Предварительные замечания





НазваниеПредварительные замечания
страница1/7
Дата публикации31.08.2013
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В июле/августе 1922 года по желанию студентов, изучавших эконо­мику, Рудольфом Штайнером в Дорнахе был прочитан в четырнадцати докладах «Экономический курс». Этот курс внутри полного собрания тру­дов Рудольфа Штайнера образует под одноименным названием 1 часть серии «Задачи новой экономической науки». Опубликованные здесь шесть семинарских обсуждений состоялись во время курса в том же кругу участ­ников. Они способствовали уяснению новых и дополнительных аспектов содержания, изложенного в курсе, знание которого и есть предпосылка для работы над представленным томом.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Дорнах, 31 июля 1922 года

Вопрос: «Основные положения»16 хотя и кажутся «логически завершен­ными в себе», но в них нельзя найти критерия «соответствия действительнос­ти».

Рудольф Штайнер: Было бы как раз хорошо, чтобы друзья начали более четко высказываться с этой позиции. Вам надо учесть, что экономи­ческое учение как таковое, собственно говоря, происходит из очень моло­дого мышления, ему едва несколько столетий, и что вплоть до великих утопистов в области экономической жизни все происходило более или менее инстинктивно. Однако эти инстинктивные импульсы были чем-то таким, что перешло в действительность.

Для получения более точного представления обдумайте следующее. Сегодня люди часто говорят: наши представления об экономике вытека­ют из экономических противоречий классов, из способа производства и так далее. Я не обращаюсь к самому экстремальному, как это представлено Марксом и его последователями. Но даже ученые-экономисты с устойчи­выми буржуазными взглядами говорят о том, что, собственно, все с авто­матической необходимостью вытекает из экономической основы. Тем не менее, если люди приходят затем к обсуждению конкретных вещей, то в действительности оказывается, что существующие учреждения сегодняш­ней экономической жизни сами являются ни чем иным, как результатом средневекового мышления, разумеется, взаимосвязанным с различными факторами. Подумайте только, какое формообразующее развитие было вызвано к жизни римским понятием собственности, чисто юридической категорией, и что возникло в экономической жизни благодаря этому по­нятию. Видно, что эти вещи не рассматривались научно, однако как юри­дические категории, продуманные уже экономически, они оказали фор­мообразующее действие. А меркантилисты так дальше потом и поступа­ли, будучи людьми теоретизирующими, а не творческими. Можно, на­пример, сказать, что советники императора Юстиниана17, создавшие ко­декс Corpus Juris, были людьми намного более творческими, чем более поздние учителя экономики. Не только в нашем сегодняшнем понимании эти люди фактически создали Юстинианов кодекс, но и в последующем средневековом развитии мы видим, что противоположные импульсы ос­новывались именно на том, что было установлено в этом юстиниановом законодательстве.

И таким образом мы приближаемся в новое время к людям, которые больше не являются в своем мышлении экономически творческими, а только наблюдающими. Такое наблюдение проявляется по-настоящему у Рикардо. Возьмите, к примеру, закон о снижении плодородия почвы. Этот закон хорош, правилен, но он абсолютно не соответствует действительно­сти. Ибо практика всегда показывает, что при учете всех указанных Рикар­до факторов, хотя и осуществляется закон, названный им законом о сни­жении плодородия почвы, но в настоящий момент, когда появляется тех­нически более интенсивное хозяйственное возделывание, расчеты этого закона перечеркиваются. Они не подтверждаются действительностью.

Возьмите что-нибудь другое, что-нибудь более тривиальное. Возьми­те «железный закон заработной платы» Лассаля. Должен признаться, я воспринимаю как некое научное легкомыслие, что все еще считают ошиб­кой необходимость преодоления этого закона, как не подтверждающего­ся обстоятельствами. Дело обстоит так: из образа мыслей Лассаля и из воззрения, что работу можно оплачивать, не следует ничего более пра­вильного, чем этот железный закон заработной платы. Это логически столь строго, что нужно сказать: абсолютно правильно думать так, как думал Лассаль, что никто не заинтересован дать рабочему зарплату большую, чем это необходимо для пропитания рабочего. Никто, само собой разуме­ется, не даст ему больше. Однако если дать ему меньше, то рабочий погиб­нет, и за это должен поплатиться тот, кто выплачивает заработную плату. По существу, нельзя совсем обойтись без теоретического признания же­лезного закона заработной платы. Но уже среди самого пролетариата люди говорят: железный закон заработной платы ошибочный, так как неверно, что в последние десятилетия заработная плата сохранялась на некотором минимуме, который вместе с тем был максимумом. Да, но почему желез­ный закон заработной платы Лассаля ошибочен? Если бы обстоятельства, при которых он его установил — я хочу сказать, обстановка с 1860 по 1870, — продолжали иметь место, если бы хозяйство продолжали вести с чисто либеральными воззрениями, то железный закон заработной платы вошел бы в действительность с абсолютной правильностью. Это не было сдела­но, от либеральной экономики отвернулись, и сегодня железный закон заработной платы постоянно улучшают посредством создания государ­ственных законов, корректирующих действительность так, чтобы она под­падала под действие этого закона.

Итак, вы видите, закон может быть правильным и все же не соответ­ствующим действительности. Я не знаю ни одного человека, который был бы более сильным мыслителем, чем Лассаль. Только он был очень односторонен. Он был уж очень последовательным мыслителем.

Если имеют дело с каким-то законом природы, то его определяют. Если же имеют дело с каким-то социальным законом, то его тоже можно определить, но уже в виде конкретного направления, которое требует кор­ректировки. Поскольку наша экономика основывается лишь на свобод­ной конкуренции, — здесь еще многое основано только на свободной конкуренции, — постольку железный закон заработной платы имеет силу. Но чтобы он действовал при этих предпосылках, нужно делать поправки в социальном законодательстве, устанавливать рабочее время и так далее. Предпринимателю надо предоставить полную свободу действий — тако­во значение железного закона заработной платы. Поэтому он не может быть дан экономике чисто дедуктивным методом. Одно только индук­тивное начало тоже не помогает. Ему следовал Луйо Брентано. Мы можем наблюдать экономические факты, говорит он, и тогда постепенно подни­мемся к законам. Да, тут мы приходим вообще не к творческому мышле­нию. Это так называемая новая экономика, которая именуется научной. Она хочет быть, собственно, лишь индуктивной. Но и с ней не уйти впе­ред.

В народном хозяйстве вам непременно нужен характеризующий ме­тод, который стремится получать понятия благодаря тому, что, исходя из различных отправных точек, объединяет их. В результате получают опре­деленное понятие. Оно, правда, будет в известном смысле односторон­ним, так как никогда нельзя в полном объеме обозреть всех фактов, но только — некую сумму опыта. Теперь пройдите с этим понятием еще раз через явление и попробуйте подтвердить его истинность. Тогда вы увиди­те, что появляются изменения. Таким образом, в то время как вы характе­ризуете, вы приходите к понятию, которое, подтверждая его правильность, модифицируете, и получаете затем экономическое воззрение. Вы должны стремиться к воззрениям.

Такой подход я хотел бы выработать у вас во время докладов эконо­мического курса, в которых показал, что всегда все вмешивается в образо­вание цены. Метод, используемый сейчас в народном хозяйстве, является как раз наиболее неудобным методом, так как он в действительности сво­дится к тому, что понятия нужно составлять из бесконечно большого чис­ла факторов. Вы должны стремиться к экономическим имагинациям! Толь­ко с ними вы сможете продвинуться вперед. Если они у вас есть, и вы подступаете с ними к чему-либо, тогда они изменяются сами собой, в то время как устоявшиеся понятия модифицировать не так то легко.

Вы знаете так называемый Грэшемский18 закон: хорошие деньги вы­тесняются плохими. Если где-то находятся в обращении плохие, неполно­ценные, ниже обычной стоимости отчеканенные деньги, они вытесняют деньги с хорошей пробой, которые и перемещаются в другие страны. Этот закон является тоже индуктивным законом, законом чистого опыта. Но, с другой стороны, этот закон таков, что нужно сказать: он имеет силу до тех пор, пока деньгам не обеспечивается их значение. В тот момент, когда вы за счет духа предпринимательства будете в состоянии обеспечить хоро­шим деньгам их права, закон изменится. Он не совсем отомрет. Не суще­ствует ни одного экономического закона, который не был бы действите­лен до определенной точки, но все они изменяются. Поэтому нам нужен характеризующий метод. В естествознании пользуются индуктивным ме­тодом, иногда обращаются к дедукции. Но дедукция в естествознании имеет, в целом, значение намного меньшее, чем думают. Здесь, собствен­но, имеет значение только индукция.

Чистая дедукция существует в юриспруденции. Если в юриспруден­ции действуют индуктивно, то вносят в нее нечто ее уничтожающее. Если в юриспруденцию внести психологический метод, то она ликвидируется. Тогда каждого человека надо будет признавать невиновным. Такие мето­ды, вероятно, могут быть введены в действительность, но тогда они при­ведут к подрыву существующего юридического понимания. Так что, мо­жет быть, это все же будет правомерным, однако это больше не будет юриспруденцией.

Таким образом, в народном хозяйстве вы не сможете справиться с помощью дедукции и индукции. Вы могли бы справиться с помощью дедукции, только если было бы возможным дать всеобщие правила, для которых сама действительность представляла бы повод. Здесь я упомяну тех, которые действовали чисто дедуктивно, правда, с одной основной индукцией, которую они ставили во главу. Например, Оппенгеймер, по­ставил во главу основную историческую индукцию с его товарищества­ми-колониями и дедуцировал от этого весь социальный порядок. Много лет назад, Оппенгеймер тогда был уже колонистом-поселенцем, он сказал: «Я получил капитал, и теперь мы учредим современную культурную коло­нию!» — Я возразил ему: «Господин доктор, давайте поговорим об этом, когда она погибнет». Она должна была погибнуть, поскольку невозможно внутри всеобщего хозяйства основать маленькую область, которая бы пользовалась своими преимуществами за счет чего-то другого, так что была бы паразитом внутри целого народнохозяйственного организма. Та­кие предприятия всегда являются паразитами. До тех пор, пока они доста­точно получают от других, они существуют, — но потом они умирают.

Таким образом, в экономике вы можете только характеризовать, всту­пая своим мышлением в явления. Это также следует из того, что в народ­ном хозяйстве на основании прошлого нужно постоянно врабатываться в будущее. И тогда, если где-то врабатываются в будущее, туда прибудут индивидуальности с их способностями, так что в народном хозяйстве мож­но, в сущности, не делать ничего иного, как быть настороже. Если вступа­ют в практическое, то необходимо быть готовым постоянно модифици­ровать понятия. Здесь не надо иметь дела с формообразованием веще­ства, но здесь работают с живыми людьми. А это превращает экономическое учение в науку особого рода, так как все должно быть проникнуто действительностью.

Теоретически вы можете это легко осознать. Вы скажете: тогда в высшей степени неудобно работать в науке экономики. Но также и с этим я совсем не могу согласиться. При известных обстоятельствах, когда вы, например, имеете определенную точку зрения и хотите писать диссерта­цию, вы можете получить очень много, если проследите в какой-либо области соответствующую литературу последнего времени и сравните от­дельные взгляды. Как раз в учении о народном хозяйстве имеются неверо­ятнейшие определения. Итак, попробуйте хотя бы один раз на основании различных экономических справочников или даже больших сочинений сопоставить определения капитала! Попробуйте поставить их — восемь, десять — друг за другом! Прямо сейчас мне пришло на ум одно: «Капитал есть сумма произведенных средств производства». Должен сказать, что не понимаю, что при этом означает прилагательное. Противоположность: непроизведенные средства производства— под этим можно было бы так­же что-то мыслить, например природу, а следовательно, землю, и тот, кого мы упомянули, также должен будет придерживаться этой точки зре­ния. Но тогда он, конечно, не оправдает ничем то, каким образом земля может теперь капитализироваться, превратиться в капитал. Однако она капитализируется. Следовательно, из этого, собственно, ничего не выхо­дит, потому что все основано на понятиях, которые сначала отыскивают, а затем пытаются их как-либо расширить. Все оказывается слишком уз­ким.

Если вы полагаете, что при таких рассмотрениях соответствие дей­ствительности будет для вас трудным делом, то я хотел бы сказать: соот­ветствие действительности может, собственного говоря, стать как раз лег­ким! Вы говорите: «Основные положения» логически завершены в себе. Но они совсем не такие, ни «Основные положения», ни другие вещи! При­чем я подчеркиваю, что не стремился к чисто экономическому, но — к социальному и экономическому. Этим естественно обусловлены стиль и манера этих сочинений, так как я все-таки достаточно осторожно дал толь­ко основные направления и примеры, или, собственно, только иллюстра­ции. Я хотел, чтобы было осознано, что же достигается тогда, когда кто-либо управляет средствами производства так долго, как может; затем они должны переходить к тому, кто опять-таки может сам управлять ими. Я могу хорошо представить, что достигаемое таким путем может быть дос­тигнуто и другим путем. Я хотел дать лишь основное направление. Я хо­тел показать, что выход найдется, если надлежащим образом провести это деление на три части, если духовную жизнь как таковую действительно освободить, если правовую жизнь поставить на демократическую основу, и если экономическую жизнь устроить целесообразно и профессионально, что может существовать в ассоциациях. И я убежден, что тогда в эко­номическом свершится правильное.

Я говорю, что люди, которые войдут в ассоциации, найдут правиль­ное. Я хочу считаться с людьми, а это и есть соответствие действительнос­ти. Трактат о «Понятии работы» должен быть таким, чтобы там действи­тельно можно было найти понятие работы, в экономическом смысле. Это понятие должно быть освобождено от всего, что не создает в труде сто­имости, и именно экономической стоимости. Итак, это нужно выделять прежде всего. Тем самым подходят, конечно, только к характеристике. И этот характеризующий метод является тем, что важно. Об этом надо гово­рить методологически.

Вопрос Насколько инспирация необходима для экономического познания?

Рудольф Штайнер: Полагаю, что инспирация, если принимать вещи всерьез, собственно, не столь уж и затруднительна. Речь идет не о поиске сверхъестественных фактов, но о том, чтобы сделать инспирацию дей­ственной в области экономики, да так, чтобы она могла быть не особенно затруднительной.

Способ, которым нужно давать определение труду, должен содер­жать как исходную точку возможность показать следующее: человек мо­жет выполнять труд и без того, чтобы он имел народнохозяйственную ценность. Это — азбучная истина. Можно ужасно утомиться разговором, и при этом, однако, не получится никакой народнохозяйственной сто­имости. Затем надо бы показать, за счет чего труд, даже если он начат для народного хозяйства, модифицирует свою стоимость. Предположим, что кто-то работает дровосеком и выполняет труд, фактически создающий стоимости, а кто-то другой — хлопковым агентом и, таким образом, не имеет ничего общего с дровосеком, но от своей работы он становится настолько нервным, что каждое лето в течение четырнадцати дней рубит в горах дрова. Здесь обстоятельства становятся сложнее, так как этот агент может израсходовать для себя наколотые дрова, он что-то от этого полу­чит. Но то, что он получит, вы все же не можете так оценить, как оценива­ете труд дровосека. Вы должны учесть, что этот человек, если он летом четырнадцать дней не колет дров, зимой намного хуже сможет работать в качестве агента. Тогда вы должны принять во внимание, что эта работа является для него поощрением. Народнохозяйственная стоимость дров, наколотых хлопковым агентом, равнозначна стоимости дров, наколотых дровосеком; но народнохозяйственный эффект его труда, получаемый от его деятельности, существенно другой.

Если для агента колка дров имеет такое значение, что оказывает об­ратное влияние на его деятельность как агента, тогда надо исследовать, чему соответствует то, когда кто-либо встает на ходовое колесо19 и подни­мается с одной ступени на другую, становясь от этого стройнее. Для него это — усилие, но для экономики здесь нет никакого эффекта. Все это правильно, но здесь надо различать, является ли упомянутый мною чело­век рантье или предпринимателем. Последний более деятелен как созда­тель экономических стоимостей.

Нужно постепенно, характеризуя, разрабатывать эти вещи, и тогда, если идти так все дальше и дальше, можно будет получить непосредствен­ную и косвенную, побочную стоимости труда. Таким образом вы подойдете к определению понятия труда. С ним вы можете вернуться к нашим дрово­секам и сравнить, что означает в экономическом процессе рубка дров хлоп­ковым агентом по сравнению с рубкой профессионального дровосека. Так можно постепенно подниматься дальше от одной ступени к другой и всюду смотреть, как взаимодействуют вещи. Я называю это соответствием дей­ствительности. Вы должны показать, как труд проявляет себя во всей пол­ноте в самых различных областях жизни. Это сделал Гете в понятии прара­стения: он, конечно, начертил схему, но подразумевал нечто постоянно из­меняющееся. В реальной жизни экономические понятия должны постоян­но претерпевать метаморфозы. Именно это я имею в виду.

Вы, конечно, будете иметь много хлопот с такими понятиями. Пре­подаватели экономики сегодня не допускают этого, они хотят иметь опре­деления, дефиниции. Но я не считаю, что понятие работы в экономичес­ких учениях отчетливо разработано. Необходимо характеризовать, а не говорить беспрестанно от противного. В экономических сочинениях я нашел, к примеру, что труд может и не быть основополагающим для цены, так как у отдельных людей он различен в соответствии с их индивидуаль­ной силой. Негативные моменты вы находите уже констатированными. Но отсутствует позитивное, продвигающее вперед к тому, чтобы все же охарактеризовать труд, к поискам того, как он, собственно говоря, теряет свой первоначальный сущностный характер и получает стоимость из дру­гих позиций, в которые он помещается. Когда характеризуют таким обра­зом, то утрачивают вещественное и, в конце концов, получают нечто, пол­ностью свершающееся внутри экономической области.

Труд является народнохозяйственным элементом, который действи­тельно первоначально следует из человеческих усилий, но затем, однако, переливается в экономический процесс и вследствие этого в самых раз­личных направлениях получает самую различную экономическую сто­имость. Следовало бы говорить о процессах, которые ведут к оценке тру­да по самым различным направлениям.

Инспирация основана на том, что приходят к пониманию, как про­двигаться от одного к другому. Надо обращаться хоть немного к духу, чтобы находить правильные примеры.

Вопрос. Не является ли все же необходимым общее понятие? Нужно ли и в случае характеризующего метода придавать значение причинам, с помо­щью которых приходят к определенным результатам?

Рудольф Штайнер: По отношению к результатам я согласен с тем, что следует обращаться к причинам. Но если для некоторых областей при­роды причины находят не иначе, чем исходя из последствий, то в эконо­мической области в высшей степени не помогает познание причин, не касающееся последствий. Например, чудовищны последствия военной экономики. Если их не воспринимать как последствия, то совершенно невозможно оценить причину. Таким образом, чтобы иметь возможность подойти к причинам, нужно осваивать определенное смысловое качество последствий. Несомненно, на практике нужно обращаться прямо к при­чинам. На этом, практически, и основано экономическое учение. Изуча­ют, оценивают последствия и, видя искажения результатов, приходят к тому, чтобы изучить, а затем исправить причины. Изучением одних толь­ко причин достигают немногого. К причинам нужно подходить так, что­бы можно было сказать: я знаю их благодаря тому, что исхожу из послед­ствий. Огромной важности открытие находящегося в левом полушарии речевого центра сделано исключительно на основе последствий: потеряна речь — парализовано левое полушарие мозга. Вы познаете сначала по­следствие. Затем вы приходите к исследованию предмета. Таким образом, этот метод необходим.

Вопрос. Я не могу воспринимать с экономической точки зрения все, что связано с искусством, религией или со спортом. С такой точки зрения можно ли рассматривать их только отчасти, но не в целом?

Рудольф Штайнер: Я еду через какую-либо местность и обнаружи­ваю там необыкновенно искусные строения —я изображаю, конечно, уто­пию. Они — результат не только художественного воззрения. Эти краси­вые здания возможны только на основе совершенно определенного эко­номического положения. Если я еду через местность, где очень много кра­сивых зданий, то сразу получу образ того, как там хозяйствуют. Напротив, если я еду через местность, где так называемые красивые здания сами по себе безвкусны, то, благодаря этому, также получу представление об эко­номическом положении данной местности. И даже если я обнаружу толь­ко утилитарные постройки, то получу представление об экономическом положении соответствующей местности. Если я встречаю искусные стро­ения, то могу сделать вывод о том, что там более высокая заработная плата, чем там, где я не обнаружил красивых зданий. Таким образом, я не могу себе представить, чтобы можно было что-то рассматривать не эко­номически. Все, вплоть до высочайших областей, надо рассматривать эко­номически. Если бы сегодня ангел спустился в мир, то он должен был бы появиться во сне, чтобы ничего не изменить; но как только он явился бы людям во время их бодрствования, он вмешался бы уже в экономическую жизнь. Он не смог бы по-другому.

Возражение: Я соглашусь, что это возможно рассматривать с экономи­ческой точки зрения — но только возможно! Это можно рассматривать и с других точек зрения.

Рудольф Штайнер: вы попадаете в замкнутый круг. Можно сказать только следующее: в основу рассмотрения необходимо положить эконо­мическую точку зрения. Это имеет только эвристическое значение, значе­ние исследования, обследования. Но если вы хотите сформировать исчер­пывающее, соответствующее действительности экономическое учение, то вам не обойтись без всесторонней характеристики экономических эффек­тов. Вы должны охарактеризовать, какое значение имеет для экономичес­кой жизни области, проживает ли там сотня выдающихся живописцев или только десять. Без этого едва ли допустимо думать, что экономичес­кая жизнь может быть охвачена. Иначе я бы так сильно не настаивал на этом извлечении. Именно потому, что извлекают, всегда приходят к опре­делениям, которые, в сущности, не подходят к какой-либо области или нуждаются в чрезмерном подстраивании. В самом деле, невозможно оп­ределить необходимый человеку доход, принимая во внимание лишь его право на то, «что сам производит». Существует даже такая формулировка: «каждый имеет право на то, что сам производит». Это кажется милым, когда дают такое определение. В какой-то мере это правильно. Однако уборщик сточных ям имел бы с этого мало толку. Речь идет о том, что в случае народного хозяйства нельзя изымать чего-то из суммы явлений, а следует исходить из всей суммы. Нужно понимать: я думаю экономически и поэтому могу помочь тем, кто этого не умеет. Однако надо отдавать себе отчет и в том, что как раз экономическое мышление должно претендовать на достаточную полноту, быть всеохватывающим мышлением. Юриди­чески думать намного легче. Большинство экономистов думают очень юридически.

Вопрос: О «нормальном» в народном хозяйстве мнения расходятся на­столько, что совершенно не знают, что является нормальным?

Рудольф Штайнер: Я не считаю важными споры о «нормальном» и «ненормальном». Существует поговорка: есть только одно здоровье и мно­жество болезней. Я этого не признаю. Каждый человек здоров по-своему. Люди приходят и говорят: у этого сердечного больного есть такие-то не­большие изъяны, которые нужно лечить. Я часто говорю: оставьте чело­веку его маленькие изъяны. Это напоминает мне одного больного, у кото­рого, к несчастью, была деформирована носовая кость, так что он имел узкий носовой проход и получал мало воздуха. Врач сказал: «Нужно опе­рировать, это необычайно простая операция». Я сказал: «Оставьте опера­цию! Его легкое устроено так, что не может получать много воздуха; это счастье для него, что он имеет суженный носовой ход. Так он может про­жить еще десять лет. Если бы у него был нормальный нос, он совершенно определенно умер бы через три года». — Таким образом, я не придаю большого значения «нормальному» и «ненормальному». Я усматриваю в этом только тривиальнейшее. Очень часто я говорю: нормальный граж­данин, нормальная гражданка. Здесь уже понятно, что имеется в виду.

Вопрос о ценности статистики.

Рудольф Штайнер: Это правильно, что статистика может во многом помогать. Но статистические методы применяются сегодня поверхност­но. Кто-нибудь собирает статистику об увеличении стоимости домов в некоторой области, а затем о том же самом в другой области и сопоставля­ет одно с другим. Это, однако, нехорошо. Правильнее, когда процессы исследуют как таковые. В таком случае знают, как надо оценивать эти цифры. Ибо тогда можно представить ряд цифр как нечто особенное про­сто потому, что в него включилось чрезвычайное событие.

Вопрос. Может ли появиться инспирация также и от собранных цифр?

Рудольф Штайнер: Инспирация появляется и здесь в то время, когда вы, имея один ряд, второй, третий, затем исследуете — благодаря опять-таки духу, — какие факты, если вы рассматриваете их количественно, мо­дифицируются в первом ряду посредством соответствующих фактов, ска­жем, третьего ряда. Тем самым уничтожаются определенные значения чи­сел. В историческом методе я называю это симптоматологическим рас­смотрением20. Нужно иметь возможность оценивать и, смотря по обстоя­тельствам, правильно соотносить между собой противоречащие вещи.

Как раз экономическое учение создают временами чрезвычайно необъективным способом. Возникает ощущение, что, например, благода­ря применению статистики, форма баланса в министерствах финансов различных стран может быть той или иной под влиянием партийно-по­литических точек зрения. Когда кто-нибудь хочет подтвердить опреде­ленную партийную линию, то он фактически применяет цифровой мате­риал, которым равным образом хорошо можно доказывать и что-то дру­гое. Пользу приносит ни что иное, как беспристрастность души. Тогда действительно принимают во внимание нечто основополагающее, перво­начальное. Во всех науках, имеющих дело с человеком — даже если это наука, направленная на то, чтобы научиться обращаться с животными, научиться их приручать, — ваши понятия должны быть модифицируе­мыми. И это тем более верно в народном хозяйстве. Тут начинается инспирация. Она должна уже быть. Не обижайтесь на меня, если я произно­шу это сухо.

Я убежден в том, что сегодня много больше учащихся владели бы этой инспирацией — ведь она не имеет ничего общего с чем-то устраша­ющим, парящим в туманных высях — если бы ее, собственно, основа­тельно не изгоняли из школ, гимназий и реальных училищ. Наша сегод­няшняя задача, находясь в университете, вспомнить то, что из нас было изгнано в гимназии, тогда мы сможем осуществить оживление науки. Ею занимаются сегодня необычайно мертво. В одной стране мне довелось разговаривать с несколькими преподавателями в области экономики. Они сказали, что когда хотят посетить своих коллег по профессии в Германии, те говорят: да, приходите, но только не на мою лекцию, посетите меня дома! Сегодня требуется действительно беспристрастный взгляд на эти вещи... Экономическое учение особенно обеднело в последнее время. На самом деле все связано с тем, что люди потеряли духовную основу творче­ства. Сегодня человека, если он должен поверить какому-либо факту, надо действительно ткнуть в него носом.

В газетах сейчас можно читать статьи о духовной блокаде в Герма­нии. Само собой разумеется, она образовывалась в течение долгого време­ни. Если сегодня поставлять в Германию журнал «Дас Гетеанум», то цена по себестоимости должна составлять восемнадцать марок за один экземп­ляр! Подумайте о технических, медицинских журналах! Их невозможно выписывать. Подумайте о культурных последствиях! Это тоже экономи­ческий вопрос. В Германии духовная блокада... Утрата этих журналов яв­ляется тем, что может привести к оболваниванию в Германии. В Герма­нии это носит экономический характер! А в России это приняло уже госу­дарственный характер, там вы больше не можете читать ничего, кроме того что продается самим Советским правительством. Люди превраща­ются в чистейший оттиск Советской системы. В подобных случаях вы можете там или тут вводить в обман с помощью книги.

Вопрос. Не полезно ли при получении экономических результатов исхо­дить в первую очередь не из статистики, а из наблюдения имеющихся фактов?

Рудольф Штайнер: Этот способ наблюдения необходим, когда обра­щаются к статистике. С помощью статистики можно только доказывать цифрами обстоятельства дела. Понятно, что если сейчас приехать в Вену, то нужно только пройтись по улицам и накопить опыт. Вам нужно лишь посмотреть, в какой квартире жили ваши знакомые десять лет назад, и в какой они живут теперь. И так фрагмент за фрагментом. Можно сделать подобные наблюдения самого страшного рода. Вы убедитесь, что стерт целый средний слой, который, в сущности, еще живет, — да, ибо он еще не умер. Он не живет экономически, так как если увидеть, чем он живет, то становится страшно. Это исходные данные, но кому-то для доказатель­ства могут быть все еще чрезвычайно важны числа.

Нужно иметь известного рода «нюх», потому что если вещи можно показывать статистически, то числа заводят немного дальше. Например, девальвация кроны в Австрии: смешно, как мало значит крона сегодня, но никакая стоимость не может снижаться без того, чтобы что-то от чего-то не отнимали. Если вы отыскиваете жертв валюты, то среди них находятся те, чьи ренты и подобные доходы обесценивались. Здесь можно прово­дить расчеты, и примечательно, что сегодня для Австрии, не говоря уже о России, расчеты больше уже не могут ничего определять, не могут быть действительны. Так как все уже исчерпано, то Австрия должна бы иметь право проводить девальвацию кроны и дальше, и все же государство не объявляет себя банкротом. Это, конечно, может быть достигнуто только путем чем-либо вызванной блокады. В тот момент, когда вы снимете бло­каду, люди должны будут принимать совсем другие меры...

Вопрос. Может ли государство, пока есть состояние, присваивать себе это состояние путем увеличения количества денег?

Рудольф Штайнер: Конечно, государство может существовать бла­годаря увеличению количества денег, но если достигнута точка, когда по­ступления ренты иссякли и их искусственно не поддерживают, оно, соб­ственно говоря, не сможет больше существовать экономически, даже если продолжит изготовлять банкноты, так как дальнейшее изготовление бан­кнот ведет к бесконечности. Государство тогда будет все больше и больше изолироваться.

Вопрос: Разве само государство не живет на хозяйственный капитал, ко­торый имеется на предприятиях?

Рудольф Штайнер: Да, но на то, что в нем является рентой.

Вопрос Да, я имею ввиду, что оно откачивает капитал. Капитал умень­шается?

Рудольф Штайнер: Поскольку капитал несет характер ренты. Так как дело в том, что когда государство его поглощает, он носит такой характер. Государство, конечно, живет, но больше не может хозяйствовать. Это боль­ше не хозяйство. Государство живет в таком случае только тем, что уже было достигнуто в результате хозяйственной деятельности; оно только расходует прошлое. Жизнь за счет ренты умирает. В Австрии давно уже мог бы наступить тот момент, когда рента умерла бы. В Германии до этого еще далеко. Совершенно определенно, такое не могло бы продолжаться дальше и в Австрии, если бы там не возникли некоторые принуждающие законы, например, в отношении квартирной платы. Там за жилье, собственно говоря, ничего не платят, — я полагаю, около двадцати пяти сан­тимов за трехкомнатную квартиру. Это положение может сохраняться только за счет того, что чем-то владеют даром. В Германии тоже за квар­тиру платят, вероятно, только одну десятую. Благодаря этому сохраняют положение дел в определенном общественном классе, который вообще может платить до какого-то предела. В Австрии с известного рода классом общества дело зашло так далеко, что он не может платить даже двадцать пять сантимов. Люди, имевшие доход, скажем, в три тысячи крон, когда-то могли этим жить; сегодня это несколько больше английского шиллин­га. Не правда ли, на это жить нельзя!

Сегодня экономические явления в самом деле столь страшны, что люди могли бы стать повнимательнее к тому, что, собственно, нужно изу­чать экономические законы и именно так, чтобы это помогло как-то прак­тически. Эта попытка не удалась в 1919 году; но тогда валютное бедствие было еще не на таком уровне, как сегодня.

Мы могли бы обсудить вопрос, что называется экономическим мыш­лением. Затем: как подходить к понятию труда в экономическом смысле? А потом было бы хорошо, если бы кто-нибудь совершенно свободно, в своем понимании, поработал с понятиями, которые я уже использовал. Было бы также хорошо, если бы кто-нибудь попробовал разработать по­нятие предпринимательского капитала, что является чистым предприни­мательским капиталом. Если хотят охарактеризовать предпринимательс­кий капитал в соответствии с его понятием, то его надо точно сопоставить только с рентовым капиталом.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предварительные замечания iconПредварительные замечания
Заместитель директора по воспитательной работе Захарова Т. А.; классные руководители 1-11 классов
Предварительные замечания iconПредварительные замечания издателя
Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации...
Предварительные замечания iconПредварительные замечания
Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея...
Предварительные замечания iconРекомендации по их выявлению, оценке и продвижению на рынок
Вводные замечания
Предварительные замечания iconПредварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими
Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)
Предварительные замечания iconТестовые материалы Замечания
Разработчики программы: ст преподаватель балакирева с. М., к пс н., доцент савёлов в. П
Предварительные замечания iconТематика курсовых работ по уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу)
Предварительные слушания как форма подготовки уголовного дела к судебному разбирательству
Предварительные замечания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительные отчёты, поданные государствами-участниками согласно статье 35 Конвенции
Предварительные замечания iconИскуссионный документ
...
Предварительные замечания iconКанск 2011 количество цор
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...
Предварительные замечания iconПредварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими
Представьте, что вы пишите письмо коллеге, напишите в нескольких словах, в чём заключается суть теоретического исследования
Предварительные замечания iconДень Защитника Отечества. Задачи
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...
Предварительные замечания iconЗамечания Листы
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Предварительные замечания iconДевиз: «Люби, твори, доверяй, прощай…»
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...
Предварительные замечания iconПрограмма проводится на кануне праздника 23 февраля
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...
Предварительные замечания iconКонспект физкультурного занятия «Бравые солдаты»
Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск