Скачать 151.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) Социально-гуманитарный факультет УТВЕРЖДАЮ Директор БИ СГУ доцент А.В.Шатилова ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ Направление подготовки аспирантуры 44.06.01 «Образование и педагогические науки» Профиль «Теория и методика профессионального образования» Квалификация выпускника Исследователь. Преподаватель-исследователь Форма обучения Заочная Балашов,2014
- формирование системы компетенций в области использования современных информационных технологий в научно-исследовательской деятельности; - формирование практических навыков использования научных и образовательных ре-сурсовInternet в профессиональной деятельности педагога и исследователя.
Дисциплина «Информационные технологии в научном исследовании» Б1.В.ДВ.1 включена в вариативную часть модуля «Дисциплины научной специальности» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами направления подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки». Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, должны быть сформированы в ходе изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии» в ВУЗе.
В результате освоения дисциплины«Информационные технологии в научном исследовании» обучающийся должен овладеть следующими компетенциями: универсальными: – способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); общепрофессиональными:
В результате изучения дисциплины аспирант должен: знать:
уметь:
владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа Дисциплина «Информационные технологии в научном исследовании» относится к блоку Б1.В.ДВ1 – дисциплины по выбору, всего на ее изучение отводится 144 часа (4 ч аудиторной работы(лекции) и 140 ч самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся во втором семестре.
Содержание учебной дисциплины Основные понятия: информация, информационная система, информационная технология. Основные понятия информации, информационной системы, информационной технологии. Особенности и свойства информационных технологий. Структура информационной технологии. Классификация информационных технологий. Особенности ИТ для науки и образования. Нормативно-правовые основы развития ИТ в России. Поиск научной информации.Единое информационное пространство для работы исследователей.Предоставление информации о научном учреждении, направлениях исследований, результатах работы и т.д.Коллективное использование приобретаемой электронной литературы, реферативных журналов и т.п.Электронные публикации.Доступ к электронным каталогам научной библиотеки.Характеристика электронных каталогов. Перечень электронный каталогов в СГУ.Электронная доска объявлений.Виды информационных услуг в применении современных программных продуктов и технологий таких как:- базовые технологии Internet(WWW, E-mail и т.д.), - гипертекстовый язык HTML,- архитектура клиент – сервер, - использование инструментальных средств Java, CGI, JavaScript, и т.д., - SQL-ориентированные системы управления базами данных (СУБД). Информационно-справочная система. Библиотечные информационные системы, электронный каталог библиотеки, информационная система удаленного библиографического обслуживания. Основные программные средства современных информационных технологий Прикладные программные продукты общего и специального назначения. Особенности современных технологий решения задач текстовой, табличной и графической обработки. Подготовка научных и учебно-методических материалов в текстовом редакторе. Обработка и визуализация научных данных. Оформление результатов научной и учебно-методической работы с использованием презентаций. Технология визуализации информации на основе векторной и растровой графики. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Графические редакторы. Технологии баз данных Основные понятия и терминология. Модели представления данных. Типы данных. Современные технологии баз и банков данных. Этапы проектирования баз данных. Примеры баз данных. Информационные технологии в научных исследованиях Обзор информационных технологий, используемых для обработки и оформления результатов научных исследований. Организация научно-исследовательской работы. Виды научной информации и ее обработка. Использование пакета «Анализ данных». Специализированные пакеты статистической обработки научных данных. Основы прикладной статистики (вероятность, описательная статистика, гипотезы и критерии, сравнительная статистика, корреляционный и дисперсионный анализы). Интерпретация полученных результатов. Информационные технологии в образовании Предметная область «Информационные технологии в образовании». Методические цели использования ИТ в обучении. Преимущества использования ИТ в образовании перед традиционным обучением. Направления использования информационных технологий в учебном процессе. Основные задачи информатизации образования. Тенденции развития информатизации образования. Открытое образование и дистанционное обучение. Основные технологии дистанцион-ного обучения. Организация открытого образования. Автоматизированные обучающие си-стемы (АОС). Примеры автоматизированных обучающих систем. Международные стандарты в сфере открытого образования. Учебные электронные издания. Законодательная и нормативная база. Дидактические особенности УЭИ. Структурирование УЭИ. Технологии реализации интерактивных элементов. Информационные системы контроля знаний. Типы и назначение тестов в образовании. Организация процесса тестирования. Принципы разработки тестовых заданий. Сетевые информационные технологии и Интернет Сетевые технологии. Основные принципы организации и функционирования сетей. Интернет. История развития и современное состояние. Сервисы Интернета. Технология поиска и публикации информации. Образовательные и научные ресурсы Интернета. Сервисы совместного редактирования. Сервисы визулизацции информации
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Так, помимо традиционных лекций с опорным конспектированием, используются такие формы занятий как лекция-ошибка, лекция-дискуссия и т.д. В рамках изучения данной дисциплины реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Традиционные образовательные технологии: – лекции. Активные и интерактивные формы занятий: – проблемная лекция; – занятия в форме конференций, дискуссий; – разработка проектов по изучаемым проблемам. В рамках изучения данной дисциплины используются: – мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MSPowerPoint в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным пунктам тем занятий, использование электронных пособий; – технологии контекстного обучения: работа с текстовыми материалами, раздаточным дидактическим материалом, организация квазипрофессиональной деятельности студентов по различным темам; – диалоговые технологии: организация групповых дискуссий, использование «мозгового штурма»; – имитационные технологии: проведение практических занятий в форме деловых игр, «пресс-конференций»; – модульные технологии: применение рейтинговой оценки знаний. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья учебные материалы предоставляются в доступных для них формах.Для обеспечения доступности обучения инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья учебные материалы могут быть адаптированы с учетом особых потребностей: в печатных материалах укрупнен шрифт, произведена замена текста аудиозаписью, использованы звуковые средства воспроизведения информации.
Пример практического задания Тема: Текстовая информация в научных исследованиях
Темы рефератов
Перечень вопросов к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
б) дополнительная литература
Веб-сайты с электронными ресурсами:
Единая информационная среда образовательного учреждения
Интел:
Сервисы Web 2.0 в образовании и обучении Обучающимся и научно-педагогическим работникам обеспечен доступ к наукометрическим базам данных (WebofScience, SCOPUS) и к полнотекстовым ресурсам (журналы «Вестник Московского университета» (все серии), OxfordUniversityPress, издательств Springer, Kluwer и т.д.) 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения занятий по дисциплине «Информационные технологии в научном исследовании», предусмотренной учебным планом подготовки аспирантов, имеется необходимая материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОс учетом рекомендаций и примерной ООП ВО по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и профилю подготовки «Теория и методика профессионального образования» Авторы: Канд. физ.-мат. н., доцент Талагаев Ю.В. Канд. пед.н., доцент Сухорукова Е.В. Программа одобрена на заседании кафедры физики и информационных технологий. Протокол № 3 от 26 ноября 2014 года. Подписи: Зав. кафедрой ФиИТ Сухорукова Е.В. Декан факультета МЭИ Кертанова В.В. Зав. отделом аспирантуры Сергадеева М.Ю. Декан социально-гуманитарного факультета Шустова Н.Е. |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки... «Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена... | Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии... Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование | Новые информационные и педагогические технологии ... | ||
Министерство образования и науки государственное образовательное учреждение Тонов м. Л. Алгебра и геометрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению... | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
Рабочая программа дисциплины “ компьютерные сети и интернет-технологии”... Целью освоения дисциплины «Компьютерные сети и интернет технологии» является формирование компетенций и навыков применения современных... | Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части естественнонаучного цикла студентам заочной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное... | Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Образование и педагогические науки», по профилю «Теория и методика обучения и воспитания» разработана профессорско-преподавательским... | Рабочая программа дисциплины в. Од. 5 «Основы теории межкультурной коммуникаци» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44. 06. 01... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сетевые информационные технологии... Программа курса «Сетевые информационные технологии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего... | Новые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе Компьютеры, информационные технологии не только пронизывают все технические дисциплины (точные науки) – они меняют и сами эти дисциплины... | ||
Рабочая программа дисциплины физика направление: 09. 03. 02 Информационные системы и технологии | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование Профиль подготовки: Историческое образование |