| МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине Информатика, медицинская информатика и статистика
По направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело
Курс 1 курс
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен
Кафедры: Медицинской и биологической физики,
Гигиены и медицинской экологии Трудоемкость дисциплины 270 часов / 7,5 зачетных единиц
Архангельск, 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело. Цель освоения дисциплины.
Цель курса «Информатика, медицинская информатика»: выработка у студентов системного подхода к решению медицинских задач с применением информационных систем, способности ориентироваться во всем многообразии специализированных медицинских информационных систем и их классификации с целью выбора наименее трудоемкой и, вместе с тем, адекватной применению в своей профессиональной деятельности.
Цель курса «Статистика»: обеспечить базисную теоретическую и практическую подготовку врача по медицинской статистике, позволяющей проводить описание, анализ и представление статистических данных, имеющих отношение к здоровью и факторам окружающей среды.
Задачи освоения дисциплины:
выработать целостное научное мировоззрение и представление о роли информатизации и формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации;
углубить и систематизировать знания об аппаратном и программном обеспечении ПК;
овладеть навыками работы в часто встречаемых операционных системах и программных оболочках;
умение создавать, редактировать, распечатывать документы, создавать и записывать базы данных.
решать профессиональные задачи с использованием программ общего назначения;
ведение медицинской документации;
самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками);
вести учетно-отчетную медицинскую документацию;
решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ;
освоить описание данных, характеризующих здоровье и среду обитания;
освоить анализ данных, характеризующих здоровье и среду обитания;
сформировать навыки чтения и критической оценки статистических данных в публикациях по общественному здравоохранению, профилактическим и клиническим дисциплинам.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело.
Дисциплина относится к С.2 ООП «Математический, естественнонаучный и медико-биологический цикл». Освоение данной дисциплины, как предшествующее необходимо для следующих дисциплин: эпидемиология, социально-гигиенический мониторинг, общественное здоровье и здравоохранение.
В связи с быстрой информатизацией современного общества, а также увеличением объема доступной для человека информации каждый специалист, получивший высшее профессиональное образование должен уметь пользоваться всеми средствами и методами работы на вычислительной технике. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| Способность к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности
| ОК-7
| владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| 2
| способность и готовность к пониманию и анализу экономических проблем и общественных процессов, владением знаниями консолидирующих показателей, характеризующих степень развития экономики, рыночных механизмов хозяйства, методикой расчета показателей медицинской статистики
| 3
| способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий
| 4
| владением основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации
| 5
| владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| 6
| способность и готовность к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека
| 15
| способность и готовность к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения»
| 16
| способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения
| 23
| способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач
| 30
| способность и готовность к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов
|
| способность и готовность к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику
|
| способность и готовность к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени
| 35
| способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения
| 36
| способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
о роли информатизации современного общества;
современные компьютерные технологии в приложении к решению профессиональных задач;
основные блоки и принципы функционирования ПЭВМ;
виды информации;
программное обеспечение ПЭВМ;
современные компьютерные технологии в приложении к решению задач медицины и здравоохранения;
методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;
основные методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, области их применения и ограничения;
структуру медицинских диагностических и лечебных знаний, основные модели формирования решений, основанных на знаниях;
виды, структуру, характеристики медицинских информационных систем;
принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных компьютерных технологий.
сущность, основные понятия, принципы и методы статистики, области применения статистики в медицине и здравоохранении;
методологию, планирование и организацию проведения статистического наблюдения (формы, виды, способы и этапы статистического наблюдения):
принципы и методы обработки материалов статистического наблюдения (выбор методов, сводка и группировка статистических данных; статистические таблицы, графики и показатели);
сущность, применение, методики расчета и основы описательной и аналитической статистики;
правила оформления и представления результатов статистического наблюдения.
возможности компьютерных статистических пакетов, их преимущества и недостатки.
Уметь:
провести текстовою и графическую обработку документов с использованием стандартных программных средств ЭВМ;
пользоваться набором средств общения в сети Интернет;
разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки врачебных решений;
использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценивать их эффективность;
использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности.
формулировать цели и задачи исследования; планировать, организовывать и проводить статистическое наблюдение в соответствии с поставленными задачами;
выбирать адекватный статистический метод, исчислять и анализировать различные статистические показатели с использованием компьютерных статистических программ;
использовать табличный и графический способы представления материалов статистического наблюдения;
формулировать выводы, вытекающие из результатов статистического наблюдения, и давать по ним обобщающее заключение;
проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных статистических наблюдений;
применять статистические знания для анализа и принятия решений в сфере своей профессиональной деятельности.
Владеть:
программами общего назначения, медицинскими информационными системами для решения профессиональных задач.
методами описательной статистики данных по здоровью населения и факторам его обуславливающим;
параметрическими и непараметрическими методами анализа данных;
навыками критического анализа статистических данных в публикациях научных медицинских журналов;
анализом данных с помощью статистических компьютерных программ;
графическим и табличным представлением статистических данных.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 7,5 зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 156
| 1,2
| В том числе:
|
| 1,2
| Лекции (Л)
| 52
| 1,2
| Практические занятия (ПЗ)
| 96
| 1,2
| Семинары (С)
| 8
| 1,2
| Лабораторные практикумы (ЛП)
| -
| 1,2
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| -
| 1,2
| Самостоятельная работа (всего)
| 76
| 1,2
| Экзамен
| 36
| 2
| Общая трудоемкость (час.)
| 232
| 1,2
| |