Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения





НазваниеИспользование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения
страница1/5
Дата публикации01.07.2015
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5


Управление образования Центрального района Администрации города Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67 г. Челябинска

Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения

Сборник материалов научно-практического семинара для заместителей директоров и руководителей МО учителей начальной школы

на базе МОУ СОШ № 67

Челябинск, 2008
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения: сборник материалов научно-практического семинара для заместителей директоров и руководителей МО учителей начальной школы на базе МОУ СОШ № 67/ Под редакцией О.С. Виноградовой, Е.В.Богатовой; Сост.: С.П. Веретенникова, Т.В. Блохиной, И.А. Саплина. – Челябинск, 2008. – 60 с.


Под редакцией О.С. Виноградовой, заместителя начальника управления образования Центрального района Администрации г.Челябинска; Е.В. Богатовой, директора МОУ СОШ № 67 г.Челябинска.


Составители: С.П. Веретенникова, начальник отдела управления образования Администрации г. Челябинска; Т.В. Блохина, И.А.Саплина, заместители директора по УВР МОУ СОШ № 67.


В сборнике представлены статьи по актуальным вопросам использования информационно-коммуникационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения. Предназначен для руководителей, заместителей руководителей, заведующих кафедрами, руководителей методических объединений учителей, а также учителей начальной школы.

Сборник издается

в авторской редакции
©Управление образования Центрального района Администрации г. Челябинска, 2007

©Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 63 г. Челябинска, 2007
СОДЕРЖАНИЕ



Коржова М.А., Фрундина А.П. Информатизация районной системы образования как одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Центрального района г.Челябинска


4

Богатова Е.В. Внедрение информационных технологий как составная часть программы развития школы


8

Леонова Е.А. Построение содержания образования на основе информационно-коммуникационных технологий


11

Блохина Т.В. Деятельность заместителя директора школы по управлению внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на первой ступени обучения


15

Саплина И.А. Формирование целостного представления об использовании новых информационных технологий в учебном процессе

31

Смолина Е.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)


39

Тележинская Е.Л. Методические основы и анализ результатов использования некоторых электронных учебных пособий для преподавания иностранного языка в начальной школе


50

ПРИЛОЖЕНИЯ

55

Теплых Е.Е. Как учились в школе в VII веке. 3 класс (конспект учебного занятия)


55

Кондрашкина Л.М. Самое обыкновенное чудо (В.Берестов «Честное гусеничное»). 2 класс (конспект учебного занятия)


56

Кушнарева Т.Ю. Роль личных местоимений в речи. 3 класс (конспект учебного занятия)


58

Страту И.В. Буква «Э». 1 класс (конспект учебного занятия)


59


А.П. Фрундина,

главный специалист отдела управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска
М.А. Коржова,

ведущий специалист отдела управления образования Центрального района Администрации г. Челябинска
Информатизация районной системы образования как одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Центрального района г.Челябинска
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Центрального района является информатизация районной системы образования.

Информатизация системы образования является средством совершенствования технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления в сфере образования.

Информатизация системы образования – это часть процесса информатизации общества, сущность которого состоит в экспоненциальном нарастании количества социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). Это требует значительных интеллектуальных и финансовых вложений.

Благодаря успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» произошли значительные изменения в технической оснащенности образовательных учреждений района:

  • осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения района нового компьютерного оборудования (в 2007 году парк компьютерной техники увеличился на 23,4% и обновился на 36,5%);

  • все школы получили доступ к глобальной сети Интернет;

  • в учреждениях созданы и работают собственные веб-сайты;

  • все средние общеобразовательные школы и школа-интернат № 4 оснащены двумя компьютерными классами, из них в девяти образовательных учреждениях установлены мобильные компьютерные классы;

  • рабочие места учителей-предметников оснащаются современным программным обеспечением (в предметных кабинетах установлено 59 АРМов (7,9%));

76,2% педагогов района повысили свою квалификацию по формированию базовой педагогической ИКТ-компетентности в Межшкольных методических центрах г.Челябинска; начался процесс освоения учителями района технологий разработки цифровых образовательных ресурсов. Первые продукты их собственной деятельности были представлены на конкурсах педагогических инициатив (МОУ СОШ № 8).

Кроме того, школы оснащаются новым современным цифровым оборудованием, таким как конструкторы перво-роботов «LEGO» (в ноябре 2007г. – в январе текущего года была осуществлена поставка во все средние общеобразовательные учреждения), интерактивные доски (МОУ гимназии № 1, 10), цифровые лаборатории для кабинета химии «Архимед» (МОУ № 67).

Показатель обеспеченности всех типов и видов образовательных учреждений района компьютерной техникой определяется по количеству учащихся и педагогов на 1 компьютер и составляет сегодня:

  • 1 ПК на 22,9 учащихся (для сравнения в 2006г. – 1ПК на 31,5 чел.; в 2005г. – 1 ПК на 56 чел.);

  • 1 ПК на 5 учителей (в 2006г. – 1ПК на 7,9 чел.; в 2005г. – 1 ПК на 34,5 чел.);

  • 1 ПК на 1,13 административных работников (в 2006г. – 1ПК на 1,3 чел.);

  • 87 ПК обслуживают бухгалтерии, секретарей и других работников образовательных учреждений (в 2006г. это число было равно 78 ПК).

По типам образовательных учреждений показатели следующие:

  • в средних общеобразовательных учреждениях - 1 ПК на 21,5 учащихся, 1 ПК на 4,1 учителя, 1 ПК на 1,1 административных работников;

  • в учреждениях начального общего образования - 1 ПК на 90,4 учащихся, 1 ПК на 6 учителей, 1 ПК на 1,2 административного работника;

  • специальных (коррекционных) образовательных учреждениях - 1 ПК на 17 учащихся, 1 ПК на 14,5 учителей, 1 ПК на 1,2 административного работника.

Процесс информатизации образовательной системы не мог не отразиться на качестве образовательного процесса. Сегодня применение ИКТ-технологий в общеобразовательной школе является неотъемлемой составной частью учебной и внеучебной деятельности обучающихся и педагогов. Учащиеся получают не готовые знания, а приобретают их в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

В соответствии с областным базисным учебным планом во всех общеобразовательных учреждениях района учебный предмет «Информатика и ИКТ» введен с 8 класса. Кроме того, в МОУ прогимназии № 133, МОУ СОШ № 8, 30, 67, 138, 147, 148, 153 данный предмет преподается уже на первой ступени обучения. Факультативные или элективные курсы введены в учебные планы МОУ СОШ № 2 («Компьютерная графика» для 8, 9 классов), МОУ СОШ № 8 («Информатика» с 5 класса), МОУ СОШ № 147 («Опытный пользователь ПК» для 10, 11 классов), МОУ СОШ № 153 («Программирование» для 11 класса), МОУ СОШ № 149 (Информатика в играх и задачах» для 2 классах). Предмет «Информатика и ИКТ» становится все более популярным у выпускников при выборе ими предметов для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ.

Процесс информатизации школы предполагает использование персонального компьютера для преподавания всех учебных предметов, формирование ИКТ-компетентности в массовом порядке, как у обучающихся, так и у учителей-предметников. Создаются предпосылки для обновления содержания, методов, организационных форм обучения и достижения новых учебных результатов. Достаточно успешно команда учащихся МОУ СОШ № 138 в этом учебном году выступила на областной олимпиаде по информатике (6-ое место в командном зачете, 3 место в личном зачете – учитель Т.Я.Лончинская).

Вместе с тем проблемы остаются. Торможение развития информатизации в начальной школе заключается не столько в степени обеспеченности педагогов и учащихся первой ступени обучения компьютерами и сопровождающего их оборудования, сколько в особых требованиях к учителю. Необходимо самостоятельно определить глубину внедрения ИКТ-технологий в целостный педагогический процесс, выделить те задачи обучения, которые легче и проще решить с помощью традиционных форм уроков, и те, которые обязательно потребуют внедрения новых информационных и компьютерных технологий.

Для реорганизации учебного процесса в начальной школе на основе современных информационно-коммуникационных технологий на федеральном и региональном уровнях разработаны учебные программы, учебные пособия, предлагаются различные формы и виды использования ИКТ (от введения в учебный план учебного предмета «информатика» до использования метода проекта на традиционных занятиях). Задача учителя заключается в отборе учебных материалов и адекватных средств обучения. В таком случае применение современных информационных технологий даст возможность в полной мере реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении, а также станет стимулом развития творческой познавательной активности учащихся начальной школы.


Е.В.Богатова,

директор МОУ СОШ № 67 г. Челябинска
Внедрение информационных технологий

как составная часть программы развития школы

Создание Программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 67 вызвано принятием и реализацией приоритетного национального проекта «Образование», внесшего существенные изменения в сферу образования в общем и в деятельность образовательного учреждения в частности. Программа является нормативным документом, отражающим достижения МОУ СОШ № 67 и определяющим проблемы, цели, задачи, основные направления развития школы и пути их реализации на 2007-2012 годы. Важнейшей составляющей Программы развития школы, безусловно, является деятельность по информатизации образовательного процесса.

Национальный проект «Образование» обеспечил прорыв в оснащенности школы учебным оборудованием и техникой. МОУ СОШ № 67 может служить характерным примером выполнения индикативных показателей реализации Национального проекта. Только за прошедший год в МОУ СОШ № 67 появились: новый мобильный компьютерный класс, 3 автоматизированных рабочих места учителя, кабинет химии, оснащенный частично укомплектованным автоматизированным рабочим местом. Школа подключена к сети Интернет, значительно увеличилось (на 40%) количество цифровых образовательных ресурсов, 80% педагогов освоили информационно-коммуникационные технологии. В этом учебном году 100% девятиклассников освоят информационно-коммуникационные технологии.

В школе созданы новые возможности для электронного документооборота и его автоматизации в области управления образовательным процессом и бухгалтерским учетом. Обеспечены возможности свободного доступа к услугам сети Интернет для учащихся и педагогов в учебной, воспитательной и профессиональной деятельности.

Программа развития школы на 2007-2012 г.г., учитывая достижение плановых индикативных показателей, ставит новые задачи и ориентиры в развитии процессов информатизации. Очевидна необходимость создания ИКТ-насыщенной образовательной среды и формирования компетентного ее пользователя в лице администраторов, педагогов и учащихся. В связи с этим педагогический коллектива понимает важность проблемы подготовки грамотных пользователей. 80% педагогов, прошедших «компьютерный ликбез», начинают осваивать более сложные операции: пользование графическим редактором, создание презентационных материалов, Flash-технологии, Интернет-курсы. С введением в штатное расписание ставки заместителя директора по информатизации, являющегося организатором подготовки учителя к работе в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, появилась возможность обучать педагогов в стенах школы.

В практику работы учителя входят профессиональные обмены информацией с помощью Интернета, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проектах, предметных олимпиадах (например, в Центре дистанционного обучения «Эйдос»).

В программируемой деятельности по развитию процессов информатизации администрация школы считает важным внедрение информационных технологий в ежедневную практику работы каждого педагога и рациональное использование информационных ресурсов учащимися в практике обучения. Для этого необходимо, на наш взгляд:

  • внедрение информатики как системообразующего предмета на первой и второй ступенях обучения;

  • исследование информационных запросов работников школы, формирование заявок на поставку информационных ресурсов;

  • оснащение школы компьютерной техникой (рабочие места для учащихся школы и установка АРМ учителя) с целью снижения количества пользователей на один компьютер.

В целях обеспечения перехода образовательного учреждения на лицензионное программное обеспечение МОУ СОШ № 67 включилась в деятельность по апробированию и внедрению операционной системы Linux.

Серьезная работа предстоит с сайтом МОУ СОШ № 67. Сегодня это активно работающий, достаточно часто посещаемый сайт. Однако актуальной остается задача использования его администрацией и педагогами для обеспечения обратной связи с учащимися и родителями.

Требуют разработки критерии и уровни информационной компетенции учащихся.

Следует заметить, что внедрение информационных технологий как инновационная деятельность в образовательной сфере должно соответствовать стратегическим целям государства в области образования, среди которых особенно важны следующие:

  1. формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей;

  2. реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

Достижению этих целей в немалой степени может способствовать применение новых информационных образовательных технологий. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения icon4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса...
Ным формам не совсем обычной деятельности обучения. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconСправка о наличии оборудования, учебно-методической литературы, демонстрационного...
Передача Исключительного права на использование программного обеспечения Office 2010 rus
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование информационных технологий при изучении насаждения осадничества в полесском воеводстве в межвоенный период. 5
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «использование информационных технологий в организации учебного процесса»
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconИспользование метода проектов при организации образовательного процесса...
Печатается по решению совета учебно-методического отдела дошкольного и начального образования гуо «Гомельский областной институт...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconОб организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий
Институт разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconИспользование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При правильном сочетании информационных технологий...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconИспользование информационных технологий в городской прессе
Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПроект на тему: “Использование мультимедийных технологий при организации...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПрименение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики нб рб
Использование информационных технологий при разработке валютной политики нб рб 10
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПрименение информационных технологий в сфере разработки и координации валютной политики нб рб
Использование информационных технологий при разработке валютной политики нб рб 10
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconПедагогическая мастерская
...
Использование информационных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени обучения iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Не стала исключением и литературоведение. Проникновение информационных технологий в традиционное литературоведение привело к значительному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск