Скачать 332.63 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.4 Информация и здоровье нации Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050104 Безопасность жизнедеятельности Очная / Заочная форма Утверждено на заседании кафедры безопасность жизнедеятельности и основы медицинских знаний (протокол № _5_ от 26 января 2011г. Зав. кафедрой _________________ (Г.В.Коган) Раздел 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Автор программы: Е.П. Сивков, канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний 1.2 Рецензенты: А.А.Назарьев, канд. мед. наук, Министерство здравоохранения администрации Мурманской области, гл. врач Центра восстановительной медицины и реабилитации Ф.А.Щербина, док. биол. наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (МГГУ) 1.3 Пояснительная записка Программа учебной дисциплины "Информация и здоровье нации» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 "Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность". Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ информации, демографии, здоровья; сформировать у педагогов понимание значимости информации в сохранении и укреплении здоровья нации; организовывать санитарно-просветительную работу с учащимися и их родителями; работу по профилактике саморазрушающего поведения. Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью. Согласно учебному плану на преподавание этого курса отводится 30 (аудиторных) часов: 20 - лекционных и 10 –практических. После завершения курса «Информация и здоровье нации» студенты должны: а) иметь представление:
б) знать:
в) уметь:
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Дисциплина изучается в 8 семестре и завершается зачетом. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (примерное распределение учебного времени) Очная форма обучения
Заочная форма обучения
1.6.2. Содержание разделов дисциплины 1. Информация: понятия и определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола Основные представления об информации, ее определения. Виды информации, классификация. Источники информации: семья, школа, СМИ, «двор». Особенности социальной информации. Агитация и пропаганда. Реклама, как разновидность подачи информации. Особенности восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола. 2. Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии здоровья. Понятие о здоровье. Принципы изучения здоровья. Классификация здоровья. Группы здоровья. Социальное здоровье. 3. Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья Влияние экологии на уровень общественного здоровья: состояние атмосферы, литосферы, гидросферы. Влияние наследственных факторов. Влияние социальных факторов: законодательная база; экономические условия (финансирование здравоохранения, материальное благосостояние населения, условия труда и отдыха); организационные мероприятия (мониторинг физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, здоровья); пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации, в школе, семье. Физическая культура, как основа формирования здоровья нации. Уровень и перспективы развития физической культуры в стране и регионе. Здоровье как социальный феномен. Социальная структура и здоровье. Социальные изменения и здоровье. 4. Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья Демографические показатели состояния населения: рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, продолжительность здоровой жизни, физическое развитие, заболеваемость, смертность. Социально-психологические аспекты здоровья. Социальные представления о здоровье. Профессиональные, полоролевые и возрастные представления о здоровье. Понятие прогноза и прогнозирования. Критерии прогноза: возраст, конституция. Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Болезни цивилизации - соматические, психосоматические - как болезни поведения. Стресс, дистресс и болезни. Особенности стрессов в современном мире. Профессиональные стрессы (учеба, работа). Теория апоптоза. Проблемы зависимости от психоактивных веществ. Алкоголь и здоровье. Курение и здоровье. Наркомания. Токсикомания. Профилактика саморазрушающего поведения. Сравнительные показатели состояния здоровья различных групп населения в мире, России и Мурманской области. 5. Проблемы репродуктивного здоровья как основы здоровья нации. Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Охрана репродуктивного здоровья. Репродуктивное поведение и его безопасность. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Семинар № 1 Понятия информация и здоровье и их взаимодействие План
Вопросы для коллективного обсуждения
Основная литература
Семинар № 2 Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья План
Вопросы для коллективного обсуждения.
Литература
Семинар № 3 Влияние Кольского Заполярья на индивидуальное, общественное и социальное здоровье План
Вопросы для обсуждения. 1. Здоровье и магнитные бури. 2. Влияние условий Кольского Заполярья на двигательную активность учащихся. 3. Влияние динамики роста промышленного производства и транспорта на экологию и здоровье населения региона. 4. Основы законодательной базы по охране здоровья 5. Уровень материального благосостояния и образования населения региона и состояние социального здоровья Литература
Семинар № 4 Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни План 1. История учения о стрессе. 2. Определение понятий «стресс» и "дистресс". З. Положительный эффект стрессов. 4. Развитие дистресса. 5. Роль педагога в профилактике дистресса. 6. Профессиональные стрессы и "профессиональное выгорание". Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Определение понятий "стресс" и "дистресс". 2. Особенности стрессов в 21 веке. 3. Классификация стрессоров. 4. Стадии развития стресса. 5. Исходы дистрессов. 6. Роль педагога в профилактике дистрессов. Литература 1. Аршавский И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды. Кишинев, 1980. 2. Валеология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Соломина. СП6, 1996. 3. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем. Киев, 1976. Семинар № 5 Репродуктивное здоровье и здоровье поколения IIлан 1. Репродуктивное здоровье. 2. Охрана репродуктивного здоровья. 3. Планирование семьи. 4. Репродуктивное поведение. 5. Половое воспитание детей и подростков. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Определение понятий "репродуктивное здоровье» и "репродуктивное поведение". 2. Психофизиологическая совместимость партнеров. 3. Современные методы планирования семьи . 4. Принципы, средства и методы полового воспитания детей и подростков. Литература 1. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию. – М.: Академкнига, 2002. – С. 64-151. 2. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с. 3. Каган Б.. Воспитателю о сексологии. М., 1986. 4. Психология здоровья //Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. 5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000. 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1. Рекомендуемая литература
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1 Перечень используемых технических средств: ноутбук, системный блок, проектор. 1.9.2 Перечень используемых пособий: комплект плакатов. 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения 1.10. Примерные зачетные тестовые задания 1. Установите соответствие:
2. Перечислите факторы формирования двигательной активности: а) биологические: б) социальные: г) гигиенические: 3. Гиподинамия у школьников обусловлена следующими причинами: а) б) в) 4. Назовите формы физического воспитания школьников: а) б) в) 5. Дополните предложение: Под функциональными (резервными) возможностями организма понимается ….. 6. Назовите основные гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями: а) б) в) д) 7. Каковы гигиенические требования к организации физкультурно-оздоровительных занятий: а) б) в) 8. На чем основан механизм а) химической терморегуляции - ____________________________ б) физической терморегуляции - ____________________________ 9. Компонентами здорового образа жизни являются: 1) уровень жизни 2) рациональное питание 3) фактор риска 4) адекватная двигательная нагрузка 5) психо-эмоциональная гармония 6) качество жизни 7) неприемлемость саморазрушающего поведения 8) стиль жизни 9) сознательное отношение к своему здоровью 10) наследственность 11) окружающая среда 12) забота об окружающей среде 10. Установите соответствие:
11. Установите соответствие:
12. От каких факторов зависит здоровье (выберите и установите соответствие):
13. Определите, к какой группе здоровья относится ребенок:
14. Факторы риска, способствующие заболеваниям (установите соответствие). Каждой цифре может соответствовать несколько букв:
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Определение понятия «здоровье». Критерии оценки общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья. 2. Этапы формирования здоровья. 3. Здоровый образ жизни, его компоненты. Мотивации здорового образа жизни. 4. Здоровье как социальный феномен. 5. Социальная структура и здоровье. 6. Социальные изменения и здоровье общества 7. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни 8. Медико-гигиенические аспекты здоровья. 9. Факторы риска для здоровья. Их связь с основными причинами смертности. 10.Группы населения, для которых эффективно воздействие на факторы риска. Основные направления профилактики в каждой из этих групп. 11.Основные направления в деятельности школы по сохранению здоровья детей. 12.Физическая культура и ее значение в сохранении и укреплении здоровья ребенка. 13.Основные принципы оздоровительной физической культуры. 14.Здравоохранение. Основные модели здравоохранения. Принципы систем здравоохранения. 15.Нормативно-правовая база охраны здоровья в России. Основные положения Конституции в области охраны здоровья. Права граждан в области охраны здоровья. 16.Основные положения закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. 17.Труд и здоровье. Классификация условий труда. Гигиеническая характеристика труда педагога. Профилактика нарушений здоровья педагога. 18.Факторы стрессогенности школьной среды. 19.Психологические и физиологические особенности подросткового возраста. 20.Особенности восприятия информации. 21.Саморазрушающее поведение. Алкоголь и подросток. 22.Табакокурение, как медико-социальная проблема. Стадии привыкания к курению. 23.Наркомания. Критерии, позволяющие отнести вещество к наркотическим. 24.Токсикомания. Признаки токсикомании. 25.Основные направления профилактики саморазрушающего поведения. 26.Психическое здоровье. Стресс. Стадии развития стресса. Дистресс и болезни. Профилактика дистресса. 27.Режим труда и отдыха, его значение в развитии организма ребенка и в структуре ЗОЖ. 28. Брак и семья. Планирование семьи. Роль семьи в системе здорового образа жизни. 29. Демографические проблемы страны. 30. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. 31. Адаптация и адаптационные резервы организма. Факторы адаптации. 32. Прогнозирование здоровья 1.12 Комплект экзаменационных билетов (не предусмотрен) 1.13. Примерная тематика рефератов
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ 1.16 Методика исследования 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине Дисциплина имеет краткий срок изучения, в связи с этим вышеперечисленные разделы не предусмотрены. |
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий |