Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета





НазваниеПрактикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета
страница1/11
Дата публикации10.08.2015
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения РФ
кафедра нормальной физиологии

ПРАКТИКУМ

по нормальной физиологии

для самостоятельной подготовки и

работы на практических занятиях

студентов II курса стоматологического факультета
3-е издание
ЧАСТЬ II




Ижевск 2014

УДК 612.1/.8 (075.8)

ББК

П69

Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО «ИГМА (протокол № от 19 мая 2009 г.)
Авторы: доц., канд. мед. наук Е.В.Елисеева;

доц., канд. мед. наук А.А.Пермяков;

доц., д-р мед. наук С.Б.Егоркина;

ст. препод., канд. мед. наук Е.П.Гребенкина;

проф., д-р мед. наук Л.С.Исакова.
Рецензенты: зав. каф. гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед. наук Г.В.Шумихина

зав. каф. анатомии, проф., д-р биол. наук Л.И.Растегаева








П69

Практикум по нормальной физиологии для студентов II-го курса стоматологического факультета / 1-е изд. (часть II) – Ижевск: ИГМА, 2012. – 106 с.

Целью издания данного практикума является облегчение студентам самостоятельной подготовки к практическим занятиям, процесса проведения и регистрации результатов лабораторной части занятия и обеспечение возможности более эффективного изучения предмета «Нормальная физиология». Практикум включает информацию по всем разделам нормальной физиологии. Каждый раздел содержит название темы, цель занятия, вопросы для подготовки, указатель источников литературы, раздел «оформить в протоколе», названия лабораторных работ. Предназначен для студентов 2-го курса стоматологического факультета и составлен в соответствии с ФГОС 3-го поколения и программами по нормальной физиологии, утверждёнными МЗ и СР РФ.

УДК612.1/.8 (075.8)

ББК



Ф.И.О. студента




факультет




группа





ВВЕДЕНИЕ

Данный практикум (первое издание) предназначен для эффективного изучения предмета «Нормальная физиология» студентами стоматологического факультета и составлен в соответствии с действующими типовыми программами по данной дисциплине, утвержденными МЗ РФ. При его создании авторский коллектив использовал собственный опыт преподавания данной дисциплины в Ижевской медицинской академии и опыт других медицинских вузов Росси и стран СНГ, а также современные достижения науки в этой области, учебные издания, полный список которых приведён в конце практикума.

Практикум включает информацию по всем разделам изучаемой дисциплины. Каждый раздел содержит информационную часть, необходимую для самоподготовки, в том числе указатель источников литературы и блок, обеспечивающий практическую часть занятия с подробным описанием лабораторных работ, в которых студент должен внести обозначения в схемы и рисунки. На занятиях после выполнения лабораторных работ в протокол вносят результаты выполнения лабораторных работ и выводы.

Применение практикума должно облегчить студентам процесс самостоятельной подготовки к занятиям, выполнения лабораторной части занятия, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, систематизацию изученного учебного материала. Данное пособие будет полезно преподавателям в организации и проведении занятий, а студентам – в усвоении знаний и выработке умений.


Тема раздела:

«ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ»




дата


Занятие № 1: Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.

Методы исследования возбудимых тканей.

Цель занятия: Изучить механизмы возникновения биоэлектрических явлений в возбудимых тканях, критерии оценки возбудимости.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

  1. Возбудимые ткани. Общие свойства возбудимых тканей. Возбудимость и возбуждение. Специфические и неспецифические признаки возбуждения. Критерии оценки возбудимости. Классификация раздражителей.

  2. Электрические явления в возбудимых тканях. История их открытия (Л.Гальвани, А.Вольта, Ч.Маттеучи).

  3. Современные представления о строении и функциях мембран, ионных каналов. Активный и пассивный транспорт ионов через мембраны. Мембранно-ионная теория возбуждения.

  4. Мембранный потенциал покоя, его происхождение и механизм поддержания (селективная проницаемость, Na+/K+ насос и др.).

  5. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия и его фазы. Критический уровень деполяризации.

  6. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Рефрактерность и ее причины.

  7. Особенности местного и распространяющегося возбуждения. Локальный ответ. Закон «все или ничего».

  8. Законы раздражения возбудимых тканей (значение силы, длительности, крутизны нарастания раздражения). Хронаксиметрия.

  9. Действие постоянного тока на возбудимые ткани. Полярный закон раздражения. Электротонические явления в тканях, их значение в проведении возбуждения. Катодическая депрессия, анодическая экзальтация.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Физиологические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия.

2. Гальванические явления, возникающие в полости рта при ортопедическом лечении. Их влияние на функциональное состояние полости рта.

3. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях глотания, речеобразования и дыхания.

4. Функциональное назначение отдельных жевательных мышц. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия.

5. Электроодонтометрия, ее значение для диагностики заболеваний и лечения зубов. Особенности трофики эмали и дентина зуба.

ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Потенциал действия и возбудимость, соотношения их фаз.

Зависимость между силой раздражителя и временем его действия.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

Работа 1. Мембранный потенциал покоя (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 2. Мембранный потенциал действия (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 3. Демонстрация воздействия анестезирующих средств и низкой температуры на потенциал действия (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 4. Определение порога возбудимости и демонстрация явления суммации возбуждения (виртуальный физиологический эксперимент)

Решение ситуационных задач.
1. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОКОЯ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: продемонстрировать и измерить мембранный потенциал покоя на уровне мышечного волокна.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, определить величину разности потенциалов на экране вольтметра.

Результаты работы: зарисовать мембранный потенциал покоя и определить величину разности потенциалов на экране вольтметра.

Вывод:
2. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: продемонстрировать и измерить мембранный потенциал действия на уровне мышечного волокна.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, определить величину потенциала действия.

Результаты работы: зарисовать изменение мембранного потенциала и определить величину потенциала действия.


Вывод:


3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНЕСТЕЗИРУЮЩИХ СРЕДСТВ И НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: определить влияние некоторых анестетиков и воздействия низкой температуры на возбудимость и скорость проводимости нерва.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, определить интенсивность стимула, время проведения и скорость проводимости седалищного нерва лягушки при различных раздражающих стимулах.

Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии на седалищный нерв лягушки стимулирующего импульса после смачивания лидокаином (блокатор Na+-каналов), эфиром и наложения льда.


Условия эксперимента

Интенсивность стимула (мВ)

Время (мс)

Ответная реакция

Скорость проводимости (м/с)

Нормальные













Лидокаин













Эфир













Лед













Вывод:

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОГА ВОЗБУДИМОСТИ И ДЕМОНСТРАЦИЯ ЯВЛЕНИЯ СУММАЦИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Порог возбудимости – минимальная интенсивность единичного стимула, при котором возникает и распространяется потенциал действия.

Применение нескольких подпороговых стимулов с высокой частотой приводит к появлению потенциала действия в результате кумулятивного эффекта.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, определить показатели порога возбудимости и потенциала действия (интенсивность и частоту стимулов, при которых они возникают) при различных величинах раздражающих стимулов.

Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии раздражителей различной интенсивности:


Порог возбудимости

Интенсивность стимула в мВ

Число стимулов

Ответная реакция (потенциал действия)

воздействие раздражителя до возникновения потенциала действия










воздействие нескольких подпороговых раздражителей с высокой частотой
































Вывод:
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ.

Тема зачтена

___________подпись преподавателя




Тема раздела:

«ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ»




дата

Занятие № 2: Функции и свойства поперечно-полосатых и гладких мышц. Характеристика проведения возбуждения по нервным волокнам и синапсам. Нервно-мышечный синапс.

Цель занятия: Изучить свойства и функции поперечно-полосатых и гладких мышц; знать закон средних нагрузок, законы проведения нервного импульса по периферическим нервам; изучить механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе и развития утомления; уметь объяснить влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работоспособности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

  1. Физиологические свойства скелетной мышцы. Нервно-мышечные единицы. Особенности возбуждения в мышце.

  2. Виды сокращения скелетных мышц (изотонические, изометрические и ауксотонические сокращения). Зависимость амплитуды сокращения от силы раздражения.

  3. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Изменение возбудимости мышечного волокна при его возбуждении и сокращении.

  4. Современные представления о механизме мышечного сокращения и расслабления. Сопряжение возбуждения и сокращения мышц (электромеханическая связь).

  5. Режимы сокращения скелетных мышц. Тетанус зубчатый и гладкий. Механизмы тетануса (Г.Гельмгольц, Н.Е.Введенский). Зависимость амплитуды тетанического сокращения от частоты раздражения.

  6. Оптимум и пессимум частоты и силы раздражения. Пессимальное торможение.

  7. Сила и работа мышц. Зависимость работы от величины нагрузки и ритма мышечного сокращения. Закон средних нагрузок.

  8. Тонус скелетных мышц.

  9. Физиологическая характеристика гладких мышц. Особенности их функций.

  10. Функции и физиологические свойства нервных волокон. Теория и законы проведения возбуждения по периферическим нервам (одиночным волокнам и смешанным нервным стволам).

  11. Особенности распространения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Функциональные характеристики нервных волокон типов А, В, С.

  12. Структурно-функциональная характеристика синапсов. Особенности передачи возбуждения в электрических и химических синапсах. Медиаторы, их классификация и роль.

  13. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечных синапсах.

  14. Физиологическая (функциональная) лабильность (подвижность) ткани. Методы ее определения. Характеристика возбудимости и лабильности нервной и мышечной тканей. Усвоение ритма (А.А.Ухтомский).

  15. Парабиоз (Н.Е.Введенский). Переходные фазы от возбуждения к торможению. Парабиоз и торможение.

  16. Утомление работающей мышцы. Природа и локализация утомления при работе изолированной мышцы и в условиях целостного организма.

  17. Влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работоспособности. Адаптационно-трофическое влияние симпатической нервной системы на мышечный препарат.

  18. Физиологические основы активного отдыха (И.М.Сеченов) и спортивной тренировки.

  19. Компьютерный контроль.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Физиологические свойства жевательных мышц. Сила и работа жевательной мускулатуры. Гнатодинамометрия.

2. Гальванические явления, возникающие в полости рта при ортопедическом лечении. Их влияние на функциональное состояние полости рта.

3. Участие мышц челюстно-лицевой области в функциях глотания, речеобразования и дыхания.

4. Функциональное назначение отдельных жевательных мышц. Контрактура жевательной мускулатуры и ее последствия.

5. Электроодонтометрия, ее значение для диагностики заболеваний и лечения зубов. Особенности трофики эмали и дентина зуба.

6. Понятие об аксоплазматическом транспорте.

7. Возможные факторы, участвующие в образовании биополя организма.

ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:

  1. Одиночное мышечное сокращение.



  1. Соотношения фаз сократимости и возбудимости поперечно-полосатых мышц.


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

Работа 5. Простое сокращение скелетных мышц (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 6. Сокращение скелетных мышц в результате действия нескольких стимулов (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 7. Определение локализации утомления в нервно-мышечном препарате препарате Роль нейромышечного синапса в возникновении утомления (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 8. Определение скорости проводимости и её зависимости от диаметра аксона, а также от наличия или отсутствия миелина (виртуальный физиологический эксперимент)

Работа 9. УИРС: измерение силы мышц кистей (ручная динамометрия) и силы мышц спины (становая динамометрия) у человека (см. методичку).

Решение ситуационных задач.

5. ПРОСТОЕ СОКРАЩЕНИЕ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: визуализировать и измерить фазы простого сокращения, продемонстрировать связи между силой стимула и силой мышечного сокращения (количеством мышечных волокон, задействованных в ответной реакции); продемонстрировать влияние низкой температуры на мышечную возбудимость и сократимость.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, получить графическое изображение мышечного сокращения в нормальных условиях и в условиях искусственного охлаждения мышцы.

Результаты работы: зарисовать полученные графики мышечного сокращения в нормальных условиях и в условиях искусственного охлаждения мышцы.

Воздействие

Полученная миограмма


В нормальных условиях





В условиях искусственного охлаждения мышцы





Вывод:

6. СОКРАЩЕНИЕ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ДЕЙСТВИЯ НЕСКОЛЬКИХ СТИМУЛОВ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: изучить виды сложного сокращения поперечно-полосатых мышц и проанализировать получающиеся миограммы.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, получите графическое изображение сложного сокращения типа «Полный тетанус» и «Неполный тетанус».

Результаты работы: зарисовать полученные миограммы.

Частота стимулов

Графическое изображение полученного сокращения

20



10



6,5



5



Вывод:

  1. РОЛЬ НЕЙРОМЫШЕЧНОГО СИНАПСА В ВОЗНИКНОВЕНИИ УТОМЛЕНИЯ

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: продемонстрировать, что нейромышечный синапс утомляется быстрее, чем мышечное волокно.

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, получить миограммы при воздействии на нерв и мышцу.

Результаты работы: зарисовать полученные миограммы при воздействии на нерв и мышцу.

Воздействие

Полученная миограмма

Залп электрических стимулов на двигательный нейрон поперечно-полосатой мышцы




Залп электрических стимулов непосредственно на мышцу





Вывод:



  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ПРОВОДИМОСТИ И ЕЁ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИАМЕТРА АКСОНА, А ТАКЖЕ ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ МИЕЛИНА

(Виртуальный физиологический эксперимент)

Цель: измерить скорости проводимости разных типов нервных волокон (тонкий и толстый миелинизированные, немиелинизированный нервные волокна).

Оснащение: персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».

Ход работы: используя программу, определить интенсивность стимула, время проведения, расстояние и скорость проводимости при воздействии на седалищный нерв лягушки (миелинизированное волокно), немиелиновый и миелиновый нервы крысы.

Результаты работы: записать в таблице результаты, полученные в соответствии с инструкцией виртуального практикума при воздействии на седалищный нерв лягушки (миелинизированное волокно), немиелиновый и миелиновый нервы крысы. Сделайте вывод: как наличие или отсутствие миелиновой оболочки влияет на скорость проводимости нерва.

Тип нервного волокна

Интенсивность стимула (мВ)

Время (мс)

Расстояние (мм)

Скорость проводимости (м/с)

Миелинизированный нерв лягушки













Немиенлинизированное













Толстое миелинизированное













Вывод:


  1. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ МЫШЦ КИСТИ СПИНЫ У СТУДЕНТОВ (РУЧНАЯ И СТАНОВАЯ ДИНАМОМЕТРИЯ)

ЦЕЛЬ: 1. Освоение студентами методов динамометрии.

2. Выяснение уровня физического развития студентов.

Оснащение: испытуемый, динамометр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconПрактикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки...
Рецензенты: зав каф гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед наук Г. В. Шумихина
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практикум по нормальной физиологии (методические указания для практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconТесты для студентов лечебного факультета Красгма красноярск 2012 удк 612(07) ббк
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «основы физиологии»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Основы физиологии» за счет активизации самостоятельной...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconМинистерства здравоохранения и социального развития
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса стоматологического факультета. Рабочая тетрадь разработана с целью...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета icon1. Количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого в норме
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconЗадания в тестовой форме по безопасности
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета icon«Медицинское и фармацевтическое товароведение» Волгоград 2008 удк 614. 27: 615,4
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconКалендарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы...

Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconДиагностика нарушений адаптации у спасателей и их коррекция на санаторном...
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconГодовая рабочая программа календарный план практических занятий по...
Современные методы цитологических исследований. Оптические приборы, используемые в цитологии. Световой микроскоп, его устройство,...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconПрограмма практических занятий по общей микробиологии для студентов...
Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconТестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы»
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconМетодические указания для самостоятельной работы и практических занятий...
Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского...
Практикум по нормальной физиологии для самостоятельной подготовки и работы на практических занятиях студентов II курса стоматологического факультета iconУчебно-методический комплекс дисциплины визуальная антропология Цикл дс
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета Казанского государственного университета, изучающих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск