Скачать 167.22 Kb.
|
Реферат на тему: «Интеграция современных мультимедиа технологий в процесс обучения французскому языку в рамках проектной методики» Выполнила: Лобанова Галина Юрьевна, учитель французского языка МОУ СОШ №2 имени М.А. Пронина г.о. Звенигород Декабрь 2013 г План работы
Введение Реформирование системы образования затрагивает вопросы обновления содержания, изменения субъектно-объектных отношений участников образовательного процесса, использования современных методов и технологий и построения новых моделей организации учебно-воспитательного процесса. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в школе ставит перед учителем задачу применять на практике новые педагогические и образовательные технологии. Концепция модернизации содержания общего образования диктует необходимость отхода от простой механической передачи знаний и создание условий для того, чтобы ребенок научился добывать эти знания сам, анализировать их ценность и возможность применять их на практике. Как отмечает С. М. Кащук в своей монографии «Лингвострановедческие константы и технологии ВЕБ 2.0 в обучении иностранным языкам (на примере французского языка)», «Целью современного языкового образования должно стать формирование личности учащегося, способного и желающего участвовать в общении на межкультурном уровне. В связи с этим, инновационные и вновь разрабатываемые методы обучения иностранному языку должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к языковому образованию в странах единого европейского образовательного пространства и чётко сформулированным в «Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком»» (2, стр.6) Особую роль в реализации поставленных перед образованием задач отводится организации проектной деятельности на всех этапах школьного обучения. Практический опыт по ученическому проектированию, его доступность убеждают в широких возможностях этого метода обучения, а требования ФГОС делают его еще более актуальным. В «Профессиональном стандарте педагога» отмечается, что размещение в информационной среде основной информации образовательного процесса «обеспечивает дополнительные педагогические возможности», владение которыми – базовый элемент профессиональной ИКТ- компетенции педагога (стр.19). Из истории вопроса Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Из французских ученых – сторонников метода проектов можно назвать педагогов-новаторов Селестэна Фрэнэ и Эдуарда Клапареда, которые выделили 3 основных фактора обеспечения эффективности применения проектной методики: мотивацию учащихся, междисциплинарный подход, коллективный характер ответственности обучаемых за конечный результат проекта. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Что такое мультимедиа? На сайте http://www.glossary.ru мультимедиа определяются как совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства.Французская версия свободной энциклопедии Wikipédia даёт следующее определение мультимедиа: «Le terme s'est développé vers la fin des années 1980 pour désigner une création recourant à une multiplicité de médias: l'image, le son et le film ou la vidéo. Depuis, son sens a dérivé pour englober les logiciels, matériels et contenus éditoriaux interactifs mettant en œuvre l'image fixe ou animée, le son, le texte et l'hypertexte». Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. В этой системе может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с нейБлагодаря одновременному воздействию на школьника аудиальной (звуковой) и визуальной (статической и динамической) информации мультимедийные обучающие системы обладают большим эмоциональным зарядом, способствуют развитию их креативного потенциала, созданию разнообразных и действенных форм и методов обучения. Что такое метод проектов? Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение знаний и приобретение новых знаний. Это также способы самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Они ориентированы на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Довольно подробно изучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимается доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат. В своей работе «Метод проектов на уроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обучения способам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, который выступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит о посреднической роли языка, как средства для «формирования и формулирования мысли», выдвигая следующие выводы:
Е.С.Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». Она считает, что метод проектов при наличии определенных условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям: 1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него. 4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей. 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. В трудах автора можно найти типологию проектов в соответствии с их признаками: 1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный . 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта. 6. Продолжительность проекта (краткосрочный, долгосрочный). Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать специфические умения и навыки, а именно учить:
С точки зрения ученика проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированная самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение, и, что важно, интересен и значим для самих школьников. Место мультимедиа технологий в рамках проектной методики Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям иностранного языка отказаться от свойственных традиционному обучению однообразных, лишенных творчества видов деятельности в преподавании, предоставив возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Использование мультимедиа технологий в процессе проектной деятельности при обучении иностранному языку значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и обеспечит формирование иноязычной лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемого за счет:
Из этого можно сделать вывод, что наиболее эффективными для развития лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых являются следующие типы проектов с использованием мультимедиа:
Тем не менее, сами по себе мультимедиа технологии не способны улучшить преподавание иностранного языка, они остаются всего лишь средством обучения, эффективность которого зависит от выбранной учителем методики преподавания. Метод проектов с элементами мультимедиа технологий (из опыта работы) Ученики МОУ СОШ №2 имени М.А. Пронина г.о. Звенигород, изучающие французский язык, осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов, стенгазет) до долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии. Не могу сказать, что первые проекты были успешными, но стало понятно, что это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт. Проекты были долгосрочными и краткосрочными и защищались на обобщающих и итоговых уроках по темам курса. Перед выполнением своего первого проекта школьники знакомятся с этапами и правилами выполнения проекта, которые можно представить в виде следующей схемы:
В основе каждого проекта лежит проблема, которую нужно решить. Именно эта проблема мотивирует учащихся деятельность: мыслительную (каждый ученик, вовлеченный в проект, что-то обдумывал, предлагал, отвергал и т.п.), практическую (когда все искалось, делалось, применялось), коммуникативную и презентационную (когда все рассказывают и показывают, что и как делалось, и что в результате получилось). Можно привести тематику учебных проектов, выполненных учащимися основной школы: “Ma ville natale” (представить город интересным для посещения иностранными туристами), “Ma famille” (познакомить сверстников из Франции со своей семьей), “Les repas” (сравнить традиции приема пищи во Франции и России), “Les saisons” (любимое время года, которое хочется провести во Франции) , “Les fêtes en France” (какой праздник Франции нравится больше всего и почему), “Les sports en France” (Франция – спортивная страна), “Bonjour, Paris!” (виртуальная экскурсия по французской столице) и т.д. Она, эта тематика, как правило, не выходит за рамки школьной программы для учащихся основной общеобразовательной школы. Тем не менее, уже начиная с седьмого класса, учащиеся начинают применять материалы французской версии Wikipédia для создания своего проекта. Поиск звукового оформления осуществляется на франкоязычных сайтах. Так, например, учащиеся 7 класса готовили проект “Noël en France”, результатом которого стал праздник для младших школьников. Для подготовки этого проекта использовались следующие сайты сети интернет: 1. http://www.joyeux-noel.com/ 2. http://www.lepointdufle.net/fetes.htm 3. http://fr.wikipedia.org/wiki/R%C3%A9veillon_de_No%C3%ABl 4.http://www.paroles2chansons.com/paroles-chants-de-noel Зрелищной стала презентация проекта “Bonjour, Paris!” (9 клаcc). Учащиеся получили следующий хотлист c перечислением некоторых сайтов, где учащиеся могли найти необходимую информацию, иллюстративный материал и музыкальное сопровождение:
Лексический и грамматический материал учебника “L’oiseau bleu” для 9 класса (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина) был полностью востребован при предъявлении результата работы и значительно дополнен страноведческими. В рамках этого проекта учащиеся использовали навыки киберчтения для извлечения необходимой в найденных документах информации и, в определенной степени, навыки кибераудирования, т.к. в проекте были использованы видеоматериалы официального сайта мэрии Парижа http://www.paris.fr/ . Что отличает проекты, выполненные учащимися старших классов? На данном этапе обучения французскому языку у школьников уже в определенной мере сформированы исследовательские и проектные универсальные учебные действия (умения видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). Поэтому, при выборе тематики проекта, его реализации особое внимание уделяется освоению предметных результатов не только в коммуникативной сфере (владении французским языком как средством общения), но и в познавательной (владение приемами самостоятельного изучения французского языка) и ценностно-ориентационной сфере (осознание необходимости владеть французским языком как средством познания, самореализации и социальной адаптации). Старшеклассники уже позиционируют себя как будущие ученые, учителя, врачи, т.е. профессионалы, которые будут пользоваться французским языком в других областях знаний. Соответственно и проекты у них выполнялись в рамках той сферы профессиональной деятельности, которую они для себя уже определили. Так, например, учебный проект “Un mois dans le monde” (учебник 10 класса “Objectif”, авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева, М.Р. Лисенко) был разбит на подтемы “Les découvertes scientifiques”, “Les grandes rencontres sportives”, “La mode”, “La Russie”, “L’histoire de la France” etc.
Рис.1. Обложки журналов, с электронными версиями которых работал будущий ученый-биолог Рис.2. Слева – кадр из презентации будущего врача (проект “Combats du cœur”); справа – сайты аудио и видеоматериалов к проекту будущего учителя истории “Le bicentenaire de la bataille de Borodino” Положительные стороны проведенных проектов:
Отрицательные стороны проведенных проектов:
Заключение «Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» (7, стр. 58) Так высоко оценила метод проектов Е.С. Полат в конце прошлого века. Действительно, XXI век - век становления и развития информационного общества, когда мультимедиа технологии могут и должны быть использованы для активизации личностного потенциала учащихся в процессе их обучения иностранному языку. Они предоставляют обучающимся большое количество источников информации, которая характеризуется многоканальностью. Интеграция мультимедиа технологий в процесс обучения французскому языку в рамках проектной методики позволяет активизировать всех участников учебного процесса для создания конечного учебного продукта, который может быть представлен в виде блога, сайта, презентации и т.д. И самое главное, проектная методика позволяет учащимся выбирать действия для его достижения, что всегда оставляет определенную свободу для творчества как для них самих, так и для их педагогов. Библиография
|
Рабочая программа по иностранному (французскому) языку (базовый уровень) Интеграция России в европейское общеобразовательное пространство, процесс реформирования и модернизации российской школьной системы... | Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | ||
Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе Анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования | Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку требования... Написать открытку своему французскому другу \ подруге, рассказать о погоде и о том, чем вы занимаетесь во время каникул | ||
Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных... Зация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных... | Предварительные замечания Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | ||
Использование мультимедиа-технологий в образовании Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. В большинстве случаев использование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по французскому языку, программы «Практика обучения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по французскому языку, программы «Практика обучения... | Тема школы: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс... Внедрять в образовательный процесс новые технологии через проведение фестивальных уроков, научно-практическую конференцию, работу... | ||
Обстановка с техногенными пожарами Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | Наоборот: “Корпоративные Университеты Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | ||
Программа по французскому языку для 4 классов общеобразовательной... Она нацелена на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного... | Рабочая программа по французскому языку 7 класс Рабочая программа по французскому языку для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному... | ||
Сборник статей памяти академика Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения | Регистрационная форма (оформляется отдельным файлом) Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения |