Скачать 1.12 Mb.
|
ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерство здравоохранения РФ кафедра нормальной физиологии ПРАКТИКУМ по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета 3-е издание ЧАСТЬ II Ижевск 2014 УДК 612.1/.8 (075.8) ББК П69 Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО «ИГМА (протокол № от 19 мая 2009 г.) Авторы: доц., канд. мед. наук Е.В.Елисеева; доц., канд. мед. наук А.А.Пермяков; доц., д-р мед. наук С.Б.Егоркина; ст. препод., канд. мед. наук Е.П.Гребенкина; проф., д-р мед. наук Л.С.Исакова. Рецензенты: зав. каф. гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед. наук Г.В.Шумихина зав. каф. анатомии, проф., д-р биол. наук Л.И.Растегаева
Целью издания данного практикума является облегчение студентам самостоятельной подготовки к практическим занятиям, процесса проведения и регистрации результатов лабораторной части занятия и обеспечение возможности более эффективного изучения предмета «Нормальная физиология». Практикум включает информацию по всем разделам нормальной физиологии. Каждый раздел содержит название темы, цель занятия, вопросы для подготовки, указатель источников литературы, раздел «оформить в протоколе», названия лабораторных работ. Предназначен для студентов 2-го курса стоматологического факультета и составлен в соответствии с ФГОС 3-го поколения и программами по нормальной физиологии, утверждёнными МЗ и СР РФ. УДК612.1/.8 (075.8) ББК
ВВЕДЕНИЕ Данный практикум (первое издание) предназначен для эффективного изучения предмета «Нормальная физиология» студентами стоматологического факультета и составлен в соответствии с действующими типовыми программами по данной дисциплине, утвержденными МЗ РФ. При его создании авторский коллектив использовал собственный опыт преподавания данной дисциплины в Ижевской медицинской академии и опыт других медицинских вузов Росси и стран СНГ, а также современные достижения науки в этой области, учебные издания, полный список которых приведён в конце практикума. Практикум включает информацию по всем разделам изучаемой дисциплины. Каждый раздел содержит информационную часть, необходимую для самоподготовки, в том числе указатель источников литературы и блок, обеспечивающий практическую часть занятия с подробным описанием лабораторных работ, в которых студент должен внести обозначения в схемы и рисунки. На занятиях после выполнения лабораторных работ в протокол вносят результаты выполнения лабораторных работ и выводы. Применение практикума должно облегчить студентам процесс самостоятельной подготовки к занятиям, выполнения лабораторной части занятия, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, систематизацию изученного учебного материала. Данное пособие будет полезно преподавателям в организации и проведении занятий, а студентам – в усвоении знаний и выработке умений.
Занятие № 1: Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Методы исследования возбудимых тканей. Цель занятия: Изучить механизмы возникновения биоэлектрических явлений в возбудимых тканях, критерии оценки возбудимости. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Физиологические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия. 2. Гальванические явления, возникающие в полости рта при ортопедическом лечении. Их влияние на функциональное состояние полости рта. 3. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях глотания, речеобразования и дыхания. 4. Функциональное назначение отдельных жевательных мышц. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия. 5. Электроодонтометрия, ее значение для диагностики заболеваний и лечения зубов. Особенности трофики эмали и дентина зуба. ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ: Потенциал действия и возбудимость, соотношения их фаз. Зависимость между силой раздражителя и временем его действия. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: Работа 1. Мембранный потенциал покоя (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 2. Мембранный потенциал действия (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 3. Демонстрация воздействия анестезирующих средств и низкой температуры на потенциал действия (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 4. Определение порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения (виртуальный физиологический эксперимент) Решение ситуационных задач. 1. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЯ (Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: продемонстрировать и измерить мембранный потенциал покоя на уровне мышечного волокна. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, определить величину разности потенциалов на экране вольтметра. Результаты работы: зарисовать мембранный потенциал покоя и определить величину разности потенциалов на экране вольтметра. Вывод: 2. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ (Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: продемонстрировать и измерить мембранный потенциал действия на уровне мышечного волокна. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, определить величину потенциала действия. Результаты работы: зарисовать изменение мембранного потенциала и определить величину потенциала действия. Вывод: 3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНЕСТЕЗИРУЮЩИХ СРЕДСТВ И НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ (Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: определить влияние некоторых анестетиков и воздействия низкой температуры на возбудимость и скорость проводимости нерва. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, определить интенсивность стимула, время проведения и скорость проводимости седалищного нерва лягушки при различных раздражающих стимулах. Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии на седалищный нерв лягушки стимулирующего импульса после смачивания лидокаином (блокатор Na+-каналов), эфиром и наложения льда.
Вывод: 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГА ВОЗБУДИМОСТИ И ДЕМОНСТРАЦИЯ ЯВЛЕНИЯ СУММАЦИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ (Виртуальный физиологический эксперимент) Порог возбудимости – минимальная интенсивность единичного стимула, при котором возникает и распространяется потенциал действия. Применение нескольких подпороговых стимулов с высокой частотой приводит к появлению потенциала действия в результате кумулятивного эффекта. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, определить показатели порога возбудимости и потенциала действия (интенсивность и частоту стимулов, при которых они возникают) при различных величинах раздражающих стимулов. Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии раздражителей различной интенсивности:
Вывод: РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ.
Занятие № 2: Функции и свойства поперечно-полосатых и гладких мышц. Характеристика проведения возбуждения по нервным волокнам и синапсам. Нервно-мышечный синапс. Цель занятия: Изучить свойства и функции поперечно-полосатых и гладких мышц; знать закон средних нагрузок, законы проведения нервного импульса по периферическим нервам; изучить механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе и развития утомления; уметь объяснить влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работоспособности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Физиологические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия. 2. Гальванические явления, возникающие в полости рта при ортопедическом лечении. Их влияние на функциональное состояние полости рта. 3. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях глотания, речеобразования и дыхания. 4. Функциональное назначение отдельных жевательных мышц. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия. 5. Электроодонтометрия, ее значение для диагностики заболеваний и лечения зубов. Особенности трофики эмали и дентина зуба. 6. Понятие об аксоплазматическом транспорте. 7. Возможные факторы, участвующие в образовании биополя организма. ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: Работа 5. Простое сокращение скелетных мышц (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 6. Сокращение скелетных мышц в результате действия нескольких стимулов (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 7. Определение локализации утомления в нервно-мышечном препарате препарате Роль нейромышечного синапса в возникновении утомления (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 8. Определение скорости проводимости и её зависимости от диаметра аксона, а также от наличия или отсутствия миелина (виртуальный физиологический эксперимент) Работа 9. УИРС: измерение силы мышц кистей (ручная динамометрия) и силы мышц спины (становая динамометрия) у человека (см. методичку). Решение ситуационных задач. 5. ПРОСТОЕ СОКРАЩЕНИЕ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ (Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: визуализировать и измерить фазы простого сокращения, продемонстрировать связи между силой стимула и силой мышечного сокращения (количеством мышечных волокон, задействованных в ответной реакции); продемонстрировать влияние низкой температуры на мышечную возбудимость и сократимость. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, получить графическое изображение мышечного сокращения в нормальных условиях и в условиях искусственного охлаждения мышцы. Результаты работы: зарисовать полученные графики мышечного сокращения в нормальных условиях и в условиях искусственного охлаждения мышцы.
Вывод: 6. СОКРАЩЕНИЕ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЙСТВИЯ НЕСКОЛЬКИХ СТИМУЛОВ (Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: изучить виды сложного сокращения поперечно-полосатых мышц и проанализировать получающиеся миограммы. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, получите графическое изображение сложного сокращения типа «Полный тетанус» и «Неполный тетанус». Результаты работы: зарисовать полученные миограммы.
Вывод:
(Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: продемонстрировать, что нейромышечный синапс утомляется быстрее, чем мышечное волокно. Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, получить миограммы при воздействии на нерв и мышцу. Результаты работы: зарисовать полученные миограммы при воздействии на нерв и мышцу.
Вывод:
(Виртуальный физиологический эксперимент) Цель: измерить скорости проводимости разных типов нервных волокон (тонкий и толстый миелинизированные, немиелинизированный нервные волокна). Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim». Ход работы: используя программу, определить интенсивность стимула, время проведения, расстояние и скорость проводимости при воздействии на седалищный нерв лягушки (миелинизированное волокно), немиелиновый и миелиновый нервы крысы. Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии на седалищный нерв лягушки (миелинизированное волокно), немиелиновый и миелиновый нервы крысы. Сделайте вывод: как наличие или отсутствие миелиновой оболочки влияет на скорость проводимости нерва.
Вывод:
ЦЕЛЬ: 1. Освоение студентами методов динамометрии. 2. Выяснение уровня физического развития студентов. Оснащение: испытуемый, динамометр. |
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки... Рецензенты: зав каф гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед наук Г. В. Шумихина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практикум по нормальной физиологии (методические указания для практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов... | ||
Тесты для студентов лечебного факультета Красгма красноярск 2012 удк 612(07) ббк Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «основы физиологии» Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Основы физиологии» за счет активизации самостоятельной... | ||
Министерства здравоохранения и социального развития Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса стоматологического факультета. Рабочая тетрадь разработана с целью... | 1. Количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого в норме Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Задания в тестовой форме по безопасности Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Волгоград 2008 удк 614. 27: 615,4 Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... | Диагностика нарушений адаптации у спасателей и их коррекция на санаторном... Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | ||
Годовая рабочая программа календарный план практических занятий по... Современные методы цитологических исследований. Оптические приборы, используемые в цитологии. Световой микроскоп, его устройство,... | Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов... Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса | ||
Тестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы» Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | ||
Методические указания для самостоятельной работы и практических занятий... Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского... | Учебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих... |