Скачать 2.44 Mb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР АРТЕК Информационно-коммуникационная деятельность библиотеки Сборник методических материалов для библиотекарей, учителей, педагогов–организаторов, классных руководителей, воспитателей Артек 2010 ББК 74.04.я43 Под общая редакцией кандидата педагогических наук Любови Анатольевны Ивановой, директора научно-методического центра МДЦ «Артек» Рекомендовано к печати научно-методическим советом МДЦ «Артек» Протокол № 2 от 22.12.2010 г. Информационно-коммуникационная работа школьной библиотеки : Сборник методических материалов для библиотекарей, учителей, воспитателей, педагогов организаторов [Текст] [автор-составитель Лариса Павловна Федоренко, ведущий библиотекарь школы МДЦ «Артек» ; под общей редакцией Л.А. Ивановой]. – Ялта : МДЦ «Артек», 2010. – 117 с. В сборнике освещается специфика информационно-коммуникационной деятельности школьной библиотеки. На основе опыта работы дается представление об информации, о видах и формах работы с ней в общеобразовательной школе. Даны некоторые формы работы школьной библиотеки: библиотечно-библиографические уроки, читательские конференции, беседы, вечера. Освещена проектная деятельность с читателями в рамках программы Intel® «Обучение для будущего» и Intel® «Путь к успеху». Дан образец работы с библиотечным информационным продуктом, сопровождающим тематические классные часы и тематические смены в МДЦ «Артек». Уделено внимание руководству чтением школьников. ББК 74.04.я43 Оглавление Вступление …………………………………………………………………………………………. 4 Раздел 1. Специфика информационной деятельности школьной библиотеки 1.1 Информационно-образовательное пространство как данность современного общества ………………………………………………………………….. 5 1.2 Что такое информация? ……………………………………………………………… 6 1.3 Информационные ресурсы и их восприятие ……………………………………… 7 1.4 Этот обаятельный и привлекательный Интернет! ………………………………. 8 1.5 Создание библиотечного информационного продукта – одна из форм работы современной библиотек ………………………………………………………. 10 1.6 Библиотечный урок «Создание информационного продукта на основе материалов местного сообщества». Для учащихся 10-11-х классов …………… 13 Раздел 2. Проектная деятельность школьной библиотеки 2.1 Классификация метода проектов …………………………………………………. 15 2.2 План учебного проекта «Этот обаятельный и привлекательный Интернет!»………………………………………………………………………………….. 16 2.3 Использование программы Intel® «Обучение для будущего» и Intel® «Путь к успеху» в работе библиотеки …………………………………………………. 20 2.4 Совместное решение образовательных задач в учебной деятельности школы и библиотеки. Метод проектов ……………………………..... 21 2.5 План учебного проекта «Мой друг компьютер»………………………………….. 24 Раздел 3. Чтение с увлечением 3.1 Современные формы работы по привлечению учащихся к чтению (имиджевые мероприятия школьной библиотеки, массовая работа) …………… 26 3.2 Для семейного чтения……………………………………………………………...... 35 Раздел 4. Работа с педагогическим коллективом 4.1 Аннотированный список статей к тематическому педагогическому совету «Применение новых интерактивных технологий – один из путей интенсификации процесса формирования коммуникативной компетенции учащихся» ………….. 37 4.2 «Роль библиотеки в освоении и внедрении в учебный процесс школы новых информационных технологий». Опорный конспект выступления на педагогическом совете ………………………………………………………………….. 40 Раздел 5. Библиотечно-библиографическая работа 5.1 Библиотечно-библиографический урок «О чтении и не только». Для учащихся 4-х классов средней школы …………………………………………… 42 5.2 Библиотечно-библиографический урок (беседа) на тему: «Україно – краю мій чудовій» (для учащихся 5–7-х классов общеобразовательной школы) ……. 43 5.3 Сценарий говорящей выставки «Наш Чехов», посвященной 150-летию со дня рождения. Для учеников 1-4-х классов ……………………………………….. 47 Раздел 6. Массовая работа школьной библиотеки 6.1 Цели и задачи массовой работы школьной библиотеки ………………………. 51 6.2 Читательская конференция по книге Е.В. Белоусова «Славетні імена України». Для учащихся 5–9-х классов средней школы …………………….. 52 6.3 Читательская конференция по книге И.К. Мельникова «Им не вручали повесток…». Для учащихся 5–9-х классов общеобразовательной школы ……… 55 6.4 «Песня боевая, песня фронтовая помогла к Победе нам идти!». К 65-летию Великой Победы. Сценарий вечера песен военных лет. Для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. ………………………….. 59 Приложения. Библиотечный информационный продукт для библиотекарей, классных руководителей, педагогов-организаторов, учителей и воспитателей. Для проведения бесед, устных журналов, классных часов Приложение 1. Я і Україна ………………………………………………………………. 66 Приложение 2. Шевченко-художник …………………………………………………… 74 Приложение 3. К 65-летию Великой Победы ………………………………………… 81 Приложение 4. Международный день мира ………………………………………….. 93 Приложение 5. Международный день Земли ………………………………………… 96 Приложение 6. Международный день грамотности ……………………………….. 106 Приложение 7. 20 лет Конвенции о правах ребенка ………………………………. 108 Приложение 8. Книги-юбиляры 2010 года ..….……………………………………… 112 Словарь употребляемых терминов ..................................................................... 113 Список используемой литературы ………………………………………………….. 114 Электронный диск «Человек никогда не творит добро или зло без того, чтоб еще кого-нибудь не научить добру или злу». Эти слова Симона Соловейчика как никогда подходят к реалиям сегодняшнего дня. Когда смотришь на пройденный путь по незавершенной еще Дороге Жизни, понимаешь, что все, что происходит, не случайно. Близкие люди и любимая работа, друзья и недруги, «Артек», в котором молодость длится до сих пор, возможность общения с детством и юностью воспринимается и как подарок судьбы, и как большая ответственность за слова, поступки и действия на поприще Дела Жизни. Пытливые глаза всегда рядом. С ними легко и трудно одновременно, потому что ждут они от тебя и умения помочь в нужную минуту, и простить детскую шалость, а иногда и жестокость, и найти ответ на любой вопрос, и понимания всегда и везде, где бы мы не пересекались, хотя прекрасно знают, что ты не Бог. XXI век набирает скорость. Он наваливается на нас лавинами информации, ускоряя ритм жизни, и ты понимаешь, что главное успеть, не отстать от них, не показаться им «древней», ничего не смыслящей в современной жизни. И чтобы они пришли опять и задали свой трудный вопрос, а ты задумалась, попыталась помочь… и стала умней и опытней, и не скучной, и не «древней». И получился «тихий взрыв», как у Анчарова в «Самшитовом лесе». «Потому что человек, который делает открытие, и вовсе не важно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа… все это не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв». Давайте прислушаемся к себе и поймем, что те маленькие открытия, «тихие взрывы» в работе с детьми должны всегда быть. А если их нет, то нам нечего делать на этом Празднике Жизни. 5 Раздел 1. Специфика информационной деятельности школы 1.1 Информационно-образовательное пространство как данность современного общества Человечество живет в эпоху информации. Этот период развития человеческого общества характеризуется как время, когда многие усилия тратятся на обеспечение и использование достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех отраслях деятельности человека. В 1993 году Комиссией Европейского Союза был провозглашен курс на информационное общество, в котором основным ресурсом является информация. Специалисты называют два формальных признака процесса формирования информационного общества:
Информация в обществе возрастает скачками, что связано с появлением новых способов ее расширения и сбережения. Очень сложно проследить за лавиноподобным ростом компьютерных сетей, глобальными космическими способами телекоммуникаций (таких, как теленетика, телематика). Эти два новых термина определяют направления, в которых осуществляется интеграция телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных сетей. «Под теленетикой следует понимать название новой технической дисциплины, изучающей вопросы конфигурации, адаптации и обеспечения заданного количества сервиса в телекоммуникационных сетях на основе использования интеллектуальных компьютерных систем управления» [50]. Это интерпретация английского слова Telenetics – TELEcommunications NET-work and Intelegent Computer Systems. Более обширную и подробную информацию по данному направлению можно получить на сайте: http://www.informika.ru Все чаще термин «телематика» встречается на страницах журналов и сайтов, в списках услуг, предоставляемых операторами связи, в формальном и неформальном общении специалистов сферы ИТ. Для большинства неспециалистов этот термин нов и его значение еще не всегда понимается правильно. В результате опроса учителей Артековской школы выяснилось, что под телематикой учителя понимают:
Диаграмма 1 6 «Телематика – это не просто передача голоса или данных, это некие транзакции в информационном пространстве». То есть, сфера телематики охватывает широкий и постоянно развивающийся спектр услуг доступа к информационным ресурсам, службам электронной почты, передачи факсимильных аудио- и видеосообщений». [51]. Более подробную информацию о развитии телематики смотрите на сайтах: http://www.ibusiness.ru. Развитие информационной среды, информационно-образовательного пространства выдвигает перед обществом, а значит и перед образовательными институтами, определенные требования к такому аспекту социальной жизни, как информационная культура тех, кто находится в этом пространстве (учитель, ученик, руководитель). Становление эры информационной цивилизации требует определенных условий и отвечает определенным интересам различных субъектов. Например, ученик рассматривает ее как конструкцию, которая отвечает его практическим потребностям, выступающим в различных формах. Это:
Среди компонентов информационно-образовательного пространства выделяются предметные и педагогические образцы или формы. Предметные. Под ними понимается набор дидактических материалов, объединенных четкой дидактической целью, с твердой структурой и отработанной методикой. Педагогические характеризуются определенными типами взглядов на процессы обучения, взаимодействия учителя с учениками. Например, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология и пр. В информационно-образовательном пространстве те, кто обучается и те, кто обучает, имеют дело с информационными моделями – совокупностью объектов и их взаимоотношений, которые выражают существенные стороны объекта явления или процесса и описывают их каким-либо информационным языком. Например, можно создать словарь как предметную базу данных в какой-либо области знаний. Информационная цивилизация, которая, скорее всего, последует за информационным взрывом, будет характеризоваться взрывом понятийно-терминологическим. Задача педагогов и работников школьных библиотек в ближайшем будущем будет состоять в том, чтобы научиться самим и научить своих учеников ориентироваться в этом понятийно-терминологическом море. 1.2 Что такое информация? |
Разнообразие растений ... | Положение об информационно библиотечном центре Разработчик А. А.... Настоящее Положение регулирует деятельность информационно– библиотечного центра, созданного на базе библиотеки Муниципального образовательного... | ||
Возможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно... Сегодня новые задачи образования, рост информационных потоков, развитие телекоммуникационных технологий побуждают школьные библиотеки... | Анализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,гражданственности, свободного развития личности | ||
Отчет о работе библиотеки за 2012-2013 учебный год Кроме того работа школьной библиотеки направлена на обеспечение воспитательного процесса методами библиотечного и информационно-библиотечного... | План Работы библиотеки мбоу «Лицей №124» на 2014- 2015 учебный год г. Барнаул Информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического... | ||
Доклад на тему: «использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка» В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные... | Использование икт на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные... | ||
Анализ Работы библиотеки моу «Новотимошкинская средняя школа» За 2012-2013 учебный год В прошедшем учебном году деятельность библиотеки строилась на требованиях, обусловленных «Положением о библиотеке общеобразовательного... | Развитие творческого потенциала обучающихся через выставочную деятельность... Библиотечная выставка – это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей... | ||
Филиппская Елена Михайловна 20. 10. 1957 30 лет 2010 2010 Высшая... Развитие творческой компетентности учеников на уроках словесности (4г.); информационно-коммуникационная компетентность учителя русского... | Муниципальное общеобразовательное учреждение О формировании, учете и сохранности информационно-ресурсного фонда библиотеки-медиатеки | ||
Республики Карелия Центр информационно-библиотечной поддержки здравоохранения... ... | Библиотеки г. Пскова приглашают «Спорт любить ребятам надо, впереди Олимпиада!» информационно – познавательная программа (12+) | ||
Тематический план курса «основы библиотечно- информационной культуры личности» Практическая работа. Информационные ресурсы современных библиотек на примере школьной библиотеки, центральной городской библиотеки... | Отчет о проведении 2-ой межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Электронные библиотеки в контексте библиотечных... |