Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими





Скачать 102.82 Kb.
НазваниеПредварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими
Дата публикации04.10.2014
Размер102.82 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Математика > Анализ


Задание 2. Соотнести типы учебного эмпирического исследования и методы познания

Методы познания

Типы учебного исследования




Поисковое

Критическое

Уточняющие

Воспроизводящие

Объяснительно- иллюстративные







Х




Репродуктивные










х

Проблемные




Х







Эвристические

Х










Творческие

Х

Х

Х

Х

1.Объяснительно- иллюстративные (Рассказ, показ, объяснение, доклад, инструктаж, беседа)

2.Репродуктивные (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, поручение, упражнение)

3.Проблемное изложение (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, перспективные линии, обобщение)

4.Эвристические (поисковые) методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа, самоуправление, соревнование)

5.Творческие методы (моделирование, техническое творчество, проектирование)

1.Знакомство с темой исследования.

2.Работа над пониманием темы исследования.

3.Формулирование целей исследования.

  1. Формулирование гипотез.

  2. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам.

  3. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.

  4. Анализ собранной информации и систематизация.

  5. Предварительные выводы.

  6. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).

  7. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные.

  8. Оформление результата.


Задание 1 Разработать урок-исследование с применением элементов одного из типов учебного исследования (поисковое, критическое, уточняющие; воспроизводящие).

  1. Алгоритм

  2. Знакомство с темой исследования: «Значение Реформ 60-70-х годовХ1Х века в экономическомразвитии России».

  3. Работа над пониманием темы исследования: выясняем значение реформ, проведенных императором Александром II, ориентируясь на текст учебника и дополнительных источников, их влияние на российское общество. Затем учитель сообщает об изменениях социально-экономического развития России после отмены крепостного права.

  4. Формулирование целей исследования: изучив содержание реформ, сделать вывод об их влиянии на дальнейший ход истории России.

  5. Формулирование гипотезы:“Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали или нет подъему социально-экономического развития России”.

  6. Распределение на 4 группы, выполняющие разное задание. Четвёртая группа – экспертная.

  7. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.

  8. Анализ собранной информации и систематизация.

  9. Предварительные выводы.

  10. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).

  11. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные.

  12. Оформление результата.

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

Соляник Светлана Сергеевна, учитель истории, обществознания, I категории

Тип урока - урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-исследование.

Типовой алгоритм №2.

1.Знакомство с темой исследования.

2.Работа над пониманием темы исследования.

3.Формулирование целей исследования.

  1. Формулирование гипотез.

  2. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам.

  3. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.

  4. Анализ собранной информации и систематизация.

  5. Предварительные выводы.

  6. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).

  7. Поиск дополнительных аргументов, если выводы разные.

  8. Оформление результата.


Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: “Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России” в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

Триединые дидактические задачи урока:

1) Образовательные:

Усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.

2) Развивающие:

Формированиенад предметного умения обобщать путем сравнения и упражнение в применении и совершенствовании таких умений, как постановка и решение проблемы, оперирование различными понятиями, рассуждение по аналогии; развитие психических свойств памяти, внимания,коммуникативности, воображения, ясности речи. В итоге урока все эти индивидуальные умения детей должны сложиться в обязательное для всех предметно-историческое умение определять историческое значение завершенной цепи событий путем сравнения, т. е. путем последовательного сопоставления признаков, черт, характеристик событий и явлений друг с другом, определения их сходства или различия. Кроме того, реализуется умение работать с исторической картой, историческими документами, текстом учебника, а также умение к абстрагированию, выдвижению гипотез;

3) Воспитательные:

Воспитание интереса к прошлому; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

Оборудование урока:

Историческая карта “Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.”, учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока “Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и “Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера”, раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

В начале урока учитель выдвигает следующую гипотезу:

Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России”.

В ходе урока учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней. При объявлении темы урока учитель вначале выясняет, как учащиеся понимают название темы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в пореформенный период. Тем самым, создается мотивация к изучению нового материала.

В вводном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества. Затем сообщает, что на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права. Учитель сообщает, какую гипотезу он выдвигает, называет образовательную цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую гипотезу. Также учитель называет задачи урока:

  1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.

  2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.

  3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.

  4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

III. Распределение заданий группам учащихся.

Чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в своих учебниках, дополнительной литературе, предоставленных учителем данных об уровне социально-экономического развития страны в форме таблиц, учебных картах. Приемамиработы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение.

Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и документ, помещённый после текста параграфа. Документ называется: “Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

Сравнить показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.

Объяснить, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?

Объяснить, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период?

Вторая группа

Исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем карту, помещенную в учебнике или атласе “Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.”. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы:

Сравнить показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.

Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?

Какие отрасли промышленности развивались наиболее успешно?

Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период. Для этого она использует также текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем и текст документа, помещенный после параграфа, -“Из программной записки министра финансов М. Рейтера”. Этой группе предлагается найти ответы на такие вопросы:

Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период “железнодорожной горячки” и в чем заключались её причины?

Сделайте вывод, как изменился ассортимент грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы?

Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?

Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц во время работы трех обозначенных групп. Экспертная группа будет небольшой – из 2-3учащихся. Она составит для себя количественную характеристику изменений социально-экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц). Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. Таким образом, у них сложится общее представление об уровне социально-экономического развития России. После работы всех групп эксперты вынесут свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.

IV. Работа учащихся по группам.

На выполнение задания учащимся дается 10-15минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.

Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70-х годов XIX века и в пореформенный период. Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.

По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.

При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средне валовой сбор зерна. Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание их вести по-новому свое хозяйство и др. Что касается положения крестьян, они вынуждены были арендовать землю у помещиков и платить за неё огромные суммы денег. Кроме того, крестьяне были обременены и другими платежами (выкупными, государственными и земскими налогами и т. д.). Здесь нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым.

При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых “отрезков”.

В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем.Прежде всего, это ликвидация остатков крепостничества (таких, как наделение крестьян гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация “отрезков”, кабальных условий аренды и др.).

При работе второй группы, определяющей уровень развития промышленности, учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным, как представленной таблицы, так и текста учебника. По карте учащиеся выявляют те отрасли, которые наиболее преуспели в пореформенный период: металлургической, текстильной, пищевой. Кроме того, выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчёркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче нефти). Учащиеся должны отметить становление машиностроительной промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.

В заключении своей работы учащиеся второй группы делают вывод, что в развитии промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что и в этой отрасли экономики были определенные трудности, например, российская промышленность отставала от промышленности передовых стран по масштабам и размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.

Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины “железнодорожной горячки”. Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.

Здесь же отмечаются и тяжелые условия работы строителей дорог. Можно обратиться к известному стихотворению Н. А. Некрасова “Железная дорога”.

В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.

Учащиеся по тексту учебника знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении развития финансового дела. Можно предложить одному из учащихся заранее дать опережающее задание и сделать сообщение о развитии финансового дела в России.

V. Работа экспертной группы.

Экспертная группа, выслушав выступления учащихся из трех групп, делает вывод об уровне социально-экономического развития России в пореформенный период. Группа сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ.Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы.

VI. Рефлексия.

В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения выявляют степень её соответствия истине. Они могут высказывать различные точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему социально-экономического развития России. Это касается промышленности, железнодорожного строительства, финансового дела. Однако по-прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества.Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.

В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:

Реформы 60-70-х годов XIX века способствовали подъему промышленности, железнодорожного строительства и финансового дела в России, но в сельском хозяйстве сохранялись еще остатки крепостничества”.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. На доске параграф № 23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПредварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими
Представьте, что вы пишите письмо коллеге, напишите в нескольких словах, в чём заключается суть теоретического исследования
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПлан урока по биологии. Тема: Значение и строение кожи
Развивать логическое мышление путем применения приемов: анализ, синтез, сравнение, выводы, развивать наблюдательность у учащихся
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение изученного материала и способов действий, развитие познавательной активности учащихся, совершенствование навыков самостоятельной...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconКонспект досугового мероприятия «Поход в гости» для детей средней группы
Исциплине практикуется в учебном процессе с целью приобретения более углублённых знаний, развития навыков самостоятельного научного...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими icon2. реферативные работы
Исследования, как правило, завершаются письменной работой, в которой подводятся итоги, делаются выводы, предложения. Письменные работы...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: исследовать изобразительное средство сравнение, выстроить понятие сравнения, научить находить сравнение в тексте
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconМетодическая разработка итогового урока по обществознанию: Социальные группы и их классификация
Развивать умения по систематизации социальной информации по данной теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconРеферат Тема: “Сравнение иранских армий в эпоху Аршакидов и Сасанидов”
Описание армии Аршакидов и ее сравнение с армией Римской республики и Римской империи 5
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : Дать представление об объеме работы,учить решать задачи на определение производительности, формировать умение решать задачи...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconУрок математики в 4 классе по теме: «Сравнение долей»
Изучая натуральные числа, вы научились их сравнивать, а также складывать, вычитать, умножать и делить, т е выполнять 4 арифметических...
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПредварительные замечания
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения
Предварительные выводы. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими iconПредварительные замечания
Заместитель директора по воспитательной работе Захарова Т. А.; классные руководители 1-11 классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск