Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
социально-политического менеджмента
доцент С.Ю. Седова
________________ «____»__________2015 г.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
Политическая психология
Направление подготовки
41.03.04 Политология
Профиль подготовки:
Государственная политика и управление;
Политический менеджмент Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Саратов – 2015
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т.д., позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по ее обработке, способствуют более глубокому освоению изученного материала. И все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой. К сожалению, опыт показывает, что студенты, как правило, не умеют ориентироваться в сложной и многообразной литературе по гуманитарным наукам, самостоятельно извлекать нужную информацию и правильно ее оформлять. Это ведет к противоречию с постоянно возрастающими требованиями к учебному процессу.
Целью данных методических рекомендаций является развитие информационной культуры студентов.
В соответствии с этой целью рекомендации решают следующие задачи:
показать многообразие информационных источников;
познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемами работы с литературой;
рассмотреть основные требования к оформлению контрольных работ по предмету;
предложить типовые варианты библиографического оформления самостоятельных работ.
Работа с книгой
В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных типов.
Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Самостоятельная работа с литературой включает в себя несколько этапов.
Предварительный просмотр книги. Знакомство с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением позволит решить, стоит ли ее читать. Умение читать оглавление - прекрасное профессиональное качество. Оглавление продумывается как задание по воссозданию текста. При чтении оглавления необходимо выделять главы, разделы, параграфы, представляющие интерес, бегло их просматривать, находить места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.
Следующий этап работы - прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель такого чтения - определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.
Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданию, поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его основные функции.
К информационным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее тип или жанр, выходные данные, аннотация. Эти сведения, обычно расположенные на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание позволяет вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарий, список литературы.
Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике.
Отдельный этап изучения книги - ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
План - наиболее краткая форма записи прочитанного - представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.
Тезисы - более сложная и совершенная форма записей - сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляют после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.
Аннотация - краткое содержание прочитанного - дает общее представление о книге, статье.
Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.
Наиболее распространенной формой записей является конспект. Начинать конспектирование желательно после того, как материал прочитан и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспекты бывают текстуальными, сводными или тематическими. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника - цитат, с сохранением логики и структуры текста. Сводный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.
Для записи данных, подлежащих использованию, можно рекомендовать систему карточек. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать или перегруппировать. При занесении необходимого материала на карточку внизу приводится название источника, наверху - заголовок-указание, где может использоваться данный материал. Целесообразно вести записи только на одной стороне и на карточках одного размера. Хранить их следует в отдельных конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.
Без такой систематизации работы в голове и записях будет сплошной хаос. К.Д. Ушинский говорил: «Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная бессвязными, отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где хозяин сам ничего не отыщет».
Реферирование литературы
Для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме существенное значение имеет подготовка реферата. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явление действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.
В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов: 1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа; 2) перефразированный - реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста; 3) интерпретированный - реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника. При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.
Рекомендуемый объем реферата - 20-25 страниц машинописного текста.
Академическая структура исследования такова:
Введение.
Глава 1. §1, §2.
Глава 2. §1, §2.
Заключение.
Список используемой литературы.
Оглавление.
Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким (по возможности - от 3 до 5 слов). Тему реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.
Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения собранного материала.
Схема подготовки реферата такова: чтение исходного материала, его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершить обобщением.
При написании реферата следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не следует часто повторять одни и те же слова, одинаковые словосочетания и обороты. Не допускается двойное упоминание понятий в одной фразе.
В заключение реферата делаются общие выводы. В конце работы приводится список использованной литературы. Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам реферата, по времени издания.
При оценке рефератов учитывается:
последовательность и полнота изложения;
правильность обоснования тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;
степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом и др.
Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. ПОЛИТИКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ
Основные понятия: политика, психология, политическая психология, психология политики, политическая деятельность, объекты и субъекты политической психологии, предмет политической психологии, прикладная политическая психология, методы политической психологии.
План
Психология и политика. Политика как особый вид человеческой деятельности.
Объекты политической психологии.
Предмет политической психологии и ее основные задачи.
Прикладная политическая психология.
Место политической психологии в системе гуманитарных наук.
Контрольные вопросы и задания
Какие психологические явления (феномены) проявляются в политической сфере, какое влияние они оказывают на политику?
Соотнесите понятия «психология политики» и «политическая психология».
Дайте определение политической психологии как науки.
Охарактеризуйте субъекты и объекты политической психологии.
Назовите основные и частные задачи политической психологии.
Темы докладов и рефератов
Психологические и политологические основания политической психологии.
Основные проблемы и методы политической психологии.
Теоретическая и прикладная политическая психология.
Методы политико-психологических исследований.
Психологические приемы политического воздействия.
Библиографический список
Основной
Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. - М., 2000. - Раздел
- С. 98 - 118, 189 - 201; Раздел 3. - С. 272 - 298; Раздел 5. - С. 362 - 379; Раздел 6. - С. 462 - 474.
Гозман А.Л., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 7 - 35.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Тема 5. - С. 70 - 89, 90 - 111; Тема 7. - С. 111 - 130.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 7 - 89.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 17 - 99.
Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 1. Политическая психология как наука. - С. 17 - 63; Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии. - С. 64 - 110.
Панарин А.С. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Раздел
- С. 181 - 223.
Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.
Дополнительный
Галкин А.А. Становление политической науки: от философии политики к политическому моделированию. - М.: Изд-во ИОН при ЦК КПСС,
- С. 8 - 9.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. - С. 7 - 19.
Донцов А.И. Психология и политика: истоки и перспективы сотрудничества // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 3 - 24.
Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический проект, 2002.
Шестопал Е.Б. Психология политики. - М.: ИОН, 1989.
Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1992.
Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Основные понятия : психоанализ , бихевиоризм, гуманистическая психология, психобиография, психоистория, чикагская школа.
План
Психологические ориентации в истории политической мысли Древней Греции (Демосфен, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Плутарх, Цицерон), Древнего Востока (Конфуций).
Политико-психологические идеи эпохи Возрождения и Просвещения (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье).
Политическая психология XIX - начала XX вв. (Г. Тард, Г. Лебон, Ш. Сигеле, В. Вундт, З. Фрейд, Г.-Д. Лассвелл).
Современная политическая психология: этапы и направления развития.
Контрольные вопросы и задания
Какие идеи античной науки способствовали развитию политической психологии?
Каковы причины всплеска политико-психологических идей в эпохи Возрождения и Просвещения?
Каково основное содержание трактата Н. Макиавелли «Государь»? Почему его называют образцом политико-психологического анализа проблем лидерства?
Раскройте основной смысл психологии масс конца XIX в.
Назовите основные этапы становления политической психологии как самостоятельной науки в XX в.
Темы докладов и рефератов
Античная наука в истории развития политико-психологических идей (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).
Эпоха Возрождения о роли человека в истории. Н. Макиавелли «Государь».
Психология масс в XIX в.
Психоанализ З. Фрейда и политическая психология.
Политическая психология в России.
Библиографический список
Основной
Коваленко В.И. Русская политическая мысль XI - XVI вв. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 1. - С. 67 - 91.
Лебон Г. Психология масс. - Мн.: Хартвест; М.: АСТ, 2000. - 320 с.
Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 90 - 124.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 100 - 138.
Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 3. История политической психологии. - С. 111 - 186.
Политическая психология / Под ред. А.Д. Юрьева. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1992.
Дополнительный
Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской истории. - М.: Наука, 1983.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 36 - 61.
Лебон Г. Психология социализма. - СПб., 1908.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб, 1901.
Михайловский Н.К. Герои и толпа. - СПб., 1882.
Фрейд З., Буллит У. Т.- В. Вильсон: двадцать восьмой Президент США. Психологическое исследование. - М.: Прогресс, 1992.
Шестопал Е.Б. Психоаналитическое движение в исторической науке // История СССР. - 1991. - № 5.
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ
Тема 3. ВЛАСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Основные понятия: власть, структура власти, субъект власти, объект власти, психологические механизмы власти, легитимность.
План
Власть: понятие, сущность, формы проявления.
Психологические концепции власти.
Структура власти (субъект, объект, ресурсы, процесс). Психологические признаки субъектов и объектов власти.
Легитимность политической власти и ее психологические основания.
Контрольные вопросы и задания
Раскройте психологические аспекты властного взаимодействия.
Соотнесите понятия «политическая личность», «личность в политике», «политический субъект».
Каковы психологические признаки субъектов власти?
Какие психологические признаки являются показателем легитимности власти?
Раскройте психологический аспект концепций власти К. Левина, К. Лоренца, Э. Фромма, М. Вебера, Г.-Д. Лассвелла и других.
Темы докладов и рефератов
Власть как социально-психологическое явление.
Субъект и объект власти. Природа подчинения.
Психологические концепции власти в современной политической науке.
Легитимность как субъективное оправдание законности власти.
Теория «политической поддержки».
Библиографический список
Основной
Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. - М.,1999. - Глава 4.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - Глава 3. - С. 62 - 86.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1997. - Тема 5. - С. 70 - 89.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 141 - 145.
Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический проект, 2002.
Панарин А.С. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Раздел
- С. 181 - 223.
Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.
Дополнительный
Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 139 - 147.
Денисова И.В. Политическая субъектность (к исследованию политической структуры личности) // Революции 1917 г. в России / Под ред. В.Н. Дорохина, В.Л. Кожевина и др. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - С. 169 - 172.
Курская Г.Ю. Политический феномен власти // Социальногуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С. 89 - 100.
Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. - 2000. - № 1. - С. 97 - 107.
Соловьев А.И. Психология власти: противоречия переходных процессов // Власть многоликая. - М., 1992.
Шестопал Е.Б. Личность и политика. - М.: Мысль, 1988.
Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Основные понятия: политическая личность, личность в политике, политический субъект, социализация, политическая социализация, системы политической социализации, модели политической социализации, типы политической личности.
План
Личность как субъект и объект политики.
Политическая социализация личности: понятия, сущность, этапы, институты.
Механизмы политической социализации на индивидуальном, социально-психологическом и общесоциальном уровнях.
Системы политической социализации: целенаправленная, стихийная, самовоспитание.
Модели политической социализации: гармоничная, плюралистическая, конформная, гегемонистская, конфликтная.
Контрольные вопросы и задания
В чем различие между объектным и субъектным подходами к политике?
Обоснуйте суть противопоставления понятий «подчинение» и «интерес».
В чем сущность политической социализации?
Раскройте основные механизмы и системы политической социализации.
Соотнесите тип политической социализации с типом личности, формируемым в ее результате.
Темы докладов и рефератов
Теории политической социализации.
Основные этапы политической социализации личности.
Факторы и институты политической социализации.
Особенности политической социализации в современной России.
Проблемы социализации молодежи в современной России.
Библиографический список
Основной
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - Глава 3, § 2. - С. 75 - 83.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 128 - 138.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 4. - С. 141 - 156.
Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 4. - С. 133 - 135.
Политическая социализация // Политология: Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Московск. коммерческ. ун-та, 1993. - С. 277 - 279.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М., 1999.
Шестопал Е.Б. Модели политической социализации и восприятие демократических ценностей в современной России // Вестник МГУ. Серия
Социология и политология. - 1995. - № 2. - С. 78 - 90.
Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 6 - 9.
Дополнительный
Гринстайл Ф. Личность и политика // Социально-политические науки.
1991. - № 10. - С. 67 - 74.
Денисова И.В. Политическая социализация: методологические подходы и концепции // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 1997. - Вып. 1, ч. 2. - С. 89 - 102.
Денисова И.В. Психологический уровень политической структуры личности // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2001 - Вып. 4, ч. 3. - С. 12 - 28.
Денисова И.В. Этапы политического развития личности // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 1998. - Вып. 2, ч. 2. - С. 66 - 71.
Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности // Психологический журнал. - 1984. - № 2. - С. 41 - 53.
Щегорцов В.А. Политическая социализация личности // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 1993. - С. 139 - 149.
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Тема 5. ЛИДЕРСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ВЛАСТИ
Основные понятия: лидерство, политическое лидерство, «теории героев», «теории черт», вождизм, культ личности, типы лидерства, стили лидерства, уровни лидерства, функции политического лидерства.
План
История политической мысли о роли личности в истории: «теории героев» и «теории черт».
Политическое лидерство: понятие, функции, психологические особенности, уровни, стили.
Типологии политического лидерства.
Контрольные вопросы и задания
Какие основные подходы к феномену лидерства господствовали в ранних воззрениях? Раскройте смысл «теории героев» и «теории черт».
Какие функции выполняет политическое лидерство в обществе?
Какое место занимают политико-психологические исследования феномена политического лидерства в политической науке?
Опишите известные вам политико-психологические типологии политического лидерства.
Темы докладов и рефератов
Политический лидер и его функции в современном обществе.
Структура и психологические черты личности лидера.
Ранние теории лидерства: теории среды, личностно-ситуационные, гуманистические теории.
Теория политического лидерства М. Вебера.
Библиографический список
Основной
Гозман А.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - Глава 3, § 2. - С. 75 - 83.
Егорова Е. Психологические методы исследования личности политических лидеров. - М.: ИСКАН, 1998.
Кретов Б.В. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2000. № 2. - С. 84 - 101; № 4. - С. 75 - 84.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - Глава 4. - С. 143 - 151; Глава 5. - С. 164 - 209.
Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 4. - С. 161 - 172; Глава 5. - С. 187 - 215.
Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 5. - С. 187 - 238.
Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.
|