанными.

Тематический:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И система книги iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
И система книги iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
И система книги iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
И система книги iconД. Я. Фащук Во второй половине ХХ в коллективом сотрудников, в который...
Л. Лебедев, химии моря Т. А. Айзатулин и морской биолог К. М. Хайлов, были изданы три книги об океане: «Океан как динамическая система»...
И система книги iconV. G. Abashin автоматизированная система обработки биометрических...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
И система книги iconТема учебного занятия
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги
И система книги iconИстория книги и книгопечатания
Цель занятия: познакомить детей с историей книги, дать установку на бережное отношение к книге
И система книги iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книги, включенные в бюллетень вы можете получить в Центральной библиотеке города Лысково, в сельских библиотеках – филиалах по месту...
И система книги iconГсэ. 1 История книги
Главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки
И система книги iconТема: «Строение книги»
Материалы и оборудование: книги для практических занятий, проекционная мультимедийная аппаратура, презентация к уроку в программе...
И система книги icon«Вопросы древности ответы современности», название элементов книги,...
Тип: урок- введение или урок внеклассного чтения в 1-й четверти (по учебнику Бунеева Р. Н., Е. В. Бунеевой «Шаг за горизонт», образовательная...
И система книги iconНеделя детской книги
Поздравляем вас с долгожданной весной, а весна уже давно связана с Неделей детской и юношеской книги
И система книги iconВыбор книг в библиотеке. Строение книги Цели
Цели: познакомить учащихся со структурой книги, Развивать навыки работы с книгой
И система книги iconКонспект экскурсии «Книги разные нужны, книги разные важны»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
И система книги iconПоложение о проведении IV детского литературного конкурса, посвященного...
Конкурс приурочен к празднованию Дня Православной книги и проходит с 14. 03. 13. по 17. 03. 13
И система книги iconКак приступить к чтению книг
Перед чтением познакомься с общим построением книги. Просмотри титульный лист: на нём ты найдешь название книги, фамилии автора и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск