Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества





Скачать 92.22 Kb.
НазваниеТема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества
Дата публикации22.09.2013
Размер92.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Князева Марина Викторовна учитель химии МОУ СОШ№39 г.Белгород

Тема урока: Количество вещества. Моль - единица количества вещества.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Для базового уровня (слабые учащиеся):

  • Учащиеся должны понимать значение понятий «количе­ство вещества», «молярная масса» и знать, как применяются дан­ные величины в расчетных задачах.

Для среднего уровня:

  • Дать пер­воначальное представление о единице количества веще­ства - моль; научить школьников решать задачи на вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

  • учащиеся должны называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач.


Для сильного уровня:

  • Дать пер­воначальное представление о единице количества веще­ства - моль; научить школьников решать задачи на вычисление массы вещества по известному количеству вещества.

  • учащиеся должны называть количество вещества и молярную массу по обозначениям, указывать единицы измерения, видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач.

  • Научить производить белее сложные расчёты с применением понятия «количество вещества» (н-р вычислять количество вещества каждого элемента, входящего в формулу сложного вещества)


Предполагаемые результаты обучения:

1-2 уровень: в результате изучения темы учащиеся должны:

  • Знать понятие «Количество вещества», «Молярная масса»;

  • Уметь выполнять простейшие расчёты по формулам количества вещества;


3 уровень: в результате изучения темы учащиеся должны:

  • Знать понятие «Количество вещества», «Молярная масса»;

  • Уметь видоизменять расчетную формулу при решении прямых и обратных задач.

  • Уметь производить расчёты по вычислению количества вещества на типичных и более сложных примерах;


Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

В процессе изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме, подборка практических расчетных задач по теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работе учащихся.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:

При подготовке учитель использует ресурсы Интернет и компакт-дисков для подготовки иллюстративных материалов при объяснении нового материала и закреплении при решении задач. Для создания авторской презентации использованы иллюстрации ресурсов Интернет и СD: CD»Химия для всех - XXI»/ теоретическая химия/ Химические реакции/

СD «Общая химия» Демоверсия Издательство «Учитель»2007 /Основные химические понятия/
Использованные ресурсы:

http://petruvarov.narod.ru/gif/chel_ximiya_02_2.gif

http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11753

http://maratakm.narod.ru/al18.htm

http://www.xumuk.ru/nekrasov/

http://www.xumuk.ru/rhf/

http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-14.html

http://www.home-edu.ru/user/f/00000608/033.gif

www.naukaspb.ru/spravochniki/DEMO_an_chim1/2.htm

http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582

http://www.greatchemists.ru/pic.php?f=/images002/image_i2i4eNLvF3bFCL9h6rwv6SO5.jpg

http://www.postz.ru/fotoz/2008_06/p54769.jpg

http://www.cosmomir.ru/imgr/be0274.jpg

http://www.cosmomir.ru/imgr/pan11986.jpg

http://www.fnsm.tpu.edu.ru/inorg_ch/chemistry/r6.jpg

http://www.varson.ru/images/Himia_jpeg_big/1-09.jpg

СD «Общая химия» Демоверсия Издательство «Учитель»2007 /Основные химические понятия/

CD»Химия для всех - XXI»/ теоретическая химия/ Химические реакции/
Средства обучения:

Компьютеры, компакт-диски, проекционная аппаратура.

Оборудование: на демонстрационном столе коллекция веществ количеством 0,1 моль.

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Для всех групп: Организует самостоятельную поисковую групповую деятельность учащихся по актуализации понятий « Единицы измерения в физике»


Постановка проблемного вопроса: удобно ли пользо­ваться на практике столь малыми величинами, как мас­сы атомов или молекул?

Организует обсуждение.

С помощью подготовленных материалов Интернет –ресурсов, презентации и др.вводит новые понятия «количество вещества», «моль».

-организует обсуждения полученных знаний, их коррекцию

Проводит демонстрацию коллекции веществ количеством 0,1 моль (поваренная соль, сахар, сера, железные опилки, медный купорос, вода, газ (двухлитровая банка).



  • Для всех групп: объясняет на доске алгоритм решения расчетных задач с применением формул расчёта,

  • организует деятельность по отработке приемов решения(1 группа решают у доски вместе с учителем), выполнение разноуровневых заданий с возможностью выбора уровня сложности ( для 2-3 групп)


  • Для всех групп: организует обсуждение изученного материала, проводит первичный контроль усвоения в ходе фронтальной беседы




  • Для всех групп: домашнее задание на повторение теоретического материала, решение расчетных задач, творческие индивидуальные и групповые задания в том числе и с использованием мультимедийных технологий (презентации, сайты, коллекции рисунков, буклеты по теме).




  • Для всех групп: В результате групповой работы, работы с помощью подготовленных учителем материалов, выбранных из ресурсов интернет и компакт-дисков уточняют единицы измерения. Приводят примеры единиц измерения длины (см,м,км), массы (кг,т,мг).

  • Записывают примеры в тетрадь.

  • Участвуют в обсуждении, коррекции полученных знаний, приводят свои доводы.



  • Для 2и3 групп: обсуждение в группах, поиск ответов на проблемный вопрос, изучение выбранных учителем материалов компакт-дисков, предложенный учителем материал

  • знакомятся с презентацией


  • Для всех групп: знакомятся с методикой и алгоритмом решения задач по формулам количества вещества.

  • Для 1 группы .Решение задач по алгоритму с демонстрацией на доске под руководством учителя.

  • Для 2и3 групп (на рабочих местах) отрабатывают умение решения более сложных задач. Самостоятельное решение задач, взаимопроверка.




  • Для всех групп : участвуют в обсуждении изученной темы


Материалы к уроку.

Понятие «количество вещества» было введено в науку давно. Однако считалось, что количество вещества не является особой самостоятельной величиной, принципиально отличной от массы. Хотя после предположения Авогадро (1813 г.) о том, что равные объемы различных газов при одинаковом давлении содержат одно и то же число молекул, количество вещества и трактовалось как число молекул, но будучи пропорциональным массе, оно тождественно ей.

Открытия в области физики в первой половине двадцатого столетия поколебали убеждение в тождественности массы и количества вещества.

Единица количества вещества — моль также была известна еще в XIX в. Но до недавнего времени моль рассматривался как индивидуальная единица массы. Индивидуальная в том смысле, что размер этой единицы для каждого вещества был особый.

Слово «моль» происходит от латинского слова «moles» и означает количество, массу или счетное множество. Из этих трех понятий последнее — счетное множество точнее всего выражает современное понимание моля.

В химии введена специальная величина - количество вещества(n)эн, устаревшее (v)ню - число частиц вещества, выраженное в молях. За единицу количества вещества принят моль –такое количество вещества, в котором содержится 6 ·10 23 молекул этого вещества. Обращаем внимание уче­ников на недопустимость сокращения «м».

Если вам трудно осознать физический смысл количества вещест­ва, вспомните, как считают спички. Коробками. В каждой коробке 100 штук. Вы говорите: «У меня один коробок спичек». Это значит, что у вас спичек сто штук. Так же вы знаете, сколько спичек будет в десяти коробках, и т.п.. По аналогии, атомы, молекулы, ионы — т.е. те частицы, из которых состоит вещество, — удобнее считать молями. Моль служит единицей количества вещества (как коробок служит единицей при покупке спичек).

Понятия «количество вещества» и его единицы измерения «моль» можно дать, вспомнив о том, что 1 а.е.м. меньше 1 г в 6,02-1023 раз. Если частиц (атомов или молекул) будет именно такое число, то масса может быть выражена в граммах.

Облегчить усвоение понятия «количество вещества» можно на простом примере. Допустим, масса одной горошины 2 г, а масса одного стального шарика 20 г. Как, используя весы, отсчи­тать по 1000 штук тех и других? Учащиеся догадаются, что 1000 горошин будут иметь массу 2 кг, а 1000 шариков — 20 кг. Отвесив 2 кг горошин и 20 кг шариков, мы будем иметь по 1000 штук тех и других.

По аналогии с этим примером учащиеся поймут, что магний массой 24 г и сера массой 32 г должны состоять из равного (оди­накового) числа атомов. Именно этот факт и важно знать при проведении химических реакций. Магний с серой может образо­вать сульфид магния:

Mg+ S = MgS

В этой реакции на каждый атом магния требуется один атом серы. Мы не можем отсчитывать атомы поштучно, но, взвешивая вещества с учетом их атомных (и молекулярных) масс, можем брать нужные их количества.

Слово «моль» после числа при написании не склоняется. На­пример, 6 моль, 0,12 моль, а не 6 молей, 0,12 молей. Не следует в термине «количество вещества» опускать слово «вещество» или переставлять слова.

Важно, чтобы учащиеся усвоили, что если даны равные коли­чества вещества (в молях), то число структурных частиц в этих порциях (навесках, объемах) будет одинаково.

Постоянная Авогадро - это число частиц, которое содержится в одном моль любого вещества. Обозначение числа Авогадро NA = 6,02 • 1023 моль-1. Обра­щает внимание на размерность этой постоянной.

Разбираем пример задачи: сколько частиц содержится в двух моль железа? Сколько моль составляют 3,01 • 10 частиц?

Вводим понятие «молярная масса» (М) - масса одного моль вещества, выраженная в г/моль. Формула для вычисления молярной массы: v = т / М.

Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества? Как называ­ется это число? Почему?

Тест1 Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро

  1. Единица измерения количества вещества 1) г 2) кг 3) моль 4) моль-1

  2. Сколько молекул содержится в 0,7 моль вещества 1)4,2·1026 2)4,2·1025

3)4,2·1024 4)4,2·1023

3. 4,8·1024 молекул составляют количество вещества
1) 4 моль 2) 8 моль

3) 0,8 моль 4) 6 моль

4. Количество вещества атомов водорода в 0,6 моль ам­миака NH3 равно

1) 0,2 моль 2) 1,8 моль 3) 1,2 моль 4) 0,6 моль

5. Количество вещества воды, в котором содержится 1,2моль атомов водорода, равно

1) 0,6 моль 2) 1,2 моль

3) 1,8 моль 4) 2,4 моль

Тест 2

1. 0,05 моль — это

1) 50 кмоль 2) 5 ммоль

3) 5 кмоль 4) 50 ммоль

2. Сколько молекул содержится в 600 моль вещества
1)3,6·1026 2)3,6·1025

3)3,6·1024 4)3,6·1023

3. 7,2·1024 молекул составляют количество вещества
1) 12 моль 2) 8 моль

3) 18 моль 4) 1,2 моль

4. Количество вещества атомов кислорода в 0,5 моль серной кислоты H2S04 равно

1) 2 моль 2) 1 моль

3) 0,25 моль 4) 0,125 моль

5. Количество вещества воды, в котором содержится 2,4 моль атомов кислорода, равно

1) 4,8 моль 2) 1,2 моль

3) 1,8 моль 4) 2,4 моль

Тест 3. Молярная масса вещества

1. Определите молярную массу СбН12Об в г/моль

1)160 2)180 3)200 4)220

2.Размерность киломолярной массы
1) г/моль 2) кг/моль

3) г/кмоль 4) кг/кмоль

3. Количество вещества 24,5 г H2S04 равно
1) 0,35 моль 2) 0,20 моль

3) 0,30 моль 4) 0,25 моль

4. Масса 0,4 моль CuS04 равна

1)64 г 2) 60 г 3)56 г 4) 52 г

5. Число молекул в 16 г S03 равно
1)1,2·1024 2)1,8·1023
3)1,6·1023 4)1,2·1023
Алгоритм

Пример: Определите количество вещества водорода, кислорода и се­ры в порции серной кислоты массой 4,9 г.

Порядок выполнения действий

Пример

1. По индексам определить количество вещества атомов элементов в 1 моль ве­щества.

H2S04; n (H) = 2 моль;

n(S) = 1 моль; n(O) = 4 моль

Вычислить количество вещества порции по формуле: n(X) = m(Х) : М(Х).

n(H2S04) = т : М

M(H2S04) = 98 г/моль

n(H2S04) = 4,9 : 98 = 0,05 моль

Умножить индекс при элементе на коли­чество вещества порции вещества.

n(H) = 2 0,05 = 0,1 моль n(S) = 1 0,05 = 0,05 моль n(O) = 4 0,05 = 0,2 моль



1. Какое количество вещества серы содержится в сульфиде железа FeS массой 22 г.

2. Какое количество вещества атомарного кислорода содержится в: а) 1,8 г воды; б) 200 г воды, в) 10 г карбоната кальция СаС03;

г) 48,4 г нитрата железа(Ш) Fe(N03)3.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconУрок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие...
Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПрограмма экзамена по химии основы теоретической химии
Химический анализ, простое вещество, сложное вещество, смесь веществ. Понятия об аллотропных модификациях. Моль-единица количества...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эквивалент – это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества icon«Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий...
Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconД/З: п. 7, вопросы 1-4
Интерактив. Вычисление количества вещества по известному объему газообразного вещества
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconУрока: Организационный момент
Актуализация знаний: левая часть уравнения- исходные вещества, правая продукты реакции; простые вещества, сложные вещества
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества icon1. Строение вещества. Молекула. Атом. Три состояния вещества
Количество теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость твердых тел, жидкостей и газов
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconХимия в нашей жизни
Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПоурочно тематическое планирование. 9 класс ( по умк в. В. Еремин,...
Умение давать определение понятию «количество вещества», рассчитывать колич вещ-ва по известному числу частиц вещества
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать способы теплопередачи, агрегатные состояния вещества и процессы перехода, формулы расчета количества теплоты. Уметь применять...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПисьменная экзаменационная работа
Мясо и мясные продукты – важные продукты питания, поскольку содержат все необходимые для организма человека вещества: белки – 16-21%,...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: ввести понятие количество теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconЗадачи: Обучающая Продолжить формирование знаний о количестве вещества,...
Задачи: Обучающая – Продолжить формирование знаний о количестве вещества, единицах его измерения: ммоль, моль, кмоль; о постоянной...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: Строение вещества. Молекулы....
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение...
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль
Тема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества iconУрок «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание»
Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск