Программа дисциплины "средства анализа и моделирования систем" для направления





Скачать 134.8 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины "средства анализа и моделирования систем" для направления
Дата публикации20.09.2013
Размер134.8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Факультет прикладной математики и кибернетики

Программа дисциплины
"СРЕДСТВА АНАЛИЗА И МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ”
для направления 2300700.62 «Прикладная информатика»

подготовки бакалавра

профиль подготовки: 071900 – «Информационные системы и технологии»
Кафедра «Кибернетика»

Заведующий кафедрой

д.т.н., профессор В.Н.Афанасьев

Москва – 2012 г.

1. Цели и задачи дисциплины:
Дисциплина “Средства анализа и моделирования систем” относится к профессиональному циклу дисциплин и входит в его вариативную часть Б3.В.5. Дисциплина предназначена для расширения научно-методических основ подготовки, требующейся при разработке сложных информационных систем, изучение и проектирование которых сопровождается моделированием. Целью преподавания дисциплины является систематизированное изложение теоретических основ, методологии и практики применения моделирования сложных систем как эффективного средства их анализа и проектирования, а также освоение языков и инструментальных средств моделирования.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • Изучение теории, методологии и практического применения моделей сложных систем;

  • Изучение классификации и свойств математических схем, лежащих в основе различных типов моделей.

  • Изучение теории и практики применения аналитических и имитационных методов моделирования сложных систем;

  • Изучение методов расчета характеристик моделируемых производственных систем как систем массового обслуживания (СМО) для определения необходимого объема входной и выходной информации при построении модели и интерпретации результатов моделирования;

  • Изучение методов статистического оценивания результатов моделирования;

  • Изучение языков и инструментальных средств моделирования;

  • Освоение методов планирование имитационных экспериментов с моделями систем и анализ результатов моделирования с помощью технологий Data Mining.


2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к профессиональному циклу и входит в его вариативную часть В5. Входные знания, требуемые для изучения данной дисциплины, включают овладение умениями и компетенциями по следующим областям знаний:

  • Математический анализ

  • Информатика

  • Основы алгоритмизации

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Базы данных

  • Технология программирования

  • Информационные технологии


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции, полученные в результате изучения данной дисциплины, необходимы

для изучения следующих дисциплин и выполнения видов деятельности:

  • Б3.В10 Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления

    • Б3.В11 Системы реального времени

    • Б3.ДВ4. Экспертные системы или Прикладные системы программирования

    • Учебная и производственная практики и подготовка выпускной работы

    • Дисциплины подготовки магистра


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению “Информатика и вычислительная техника”:


  1. Общекультурные компетенции (ОК)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • Способностью к обобщению, анализу и интерпретации информации, постановке цели и задач исследования (ОК-1);

  • Способностью логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • Способностью к кооперации со специалистами из различных предметных областей (ОК-3);

  • Умением использовать нормативно-правовые документы при обосновании цели и задач исследования (ОК-5);

  • Умением использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы анализа и модели, теоретические и экспериментальные исследования (ОК-10);

  • Владением способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-11);

  • Способностью работать с информацией в Интернете (ОК-13).


b. Профессиональные компетенции (ПК)

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • Способностью к осваиванию методик использования средств моделирования систем (ПК-2);

  • Способностью разрабатывать модели компонентов информационных систем (ПК-4);

  • Способностью использовать современные языки программирования, инструментальные средства и технологии программирования моделей систем (ПК-5);

  • Способностью обосновывать принимаемые проектные решения, выполнять эксперименты на модели, обрабатывать и интерпретировать их результаты (ПК-6);

  • Способностью подготовки презентаций, научно-технических отчетов, оформления результатов в виде статей и/или докладов (ПК-7);

  • Способностью инсталлировать программное обеспечение для моделирования информационных систем (ПК-11).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Основные понятия теории моделирования сложных систем;

  2. Способы выбора и анализа математических схем для построения модели;

  3. Методологию имитационного моделирования и статистического оценивания точности результатов;

  4. Основы теории моделирования на ЭВМ заданных функций распределения;

  5. Теорию построения аналитической модели на примере СМО.

  6. Методику и алгоритм построения имитационной объектно-продукционной модели СМО

  7. Теорию планирования имитационных экспериментов с моделью системы;

  8. Языки и инструментальные средства моделирования.


Уметь:

- Различать типы моделей и обосновывать их выбор применительно к задаче;

- Разрабатывать математические схемы для моделирования сложных систем;

- Разрабатывать программные генераторы случайных величин с заданными

функциями плотности распределения и встраивать их в имитационные модели;

- Разрабатывать алгоритмы расчета характеристик моделирования;

- Анализировать результаты имитационных экспериментов методами Data Mining.
Владеть:

- Языками и средствами объектно-продукционного программирования моделей систем;

- Статистическими методами оценивания достоверности результатов моделирования;

- Методами разработки нестандартных программных генераторов случайных величин;

- Методами получения с помощью имитационной модели данных и их преобразования в стандартный формат;

- Методами интерпретации результатов моделирования с использованием технологии Data Mining, в том числе, путем поиска закономерностей и связей в данных.




4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

7

8

Аудиторные занятия (всего)

126/3,5

36/1

54/1,5

В том числе:

-

-

-

Лекции

54/1,5

36

18

Лабораторные работы (ЛР)

36/1

-

36

Самостоятельная работа (всего)

90/2,5

-

90/2,5

В том числе:

-

-

-

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы

54/1,5

-

54

Домашняя работа

36/1

-

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




экзамен

36

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

216

72

144

6

2

4



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Основные понятия теории моделирования систем. Виды моделей.

Определения, назначение и роль моделирования при анализе и проектировании систем. Требования к моделям. Историческая эволюция методов моделирования и их классификация. Теория моделирования и подобия.

2.

Представление и свойства D, F,P, Q, A и N математических схем

Обобщенная математическая модель. D-схема. F-схемы, типы и способы представления. Асинхронный автомат. Р-схема. Y-детерминированный конечный автомат. Q-схема. А-схема. Простые и раскрашенные сети Петри. Моделирование логики обслуживания Q-схем с помощью N-схем.

3.

Имитационные методы моделирования сложных систем. Планирование экспериментов.

Формализация и алгоритмизация функционирования имитационной модели. Этапы построения. Теория планирования экспериментов на модели и представление результатов в формате средств анализа данных Deductor 5.2.

4.

Статистическое оценива-ние результатов модели-рования. Методы модели-рования заданных, в том числе, нестандартных распределений.

Эмпирическая оценка функций распределения случайной величины. Выборочные оценки. Расчет и программная реализация нестандартного генератора случайных величин. Проверка статистических гипотез. Использование среды Excel.

5.

Модели систем массового обслуживания (СМО). Аналитическая модель одноканальной СМО. Расчет характеристик обслуживания и опреде-ление входных и выходных переменных.

Марковские предпосылки построения аналитической модели со случайными потоками событий. Определение вероятности состояния системы. Вывод соотношений для расчета характеристик обслуживания с учетом случайности потоков событий. Определение входных и выходных переменных имитационной модели при переносе модели в среду Arena или цветных сетей Петри

6.

Определение вероятности состоянии и характе-ристик процесса обслу-живания многоканальной СМО.

Вывод уравнений для вероятности состояний многоканальной СМО. Вывод соотношений для расчета характеристик обслуживания. Обобщенные формулы для использования в алгоритме модели.

7.

Сетевые модели систем массового обслуживания.

Пример гибкой производственной системы. Теорема Джексона и ее использования для расчета характеристик узлов сети. Баланс времени узлов сети с учетом транспортного обслуживания производственного участка и отказов узлов обслуживания (гибких обрабатывающих модулей).

8.

Обоснование выбора языка и средств модели-рования. Построение и изучение алгоритмов аналитической и имита-ционной моделей произ-водственной системы.

Объектно-продукционный язык и среда CLIPS для построения адаптивной имитационной модели СМО. Продукционные правила. Пользовательские функции. Исходные данные и их представление в виде фактов. Объекты и обработчики сообщений. Формирование выходных XML- файлов для вывода характеристик обслуживания.

9.

Работа в средах CLIPS 6.2 и Deductor 5.2 при получении смоделирован-ных данных и их анализе и интерпретации.

Основные необходимые сведения о языке и среде CLIPS. Примеры построения компонентов модели. Анализ данных, полученных в результате моделирования на содержание в них неизвестных ранее и полезных связей между параметрами в среде Deductor.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления

*




*

*

*










*

2.

Системы реального времени










*







*




*

3.

Экспертные системы










*

*

*







*

4.

Выпускная работа







*

*

*

*

*

*

*


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Лаб.

зан.

СРС

Всего

1.

Основные понятия теории моделирования систем. Виды моделей.

4







4

2.

Представление и свойства D, F,P, Q, A и N математических схем

12







12

3.

Имитационные методы моделирования сложных систем. Планирование экспериментов.

4







4

4.

Статистическое оценивание результатов моделирования. Методы моделирования заданных, в том числе, нестандартных распределений.

4

12

54

70

5.

Модели систем массового обслуживания (СМО). Аналитическая модель одноканальной СМО. Расчет характеристик обслуживания и определение входных и выходных переменных.

12







12

6.

Определение вероятности состоянии и характеристик процесса обслуживания многоканальной СМО

6







6

7.

Сетевые модели систем массового обслуживания

4







4

8.

Обоснование выбора языка и средств моделирования. Построение и изучение алгоритмов аналитической и имитационной моделей производственной системы.

4

12

18

34

9.

Работа в средах CLIPS 6.2 и Deductor 5.2 при получении смоделированных данных и их анализе и интерпретации.

4

12

18

34

6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(часы/зач. ед.)

1

4

Расчет, реализация и исследование нестандартного программного генератора случайных величин для имитационной модели

12/0,33

2.

8

Получение с помощью имитационной модели производственной системы данных для анализа закономерностей предметной области

12/0,33

3.

9

Поиск закономерностей в данных имитационного моделирования средствами Data Mining

12/0,33


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература


  1. Подлесных В.Г. Электронный конспект лекций по дисциплине “Моделирование систем”, перераб. и доп., 2011.

2. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. 3-е изд.,

перераб. и доп. –М.: Высш. школа, 2001.

3. Азбель В.О. и др. Организационно-технологическое проектирование ГПС.

–Л.: Машиностроение, 1986.

4. А.П.Частиков, Т.А.Гаврилова, Д.Л.Белов. Разработка экспертных систем.

Среда CLIPS. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
б) дополнительная литература __________________________________________________

____________________________________________________________________________

в) программное обеспечение: Widows, Micosoft Excel, язык и среда CLIPS 6.22, Deductor

5.2, Microsoft Office

г) базы данных: Access

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: дисплейный класс РС
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина изучается в двух семестрах. Материал 1-го семестра представляет собой модуль внутри дисциплины, посвященный общим вопросам методологии моделирования и рассмотрению основных математических схем. Материал второго семестра также представляет собой модуль, посвященный вопросам разработки аналитической и имитационной моделей. Контроль усвоения материала 1-го модуля производится путем выборочного контрольного опроса на лекциях и зачета по предлагаемому списку вопросов в конце семестра. Контроль усвоения материала 2-го модуля производится в ходе подготовки и выполнения лабораторного практикума.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 – Информатика и вычислительная техника, профиль подготовки: 230102.62 – Автоматизированные системы обработки информации и управление..

Составитель:

д.т.н., профессор каф. Кибернетика ____________________ Никольский С.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconЛабораторная работа №4a
...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconЛабораторная работа №9
...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconПрограмма дисциплины «Современные средства построения интеллектуальных систем»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080700....
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconОвместное использование функционального и имитационного моделирования...
Ого моделирования, обеспечивающая повышение результативности разработки различных этапов жизненного цикла сложной технической системы....
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconПрограмма дисциплины «Современные erp-системы»
«Теория информационных технологий и систем», «Архитектура корпоративных информационных систем» а также иметь представление о современных...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРабочая программа учебной дисциплины «электронные промышленные устройства»
«Электроника электропривода», «Программные средства пэвм», «Теория автоматического управления», «Основы микропроцессорной техники»...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРуководство 2 Координация
При решении практических задач менеджмента используют интеллектуальные инструменты – методы принятия решений, оптимизации, эконометрического...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconОрлов А. И. Менеджмент. Учебник
При решении практических задач менеджмента используют интеллектуальные инструменты методы принятия решений, оптимизации, эконометрического...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления icon1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом...
Изучение курса «Инструментальные средства проектирования информационных систем» имеет целью- получение базовых знаний по применению...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconПрограмма учебной дисциплины «эвм и периферийные устройства»
Эвм, систем и их периферийных устройств, теоретических основ и практических навыков их анализа, проектирования и исследования, взаимодействия...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconПримерная программа наименование дисциплины Методы оптимальных решений...
Развить системное мышление слушателей путем детального анализа подходов к математическому моделированию и сравнительного анализа...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРабочая программа учебной дисциплины ЭВМ и периферийные устройства
Эвм, систем и их периферийных устройств, теоретических основ и практических навыков их анализа, проектирования и исследования, взаимодействия...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления icon«Информационные системы в экономике»
Целью учебной дисциплины является подготовка студентов к эффективному использованию информационных систем, комплексов и технологий...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРабочая программа учебной дисциплины «Экоаналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Задачи изучения дисциплины: формирование у студентов навыков проведения химического анализа, в том числе современными физико-химическими...
Программа дисциплины \"средства анализа и моделирования систем\" для направления iconРабочая программа учебной дисциплины «системый анализ»
Студенту необходимо также освоение пакетов прикладных программ обработки экспериментальных данных; применение аппарата корреляционного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск