ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет технологии и профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологии и
профессионального образования
_______________ /Смирнова Л.Г./
«_____»______________201_- г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина Б.2.4. Информатика Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение: Профиль подготовки
Сервис
Транспорт
Экономика и управление
Декоративно-прикладное искусство и дизайн Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Прикладной механики, машиноведения и технологии Курс – 1 курс 1,2 семестр Форма обучения - очная Зачетные единицы – 8
Всего часов – 288
Экзамен – 2 семестр. Зачет – 1 семестр Программа разработана преподавателем Токаевой О.С.
Рецензент(ы)
Йошкар-Ола 201__
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии
факультета технологии и профессионального образования
протокол заседания № ____ от
"___ "__ _______________ 201_- г.
_________________ Коротков С.Г.
|
| Рассмотрена и одобрена на
заседании кафедры теории и
методики технологии и
профессионального образования
протокол заседания № ___ от
" ___ " ___________ 201__ г.
_________________ Введенский О.Г.
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой протокол заседания №__ от «___»________ 201__ г Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Пояснительная записка
Целью освоения дисциплины «Информатики» является базой для формирования информационной культуры будущего учителя направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», с содержанием профессионально-педагогической деятельности, с функциями бакалавра профессионального обучения при подготовке рабочих и специалистов для отраслей машиностроения.
Дисциплина имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и, кроме того, она является базовой для всех курсов, использующих автоматизированные методы анализа и расчетов, и так или иначе использующих компьютерную технику.
Задачи дисциплины:
Знать основы современных информационных технологий переработки информации и их влияние на успех в профессиональной деятельности;
Знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;
Уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера,
Самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;
Уметь работать с программными средствами общего назначения;
иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;
Владеть приемами антивирусной защиты;
Обучение педагогов стратегии практического использования средств информатизации в сфере образования, вообще, и в конкретной сфере профессиональной деятельности, в частности;
Выравнивание возможностей разных педагогов в области использования средств информатизации в своей профессиональной деятельности.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б.2.
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе и в вузе в результате освоения дисциплин «Информатика», «Физика», «Математика».
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
Математика (разделы "Линейная алгебра"; "Численные методы")
Физика (Раздел "Электричество и магнетизм").
Информационные системы и технологии Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
Информационные технологии в образовании,
Проектные технологии обучения
Использование компьютеров в технологическом образовании,
Использование информационных процессов в технологическом образовании.
Практики, для которых данная дисциплина является предшествующей:
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| № разделов данной дисциплины,
необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Информационные технологии в образовании,
|
|
| +
| +
|
| +
| 2
| Проектные технологии обучения
| +
| +
|
| +
| +
|
| 3
| Использование компьютеров в технологическом образовании,
|
|
| +
|
|
|
| 4
| Использование информационных процессов в технологическом образовании
|
|
| +
|
|
|
|
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО:
Дисциплина «Информатика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное обучение (по отраслям)»:
а) общекультурные (ОК):
готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);
способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
б) профессиональные компетенции (ПК):
способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
историю развития автоматизированного обучения иностранного языка, этапы информатизации системы образования;
- сущность и особенности подготовки профессионально-педагогических кадров в стране, возможности овладения специальностью в вузе;
место и роль университета, института, факультета, кафедры в подготовке бакалавров - педагогов профессионального обучения для соответствующих отраслей, успехи вуза в развитии профессиональной педагогике, а также основные научные достижения вуза в соответствующей отрасли;
- основные методические и другие функции, реализуемые средствами ИКТ;
- положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в образовании, основную компьютерную терминологию;
- основные требования к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки. уметь:
- использовать ИКТ для решения профессионального круга задач;
- применять эффективные способы усвоения знаний, оценивать качество программного обеспечения, компьютерных программ и информационных ресурсов с точки зрения их возможного применения в иноязычном образовании
- работать с информационными и компьютерными технологиями, самостоятельно разрабатывать учебные материалы и планировать учебные занятия с использованием ИКТ;
- использовать возможности Интернет-ресурсов и он-лайн сообществ в преподавании и изучении направлении подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».
.
владеть:
- технологиями работы с различного рода источниками информации, (аудио, видео и др.).
- использовании различных ИКТ в обучении;
- компьютерными обучающими программами, программного обеспечения и он-лайн ресурсов.
2 Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины:
8 зачетных единицы, 288 часов.
Форма контроля по учебному плану:
зачет, 1 семестр; экзамен, 2семестр.
2.1 Тематический план изучения учебной дисциплины
№ п/п раздела
| Наименование
разделов и тем
| Семестр
| Количество часов по
учебному плану
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
Всего
| Виды учебной работы
| Аудиторная
работа
| Индивидуальная работа
| Самостоятельная
работа
|
| Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Семестр 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Информация и информатика. Информация в материальном мире. Данные. Файлы и файловая структура. Информатика.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 2
| Вычислительная техника. История развития средств вычислительной техники.
|
| 8
| 2
|
|
|
| 6
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 3
| Системное программное обеспечение компьютера
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| защита реферата,
взаимопроверка
| 4
| Методика решения задач на ЭВМ, Основы алгоритмизации
|
| 12
| 1
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Автоматизация делопроизводства в среде Microsoft Word Office.
|
| 11
| 2
|
| 2
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 6
| Создание текстовых документов. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word.
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 7
| Обработка данных средствами электронных таблиц. Основные понятия электронных таблиц. Содержание электронной таблицы. Печать документов Excel.
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 8
| Программный пакет Power Point как инструмент создания презентаций
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 9
| Работа с базами данных. Основные понятия баз данных. Формирование баз данных.
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10
| Структура и основные принципы работы глобальной компьютерной сети Internet
|
| 8
| 1
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 11
| Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике.
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
12
| Принципы представления данных и команд в компьютере.
|
| 8
| 2
|
|
|
| 6
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
| Семестр 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13
| Принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ.
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 14
| Операционные системы семейства UNIX.
|
| 13
| 2
|
| 4
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 15
| Телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа, их назначение и возможности.
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 16
| Мультимедиа технологии.
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
| Модуль 5
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17
| Информатика в жизни общества.
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 18
| Информация в общении людей.
|
| 8
| 1
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 19
| История развития ЭВМ.
|
| 8
| 1
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 20
| Современное состояние электронно-вычислительной техники.
|
| 9
| 2
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 21
| Суперкомпьютеры и их применение.
|
| 8
| 1
|
|
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 22
| Ноутбук – устройство для профессиональной деятельности.
|
| 10
| 1
|
| 2
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 23
| Карманные персональные компьютеры.
|
| 10
| 1
|
| 2
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
|
| Модуль 6
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24
| Поиск информации в Интернет. Web-индексы, Web-каталоги.
|
| 10
| 2
|
| 1
|
| 7
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| 25
| Всего
|
| 288
| 40
| 17
| 36
| -
| 159
| Экзамен(36)
|
2.2 Программа лекционных занятийТематический план лекций №
п/п
| Темы лекций
| Кол-во
часов
| Формы текущего контроля успеваемости
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Информация и информатика. Информация в материальном мире. Данные. Файлы и файловая структура. Информатика.
| 10
|
| 2
| Вычислительная техника. История развития средств вычислительной техники.
| 10
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
взаимопроверка, тесты
| 3
| Системное программное обеспечение компьютера
| 20
| выборочная проверка преподавателем, взаимопроверка
| Тема 1. Информация и информатика. Информация в материальном мире. Данные. Файлы и файловая структура. Информатика.План темы:Введению в информатику. Основы организации информации в ЭВМ Основные понятия и категории:Сигналы и данные. Понятие информации. Свойства информации: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Информатизация общества. Компьютер как техническое средство информатизации. Информатика как наука и учебная дисциплина. Виды самостоятельной работы: - подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие);- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.Формы контроля: - текущий – тесты, выборочный опрос. Список литературы: [1], [2].Тема 2. Вычислительная техника. История развития средств вычислительной техники.План темы:Архитектура Персонального компьютера История развития средств вычислительной техники. Основные понятия и категории: Основные сведения об устройстве ЭВМ. Основные блоки ЭВМ и их назначение. Состав персонального компьютера (ПК). Системный блок. Монитор. Клавиатура. Манипуляторы. Внешние устройства. Функциональные характеристики ПК. Выбор конфигурации ПК. Сеть. Протокол. Назначение и классификация компьютерных сетей (КС). Протоколы компьютерной сети. Локальные компьютерные сети (ЛКС). Топология сети. Сетевое программное обеспечение. Виды самостоятельной работы: - подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие);- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.Формы контроля: - текущий – тесты, выборочный опрос. Список литературы: [1], [2], [3].Тема 3. Системное программное обеспечение компьютера План темы:Назначение операционных систем (ОС). Понятие файловой системы. Программы восстановления работоспособности ПК. Программы тестирования устройств ПК. Программы контроля целостности и обслуживания файловой системы. Программы архивации файлов. Основные понятия и категории:ЭВМ. ОС. Файловая система. Файл. Архивация. Виды самостоятельной работы: - подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие);- изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку.Формы контроля: - текущий – тесты, выборочный опрос. Список литературы: [1] |