Методические рекомендации для преподавателей и студентов





Скачать 289.01 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей и студентов
страница1/2
Дата публикации23.11.2017
Размер289.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2

Методические рекомендации для преподавателей и студентов
Дисциплина складывается из такого содержания, которое способствует профессионально-познавательной направленности личности выпускника вуза, ориентирует на учебно-воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую виды профессиональной деятельности. Курс создает условия для овладения умениями объяснять, характеризовать, прогнозировать педагогические явления.

Изучение дисциплин осуществляется на лекционных и практических занятиях, а также в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учебным планом предусмотрены: лекции, практические занятия, зачет и систематическая самостоятельная работа. Чтобы обеспечить эффективность обучения, следует активно использовать все формы учебной работы: аудиторные занятия, самостоятельную учебу, консультации и др.

В лекциях преподаватель освещает основные разделы, акцентируя внимание на наиболее сложных, а также дискуссионных проблемах, связанных с изменениями в практике дошкольного образования. Изложение может носить различный характер: одни вопросы раскрываются полно, другие – частично, по третьим называются источники, которые студент изучает самостоятельно.

На лекциях рассматриваются актуальные вопросы современной дошкольной педагогики. Теоретическим фундаментом для их решения являются положения психолого-педагогических наук о процессах развития, воспитания и обучения и осознание современных подходов к проблемам развития дошкольников.

Особое внимание студентов следует обратить:

- на изучение подходов, лежащих в основе развития ребенка;

- на определение условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника, признанию прав и свобод ребенка;

- на выявление эффективных педагогических технологий развития у ребенка всех сторон личности.
Методические рекомендации по проведению аудиторных занятий

Настоящие рекомендации отражают практику проведения занятий по учебным дисциплинам психолого-педагогической направленности со студентами очной, очно-заочной, заочной форм обучения. Они разработаны на основании действующего Государственного образовательного стандарта, нормативных документов, определяющих организацию и методику образовательного процесса в педагогическом высшем учебном заведении.

Основными целями данных рекомендаций являются: совершенствование методики и организации обучения студентов и методического руководства их самостоятельной работой; усиление планомерности и целенаправленности учебной работы.

При проведении занятий необходимо учитывать оптимальную потребность студентов в усвоении содержания педагогической деятельности, теоретических знаний и в получении практических навыков.

Формами проведения занятий со студентами являются: лекции, семинарское и практическое занятия. Формами обучения являются: решение типовых и проблемных задач, коллективная дискуссия, изучение передового опыта педагогической деятельности, опросы студентов по теме занятия, контроль знаний, умений и повторение пройденного материала.

Лекция является ведущим видом учебных занятий, определяющим содержание учебного процесса. Целью лекции является системно изложить основы научных знаний, раскрыть содержание, закономерности и тенденции развития изучаемого предмета, рекомендовать методику применения теоретических знаний на практике, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных вопросах, стимулировать их познавательную деятельность.

Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов, они дают основы научных знаний по изучаемой дисциплине, отражают актуальные вопросы теории и практики, современные достижения науки, способствуют развитию творческого мышления студентов и воспитывают у них самостоятельность при решении практических задач.

Методическое построение и содержание каждой лекций, должно воплощать ее направляющее положение по отношению к другим видам учебных занятий. Методическое обеспечение лекции включает разработку текста лекций, плана чтения, подготовку технических средств, наглядного материала, демонстрационного оборудования, схем, плакатов и т.д.

Разработка текста лекций начинается с уяснения исходных данных и составления календарного плана разработки лекций. Исходные данные содержатся в учебной рабочей программе изучения дисциплины, где определена тема лекции, основное содержание и учебное время.

Подготовительный текст лекции включает введение, учебные вопросы и заключение, а также список литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, излагается основная идея лекции, устанавливается связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями. Введение должно быть кратким (5 мин), цель которого является подготовка студентов к восприятию существа излагаемых учебных вопросов .лекции.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом требований научной методологии и современных педагогических принципов обучения.

Особое внимание при разработке лекции уделяется изменениям в рассматриваемой области деятельности, происходящим под влиянием различных факторов., в том числе социальных условий, развития технических средств обучения, достижений науки и техники, внедрения современных информационных технологий, выхода в свет новых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования. Каждый учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последнему вопросу лекции.

Лекцию завершает краткое заключение, в котором подводится итог изложенного, и даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения заданий по данной теме.

Текст лекции разрабатывается, как правило, на двухчасовое занятие (объем для конспекта10-15 страниц). При изложении нового материала, не отраженного в учебных пособиях, для обеспечения самостоятельной работы студентов тексты лекций по учебной дисциплине могут сводиться в сборник и издаваться как курс лекций по отдельным ее частям.

Слушание учебной лекции – напряженный умственный труд. Восприятие информации, ее переработка и фиксация, требует сосредоточенности внимания, активности мысли, умение выделить главное. Главным в содержании работы студента является усвоение материала лекции, ее осмысленное конспектирование.

Требования к конспектированию:

1. Перед лекцией необходимо проработать по учебнику предыдущую тему и ознакомится с материалом предстоящей.

2. Из всего материала необходимо записывать самое главное, основное раскрывающее содержание темы.

3. Тезисы четко формулировать, известные - кратко, неизвестные более полно.

4. На лекции необходимо быть собранным и сосредоточенным.
Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям.

Практические занятия – один из видов самостоятельной работы, проводимой под руководством преподавателя. Их цель – углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков практической деятельности.

Основная форма работы – самостоятельное изучение курса: осмысление программы требований, усвоение материала лекций и учебных пособий, чтение и анализ специальной литературы, указанной в программе и рекомендованной преподавателем.

При изучении любого вопроса обязательно нужно использовать свой практический опыт: критически его проанализировать, сделать для себя необходимые выводы.

Виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, практическим работам, зачетам. Выполнение рефератов, заданий, контрольных работ. Групповая самостоятельная работа.

Целью практических занятий является подготовка студентов к применению полученных теоретических знаний на практике для решения практических задач, умению выработать и закрепить необходимые профессиональные умения и навыки.

Основу практических занятий составляет система мини-заданий творческого характера, учебно-тренировочные задания, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств.

Цель семинарских занятий развить навыки работы с разнообразными источниками, умение анализировать и обобщать педагогический опыт, а также умение выделять проблему и находить пути ее решения. Семинар проводится по наиболее сложным вопросам учебной дисциплины с целью углубить и закрепить полученные знания, привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Семинарское или практическое занятие начинается кратким вступлением, в котором преподаватель ставит перед аудиторией цели и задачи предстоящего занятия, вопросы на которых следует обратить свое внимание. Указываются методы, посредством которых будут достигнуты поставленные цели.

В ходе дальнейшего занятия необходимо предложить одному из студентов сформулировать решение задачи и обосновать свое решение. Предлагаемое решение может вызвать дискуссию, где преподаватель выбирает вектор направления. Соблюдая педагогический такт, следует требовать от студентов четкости поставленных вопросов и логически последовательной аргументации принимаемых решений. Каждое решение должно быть обосновано ссылками на соответствующие положения нормативных документов и теории и практики педагогики и психологии. Ссылка на нормативно-правовые акты не должна носить формальный характер. Необходимо раскрывать их смысл и значение с тем, чтобы студенты на конкретных примерах могли убеждаться в научной обоснованности, целесообразности, рациональности нормативных правовых актов.

Целями выработки у студентов умений и навыков правильно и быстро решать задачи, в развитии навыков самостоятельного творческого мышления может служить систематическое фиксирование преподавателем их внимания на методах решения задач. Для этого можно рекомендовать пользоваться делением всех психолого-педагогических задач на основные типы:

1. Задачи на нахождение (в них требуется что-либо найти)

2. Задачи на распознавание психолого-педагогических ситуаций (в них требуется определить соответствие требованиям педагогических принципов действий педагога в условиях конкретной ситуации, дать оценку применяемым педагогическим приемам, средствам)

3. Задачи на объяснения, которые требуют ответа на вопросы, почему, зачем.

4. Задачи смешанного типа (в них требуется найти иное решение).

При анализе условий каждой задачи необходимо решать вопрос о соотнесении ее к определенному типу. Выработка у студентов такого умения помогает им более глубоко вникнуть в содержание педагогической задачи и наметить правильные пути, методы и обоснования решения. После решения задачи необходимо обратить внимание студентов на метод или способ, с помощью которого удалось достичь цели задачи.

Решаемые в ходе практического занятия могут носить различный характер и обладать различной степени сложности. Они могут быть теоретическими, практическими, проблемными.

В конце каждого практического занятия преподаватель отмечает удачные выступления студентов и характерные ошибки, допущенные в ходе решения задачи и состоявшейся дискуссии, дает развернутое заключение, где подводится итог проведенного занятия с учетом его целей и задач.

Каждое практическое и семинарское занятия должны способствовать более глубокому усвоению студентами положений теории и практики педагогики и психологии, выработке умений и навыков, правильно применять их и эффективно использовать в своей практической деятельности.
Методические рекомендации по индивидуальному выборочному консультированию

На индивидуальное выборочное консультирование следует выносить вопросы, которые вызывают особые затруднения у студентов: роль поисковой, ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании предпосылок к учебной деятельности, характеристика типичных трудностей в обучении детей.

На выборочном консультировании целесообразно обращаться как к теоретическим вопросам, так и к психолого-педагогической технологии развития личности ребенка с трудностями в обучении, исходя от потребностей студентов.
Методические рекомендации для студентов по выполнению домашних заданий и контрольных работ, по подготовке к практическим занятиям

Большое значение для формирования профессиональных качеств у студентов имеет выполнение ими самостоятельных, в частности, контрольных работ. Выполняя самостоятельные задания, на основе специальных исследований студенты изучают состояние теории и практики дошкольного образования.

На основе анализа научной литературы студенты готовят рефераты, доклады, сообщения, аннотации. Уровень профессиональной подготовки повышается в результате выполнения студентами рефератов на темы:

- «Субкультура детства» в трудах зарубежных и отечественных педагогов. Её сущность, основные характеристики.

- Роль валеологических знаний в системе физического образования на современном этапе.

- Разработка инвариантного содержания обучения.

- Современная концепция социального развития.

- Проблема ранней экономической подготовки молодого поколения на современном этапе.

- Вопросы экономического воспитания в семье.

- Интеграция разных видов искусства как путь формирования художественной культуры детей.

- Роль развивающей эстетической среды в развитии детского творчества.

- Проблема игры и развивающей предметной среды в трудах отечественных психологов и развитие этих идей на современном этапе.

Для усвоения громадного объема информации, который содержится не только в лекциях, но и в учебниках, книгах, статьях, полезно будет организовать работу студентов следующим образом. Лист тетради, где студент фиксирует основные теоретические позиции, следует разделить на две части: одна - большая, где отражен текст лекции, другая – меньшая, где студент фиксирует свои вопросы по ходу лекции, заметки, пояснения, дополнения при повторном чтении лекции.
Работа с книгой.

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при повторном чтении лучше запоминались.

Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Правила самостоятельной работы с литературой.

Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

• Составить систематизированный перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.

• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (Фамилия И.О. Название книги. – Город издания: Название издания, год издания. – количество страниц.) При составлении списка литературы обратите внимание на различия в библиографических требованиях к оформлению: книг, статей, авторефератов и диссертаций. Книги на иностранном языке выстраиваются тоже в алфавитном порядке и завершают список литературы.

• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты.

Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

  1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

  2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

  3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

  4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconПо учебной дисциплине Методические рекомендации для студентов и преподавателей
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов по внедрению технологии Портфолио в образовательный процесс /Сост. Другова...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной...
Методические рекомендации подготовлены коллективом авторов в составе профессора Тарасенко Н. В., доцентов Диняковой С. В. и Криулиной...
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconСодержание практики студентов 5 курса
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconОтчет (самообследование)
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Методические рекомендации для преподавателей и студентов iconДля студентов факультета механизации
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск