Информатика и ИКТ (1-4 классы)
Примерное тематическое планирование учебного материала I. Общеобразовательный компонент (бескомпьютерный) 1-4 классы 1 класс
№
| Тема урока
| 1
| Признаки предметов
| 2
| Описание предметов
| 3
| Состав предметов
| 4
| Действия предметов
| 5
| Симметрия
| 6
| Координатная сетка
| 7
| Контрольная работа №1
| 8
| Разбор контрольной работы
| 9
| Повторение
| 10
| Действия предметов
| 11
| Обратные действия
| 12
| Последовательность событий
| 13
| Алгоритм
| 14
| Ветвление
| 15
| Контрольная работа №2
| 16
| Разбор контрольной работы
| 17
| Повторение
| 18
| Множество. Элементы множеств.
| 19
| Способы задания множеств
| 20
| Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество
| 21
| Отображение множеств
| 22
| Кодирование
| 23
| Вложенность (включение) множеств
| 24
| Пересечение множеств
| 25
| Объединение множеств
| 26
| Контрольная работа №3
| 27
| Разбор контрольной работы
| 28
| Повторение
| 29
| Понятия «истина» и «ложь»
| 30
| Отрицание
| 31
| Логические операции «И», «ИЛИ»
| 32
| Графы, деревья
| 33
| Комбинаторика
| 34
| Контрольная работа №4
| 35
| Разбор контрольной работы
| 36
| Повторение
|
2 класс
№
| Тема урока
| 1
| Признаки предметов
| 2
| Описание предметов
| 3
| Состав предметов
| 4
| Действия предметов
| 5
| Симметрия
| 6
| Координатная сетка
| 7
| Контрольная работа №1
| 8
| Разбор контрольной работы
| 9
| Повторение
| 10
| Действия предметов
| 11
| Обратные действия
| 12
| Последовательность событий
| 13
| Алгоритм
| 14
| Ветвление
| 15
| Контрольная работа №2
| 16
| Разбор контрольной работы
| 17
| Повторение
| 18
| Множество. Элементы множеств.
| 19
| Способы задания множеств
| 20
| Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество
| 21
| Отображение множеств
| 22
| Кодирование
| 23
| Вложенность (включение) множеств
| 24
| Пересечение множеств
| 25
| Объединение множеств
| 26
| Контрольная работа №3
| 27
| Разбор контрольной работы
| 28
| Повторение
| 29
| Понятия «истина» и «ложь»
| 30
| Отрицание
| 31
| Логические операции «И», «ИЛИ»
| 32
| Графы, деревья
| 33
| Комбинаторика
| 34
| Контрольная работа №4
| 35
| Разбор контрольной работы
| 36
| Повторение
|
3 класс
№
| Тема урока
| 1
| Алгоритм (Делай – раз, делай – два)
| 2
| Схема алгоритма (Стрелки вместо номеров)
| 3
| Ветвление в алгоритме (Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ»)
| 4
| Цикл в алгоритме (Повтори еще раз)
| 5
| Алгоритмы с ветвлениями и циклами
| 6
| Подготовка к контрольной работе
| 7
| Контрольная работа №1
| 8
| Повторение
| 9
| Повторение
| 10
| Состав и действия объектов (Из чего состоит? Что умеет?)
| 11
| Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?)
| 12
| Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?)
Особенные свойства объектов группы (Что еще есть? Что еще умеют?)
| 13
| Единичное имя объекта (Имя для всех и имя для каждого)
| 14
| Подготовка к контрольной работе
| 15
| Контрольная работа №2
| 16
| Повторение
| 17
| Повторение
| 18
| Множество. Число элементов множества. (Остров для множеств)
Подмножество (На острове страна, в стране город)
| 19
| Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
(Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)
| 20
| Пересечение и объединение множеств.
(Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)
| 21
| Истинность высказывания. Отрицание.
Истинность высказываний со словом «НЕ». («ДА» или «НЕТ»)
| 22
| Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ»
| 23
| Граф. Вершины и ребра. (Какие точки соединить?)
| 24
| Граф с направленными ребрами. (Когда помогут стрелки?)
| 25
| Подготовка к контрольной работе
| 26
| Контрольная работа №3
| 27
| Повторение
| 28
| Повторение
| 29
| Аналогия. (На что похоже?)
| 30
| Закономерность. (По какому правилу?)
| 31
| Аналогичная закономерность. (Такое же или похожее правило)
| 32
| Аналогичная закономерность
| 33
| Подготовка к контрольной работе
| 34
| Контрольная работа №4
| 35
| Выигрышная стратегия. (Кто выигрывает?)
| 36
| Выигрышная стратегия
|
4 класс
№
| Тема урока
| 1
| Ветвление в построчной записи алгоритма
(«Команда «ЕСЛИ-ТО», «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)
| 2
| Ветвление в построчной записи алгоритма
(«Команда «ЕСЛИ-ТО», «Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)
| 3
| Цикл в построчной записи алгоритма («Команда «Повторяй»)
| 4
| Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)
| 5
| Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)
| 6
| Подготовка к контрольной работе
| 7
| Контрольная работа №1
| 8
| Повторение
| 9
| Повторение
| 10
| Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов
(«Что такое? Кто такой?»)
| 11
| Схема состава объекта. Адрес составной части
(«В доме – дверь, в двери – замок»)
| 12
| Массив объектов на схеме состава
(«Веток много, ствол один», «Чем помогут номера?»)
| 13
| Признаки и действия составных частей объекта
(«Сам с вершок, голова с горшок»)
| 14
| Подготовка к контрольной работе
| 15
| Контрольная работа №2
| 16
| Повторение
| 17
| Повторение
| 18
| Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)
| 19
| Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
(«Слова «НЕ», «И», «ИЛИ»)
| 20
| Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)
| 21
| Пути в графах («Путешествуем по графу»)
| 22
| Высказывания и подграфы («Разбираем граф на части»)
| 23
| Правило «если-то»
| 24
| Схема рассуждений («Делаем выводы»)
| 25
| Подготовка к контрольной работе
| 26
| Контрольная работа №3
| 27
| Повторение
| 28
| Повторение
| 29
| Составные части объектов. Объекты с необычным составом («Чьи колеса?»)
| 30
| Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями
(«Что стучит, и что щекочет?»)
| 31
| Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями
(«Чей дом вкуснее?»)
| 32
| Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия
(«Все наоборот»)
| 33
| Подготовка к контрольной работе
| 34
| Контрольная работа №4
| 35
| Повторение
| 36
| Повторение
|
II. Технологический компонент (компьютерный) 3-4 классы
Приводится помодульное поурочное планирование с условием использования конкретных компьютерных программ. Перечень операций, осваиваемых школьниками в других компьютерных программах, может отличаться от изложенного в данном планировании. Модуль «Знакомство с компьютером» (4 часа) №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| ВВЕДЕНИЕ. Материальные и информационные технологии.
|
| 2
| Компьютеры вокруг нас. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера
|
| 3
| Компьютерные программы. Операционная система
|
| 4
| Работа с программами Калькулятор и Блокнот.
Оценка результатов по теме «Знакомство с компьютером»
|
|
Модуль «Создание рисунков» (5 часов) на примере использования программы TuxPaint №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Компьютерная графика. Графические редакторы. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
|
| 2
| Основные операции при рисовании. Инструменты. Отмена действия, Текст, Штамп, Магия
|
| 3
| Редактирование рисунка. Штампы. Текст на рисунке. Создание рисунка с фоном. Печать рисунка
|
| 4
| Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (начало работы).
Обсуждение и просмотр эскизов. Фон и передний план. Создание рисунка
| Работа над собственным проектом
| 5
| Работа над проектом «Мой рисунок на компьютере» (продолжение работы). Редактирование рисунка, добавление объектов, печать рисунка
|
Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» (9 часов1) на примере использования программы «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти» №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Компьютерные мультфильмы. Примеры мультфильмов. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Программа «Мульти-Пульти». Меню. Понятие фона, предмета, актера, звука, музыки, речи, титров. Загрузка и просмотр мультфильмов.
|
| 2
| Программа «Мульти-Пульти». Окна программы. Порядок действий при создании простого мультфильма. Ресурсы программы: коллекция фонов, предметов, актеров. Действия актера. Смена действия актера.
|
| 3
| Компьютерная анимация. Одновременные действия двух и более актеров. Сюжет. Создание мультфильма. Работа с титрами (операции с текстом). Сохранение мультфильма. Проблемы и их решение.
|
| 4
| Редактирование (создание) мультфильма-тренажера. Операции с актерами и предметами. Операции с фильмом. Удаление кадров. Операции со звуком.
|
| 5
| Редактирование мультфильма-тренажера. Операции с фоном. Операции с музыкой. Запись речи. Сохранение и просмотр фильма как видеофильма (в формате avi).
|
| 6
| Работа над собственным мультфильмом (начало). Сюжет. Сценарий. Фон. Предметы. Актеры.
| Работа над собственным проектом
| 7
| Работа над собственным мультфильмом (продолжение). Анимация актеров, предметов, фона. Редактирование мультфильма.
| 8
| Работа над собственным мультфильмом (окончание). Работа с музыкой, звуками, титрами. Озвучивание мультфильма.
| 9
| Фестиваль мультфильмов. Просмотр м/ф и выбор лауреатов.
|
|
Модуль «Создание проектов домов и дизайн помещений» (8 часов) на примере использования программы «Дизайнер интерьеров FloorPlan3D» №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Архитектура. Компьютерное проектирование. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. План и объемная модель. Программа «FloorPlan3D». Главное меню. Просмотр готовых проектов.
|
| 2
| Программа «FloorPlan3D». Из чего состоит дом и что в нем? Эскиз дома.
Порядок действий при создании проекта дома. Окна программы. Меню окна. Создаем стены, окна, двери и крышу. Режим Модель. Сохранение проекта.
|
| 3
| Загрузка проекта. Работа с проектом. Добавление предметов интерьера. Коллекция ресурсов: стены, двери, крыши, окна. Бытовая техника. Мебель. Электрооборудование. Сохранение тренировочного проекта.
|
| 4
| Редактирование проекта. Удаление объектов. Операции с проектом. Объемное изображение (модель). Камера и работа с ней. Осмотр изнутри и снаружи.
|
| 5
| Создание собственного проекта (начало). Эскиз. План. Второй этаж и лестницы. Текстура материала. Сохранение файла.
| Работа над собственным проектом
| 6
| Создание собственного проекта (продолжение). Работа с конструкцией дома и интерьером.
| 7
| Создание собственного проекта (окончание). Работа с интерьером. Редактирование проекта.
| 82
| Представление созданных проектов. Обсуждение. Голосование и выбор лучших проектов по категориям.
|
|
Модуль «Создание компьютерных игр» (6 часов) на примере использования программы «Конструктор игр «Незнайка на луне» №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Компьютерные игры. Виды игр. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта. Правила игры. Логические игры. Играем в логические игры
|
| 2
| Конструктор игр. Меню. Режимы работы программы: конструирование (создание) игры и прохождение игры. Окна программы. Пример готовой игры. Команды и клавиши управления в игре. Загрузка готовой игры.
|
| 3
| Ресурсы программы: коллекции уровней, препятствий, противников, ловушек и бонусов. Пример создания простой игры. Операции в режиме конструирования игры. Операции с предметами. Сохранение игры.
|
| 4
| Создание игр-тренажеров и трудных игр.
Создание игры-тренажера. Редактирование игры. Прохождение чужой игры.
|
| 5
| Создание трудной игры или игры для соревнований по выбранной или самостоятельно придуманной ситуации. Редактирование и сохранение игры. Анализ игры. Установка громкости звука и музыки. Перенос файла игры на другой компьютер.
| Работа над собственным проектом
| 6
| Проведение соревнования игроков, используя созданные трудные игры и игры для соревнований.
|
|
Модуль «Файлы и папки (каталоги)» (2 часа) №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Файлы и папки.
|
| 2
| Операции над файлами и папками.
|
|
Модуль «Создание текстов» (9 часов) на примере использования программ WordPad, MS Word или подобных им №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Компьютерное письмо. Применение компьютера для создания текстовых документов различных видов. Демонстрация примеров. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
|
| 2
| Компьютерные программы для создания текстов. Клавиатура. Правила компьютерного письма.
|
| 3
| Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита.
|
| 4
| Операции при создании текстов. Создание, сохранение и открытие текстовых документов.
|
| 5
| Меню. Панели инструментов (стандартная, форматирование). Ввод простейшего текста. Сохранение файла.
|
| 6
| Редактирование текста. Удаление, копирование, вставка, перенос.
|
| 7
| Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Организация текста.
|
| 83
| Работа над собственными проектами (начало работы).
| Работа над собственным проектом
| 9
| Работа над собственными проектами (продолжение работы). Печать текстовых документов.
|
Модуль «Создание печатных публикаций» (6 часов) на примере использования программы MS Word или подобных ей №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Понятие печатных публикаций. Примеры публикаций. Программы для создания публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
|
| 2
| Иллюстрации в публикациях. Рисунки. Фотографии.
|
| 3
| Схемы в публикациях.
|
| 4
| Таблицы в публикациях.
|
| 5
| Работа над собственными проектами (начало работы). Обсуждение и просмотр планов.
| Работа над собственным проектом
| 6
| Работа над собственными проектами (продолжение работы). Редактирование текста, добавление объектов, печать публикации.
|
Модуль «Создание электронных публикаций» (9 часов) на примере использования программ MS PowerPoint или подобных ей №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Понятие электронных публикаций. Примеры электронных публикаций. Программы для создания электронных публикаций. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
|
| 2
| Программа MS Power Point. Понятие презентации. Понятие слайда. Окно программы. Меню. Создание слайда. Заголовок. Фон. Текст. Рисунок. Сохранение презентации.
|
| 3
| Последовательность действий при создании электронной презентации. Схема презентации. Гиперссылки. Создание учебной презентации с использованием готового материала. Смена слайдов. Сохранение учебной презентации.
|
| 4
| Анимация на слайде. Вставка музыки и звука в электронную публикацию.
|
| 5
| Вставка анимации и видео в электронную публикацию. Анализ материалов для творческой работы.
|
| 6
| Создание собственного проекта (начало). Создание слайдов. Ввод текста на слайде. Сохранение файла.
| Работа над собственным проектом
| 7
| Создание собственного проекта (продолжение). Вставка рисунков, видео, анимации.
| 8
| Создание собственного проекта (окончание). Смена слайдов. Редактирование презентации.
| 9
| Представление созданных проектов. Обсуждение содержания и дизайна.
|
|
Модуль «Поиск информации» 4(7 часов) №
| Тема урока
| Примечание
| 1
| Источники информации для компьютерного поиска. Способы компьютерного поиска информации. Обсуждение заданий в ситуациях. Выбор проекта.
|
| 2
| Поиск информации на жестком диске и компакт дисках.
|
| 3
| Поиск информации в электронных энциклопедиях и словарях.
|
| 4
| Интернет. Поисковые системы. Поисковые запросы. Уточнение запросов. Сохранение результатов поиска.
|
| 5
| Поиск изображений и их сохранение. Выбор заданий в ситуациях. Разработка схемы сохранения информации.
|
| 6
| Поиск информации для выбранного задания. Анализ информации. Сохранение информации.
| Работа над собственным проектом
| 7
| Представление результатов поиска. Пример использования результатов поиска.
|
|