Скачать 182.61 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» «Составной оператор. Вложенные условные операторы» Методическая разработка комбинированного урока Автор: преподаватель учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» Минибаева Т.Г. 2012 Аннотация Методическая разработка по теме «Составной оператор. Вложенные условные операторы» составленая для проведения комбинированного урока по учебной дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» для студентов 2-го курса средних специальных профессиональных учебных заведений. В данной разработке представлен развернутый план – конспект урока. Основными методами проверки знаний студентов являются: фронтальный опрос с места с использованием мультимедийного проектора, опрос у доски, программированный. В программированном опросе используется ПК. При закреплении изученного материала используются: карточки – задания и фронтальный опрос. Все перечисленные методы позволяют заинтересовать, активизировать студентов, формируют у студентов готовность к самостоятельной исследовательской работе. Разработка содержит в себе материал, с помощью которого формируются представления о составном операторе и вложенных условных операторах, которые необходимы при решении задач по данной теме. Все это способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников техникума. Оглавление Введение 6 Основная часть
Ход урока. 22 Заключение. 27 Список литературы 28 Приложение 29 Введение Дорогу осилит идущий, а информатику — мыслящий. Гюстав Гийом Первые шаги всегда самые трудные. Рабиндранат Тагор Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. С этих позиций, изучение учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» в рамках среднего профессионального образования, должно решать следующие задачи:
Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие –то изменения с развитием науки, появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуются технологии обучения, меняется контингент обучаемых. Основными чертами современной (новой) информационной технологии являются:
Информатика как индустрия — это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения (индивидуальные, кустовые, коллективного пользования и др.); предприятия, осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции технического обслуживания вычислительной техники. За последние годы существенно изменилась и роль преподавателя в среднем учебном заведении: он все больше становится организатором учебного процесса и должен, прежде всего, не только сообщать учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Основная часть
По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам, Никогда не отдаст человек Своего превосходства Даже самым умнейшим машинам. Гюстав Гийом Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы студентов определенного возраста, состава и уровня подготовки (группы), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в качестве основной организационной формы обучения. Среди многообразия используемых форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. Хороший урок — дело не простое даже для опытного преподавателя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения преподавателем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами, закономерностями и принципами обучения. Знания, умения, навыки, ценности, личностные качества специалиста формируются в процессе обучения. Вся система учебных заведений готовит не просто специалиста в какой –то узкой сфере производства и управления, а широко образованную личность. На начальных этапах обучения весь изучаемый студентами опыт оформляется в виде учебных дисциплин изучаемых в ходе учебных занятий в виде урока. Данная методическая разработка содержит развернутый план – конспект комбинированного урока по теме «Составной оператор. Вложенные условные операторы». Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки студентов, прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью студентов. 4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока. 2. Формирование у студентов на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой. 3. Формирование и развитие у студентов познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей студентов (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 5. Соблюдение преподавателем педагогического такта. Организационные требования к уроку: 1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина студентов на протяжении всего урока). 3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Преподаватель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении. Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями учебных заведений. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В зависимости того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков, что вполне правомерно .В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий и т. п. Были попытки классификации уроков, например, по характеру познавательной деятельности студентов (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.). по степени самостоятельности работы студентов (уроки самостоятельной работы студентов, уроки работы преподавателя с группой) и т. д. Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами. В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков: уроки овладения студентами новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий; уроки формирования и усвоения умений и навыков; уроки обобщений и систематизации знаний; уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,— комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков); комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач. К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности студентов на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики. Наряду с типологией современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока — это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития студента, места урока в учебном процессе. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Помимо указанных выше факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работы преподавателя и конкретные условия работы в данной группе. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных группах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» преподавателя. Однако, в связи с тем что различные способы классификации устанавливали ограниченное число типов уроков, существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной, довольно жесткой структуры. Например, комбинированный урок строился по такой схеме: организационный момент, проверка выполнения домашнего задания студентов, опрос студентов по пройденному материалу, изложение преподавателем нового материала, закрепление изученного материала, задание на дом. Структура его должна не только отражать внешние проявления организации совместной деятельности студента и преподавателя на уроке, но и выражать главным образом сущность внутренних процессов, с которыми связана активная познавательная деятельность студента. Структура может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий, подготовленности студентов и др. Урок усвоения новых знаний состоит, например, таких элементов, имеющих общий характер для уроков этого типа: восприятие и осознание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, обобщение и систематизация знаний. Но в структуре отдельных уроков усвоения новых знаний может вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний, например при изучении совершенно незнакомого для студента материала. Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение — методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи. Например, на этапе восприятия и осознания нового учебного материала преподаватель может использовать объяснение, проблемное изложение, эвристическую беседу, различные виды самостоятельной работы студентов, технические средства . В другом подходе к определению понятия «структура урока» в условиях развивающего обучения предлагается рассматривать структуру урока на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из постоянных компонентов: актуализации прежних знаний и способов действий студентов, формирования новых понятий и способов действий и применения — формирования умений и навыков. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности студентов, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности студентов используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.). В зависимости от хода решения поставленных дидактических задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы построения урока, изменяться место и функции различных методов и приемов обучения. Структура современного урока поэтому отличается большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности студентов и руководящей роли преподавателя.
Учебно-методическая карта занятия №15 по учебной дисциплине Основы алгоритмизации и программирования группа 223 Вид занятия, тип урока: комбинированный Тема: Составной оператор. Вложенные условные операторы. Цели: Образовательная: формирование представлений о составном операторе и вложенных условных операторах. Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления; Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. Студент должен знать: операторы ввода – вывода; операторы ветвления; операторы цикла; Междисциплинарные связи Обеспечивающие: Информатика, Математика. Обеспечиваемые: Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. Карта обеспечения занятия №15
Протокол №1 от « 1 » сентября 2009г. Содержание занятия
План - конспект Тема: «Составной оператор. Вложенные условные операторы.» План
Задача. Условие задачи: Решение:
Задача. Условие задачи:
Домашнее задание: И.Г. Семакин, А.П. Шестаков «Основы программирования», стр. 2). Решить задачу. Мы с вами знаем, что Санкт-Петербург менял свое название несколько раз. Составить программу которая на введенную дату выдает название города. Если:
Заключение В методической разработке комбинированного урока по теме «Составной оператор. Вложенные условные операторы» представлены все структурные элементы. При планировании данного урока учтены основные принципы дидактики: научность, доступность, систематичность, последовательность, рациональное использование различных видов деятельности студентов. Применение на уроке различных методов дает возможность вовлечение студентов в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, актуализации. Использование ПК в развивает коммуникационные способности и познавательную активность ребят, создает мотивацию к учебному материалу. Работа в микрогруппах способствует развитию познавательного интереса студентов, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах; развитие приемов умственной деятельности (абстракция, обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия, затруднения; активная деятельность способствует лучшему усвоению материала), алгоритмического и логического мышления. При подготовке к уроку весь учебный материал был тщательно проработан, логически выстроен. Используются технические средства обучения, что позволяет сделать процесс обучения ярче. Данная методическая разработка может быть использована другими преподавателями при проведении занятий по основам алгоритмизации и программировании в учебном процессе. Список литературы
|
Тема: «Вложенные условные операторы» Задача. Записать условие, которое является истинным, когда точка с координатами X, y попадает в заштрихованную область | 6 Создание вопроса «Вложенные ответы» Вопрос типа «Вложенные ответы» Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для сообщения данных компьютеру служит оператор ввода. Он помещает вводимое значение переменной в отведенную для него ячейку. Оператор... | Тема: "Оператор выбора «Case»". Цель: Образовательная: дать представление... Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего... | ||
Кашурина Наталья Николаевна мастер производственного обучения по... В работе представлены материалы для проведения тестирования по профессии «Оператор швейного оборудования» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины 3 структура и примерное... Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной общеобразовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Оператор эвм». Настоящая программа описывает курс по подготовке учащихся по профессии «Оператор эвм». Курс предназначен для учащихся... | Тест №2 «Операторы ветвления и выбора» Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей | ||
Логические операторы, используемые ипс yandex Мэри — будут найдены документы, в которых встречаются словосочетания "коктейли" и "кровавая Мэри" | Конспект видеоурока №1 Команды, операторы, процедуры, функции это... «Информатика и икт. 8-9 класс.» Под ред. Макаровой Н. В., изд.: Спб.: «Питер» 2010 г | ||
«Операторы графики» Но бурное развитие эвм, индустрии компьютерных игр, современных промышленных технологий потребовало разработки новых версий языка,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить следующие понятия: выражение, переменная, линейная программа, операторы присваивания, ввода, вывода | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Теория. Графические операторы. Объяснение учителя. Если графические программы были в теме «Представление информации», напомнить | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цикл с предусловием является наиболее мощным в Паскале. Другие операторы цикла можно выразить через него. Его форма такова: while... | Конспект по теме «операторы графики» номер режима разрешение число цветов При отрицательных значениях начала и конца дуги, соединяются начало и конец точки дуги с центром окружности. Получается сектор |