Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №7
Рассмотрено на заседании методического совета Ерохина В.П.______________
«______»________________г.
| «Утверждаю»
Директор Поздняков Н.А.________________
«_______»____________________г.
|
-
«Согласовано»
с работодателем
____________________________
____________________________
«____»________________20___г.
|
Рабочая программа
по предмету
«Основы информатики и автоматизация производства» на 2012 – 2013 учебный год
3 курс профессия: «Оператор ЭВМ»
20 часов
с. Новиково
2012
Пояснительная записка Переход от индустриального общества к информационному приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности.
Общетехнический предмет «Основы информатики и автоматизация производства», обеспечивает связь курса «Информатики» с предметами профессионально-технического цикла.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральная программа развития образования;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
Учебные стандарты;
Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) основного общего и среднего (полного) общего образования;
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
Учебная программа «Автоматизация производства на основе ЭВТ», 1985 г.
В соответствии с целью образовательного учреждения определена цель рабочей программы на базовом уровне по предмету «Основы информатики и автоматизация производства» в группах со средним (полым) общим образованием:
Формирование представления о назначении, функциях и структуре автоматических систем в различных областях человеческой деятельности в связи с изменением содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;
Формирование предпосылок для дальнейшего совершенствования подготовки квалифицированных рабочих, способных эффективно использовать оборудование, оснащенное электронными средствами управления.
Подготовка учащихся к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью компьютеризации и информатизации современного общества, использования НИТ.
Курс «Основы информатики и автоматизация производства» на втором курсе рассчитан на 20 часов.
Место «Основ информатики и вычислительной техники» в структуре начального профессионального образования отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Примерные учебные программы по предмету: " Основы информатики и автоматизация производства ";
Методические разработки и рекомендации;
Индивидуальные вариативные задания;
Тестовые тематические задания.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Традиционное обучение;
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Дифференцированное обучение;
Дидактические игры;
Проблемное обучение;
Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок;
Урок-лекция;
Урок-демонстрация;
Рассказ с постановкой проблемных вопросов;
Урок-консультация.
На многих уроках используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы учащихся.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.
Формы промежуточной и тематической аттестации:
Тематические зачеты;
Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;
Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;
Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;
Итоговые контрольные работы;
Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).
Завершающая аттестация у учащихся проводится в форме:
итогового тестирования;
разработки, создания и защиты мультимедиа проекта;
защиты рефератов.
СТРУКТУРА КУРСА
Обучение «Автоматизации производства на основе ЭВТ» осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу теоретической и практической подготовки учащихся, формирования их научного мировоззрения. Основная идея курса «Основы информатики и автоматизация производства» – это создание своей системы углубленного изучения науки «Информатика и ИКТ» и предметов специального цикла, в зависимости от специализации образовательного учреждения, уровня оснащенности компьютерами и т.д. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Интеллектуальные информационные системы
| Интеллект. Искусственный интеллект
| Основные направления исследований в области ИИ.
| Классификация ИИС
| Экспертные системы: архитектура, отличительные особенности
| Классификация ЭС
| Инструментальные средства построения ЭС
| Экспертный анализ и ЭС
| Тестовый контроль
| Основы компьютерного делопроизводства
| Документ и делопроизводство
| Оформление документов
| Бланк организации
| Основные типы бланков
| Трафаретные письма
| Тестовый контроль
|
6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Предметно-информационная составляющая:
Иметь представление о процессах автоматизации, роботизации и электронизации производства, систем управления и оборудования;
Знать основные виды и назначение автоматизированных систем (АСУ, АСУТП, АСУП, СЧПУ, САПР, ГАП и пр.);
Знать типы устройств контроля и защиты, их назначение и принципы функционирования;
Иметь представление об иерархической структуре управления предприятием, учреждением;
Знать разновидности современных ЭВМ;
Знать разновидности современных микроЭВМ их назначение и характеристики;
Знать модульный принцип построения ЭВМ;
Знать основные характеристики и назначение устройств ПК;
Знать архитектуру ЭВМ и материнской платы;
Знать основные технические характеристики процессоров;
Знать назначение и устройство видеокарт;
Знать устройство и технические параметры жестких дисков;
Знать устройство и технические параметры оптических дисков и дисководов;
Знать технические данные периферийных современных устройств;
Знать принципы микропроцессорной технологии;
Знать виды ЗУ ЭВМ, их назначение и особенности;
Знать принцип работы датчиков, исполнительных механизмов.
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
Уметь определять место объекта в иерархической структуре управления;
Уметь использовать средства контроля и защиты для обеспечения безопасности труда;
Уметь различать виды микро ЭВМ по техническим характеристикам;
Уметь скомплектовать компьютер необходимой конфигурации;
Уметь выбрать подходящие для данного компьютера периферийные устройства;
Уметь объяснять отличие одного вида памяти от другого.
Ценностно-ориентационная составляющая:
Понимание значения автоматизации, роботизации и электронизации производства для эффективной профессиональной человеческой деятельности;
Понимание основных проблем, решаемых средствами автоматизации, роботизации и электронизации производства;
Осознавать важнейшую роль компьютеров в информатизации общества;
Осознавать необходимость постоянной модернизации компьютерного парка;
Понимать, что имеется возможность заменять одни внешние устройства другими, создавая различные микропроцессорные системы;
Стремиться к постоянному отслеживанию развития технической базы ЭВМ;
Стремиться к совершенствованию знаний в области компьютерной техники.
Тематический план по предмету
«Основы информатики и автоматизация производства»
2 курс
№
| Наименование темы
| Количество часов
| всего
| теория
| Практические занятия
| 1
| Интеллектуальные информационные системы
| 10
| 9
| 1
| 1.1.
| Интеллект. Искусственный интеллект
| 1
| 1
|
| 1.2.
| Основные направления исследований в области ИИ.
| 1
| 1
|
| 1.3.
| Классификация ИИС
| 1
| 1
|
| 1.4.
| Экспертные системы: архитектура, отличительные особенности
| 2
| 2
|
| 1.5.
| Классификация ЭС
| 1
| 1
|
| 1.6.
| Инструментальные средства построения ЭС
| 1
| 1
|
| 1.7.
| Экспертный анализ и ЭС
| 2
| 1
| 1
| 1.8.
| Тестовый контроль
| 1
|
|
| 2.
| Основы компьютерного делопроизводства
| 9
| 7
| 2
| 2.1.
| Документ и делопроизводство
| 1
|
|
| 2.2.
| Оформление документов
| 1
|
|
| 2.3.
| Бланк организации
| 1
| 1
|
| 2.4.
| Основные типы бланков
| 2
| 1
| 1
| 2.5.
| Трафаретные письма
| 2
| 1
| 1
| 2.6.
| Тестовый контроль
| 1
| 1
|
| 3.
| Повторение изученного. Подготовка к итоговому зачету.
| 1
| 1
|
| 3.1
| Итоговый зачет
| 1
| 1
|
|
График проведения контрольных работ
№
| Тема
| Тип контрольной работы
| 1
| Интеллектуальные информационные системы
| Тестовый контроль
| 2
| Основы компьютерного делопроизводства
| Тестовый контроль
| 3
| Итоговый зачет
| Зачет
|
Литература
Максимов Н.В., Хорошилов В.О., Королев С.Г. Автоматизация производства на основе ЭВТ. М.: «Высшая школа», 1987
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Академия, 1999
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике. М.: Академия, 2001
Автомобили: Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2002
Журнал «За рулем» с 1999 года
Журнал «Мир ПК» с 1996 г
Журнал «Подводная лодка» с 2000 г.
Журнал «КомпьютерЛинк» с 1998 г.
Закон РФ «Об образовании»
Информатика. 10-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
Максимов Н.В., Петушков Б.В. Изучение предмета «Автоматизация производства на основе ЭВТ» в средних профессионально-технических училищах. Методические рекомендации. Москва, 1987
Гармаш И.И. В мире роботов,. Киев, 1980
Харрисон Т. Управляющие вычислительные машины в АСУ технологическими процессами. - М., 1976
Автомобили: Детская энциклопедия. М.: РОСМЭН, 2002
Журнал «За рулем» с 1999 года
Журнал «Информатика и образование» с 1998 года
Газета «Информатика» с 1998 года
Рассмотрено на заседании методической комиссии
«________»___________________20______г
__________________________________________
| «Утверждаю»
Директор
Поздняков Н.А.____________________
«________»_________________________20________г.
|
-
Согласовано с работодателем
________________________________________
________________________________________
«__________»__________________20_______г.
|
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №7»
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет: Основы информатики и автоматизация производства Количество часов: 20 Преподаватель: Решетова С.Н.
2012 – 2013 г.г.
№ урока
| Дата проведения
| Наименование темы, занятия
| Уровень усвоения
| Цели урока
| Самостоятельная работа
| Домашнее задание
|
|
| Интеллект. Искусственный интеллект
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Основные направления исследований в области ИИ.
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Классификация ИИС
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Экспертные системы: архитектура.
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Экспертные системы: отличительные особенности
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Классификация ЭС
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Инструментальные средства построения ЭС
| 2
| Цели: Образовательные: сформироваьт знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Экспертный анализ и ЭС
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Практическая работа «Знакомство с программами экспертного анализа»
| 2
| Цели: Образовательные: применить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Тестовый контроль
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Документ и делопроизводство
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Оформление документов
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Бланк организации
| 2
| Цели: Образовательные: проверить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Основные типы бланков
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Практическая работа «Создание бланков различных типов»
| 2
| Цели: Образовательные: применить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Трафаретные письма
| 2
| Цели: Образовательные: сформировать знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Практическая работа «Создание письма с помощь шаблона»
| 2
| Цели: Образовательные: применить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Записи в тетради
|
|
| Тестовый контроль
| 2
| Цели: Образовательные: проверить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Повторение
|
|
| Повторение изученного. Подготовка к итоговому зачету.
| 2
| Цели: Образовательные: систематизировать, повторить и обобщить знания основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Повторение
|
|
| Итоговый зачет
|
| Цели: Образовательные: проверить знание основных понятий курса Основы информатики и автоматизация производства
Развивающие: постановка проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их решении, развитие интеллектуальных способностей.
Воспитательные: формирование усидчивости, наблюдательности, развитие самостоятельной деятельности учащихся
|
| Повторение
| |