Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
страница1/45
Дата публикации11.08.2015
Размер7.37 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)



рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности


Трудоемкость (в зачетных единицах) 2, 3

Направление подготовки Психолого- педагогическое образование, Педагогическое образование, Профессиональное образование, Естественнонаучное образование, Физико-математическое образование, Социально-экономическое образование, Религиоведение.
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом вузе.

Цель: дать необходимые теоретические знания и практические навыки по защите человека в техносфере от негативного воздействия меняющихся природных, техногенных и социальных условий, и как достигнуть комфортных условий жизнедеятельности. Эта цель реализуется решением следующих задач.

Задачи:

1) идентификация (распознавание, количественная оценка, анализ опасностей) негативного воздействия среды обитания (источников и причин возникновения опасностей);

2) защита от опасностей  или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4) создание комфортного состояния среды обитания.


2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) обязательная  дисциплина федеральных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования. Блок Б3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина предназначена для студентов согласно учебного плана.

БЖД базируется на достижениях таких наук, как психология, физиология, экология, философия, физика, математика и др. Данная дисциплина использует знания, полученные студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, а также естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны окружающей среды и защиты человека в чрезвычайных ситуациях различного характера, основывается на законах и подзаконных актах.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс нацелен на приобретение студентами знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для адаптации к условиям среды обитания, а также готовности к защите от негативного воздействия меняющихся природных, техногенных и социальных условий.

Рекомендуем изучение модуля после освоения курсов «Возрастная анатомия и физиология» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

3. Требования к уровню освоения программы.
Студент должен знать:

  • правовые нормы реализации педагогической деятельности и образо­вания;

  • основы просветительской деятельности;

  • содержание преподаваемого предмета;

  • закономерности психического развития и особенности их прояв­ления в учебном процессе в разные возрастные периоды.

Студент должен уметь:

  • системно анализировать и выби­рать образовательные концепции;

  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

  • создавать педагогически целесо­образную и психологически безо­пасную образовательную среду;

  • проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учеб­ных предметов;

  • организовывать внеучебную дея­тельность обучающихся;

  • бесконфликтно общаться с раз­личными субъектами педагогического процесса;

  • участвовать в общественнопрофессиональных дискуссиях;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

Студент должен владеть:

- способами пропаганды важности педагогической профес­сии для социальноэкономического развития страны;

- способами ориентации в профес­сиональных источниках информации (журналы, сайты, образова­тельные порталы и т.д.);

- способами предупреждения девиантного поведения и правона­рушений;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Студент должен обладать общекультурными компетенциями:

1) готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

2) готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

3) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

4) готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13).


Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

Студент должен обладать дополнительными компетенциями:

- определять и применять методы, принципы и средства обеспечения безопасности, а также уметь оказывать само – и взаимопомощь;

- уметь распознавать и оценивать внутренние и внешние опасности;

- сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- осуществлять учебно-воспитательную деятельность, используя навыки, умения и знания безопасности жизнедеятельности;

- принимать решения в экстремальной ситуации и руководить действиями педагогического персонала и учащихся для снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2___ зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

По учебному плану

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

38

38







Лекции

15-19

19







Практические занятия

19

19







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

34

34







Курсовой проект (работа)













Реферат

х

х







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

тест, к/р

к/р







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет









Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 3 зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1,2,3,4

№ семестра

№ семестра

Аудиторные занятия

38

38







Лекции

19

19







Практические занятия

19

19







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ













Самостоятельная работа

76

76







Курсовой проект (работа)













Реферат

х

х







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

тест, к/р

к/р







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет

зачет







5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

в т.ч. интер-

активные формы обучения

Самостоя-

тельная работа

1.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуаций.

2




1

4 (8)

2.

Опасные ситуации. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при стихийных бедствиях.

1

2

1

4 (8)

3.

Опасные ситуации. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах, пожарах. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре.

2

2

1

4 (8)

4.

Экологическая безопасность

2







4 (10)

5.

ЧС социального характера. Криминогенная опасность. Зона повышенной опасности. Опасности, возникающие в повседневной жизни. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

4

7

1

8 (16)

6.


Природные опасности. Биологические опасности.

2

2

1

2 (6)

7.

Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте.

2

2

2

2 (4)

8.

Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Защитные сооружения ГО. Организация ГО в образовательных учреждениях.





2

1

2 (6)

9.

Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Защита прав потребителя

2

2

1

4 (10)




Всего часов

19

19

10

34 (76)


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Предмет и задачи дисциплины. Проблемы национальной и международной безопасности России. Опасные и вредные факторы среды обитания человека: физические, химические, биологические, психофизиологические. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

История образования Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Опасность, определение. Классификации опасностей. Риск, определение, виды. Чрезвычайная ситуация, определение, признаки, стадии, классификации. Очаг поражения. Поражающие факторы. Критерии ЧС.
2. Опасные ситуации. ЧС природного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия, определение, классификация. Ураганы, бури, смерчи, волна холода и др. определение, основные характеристики. Оползни: естественные и искусственные причины. Действия учителя до, во время и после стихийных бедствий. Наводнения, определение, виды, причины наводнений на реках Западной Сибири. Эпидемии, антропонозы и зоонозы. Экстренная профилактика эпидемий. Дезинфекционные мероприятия в районах стихийных бедствий и катастроф. Карантин.
3. Опасные ситуации. ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах, пожарах.

Аварии и катастрофы. Пожары, горючие вещества, окислитель, источник зажигания. Особенности горения жидких, твердых и газообразных веществ. Лесной пожар. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия человека при пожаре. Радиационные аварии, доза радиации, ее виды. Аварии с выбросом химических веществ. Сильно действующие ядовитые вещества. Действия человека до, во время и после техногенных аварий.
4. Экологическая безопасность. Источники экологических опасностей: тяжелые металлы, пестициды, диоксины, фреоны. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Экология жилища. Опасные и вредные факторы современного жилья. Правила безопасности при пользовании электроприборами, газовыми плитами, средствами бытовой химии.

5. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Опасности, возникающие в повседневной жизни.

Классификация социальных опасностей. Виды социальных опасностей: шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор, наркомания, алкоголизм, курение.

Влияние на поведение человека его темперамента, сенситивности, тревожности. Психические состояния и расстройства. Основные виды неврозов, депрессии у подростков. Профилактика неврозов и депрессии. Толпа, психология толпы. Меры безопасности в толпе. Поведение человека в психотравмирующих ситуациях. Стресс. Концепция стресса Г.Селье. Стресс, связанный с учебой и работой. Профилактика стресса.

Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Психология безопасности. Страх, паника: основные характеристики. Массовые беспорядки. Особые психические состояния людей. Производственные психические состояния. Синдром хронической усталости. Индивидуальные средства защиты от насилия. Психологические методы воздействия на человека.

Общественная опасность экстремизма и терроризма. Террористические группировки: международные, в России. Виды террористических актов. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
6. Природные опасности. Биологические опасности.

Литосферные опасности: землетрясения, сели, снежные лавины, оползни. Гидросферные опасности: наводнения, цунами. Атмосферные опасности: циклон и антициклон, гололед, туман, град, гром, молния, защита от молнии, ураганы, буря, смерчи. Космические опасности: астероиды, солнечная радиация. Биологические опасности: болезнетворные микроорганизмы, микозы, ядовитые растения, опасные животные.
7. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте.

Транспорт и его опасности. Правила уличного движения для водителей и пешеходов. Правила безопасного поведения в общественном, легковом, железнодорожном и авиатранспорте. Действия человека при транспортной катастрофе.
8. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Защитные сооружения ГО. Организация ГО в образовательных учреждениях.

Гражданская оборона и ее задачи. Основные мероприятия гражданской обороны, проводимые в мирное время. Организация защиты населения в мирное и военное время. Защитные сооружения гражданской обороны. Коллективные средства защиты. Убежища, виды. Средства индивидуальной защиты (кожи и органов дыхания). Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

Поражения ионизирующей радиацией. Общие понятия о действии ионизирующих излучений на человека. Биологическое действие ионизирующих излучений. Профилактика радиоактивных поражений.
9. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Защита прав потребителя.

Экономическая, информационная и продовольственная безопасность. Виды информационной безопасности. Права потребителя на качество товаров, на информацию об изготовителях и о товаре. Гарантийный срок. Сроки исполнения требований. Исковые обращения в суд при нарушении прав потребителя. Пищевые добавки: виды, санитарно-гигиенические требования, использование в питании.

Штриховой код товаров. Товарный знак. Знаки соответствия и ухода за товарами.

5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск