Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 240.53 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.10.2013
Размер240.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
КОНКУРС на получение денежного поощрения

лучшими учителями Краснодарского края

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»


СТАЦЕНКО ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА
2013

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2 г.ТУАПСЕ И.И.Бакадоровой

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ИНН 2322015630 КПП 236501001

352800, г.Туапсе, ул.Фрунзе, 67

тел. 3-61-28, 5-44-63

от________________ № __________


Справка-подтверждение


Администрация МБОУ СОШ №2 г. Туапсе МО Туапсинский район подтверждает, что Стаценко Ольга Евгеньевна в своей работе в системе использует самостоятельно созданные ресурсы, в том числе с привлечением учащихся: презентации, видео проекты, цифровые технологии, мультимедийные и интегрированные уроки.
Директор школы ________________________В.В. Крютченко

11 марта 2013 г.


Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2 г.ТУАПСЕ И.И.Бакадоровой

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ИНН 2322015630 КПП 236501001

352800, г.Туапсе, ул.Фрунзе, 67

тел. 3-61-28, 5-44-63

от________________ № __________



Справка-подтверждение


МКУ «Комитет развития образования Туапсинского района», подтверждает, что Стаценко Ольга Евгеньевна, учитель музыки МБОУ СОШ №2 действительно выступала на заседании РМО учителей музыки Туапсинского района 31 октября 2009 года с демонстрацией мультимедийного урока «Наша слава – Русская Держава»

(протокол №2 от 31октября 2009 года).

Начальник МКУ «КРО Туапсинского района» Г.П. Фоменко
«Наша слава - русская держава»

Развернутый план – конспект урока музыки
Цель урока: развитие патриотических чувств школьников.

ПЛАН УРОКА


  1. Вступительное слово. Приветствие

2. Александр Невский

Кантата «Александр Невский »

Хор «Вставайте люди русские» (фрагмент)

«Въезд Александра Невского во Псков» (фрагмент)

3 Иван Сусанин

Хор «Славься»


  1. Петр 1.

« Преображенский марш Петра Великого »

  1. Великая Отечественная война

«Мальчишки» исполнение песни.

«Белый танец» Песня.

ХОД УРОКА
1. Здравствуйте, ребята!

Готовясь к нашему сегодняшнему уроку, я долго думала, как его озаглавить. «Пока сердца для чести живы», « Виват, Россия!», «Музы не молчали», «Слава Отечеству»…

Все эти названия, несомненно, подошли бы к основной теме нашего урока. Но наиболее подходящее, как мне показалось, является (читаем) Наша слава - Русская Держава! (Слайд 1)

Вы, конечно, обратили внимание на то, что слова Русская Держава написаны с большой буквы. И это не случайно.

Вчитайтесь и вдумайтесь в эти два слова – Русская Держава.

Чувствуете, как широко звучат они. Сколько смысла вложено в эти два слова. Попробуйте сами ответить:

- С чем вы связываете слово русская? (Родина, Русь, Россия, народ, Отечество, Отчизна и т.д.)

- А слово держава? (Опора, надежда, надежный заслон, сила, мощь).

А теперь давайте, соединим эти слова и подумаем, что же это такое

Русская Держава? (ответы)

Правильно. То, на чем держится наша Россия, Русь. Конечно не в прямом смысле, а в переносном.

- Так на чем держится Родина наша?

- Благодаря кому мы с вами спокойно спим, учимся в школе, посещаем музеи, театры и кино, едем в отпуск летом? (ответы детей)

Правильно. Благодаря тем, кто охраняет наш покой. Благодаря тем, кто сложил головы за нас в далеком прошлом. Тем, кто и сейчас несет свою боевую вахту на границе, или в море. Благодаря тем, кто до сих пор гибнет в горячих точках страны во имя жизни на земле.

Это и есть наша слава! Наша Русская Держава!

О славных Защитниках отечества, чьи имена прославили героический подвиг русского человека в тяжелые времена и пойдет сегодня разговор.

С самых дальних времен история и культура были тесно связанны

между собой. Богатейшая история у нашего народа. Богато и его культурное наследие.

Давайте попытаемся провести параллели между историей и культурой, между далеким прошлым и настоящим. С самых древних времен до недавнего прошлого. Еще раз восхитимся неповторимым, а может быть и повторимым подвигом русского человека – Защитника своего Отечества.
2. Давайте перелистаем страницы истории нашей Родины и окунемся в Древнюю Русь. Во времена, когда она была обложена врагом – с юга татарами, с севера ордами крестоносцев, когда люди были заняты мирным трудом и одновременно испытывали боязнь быть угнанными в рабство. Враги не жалели ни старых ни малых.

Целью врага было покорить Великий Новгород, который привлекал своим богатством.

В то время в Новгороде княжил молодой двадцатилетний князь Александр Ярославович. Он не стал дожидаться, когда неприятель подойдет к стенам города, а поспешил ему навстречу. Как набатный колокол звучат его слова:

«Вставайте, люди русские! На славный бой! На смертный бой!»

Александр дал клич. И словно из-под земли вырастают русские воины. Идут крестьяне с косами и вилами. Движется могучий поток с копьями и мечами. Из капель собираются ручьи, из ручьев реки, из рек озера.
(Звучит фрагмент хора «Вставайте люди русские»)
15 июля 1240 года в сражении на реке Неве, Александр одержал победу. С тех пор князя стали называть Невским.

Давайте внимательно рассмотрим картину П. Корина «Александр Невский» (Слайд)

- Кто изображен на картине?

- Каков характер этого полководца?

- Как это передается в картине?

- Есть ли созвучие между музыкой и картиной?
В 1240 году А.Н. одержал победу над шведами, а в 1940 году композитор Сергей Прокофьев (портрет) написал монументальное музыкальное произведение – кантату «Александр Невский».

Написал в кротчайшие сроки, прямо перед В.О.В.

Над миром тогда нависли черные тучи фашизма. Нужен был исторический пример героизма, который бы вдохновлял народ на войну с фашизмом, на борьбу с ним. Так появился художественный фильм режиссера С.Эйзенштейна, а вместе с ним и кантата С.Прокофьева.

Кантата – это сложное музыкальное произведении, в котором звучит хор, певцы-солисты под аккомпанемент симфонического оркестра.
Мы с вами послушаем заключительную часть «Въезд Александра во Псков». На площади освобожденного Пскова народ празднует победу.

К мужественному хору присоединяются женские голоса, которые придают звонкость и блеск звучанию. Слышен гулкий и торжественный звон колоколов. Победно, празднично звучит финал кантаты.

( «Въезд Александра невского в Псков» - слушание)
Более семи веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре невском – национальном герое – народном заступнике.

В годы В.О.в. Новгород был освобожден от фашистов. Бойцами-художниками при въезде в него был установлен огромный щит с изображением копии картины П.Корина. Около копии картины поместили щит с известными словами. (Кто на Русь с мечем придет – от меча и погибнет). А так же скульптором И. Мекшиным был возведен памятник Тысячелетию России, где запечатлены многие герои России. (Слайд) Один из них – А. Невский. (Слайд).
3. Шли годы, шло время. Менялись люди, менялись нравы, традиции, менялись правители – цари, все вокруг менялось. Не прекращались лишь попытки иноземцев захватить русские земли. Один из исторических периодов в России известен как «Смутное время».

Вот эти события и послужили сюжетом для написания русским композитором М.И.Глинкой оперы «Иван Сусанин».

СУСАНИН Иван Осипович (рожд. неизв. — 1613), герой освободительной войны русского народа против польских интервентов в н. XVII в. Сусанин был крестьянином с. Деревеньки, расположенного близ с. Домнина Костромского уезда. Зимой 1612-13 Сусанин был взят отрядом польской шляхты в качестве проводника до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович, которого поляки хотели убить. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, и за это был замучен. Память о нем сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в опере М.И. Глинки. Первоначальное ее название было “Жизнь за Царя”. (Слайд).

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—

Сусанину с сердцем вскричали враги: —

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».
«Злодей!— закричали враги, закипев,—

Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Глинка в героическом поступке простого русского крестьянина усматривал проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы русской земли.

« Велик и свят наш край родной. Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»

( Хор «Славься»)
4. Далее обратимся к следующей дате. 1682 по 1725 связаны с именем великой личности в истории государства Российского правление царя Петра 1-го. (Слайд)

Это был особенный царь. Он понимал, что необходимо вывести Россию из отсталости. Нужно построить школы, новые заводы, фабрики, создать новую армию и флот. А для этого нужны умные и образованные люди. Значит необходимо учиться.

Царь учился сам и заставлял учиться других. (Слайд Петр-плотник)

О временах правления Петра Первого можно рассказывать долго и много интересного. Мы коснемся лишь о событиях связанных с музыкой, которую мы с вами послушаем.

Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.

В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства.

Недалеко от Преображенского располагалась Немецкая слобода -Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение, сближается с иноземцами. С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.

Подраставший царь, занятый “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.

Вот так появились два знаменитых полка – Преображенский и Семеновский. (Слайды).

Заслуги царя Петра связанны с его победами в Северной войне, в честь сражения под Калищем, в Полтавской битве и т.д.

Марш, который мы сейчас послушаем, появился в начале 19 века и стал первым официальным гимном России. Автор его так и остался неизвестен. В наши дни он ежегодно исполнятся на военных парадах и существенных событиях нашего государства.

( «Преображенский марш Петра Великого»)
Времена правления Петра Первого и глобальные изменения в истории нашего Отечества будут изучать, помнить и передавать поколения наше и будущее. Много замечательных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве, кино-искусстве) посвящены этому великому царю – имя которому Петр 1. (Слайд Медный всадник).
5. В 1941 году застонала и содрогнулась вся наша земля. Началась Великая Отечественная война Советского народа с фашистской Германией. (Слайд Родина Мать)

Весь народ встал на защиту своего Отечества. И вместе с народом плечо к плечу на борьбу встали писатели, поэты, художники, композиторы. Они взяли в руки свое оружие.

Огромное количество стихов и песен было создано в эти годы.

Композитором была написана песня «Вставай, страна огромная», которая побуждала весь русский народ к борьбе с фашистскими захватчиками.
(Вставай, страна огромная)
Не все даты мы с вами охватили. Да это и невозможно сделать за два урока.

1979 год – начало войны в Афганистане.

1989 год 15 февраля – вывод войск из Афганистана

1994 год – начало войны в Чечне

( песня «Белый танец»)

Много воинов не вернулись с афганской и чеченской войны. Много их гибнет и сейчас.

Наш с вами долг обязывает помнить и чтить, какой ценой завоевывается счастье, мирное небо, спокойная жизнь на земле.

Мы призываем вас всех быть патриотами своей родины. Любить ее, защищать, творить только добро. Этому ребята, можно и нужно научиться.
Еще раз обратите внимание на название нашего урока. Разное время, разные судьбы. Но объединяет их одно – любовь к своей Родине, к Отчизне.
В заключение урока исполним песню

Благодарю вас за внимание. Урок окончен. До свидания.
(Презентация прилагается на диске)

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2 г.ТУАПСЕ И.И.Бакадоровой

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ИНН 2322015630 КПП 236501001

352800, г.Туапсе, ул.Фрунзе, 67

тел. 3-61-28, 5-44-63

от________________ № __________


Справка-подтверждение


МКУ «Комитет развития образования Туапсинского района», подтверждает, что Стаценко Ольга Евгеньевна, учитель музыки МБОУ СОШ №2 действительно выступала на заседании РМО учителей музыки Туапсинского района 26 марта 2011 года с показом мультимедийного урока «Вдохновенный певец России» (о жизни и творчестве Г. Пономаренко)

(протокол №4 от 26 марта 2011 года).

Начальник МКУ «КРО Туапсинского района» Г.П. Фоменко


Всекубанский урок учителя музыки СОШ №2 Стаценко О.Е.
Тема: «Вдохновенный певец России» (Посвящен творчеству Г. Пономаренко).

Интонационно-духовная атмосфера урока – естественная среда общения. Таким образом, на уроке присутствуют два фундаментальных принципа интонируемого смысла:

1. Целостность и образность;

2. Духовная культура.
Тип урока: нетрадиционный.
Цель:

  1. Знакомство с творчеством Г. Пономаренко.

  2. Приобщение к духовной культуре России.

  3. Развитие патриотических чувств школьников.

Материал к уроку:

  1. Стенд, посвященный творчеству Г. Пономаренко.

  2. Слайды с портретами Г. Пономаренко и С. Есенина.

  3. Слайды с картинами русской природы.

  4. «Отговорила роща золотая» - слушание.

  5. «Звезды России» - разучивание песни.



Ход урока:
1. Здравствуйте, ребята!

2 февраля поклонники творчества Григория Федоровича Пономаренко, автора первых нот к молитве "Отче наш" и знаменитой песни "Оренбургский пуховый платок", отметили его 88-ой день рождения. И сегодня наш урок посвящен творчеству этого выдающегося композитора. (Слайд с портретом композитора).

Григорий Федорович Пономаренко родился 2 февраля 1921 года в Моровске, Остерского района Черниговской области в крестьянской семье. Большое влияние на судьбу Григория оказал его дядя - Максим Терентьевич, гармонист, собиратель народных инструментов. С шести лет будущий композитор играл на баяне на всех поселковых праздниках. Начал свою профессиональную деятельность в ансамбле погранвойск УССР, совмещая выступления с учебой в Киевской консерватории.

Григорий Федорович прошел путь от баяниста городского Дворца пионеров до народного артиста СССР. В соавторстве с поэтом В.Ф. Боковым написал прославившую его песню "Оренбургский пуховый платок". Г. Пономаренко является автором популярных песен на стихи С. Есенина, А. Блока. Его песни исполняли такие знаменитые певцы, как Л. Зыкина. А. Стрельченко, Е. Шаврина, О. Воронец, И. Кобзон и многие другие.
2. Сейчас мы послушаем песню Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».

(Слайд с портретом С. Есенина). С творчеством этого прославленного поэта вы знакомились (или будете знакомиться) на уроках литературы. Исполняет песню ансамбль русской песни «Золотое кольцо».
(Звучит песня «Отговорила роща золотая» на фоне слайдов русской природы).
Вопросы:

- Какие чувства переполняют вас, когда вы слышите эту песню? (ответы детей).

- Как музыка Пономаренко передает характер русской природы? (ответы детей).

- Есть ли созвучие между словами великого поэта русской души и музыкой Г. Пономаренко? (ответы детей).

Да, Григорий Федорович очень точно уловил настроение стихотворения С. Есенина и отразил это в музыке.

Г. Пономаренко не только писал песни на стихи известных поэтов, он так же сочинял музыку к спектаклям, поставленным на сценах Малого театра СССР и других театров страны. Написал музыку к кинофильмам "Мачеха" и "Безотцовщина".

2. Имя Григория Пономаренко было очень популярно в 60-70-е годы, когда его песни звучали практически ежедневно по телевидению и радио.

Сейчас мы послушаем еще одну песню Г. Пономаренко на стихи П. Леонидова «Звезды России».

Вопросы:

- О каких звездах говорится в первом куплете песни? (Ответы детей).

- О каких во втором? (Ответы детей).

- А в третьем? (Ответы детей).

- Как композитор это передал в музыке? (Ответы детей).

- А какие еще звезды могут быть у России? (Ответы детей).

Вывод: У России много разных «звезд». Это звезды славы и победы; звезды надежды и первой любви; а так же звезды скорби и печали на обелисках погибших солдат.

(Разучивание песни «Звезды России»).
3. В середине 70-х годов Г. Пономаренко переехал на Кубань и сразу стал местным любимцем. Его творческие вечера постоянно собирали полные залы. Последние двадцать четыре года своей жизни он прожил на Кубани.

В 1996 году композитор трагически погиб в автокатастрофе. Ему должно было исполниться 75 лет.

В кубанской столице напротив дома, где когда-то жил и творил Григорий Пономаренко, был установлен памятник. Сегодня он находится около краснодарской Филармонии.
(Слайд с изображением памятника Г. Пономаренко в г. Краснодаре).
В Краснодаре улицу имени Ивана Каляева в скором времени могут переименовать в улицу имени композитора Григория Пономаренко. Предложение о переименовании улицы Каляева в улицу имени Пономаренко на ближайшем заседании рассмотрят депутаты городской думы Краснодара.

Григорий Пономаренко - народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами и медалями, Золотой медалью Советского фонда мира, почетный гражданин г. Краснодара. (Слайд Г. Пономаренко с почетной лентой).

Недаром в народе, за прекрасные песни, за музыку, так созвучную с душой русской, Г. Пономаренко назвают Вдохновенным певцом России!

И в заключение урока послушаем еще одну песню Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший» (Слайды).

Благодарю вас за внимание. Урок окончен. До свидания.

(Презентация прилагается на диске)

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2 г.ТУАПСЕ И.И.Бакадоровой

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ИНН 2322015630 КПП 236501001

352800, г.Туапсе, ул.Фрунзе, 67

тел. 3-61-28, 5-44-63

от________________ № __________

Справка-подтверждение


МКУ «Комитет развития образования Туапсинского района», подтверждает, что Стаценко Ольга Евгеньевна, учитель музыки МБОУ СОШ №2, действительно выступала на заседании РМО учителей основ православной культуры МО Туапсинский район 26 марта 2009 года с показом мастер-класса по интеграции музыки и основ православной культуры и мультимедийного урока по теме «Колокола России».

(протокол №4 от 26 марта 2009 года).

Начальник МКУ «КРО Туапсинского района» Г.П. Фоменко

Мастер-класс

Открытый урок учителя музыки СОШ №2 Стаценко О.Е.
Тема: «Колокола России»

Музыкальное искусство – это настоящий, большой вид искусства, который черпает содержание и силу в литературе, истории, изобразительном искусстве.

Интонационно-духовная атмосфера урока – естественная среда общения. Таким образом, на уроке присутствуют два фундаментальных принципа интонируемого смысла:

1. Целостность и образность;

2. Духовная культура.

Тип урока: нетрадиционный

Вид: интегрированный (изобразительное искусство, литература, история, музыка)

Цель:

1.Создание условий для развития познавательной активности обучающихся, логики мышления и творческого потенциала.

2.Введение в большой мир искусства, в котором органично уживаются различные виды искусств.

3.Создание на уроке атмосферы праздника.

Материал к уроку:

1.Слайды с видами колоколов.

2.Репродукция картины М. Левитана «Вечерний звон»

3.Репродукция картины П. Корина «Александр Невский»

4.С.С. Прокофьев. Отрывок из кантаты «Александр Невский»

5.Колокольные звоны.

6. М.И. Глинка. Хор «Славься»

7.Е. Крылатов «Песня о колоколах»

Ход урока:

  1. Под марш дети входят в кабинет музыки.

Дорогие ребята!

 Какая радость хоть минутку подержать в руках колокольчик и послушать его заливистый голосок! И представьте себе, что взрослые позволили вам взобраться на колокольню. А кто – то из вас когда - либо был на колокольне?

«Веселая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко:

вот-вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх мальчишеского счастья — наконец-то в моих руках веревка от самого главного, самого большого колокола.

Грушевидный язык его тяжел и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба-ам!.. Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных колебаний. Еще!.. еще...»

Это удивительное состояние, описанное русским писателем А. И. Куприным, повторяется в каждом человеке от мала до велика, окажись он на колокольне. Повторяется неизменно и много веков.

(Показ слайдов с видами колокольни)

Даже цари русские любили бывать на колокольне и стремились слить свой именной колокол тяжелее его предшественников, чтобы молитвы царские к Богу звучали явственнее всех прочих. В четвертом часу утра взбирался Иоанн Грозный с царевичами на колокольню прозвонить к заутрене. А полководец Александр Васильевич Суворов удивлял перезвоном духовенство и прихожан своего села Кончанского.

Колоколен, как и храмов, в прежние времена было множество на русской земле. В Светлую Пасхальную седмицу, когда на колокольню допускаются все желающие, от детишек не было отбоя, и весь день с колоколен несся радостный и часто бестолковый трезвон.

Звучит «Праздничный звон»

Вопросы:

- Какие чувства переполняют вас, когда вы слышите этот звон?

- Каков характер звона?

- Как реагирует ваше сердечко на эту музыку?

Вывод: Колокола с древнейших времен возвещали людям радость, праздник, веселье, и народ ликовал.

(Слайд с храмом)
Какие слова хочется сказать, глядя на эту картинку и слушая праздничный колокольный звон?

(Декламация стиха)

2. Учитель предлагает рассмотреть картину И. Левитана “Вечерний звон”.

Вопросы:

- Какое ощущение вызывает у вас эта картина?

- Как это подтверждается в картине?

Вывод: Художник создал образ земли русской.

Учитель: предлагает ответить на вопросы:

- Какую бы вы подобрали музыку к картине?

Учитель предлагает детям закрыть глаза и постараться услышать звон колокола.

Звучит «Вечерний звон»

Вопросы:

- А какие чувства вызывает у вас этот звон?

- Чем он отличается от «Праздничного»?

К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Нам достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах, о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил “сам по себе”, предрекая войну, голод или смерть государя. Попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать.

В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе?

Колокол — это предмет церковный. И прежде, чем поднять на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила.

Напутствуемый такою церковною молитвой, колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Вот и утишал, и прекращал он бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы. А человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием противостоять “всем диавольскими наветам”. Слыша церковный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать Божию. И уставшая, страждущая душа умиротворялась и напитывалась радостью, а грешная с беспокойством оборачивалась.

Колокольному звону, собирающему прихожан на богослужение, было дано точное название — благовест, что значит добрая радостная весть.

(Показ слайдов)

Вопрос:

- А какую еще функцию может выполнять колокол?

Колокола возвещали людей обеде, о войне. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий, взывали воинов изо всех сил защищать нашу Родину.

Давайте внимательно рассмотрим картину П. Корина «Александр Невский»

- Кто изображен на картине?

- Каков характер этого полководца?

- Как это передается в картине?

Исторический рассказ детей об Александре Невском.

Передать настроение картины нам поможет отрывок из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».

Кантата – сложное музыкальное произведении, в котором звучит хор, певцы-солисты под аккомпанемент симфонического оркестра.

(Звучит отрывок)

- Есть ли созвучие между музыкой и картиной?

- Слушая это произведение, на что вы обратили внимание?

- Как здесь звучали колокола?

- Какая функция у колоколов в этом произведении?

И издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю воли, было лишение колоколов. В междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола. Государи, воюя, как важный военный трофей привозили иноземные “пленные” колокола.

Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, как мощные победные ликующие трезвоны.

- Какая песня, недавно разученная нами подходит под настроение всеобщего ликования и счастья от победы?

(Исполняется хор «Славься»)

- Что мы слышим в конце этого произведения?

- Какова функция колоколов?

А сейчас мне бы хотелось поведать вам секрет литья колоколов: чем больше был колокол, тем гуще был его звук. Большие колокола лить очень трудно, но русские люди были непревзойденными мастерами.

- Ребята, а вы знаете, какой самый большой колокол?

- Да, Царь-колокол.

- Кто из вас что-либо знает об истории «Царь-колокола»?

(Показ слайдов.)

- А есть ли у колокола младший брат?

И в заключение урока, чтобы закрепить то ощущение радости, счастья и праздника, которое мы испытали, слушая звучание колоколов, исполним песню из фильма «Приключения электроника» «Песня о колоколах»

(Звучит «Песня о колоколах»)

Итог урока:

- Ребята, чему был посвящён наш урок?

- Каково назначение колоколов?

Учитель: Но колокол не только сигнальный инструмент, он часть церковный архитектуры. Колокола подвешены на колокольне. В России проводятся конкурсы звонарей. Вы, очевидно, слышали звон колоколов у нас в городе? Колокол стал частью души русской.

Уход детей.

(Презентация прилагается на диске)

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 2 г.ТУАПСЕ И.И.Бакадоровой

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

ИНН 2322015630 КПП 236501001

352800, г.Туапсе, ул.Фрунзе, 67

тел. 3-61-28, 5-44-63

от________________ № __________


Справка-подтверждение


МКУ «Комитет развития образования Туапсинского района», подтверждает, что Стаценко Ольга Евгеньевна, учитель музыки МБОУ СОШ №2 действительно выступала на заседании РМО учителей музыки Туапсинского района 9 января 2009 на тему «Эстетическое воспитание на уроках музыки».

(протокол №4 от 9 января 2009 года).

Начальник МКУ «КРО Туапсинского района» Г.П. Фоменко




5 критерий

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск