Скачать 92.22 Kb.
|
Князева Марина Викторовна учитель химии МОУ СОШ№39 г.Белгород Тема урока: Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Тип урока: изучение нового материала. Цель: Для базового уровня (слабые учащиеся):
Для среднего уровня:
Для сильного уровня:
Предполагаемые результаты обучения: 1-2 уровень: в результате изучения темы учащиеся должны:
3 уровень: в результате изучения темы учащиеся должны:
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: В процессе изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме, подборка практических расчетных задач по теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работе учащихся. Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: При подготовке учитель использует ресурсы Интернет и компакт-дисков для подготовки иллюстративных материалов при объяснении нового материала и закреплении при решении задач. Для создания авторской презентации использованы иллюстрации ресурсов Интернет и СD: CD»Химия для всех - XXI»/ теоретическая химия/ Химические реакции/ СD «Общая химия» Демоверсия Издательство «Учитель»2007 /Основные химические понятия/ Использованные ресурсы: http://petruvarov.narod.ru/gif/chel_ximiya_02_2.gif http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=11753 http://maratakm.narod.ru/al18.htm http://www.xumuk.ru/nekrasov/ http://www.xumuk.ru/rhf/ http://www.alhimikov.net/elektronbuch/Page-14.html http://www.home-edu.ru/user/f/00000608/033.gif www.naukaspb.ru/spravochniki/DEMO_an_chim1/2.htm http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582 http://www.greatchemists.ru/pic.php?f=/images002/image_i2i4eNLvF3bFCL9h6rwv6SO5.jpg http://www.postz.ru/fotoz/2008_06/p54769.jpg http://www.cosmomir.ru/imgr/be0274.jpg http://www.cosmomir.ru/imgr/pan11986.jpg http://www.fnsm.tpu.edu.ru/inorg_ch/chemistry/r6.jpg http://www.varson.ru/images/Himia_jpeg_big/1-09.jpg СD «Общая химия» Демоверсия Издательство «Учитель»2007 /Основные химические понятия/ CD»Химия для всех - XXI»/ теоретическая химия/ Химические реакции/ Средства обучения: Компьютеры, компакт-диски, проекционная аппаратура. Оборудование: на демонстрационном столе коллекция веществ количеством 0,1 моль. Ход урока:
Материалы к уроку. Понятие «количество вещества» было введено в науку давно. Однако считалось, что количество вещества не является особой самостоятельной величиной, принципиально отличной от массы. Хотя после предположения Авогадро (1813 г.) о том, что равные объемы различных газов при одинаковом давлении содержат одно и то же число молекул, количество вещества и трактовалось как число молекул, но будучи пропорциональным массе, оно тождественно ей. Открытия в области физики в первой половине двадцатого столетия поколебали убеждение в тождественности массы и количества вещества. Единица количества вещества — моль также была известна еще в XIX в. Но до недавнего времени моль рассматривался как индивидуальная единица массы. Индивидуальная в том смысле, что размер этой единицы для каждого вещества был особый. Слово «моль» происходит от латинского слова «moles» и означает количество, массу или счетное множество. Из этих трех понятий последнее — счетное множество точнее всего выражает современное понимание моля. В химии введена специальная величина - количество вещества(n)эн, устаревшее (v)ню - число частиц вещества, выраженное в молях. За единицу количества вещества принят моль –такое количество вещества, в котором содержится 6 ·10 23 молекул этого вещества. Обращаем внимание учеников на недопустимость сокращения «м». Если вам трудно осознать физический смысл количества вещества, вспомните, как считают спички. Коробками. В каждой коробке 100 штук. Вы говорите: «У меня один коробок спичек». Это значит, что у вас спичек сто штук. Так же вы знаете, сколько спичек будет в десяти коробках, и т.п.. По аналогии, атомы, молекулы, ионы — т.е. те частицы, из которых состоит вещество, — удобнее считать молями. Моль служит единицей количества вещества (как коробок служит единицей при покупке спичек). Понятия «количество вещества» и его единицы измерения «моль» можно дать, вспомнив о том, что 1 а.е.м. меньше 1 г в 6,02-1023 раз. Если частиц (атомов или молекул) будет именно такое число, то масса может быть выражена в граммах. Облегчить усвоение понятия «количество вещества» можно на простом примере. Допустим, масса одной горошины 2 г, а масса одного стального шарика 20 г. Как, используя весы, отсчитать по 1000 штук тех и других? Учащиеся догадаются, что 1000 горошин будут иметь массу 2 кг, а 1000 шариков — 20 кг. Отвесив 2 кг горошин и 20 кг шариков, мы будем иметь по 1000 штук тех и других. По аналогии с этим примером учащиеся поймут, что магний массой 24 г и сера массой 32 г должны состоять из равного (одинакового) числа атомов. Именно этот факт и важно знать при проведении химических реакций. Магний с серой может образовать сульфид магния: Mg+ S = MgS В этой реакции на каждый атом магния требуется один атом серы. Мы не можем отсчитывать атомы поштучно, но, взвешивая вещества с учетом их атомных (и молекулярных) масс, можем брать нужные их количества. Слово «моль» после числа при написании не склоняется. Например, 6 моль, 0,12 моль, а не 6 молей, 0,12 молей. Не следует в термине «количество вещества» опускать слово «вещество» или переставлять слова. Важно, чтобы учащиеся усвоили, что если даны равные количества вещества (в молях), то число структурных частиц в этих порциях (навесках, объемах) будет одинаково. Постоянная Авогадро - это число частиц, которое содержится в одном моль любого вещества. Обозначение числа Авогадро NA = 6,02 • 1023 моль-1. Обращает внимание на размерность этой постоянной. Разбираем пример задачи: сколько частиц содержится в двух моль железа? Сколько моль составляют 3,01 • 10 частиц? Вводим понятие «молярная масса» (М) - масса одного моль вещества, выраженная в г/моль. Формула для вычисления молярной массы: v = т / М. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества? Как называется это число? Почему? Тест1 Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро
3)4,2·1024 4)4,2·1023 3. 4,8·1024 молекул составляют количество вещества 1) 4 моль 2) 8 моль 3) 0,8 моль 4) 6 моль 4. Количество вещества атомов водорода в 0,6 моль аммиака NH3 равно 1) 0,2 моль 2) 1,8 моль 3) 1,2 моль 4) 0,6 моль 5. Количество вещества воды, в котором содержится 1,2моль атомов водорода, равно 1) 0,6 моль 2) 1,2 моль 3) 1,8 моль 4) 2,4 моль Тест 2 1. 0,05 моль — это 1) 50 кмоль 2) 5 ммоль 3) 5 кмоль 4) 50 ммоль 2. Сколько молекул содержится в 600 моль вещества 1)3,6·1026 2)3,6·1025 3)3,6·1024 4)3,6·1023 3. 7,2·1024 молекул составляют количество вещества 1) 12 моль 2) 8 моль 3) 18 моль 4) 1,2 моль 4. Количество вещества атомов кислорода в 0,5 моль серной кислоты H2S04 равно 1) 2 моль 2) 1 моль 3) 0,25 моль 4) 0,125 моль 5. Количество вещества воды, в котором содержится 2,4 моль атомов кислорода, равно 1) 4,8 моль 2) 1,2 моль 3) 1,8 моль 4) 2,4 моль Тест 3. Молярная масса вещества 1. Определите молярную массу СбН12Об в г/моль 1)160 2)180 3)200 4)220 2.Размерность киломолярной массы 1) г/моль 2) кг/моль 3) г/кмоль 4) кг/кмоль 3. Количество вещества 24,5 г H2S04 равно 1) 0,35 моль 2) 0,20 моль 3) 0,30 моль 4) 0,25 моль 4. Масса 0,4 моль CuS04 равна 1)64 г 2) 60 г 3)56 г 4) 52 г 5. Число молекул в 16 г S03 равно 1)1,2·1024 2)1,8·1023 3)1,6·1023 4)1,2·1023 Алгоритм Пример: Определите количество вещества водорода, кислорода и серы в порции серной кислоты массой 4,9 г.
|
Урок 6/6 Тема урока: Количество теплоты Цели урока: ввести понятие... Цели урока: ввести понятие количества теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества | Программа экзамена по химии основы теоретической химии Химический анализ, простое вещество, сложное вещество, смесь веществ. Понятия об аллотропных модификациях. Моль-единица количества... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эквивалент – это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода или... | «Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий... Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое... | ||
Д/З: п. 7, вопросы 1-4 Интерактив. Вычисление количества вещества по известному объему газообразного вещества | Урока: Организационный момент Актуализация знаний: левая часть уравнения- исходные вещества, правая продукты реакции; простые вещества, сложные вещества | ||
1. Строение вещества. Молекула. Атом. Три состояния вещества Количество теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость твердых тел, жидкостей и газов | Химия в нашей жизни Поверхностно-активные вещества, синтетические душистые вещества, физиологически активные вещества и синтетические лекарственные средства,... | ||
Поурочно тематическое планирование. 9 класс ( по умк в. В. Еремин,... Умение давать определение понятию «количество вещества», рассчитывать колич вещ-ва по известному числу частиц вещества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать способы теплопередачи, агрегатные состояния вещества и процессы перехода, формулы расчета количества теплоты. Уметь применять... | ||
Письменная экзаменационная работа Мясо и мясные продукты – важные продукты питания, поскольку содержат все необходимые для организма человека вещества: белки – 16-21%,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: ввести понятие количество теплоты, исследовать зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества | ||
Задачи: Обучающая Продолжить формирование знаний о количестве вещества,... Задачи: Обучающая – Продолжить формирование знаний о количестве вещества, единицах его измерения: ммоль, моль, кмоль; о постоянной... | Конспект урока физики в 7 классе Тема: Строение вещества. Молекулы.... Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль | Урок «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание» Цель: повторить и обобщить зун по теме «Агрегатные состояния вещества»; сформировать представления о фазе вещества и фазового перехода;... |