2011 теоритическая часть





Название2011 теоритическая часть
страница1/5
Дата публикации04.03.2016
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5
Стрельников И.В.

Оптимизация внутрифирменных коммуникаций с помощью PR-инструментов

(2011)
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Процесс коммуникации и его базовые элементы

Базовые элемента процесса коммуникации:

  1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

  2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.

  3. Канал - средство передачи информации.

  4. Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Процесс коммуникации1:




Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вложил отправитель.
Назначение системы внутрифирменных коммуникаций

Вы спросите, зачем, собственно, тратить огромные усилия и бюджеты на систему внутрикорпоративных коммуникаций? Не является ли это просто данью моде, как в свое время было модно «писать» миссии и проводить реинжиниринг бизнес-процессов?

Дело в том, что современное поколение работников сильно отличается от предыдущего2. Сегодняшние профессионалы обладают гораздо большей автономностью, независимостью и, не задумываясь, уходят, если их что-то не устраивает. У них есть собственные потребности, которые для них стоят на первом месте. Потребность в человеческом обращении, например. Мотивация современных работников напрямую зависит от того, как с ними обращаются и как их ценят как людей, а не рабочую силу.

Это, к сожалению, слабое место современного российского менеджмента. Из-за игнорирования потребности в человеческом обращении, проблемы корпоративного духа пытаются решить совершенно неподходящими методами: оплата по результатам, периодические командные тренинги и т.п. Но все что людям нужно – это человеческое обращение. Работники хотят знать, что их работодатели заботятся о них как о людях. Сегодня, однако, это последнее, что они получают.

У работников есть внутренние потребности, которые следует учитывать в целях мотивации:

- Честное информирование обо всем, что происходит;

- Возможность высказаться по поводу себя и своей работы;

- Потребность в вежливом, справедливом и уважительном обращении;

- Ощущение сопричастности;

- Осознание того, что их ценят;

- Работа в атмосфере, свободной от конкуренции с равными себе;

- Стабильность в жизни и возможность личностного и профессионального роста.

При создании или изменении системы внутрифирменных коммуникаций крайне необходимо «двигаться» от этих потребностей. Собственно, сама система коммуникаций и существует, чтобы удовлетворять эти потребности сотрудников.

Теперь мы подошли к главному вопросу. Зачем компаниям вкладывать деньги в эту систему, и какие дивиденды принесут подобные инвестиции?

Назначение системы внутрифирменных коммуникаций – через удовлетворение внутренних потребностей современного работника мотивировать его к увеличению отдачи в работе, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли организации.
Внутрикорпоративные и служебные коммуникации

После определения назначения системы внутрикорпоративных коммуникаций следует уточнить, какие коммуникации мы понимаем как внутрикорпоративные, т.е. те, которые направлены на удовлетворение внутренних потребностей современных сотрудников. Внутрикорпоративные и служебные коммуникации различаются по ряду критериев3:



Критерий

Внутрикорпоративные коммуникации

Служебные коммуникации

Форма коммуникации

Недирективные. Диалог, беседа.

Директивные. Приказы, распоряжения.

Чьи интересы отстаивают?

Основаны на интересах и потребностях сотрудников.

Основаны на интересах и потребностях корпорации.

Обязательность

Сотрудника нельзя обязать любить свою компанию.

Обязательны к исполнению. Являются частью должностных обязанностей

Наличие обратной связи

Эффективно функционируют только на основе получения обратной связи.

Как правило, однонаправленные монологические коммуникации.

Содержание коммуникации

Формируют и транслируют корпоративные ценности – образ, видение, миссию и т.д.

Транслируют служебную информацию.

Что формируют?

Формируют сплоченность, командность, лояльность.

Формируют профессиональную компетенцию, должностное соответствие, подчиненность, управляемость.

На кого ориентированы?

Ориентированы на группы людей со сходными интересами и положением в организации

Ориентированы на определенные должности, функционал, в т.ч. персональные коммуникации


Специфика целевой аудитории

Целевая аудитория - различные группы сотрудников компании - имеет ряд характеристик, отличающих её от внешней аудитории:

  1. «Обмануть сотрудников можно, но не нужно». Сотрудники всегда в курсе дел в компании, поэтому ложная информация быстро будет определена как таковая, и доверие к источнику информации существенно подорвется.

  2. «Сотрудники распространяют информацию вовне». Работники ежедневно общаются с клиентами, партнерами, со своими друзьями и близкими. То, что они сообщают, имеет гораздо больший вес, чем та информация, которую компания пытается донести до общественности через официальные каналы коммуникации4. Это также касается негативных заявлений сотрудников в СМИ, снизить негативный эффект от которых чрезвычайно трудно.


Базовый принцип внутрикорпоративных коммуникаций

Базовым принципом внутрикорпоративных коммуникаций является принцип обратной связи. Именно он воплощает в себе квинтэссенцию внутренних потребностей современного работника. Сотрудники хотят быть не только информированными, но и услышанными своей организацией.
Внутрифирменные коммуникации в России

Как ни странно, при всей необходимости подобной системы, существуют и причины, по которым этой системой пренебрегают5:

- нехватка времени в силу напряженности ведения бизнеса;

- многолетняя традиция однонаправленных связей сверху вниз;

- общая перегрузка деловой информацией.

Следует сказать, что в российских компаниях по данным исследования Deloitte and Touche6 системе внутренних коммуникаций не уделяется должного внимания.

Для генеральных директоров качество внутрифирменной коммуникации - первоочередной вопрос отделов кадров, в то время как сами главы отделов кадров считают, что этот вопрос - лишь пятый в иерархии важности. Исследование показало, что 63% генеральных директоров считают, что базовые функции их отделы кадров выполняют удовлетворительно, но что лишь 22% придерживаются того мнения, что их отделы кадров успешно добиваются решения «первоочередного вопроса налаживания внутрифирменной коммуникации».

Как можно объяснить подобное положение вещей? Система внутрикорпоративных коммуникаций – вопрос сравнительно новый. Не каждому руководителю, а уж тем более, начальник HR-службы близко и понятно, как её нужно выстраивать. А главное, зачем на неё тратить деньги и время.

Нельзя сказать, что средств внутрикорпоративных коммуникаций нет в российских организациях: есть корпоративные журналы, интранет, почтовая рассылка и другие средства внутрифирменных коммуникаций. Но вот достигают ли они цели, которая должна достигать эта система?
Задачи системы внутрикорпоративных коммуникаций

Рассмотрим основные задачи, которые призвана решать система внутрикорпоративных коммуникаций7.

1. Создание командного духа, объединение, сплочение. Система средств внутрикорпоративных коммуникаций играет решающую роль в том, что сотрудник компании чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями, действующего слаженно, работающего как одна команда. Каждому отдельному сотруднику видна только малая часть общего «корпоративного пространства», а при помощи системы внутрикорпоративных коммуникаций он видит всю «картинку» в целом, в объеме.

2. Формирование лояльности компании, руководству. Лояльность персонала руководству – непременный атрибут управляемости компании. С одной стороны – лояльность персонала происходит из такой базовой человеческой потребности как потребность быть привязанным, аффилированным, быть частью чего-то большого и сильного (страны, нации, компании), поэтому общая атмосфера в компании, создаваемая при помощи средств внутрикорпоративных коммуникаций только способствует проявлению базовых человеческих чувств. С другой стороны – при помощи средств ВК образ руководителей компании может получить большую долю человечности и привлекательности, что также работает на повышение лояльности персонала руководству компании. Понятно, что лояльность персонала – это часть общего репутационного капитала компании и она способствует как большей управляемости, так и менее болезненному проведению изменений в компании и внедрению новых методов работы.

3. Разъяснение стратегии развития компании, нововведений и изменений. При помощи системы внутрикорпоративных коммуникаций компании до сотрудников доводятся стратегические установки компании – разъясняется смысл и направление ее движения, а также суть и характер различных нововведений. Также средства внутрифирменных коммуникаций могут служить и источником обратной связи о результатах проводимых изменений в бизнесе компании.

Исследования Билла Кверка показали, что 84% сотрудников, которые понимают, что делает их бизнес успешным, хотят помочь в достижении этого успеха. Среди тех, кто не понимает этого, только 46% разделяют это чувство. Когда сотрудники осознают свою роль в бизнесе, 91% из них будут работать на успех, но их число резко снизится до 23%, если осознание не будет достигнуто. Таким образом, сотрудники, которые понимают перспективу, скорее помогут своей компании достичь процветания.

4. Информирование персонала. Одной из основных и наиболее четко понимаемых функций является информирование персонала по широкому кругу вопросов как внутрикорпоративной, так и отраслевой жизни. Однако эту роль не так легко выполнить ввиду различной оперативности и доступности разных средств внутрикорпоративных коммуникаций целевым группам.

5. Развитие профессиональной мотивации персонала. Распространяемая информация должна способствовать повышению профессионального престижа, общей профессиональной мотивированности. Поскольку большая часть информации посвящена вопросам бизнеса и отрасли – это также способствует расширению профессионального кругозора.

6. Формирование корпоративной культуры. Средства внутрикорпоративных коммуникаций – один из важнейших ресурсов формирования корпоративной культуры. Здесь важно все: и содержание материалов, и стиль их подачи, и создание в компании атмосферы сотрудничества, взаимодействия и многосторонних коммуникаций. Важно понять, что и сам факт существования системы средств внутрикорпоративных коммуникаций и постоянной заботы об ее эффективном функционировании является существенной составляющей корпоративной культуры.

7. Формирование внутрикорпоративного образа компании. Как уже указывалось выше, внутренний образ компании в очень большой степени формируется средствами внутрикорпоративных коммуникаций. Фактически внутренний образ компании «оживает» при помощи системы средств внутрикорпоративных коммуникаций. И одновременно образ самих средств внутрикорпоративных коммуникаций составляет часть общего образа корпорации.

8. «Путеводитель» по компании. Когда речь идет о больших, диверсифицированных корпорациях, возникает необходимость в средстве ориентирования внутри большого и сложного корпоративного организма. Роль такого гида, «путеводителя» по компании могут выполнять средства внутрифирменных коммуникаций. Особенно, это касается адаптации новых сотрудников.

Также следует отметить, что длительное существование этой системы, когда существенная часть информации о жизни компании проходит через ее каналы, приводит к тому, что накапливается большое количество информации о прошедших периодах развития бизнеса компании. И для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии сведений, возникает потребность в создании собственного поискового ресурса, при помощи которого можно было бы ориентироваться уже в самой системе средств внутрикорпоративных коммуникаций.
Внутрикорпоративные коммуникации как система

Почему для внутрикорпоративных  коммуникаций  нужно создавать систему средств?

Потому, что не существует ни одного универсального средства внутрикорпоративной коммуникации, которое бы охватывало все целевые группы и решало бы все задачи, стоящие перед системой. Каждое из средств решает лишь часть задач и более релевантно отдельным целевым группам. Поэтому эффективной может быть лишь система средств внутрикорпоративных коммуникаций, которые решают задачи в комплексе. Каждое из средств внутрикорпоративных коммуникаций имеет свои ограничения и свои преимущества, свою зону оптимального воздействия.

С учетом наличия разных модальностей восприятия, средства системы должны быть разными по видам и типам предоставляемой информации, должны воздействовать на разные органы чувств целевой аудитории.

Проблемы эффективного функционирования системы внутрикорпоративных коммуникаций

К наиболее часто встречающимся проблемам работы системы относятся8:

Игнорирование потребностей целевой аудитории. Если то, что сотрудник получает через средства внутрифирменных коммуникаций не отвечает его потребностям, а значит, и не интересует, то такая система внутрифирменных коммуникаций не будет эффективной, сколько ресурсов в нее не вкладывай.

Отсутствие корпоративной индентичности, управляемой репутации. Сложная ситуация складывается и тогда, когда средствам ВК по сути своей нечего «транслировать» — когда корпоративная идентичность не сформирована, образ компании, ориентированный на целевые группы персонала остается противоречивым и смутным, а управление репутацией компании среди персонала не является приоритетным для руководства.

Проблема «когнитивного диссонанса». Когнитивный диссонанс - ситуация, когда человек получает из различных источников, обладающих  примерно равным статусом, противоречивые суждения об одном и том же предмете. Как правило, такая ситуация вызывает у человека отрицательные эмоции, поскольку он не может определиться с тем – кому доверять и вынужден для избавления от неприятной ситуации диссонанса искать дополнительную информацию по поводу самого предмета, либо о том – какому же из источников можно больше доверять. При получении информации внутри компании такая ситуация возникает, когда разные коммуникаторы (менеджеры) сообщают весьма противоречивую информацию о том или ином значимом предмете – например, о повышении зарплаты, кадровых перестановках или положении на рынке. Это происходит из-за неслаженной, неорганизованной системы информирования внутри компании, отсутствия четкой информационной политики.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011 теоритическая часть icon2012 г. Содержани е часть I
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
2011 теоритическая часть iconРабочая программа по курсу «уголовное право. Особенная часть» для...
...
2011 теоритическая часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
2011 теоритическая часть iconВысшего профессионального образования
Тфомс, их филиалов и главных бухгалтеров лпу. Учебное мероприятие будет проходить с 5 по 17 сентября 2011 г., (заочная часть – с...
2011 теоритическая часть iconПрименение it в банковском праве (бюро кредитных историй)
В состав кредитной истории, согласно закону рб входят три части: Титульная часть Основная часть Закрытая часть
2011 теоритическая часть iconРабочая программа дисциплины основной восточный язык. Базовый курс....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2011 теоритическая часть iconВариант 10 2011 Калинова Г. С. Часть 1
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
2011 теоритическая часть iconИнструкция для учащихся. Тест состоит из 3-х частей: часть А, часть в и часть С
На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, то перейдите...
2011 теоритическая часть iconВ помощь библиотекам и библиотечным системам
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
2011 теоритическая часть iconКонспект Построение отделения Развернутый строй
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
2011 теоритическая часть icon«Опорные инженерно-геодезические сети»
Задания к контрольным работам по курсу «Прикладная геодезия». Часть Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2011 г., с. 21
2011 теоритическая часть iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011
2011 теоритическая часть iconОсновная образовательная программа на 2011 2012 учебный год
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
2011 теоритическая часть iconПрактическая часть
Республики Мордовия, освоивших основные общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования в 2010-2011...
2011 теоритическая часть iconТема урока: «Метагалактика- часть безграничной Вселенной»
Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,...
2011 теоритическая часть iconКонспект занятия №18 средняя группа «Значение воздуха на Земле»
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть М.: Баласс, 2011


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск