Скачать 160.47 Kb.
|
Рекомендации учителю при интегрированном обучении детей с нарушением слуха • Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно. • Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую. • Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное. • Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения, чередуйте их с письменными заданиями. • Поощряйте вопросы. • Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев не дает эффекта. • Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему. • Задания и домашнюю работу давайте в начале урока Как можно больше пишите на доске. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего учащегося среди шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей. • При возможности заранее раздайте слабослышащим учащимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок. • Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на самом деле. • При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с нарушением слуха возможность понимания. • Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас удовлетворять. • Повторяйте для интегрируемого учащегося вопросы одноклассников. Не просто говорите, что что-то неверно, а объясняйте, почему. По возможности рассказывайте слабослышащему учащемуся о его контрольных работах и вместе с ним исправляйте ошибки. • Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего или чтобы обратиться за помощью. • Сопровождайте некоторые объяснения жестами. • Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об определенных сигналах например, отвечающий поднимает руку; при смене темы вы записываете на доске ключевое слово и т.п. • Оптимальное место для слабослышащего в классе — 3—4 м сбоку от вас, у окна. Тогда ему не придется слишком много смотреть вверх, он видит освещенную часть вашего лица и не изолирован от других. Однако всегда обсуждайте с ребенком его место. Иногда выбор места определяется тем, на какое ухо он лучше слышит. • Уроки в форме дискуссии практически недоступны восприятию слабослышащего учащегося. Разместите участников по кругу и следите за тем, чтобы они не говорили одновременно. • Если есть возможность выбора кабинета, выберите что-нибудь спокойное, без постороннего внешнего шума. • Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации. • Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон. • Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения. Помощь при восприятии речи • Артикулируйте, но не преувеличенно. • Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и интонация как раз дают слабослышащим много информации. • Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально, например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п. • Не говорите с полным ртом. • Использование диалекта вызывает дополнительные трудности. • Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света утомительно. • Во время объяснения не пишите на доске. • Старайтесь во время урока меньше ходить по классу. • Писать и считывать с губ одновременно — невозможно. Следовательно, диктанты и задания под диктовку всегда будут вызывать проблемы. Найдите вместе с сопровождающим решение: например, диктуйте слабослышащему учащемуся отдельно, тогда можно повторять каждое слово; сочетайте некоторые краткие слова с определенными жестами (и, в, так как...); на уроках иностранного языка заменяйте диктант переводом и т.п. Внимание к слуховому аппарату • Попросите у учащегося или его родителей разъяснений о функциях и правильной настройке слухового аппарата. У маленьких детей проверяйте, включен ли слуховой аппарат и нажата ли правильная кнопка. • Научитесь менять батарейки. • Напоминайте ребенку о гигиене и необходимости тщательного ухода за аппаратом. Грязные уши и затычки ухудшают качество усиления звука • Иногда слуховой аппарат может издавать свистящие звуки. Это означает, что затычка плохо вставлена в ухо. Если звуки не прекращаются, значит, ушные затычки не подходят и должны быть заменены. Сообщите об этом родителям. • Если слуховой аппарат полностью не работает, значит, сели батарейки, сломался шнур или засорились ушные затычки. Интегрированное обучение детей с ранним детским аутизмом ( РДА) Аутизм — это нарушение развития, которое часто трудно отличить от других нарушений. Аутичному ребенку трудно отличить важную информацию от второстепенной. Ему трудно воспринимать абстрактное высказывание и образный язык. Общение с другими нарушено: оно может быть слишком навязчиво или наоборот — слишком дистанцировано, с нарушениями в невербальном поведении. Аутичный ребенок достаточно эгоцентричен. Это является следствием его заболевания. Ему трудно воспринимать чувства и эмоции других. Ребенку также приходится учиться вербально выражать свои чувства. Вызывающее поведение не направлено на кого-то конкретно. Даже очень одаренные дети с аутизмом редко в состоянии сознательно манипулировать людьми. Проблемное или необычное поведение ребенка-аутиста часто является попыткой выживания во внушающем страх запутанном мире. Можно выделить 4 основных нарушения РДА: в социальных контактах, вербальной и невербальной коммуникации, в образном мышлении и деятельности. Рекомендации учителю при нтегрированном обучении учащихся с ранним детским аутизмом • Выделите ребенку в классе спокойное место, недалеко от учителя. Определите, не слишком ли много поблизости отвлекающих раздражителей? • Желательно на различных занятиях иметь постоянное место. • Придайте каждому пространству значение: стол для письма, угол для чтения и т.п. • Дайте ребенку четкий распорядок дня, где указаны все мероприятия. • Этим детям часто очень трудно делать выбор. Помогите им, сделав их выбор более наглядным. • Подробно объясните смысл задания, а также то, что от них ожидается. • Периодически повторяйте важные моменты урока, предпочтительно в различных упражнениях. • Если учащийся не понимает задания, вы можете использовать другой способ представления или разделить это задание на более мелкие части. Старайтесь, как можно больше структурировать материал для этого ребенка. • Говорите четко, достаточно громко, короткими предложениями, не используйте образный язык. • Сделайте свою коммуникацию как можно более конкретной. Воспользуйтесь визуальной поддержкой. • Учащимся с аутизмом часто кажется, что в группе их игнорируют. Привлекайте их индивидуальное внимание. • Обращайтесь напрямую к ребенку. • Для аутичного ребенка очень важны правила. Четко сообщите ему, какие правила существуют, а также то, что они действительны для всех. • Помощь может оказать доверенное лицо. • Договоритесь с ребенком о том, каким жестом он может обратиться за помощью. • У аутистов большой страх провала. Для развития уверенности в себе важно работать над их сильными сторонами. • Поощрения должны быть мотивированными, понятными, а не абстрактными. • Не говорите слишком часто «нет». Лучше объясните, что они должны сделать. • Всегда одинаково реагируйте на негативное поведение. • Максимально подготовьте ребенка к изменениям (расписание уроков, стажеры, замена учителя). • Игровое и свободное время зачастую являются для них стрессовыми ситуациями. Часто их дразнят за то, что они не похожи на других. Постарайтесь защитить их от этого. • Иногда наблюдаются проблемы с моторикой (гимнастика, плавание). • У них медленный темп работы. • Очень важна коммуникация между родителями и учителями. Не ждите от учащегося с аутизмом, что он автоматически будет передавать информацию родителям. • Для них не всегда понятна разница между реальностью и фантазией. • Осознание времени также может вызывать трудности. Какое-то событие может постоянно всплывать в сознании аутичного учащегося, хотя в действительности оно произошло всего один раз. Учитывайте это при обсуждении с родителями. • Очень важно обучение социальным навыкам. Рекомендации учителю при интегрированном обучении учащихся с нарушением зрения • Очень важны порядок и точность. По возможности позаботьтесь о специальном шкафчике для школьных принадлежностей. Научите слабовидящего учащегося самостоятельно находить свои материалы. Введите определенную структуру. • Следите за тем, чтобы пол в классе был убран. • Предупредите учащегося, если в классе изменяется месторасположение парт или стульев. • Никогда не оставляйте двери и шкафы приоткрытыми! • Старайтесь, как можно меньше стоять против света. • Место слабовидящего учащегося в классе зависит от используемых вспомогательных средств (например, телевизионная лупа). • Разрешайте ему вставать со своего места, чтобы лучше вас понять или лучше видеть доску. Большая подвижность иногда лучше специального места ближе к доске, которое обособляет учащегося и может мешать остальным. Если из-за организации класса такое место все же необходимо, позаботьтесь о том, чтобы у него было еще одно обычное место в классе. • Задавая вопросы и делая замечания, называйте учащихся по имени. • Не забывайте о том, что слабовидящий учащийся не видит выражения лица. • Сопровождайте все невербальные жесты, такие как кивок головы, движения рук и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопыванием по плечу). • Спокойно употребляйте выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть и т.п.». • Старайтесь, чтобы слабовидящий учащийся мог сочетать словесное восприятие действий, предметов и ситуаций с возможностью самому изучить материал на ощупь. • Важно правильно расположить школьную доску. Структурируйте то, что вы пишите на доске. Следите за почерком. Доска должна быть чистой. Используйте мягкий мел (сильнее нажимайте на мел). Выберите цвет мела. Не все цвета одинаково хорошо читаемы. • При изложении материала на бумаге обращайте внимание на цвет бумаги. Используйте соответствующий шрифт (жирный шрифт или курсив усложняют чтение). Учитывайте то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему учащемуся (избегайте копии с копии). • Всегда произносите вслух то, что вы пишите на доске. Структурируйте свой учебный материал. • По возможности дайте слабовидящему учащемуся учебное пособие, откуда вы взяли урок или задания, вместо того, чтобы все переписывать на доску. • Ребенок с нарушением зрения всегда будет выполнять задания медленнее других учащихся. Поэтому давайте ему больше времени или сократите количество упражнений, особенно если вы уверены, что он понял учебный материал. Давайте ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии... • Снизьте требования к письму. Не ждите, что слабовидящий учащийся будет писать так же, как остальные учащиеся. У него могут возникать трудности с расположением текстов на страницах. С другой стороны, не преувеличивайте его визуальные возможности, исходя из его почерка. Многие слабовидящие учащиеся пишут красиво и аккуратно. • Не делайте замечаний, если он держит учебник слишком близко к глазам. Но знайте: чем ближе к тексту, тем расплывчатее изображение. • Мотивируйте слабовидящего учащегося к активным движениям. Умение двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для развития его самостоятельности. Научите его также ориентироваться в классе и здании школы. Часто необходима тренировка и поддержка навыков. • Как можно больше привлекайте слабовидящего учащегося к спортивным и игровым мероприятиям. • У детей с нарушениями зрения иногда проявляются различные формы тика. Старайтесь, чтобы они избавились от этого. Поддерживайте правильное поведение. • Сопровождающий интегрированное обучение может помочь при контрольных работах и специальных заданиях. • Материал, который должен быть подготовлен (увеличение шрифта, географические карты, тексты Брайля и т.п.), заранее передайте сопровождающему интегрированное обучение. При использовании увеличенного шрифта или текстов Брайля материал должен быть подобран на учебный год вперед. • Вместе пробуйте различный материал и проверяйте, правильно ли его воспринимает учащийся. Учитывайте ограничения технических вспомогательных средств. • Слепые учащиеся должны периодически повторять то, как они восприняли и поняли материал. • Четко нумеруйте страницы. Используйте закладки и скрепки, чтобы легче было находить нужные страницы или главы. Интегрированное обучение учащихся с физическими отклонениями Существуют множество форм физических отклонении, каждая со своим проявлением в моторике и движениях. Часто физическое отклонение сочетается с проблемами в развитии интеллекта, речи, слуха, зрения и т.п. (например, при мозговой травме). Здесь мы обсуждаем только те проблемы, которые вытекают из физических ограничений. Но, несмотря на это, непросто представить общую картину данной целевой группы. Моторика и движения играют, начиная с рождения, очень важную роль в развитии. Они закладывают основу для дальнейшего развития различных функций. Если ребенок с раннего возраста ограничен в движениях и мобильности, ему очень нелегко познавать пространство вокруг себя. Его окружение намного меньше, чем у других детей. Из-за ограничений в пространстве и трудностей в движениях (медленно, неуверенно, ненаправленно, неконтролируемо) ограниченным будет и использование игрового материала. Понятия, связанные с направлением, расстоянием, размером, количеством формируются именно на основе такого опыта. Развитие речи также тесно связано с тем, как ребенок познает мир вокруг себя. Поэтому перед родителями и учителями ребенка с физическими отклонениями стоит важная и непростая задача дать ребенку как можно больше игрового материала и создавать ситуации, в которых он смог бы накапливать необходимый опыт. Физическое отклонение часто приводит к проблемам в эмоциональном и социальном развитии. Ребенок, ограниченный в своих движениях, имеет намного меньше шансов развить самостоятельную и независимую личность. Ему всегда требуется помощь других. Взрослым и детям, сталкивающимся с ребенком с физическими отклонениями, часто нелегко выбрать правильное к нему отношение. С одной стороны, они боятся, чувствуют себя неуверенно и не знакомы с возможностями и ограничениями ребенка. С другой стороны, они хотят помочь, но им трудно определить необходимую степень помощи. Поэтому иногда они проявляют излишнюю опеку, не давая, таким образом, ребенку развиваться в соответствии с его возрастом. Беспомощность и зависимость ребенка часто приводят к тому, что люди воспринимают его как ни к чему не способного или считают, что он намного младше его реального возраста. Нужно учитывать и тот факт, что таким детям труднее, чем другим, спонтанно выражать свои чувства. Из-за их ограничений в мобильности, резких движений и иногда непонятной речи им бывает трудно устанавливать контакты с другими и выражать эмоции. Реакция окружения на это является определяющей для их дальнейшего развития. Для ребенка с физическим отклонением очень важна доступность классных кабинетов. К сожалению, эффективные изменения в здании школы трудно реализуемы в связи с большими финансовыми затратами (например, установка лифта, адаптированные двери, изменения в туалетах и т.п.). Поэтому следует внести хотя бы незначительные изменения. Рекомендации учителю при интегрированном обучении учащихся с физическими отклонениями В связи со значительными ограничениями детей с физическими отклонениями подходы к работе с ними также очень отличаются. Поэтому трудно сформулировать общие рекомендации. Далее приведены некоторые положения, которые нужно учитывать: • Максимально поддерживайте в интегрируемом учащемся самообслуживание и самостоятельность. • Поддерживайте, если это представляется возможным, самостоятельное передвижение учащегося в школу и из школы. • Если учащемуся при передвижении необходимо сопровождение, найдите одноклассников, которые готовы в этом помогать. • При планировании внешкольных поездок и т.п. учитывайте возможности учащегося и подбирайте, например, комбинации с альтернативными мероприятиями, которые интересны и другим детям. • Учитывайте то, что определенные движения требуют от учащегося с физическими нарушениями большого количества энергии (например, координация движений при спастических проблемах); в связи с этим учащийся может быстрее уставать. • Исправляйте осанку. • У интегрированного учащегося часто более медленный темп работы (письмо, выполнение определенных действий). Имейте это ввиду, например, во время экзаменов и контрольных работ. • Делайте снисхождение к норме почерка. • Если у учащегося имеются нарушения ручной моторики (например, составление таблиц, схем и т.п.), можно заранее подготовить упражнения, в которых важно распределение страниц. • Мотивируйте учащегося к регулярному выполнению упражнений, которые даются во время занятий лечебной физкультурой или эр-готерапией. • Обсудите с физиотерапевтом правильное положение, действия и движения, которые необходимы для определенных мероприятий. • Учитывайте то, что учащиеся с физическими нарушениями из-за их внешнего вида иногда вызывают отторжение. Постарайтесь обсудить эту тему с другими учащимися. • Старайтесь, чтобы учащийся как можно больше принимал участие во всех двигательных мероприятиях, таких как урок физической культуры, плавание, спорт при сопровождении или без сопровождения специалиста по интегрированному обучению. Интегрированное обучение учащихся с поведенческими проблемами Дети с поведенческими проблемами — это дети с нормально развитым интеллектом, имеющие нарушения в поведении и трудности в воспитании. Чаще всего это дети, растущие в так называемых «мульти-проблемных семьях». Для этих детей характерна негативная самооценка и, в связи с недостаточно развитыми социальными навыками, они часто агрессивны и вызывают конфликтные ситуации дома и в школе. Мы постоянно стремимся к конечной реинтеграции этих учащихся в массовую школу. Однако возможность перехода из специального образования в общее образование должна быть тщательно взвешена и обсуждена. В большинстве случаев у этих учащихся наблюдается минимальное отставание в освоении учебного материала, а акцент лежит именно на поведенческих проблемах. Этим учащимся требуется доверенное лицо, чтобы не чувствовать себя одиноко. Их необходимо мотивировать к работе ради себя и своего будущего. Сопровождающий интегрированное обучение может выступать в роли доверенного лица, но от него нельзя ожидать решения всех проблем. Взаимодействие всех участников интеграции является, более чем где-либо, необходимым условием. Рекомендации учителю при интегрированном обучении учащихся с нарушением поведения • Построение доверительных отношений является жизненно важным для реагирования в моменты кризисов. Многие их этих детей больше не доверяют взрослым. • Готовность сотрудничать и взаимодействовать с родителями, коллегами и сопровождающим интегрированное обучение необходима при поиске решений возникающих проблем. • Не взрывайтесь быстро и не делайте поспешных выводов о проблемном поведении учащегося (часто это дети из проблемных семей). • Соберите как можно больше информации о жизненной ситуации и предыстории учащегося. • Постарайтесь сотрудничать с сопровождающим интегрированное обучение, избегайте часто стереотипных санкций и применяйте более ответственные и продуманные меры, направленные на положительное влияние на поведение. • Не считайте затруднительным связаться с сопровождающим интегрированное обучение при возникновении проблем в поведении или конфликтных ситуаций с учащимся и его семьей. Интегрированное обучение учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с ЗПР — это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Рекомендации учителю при интегрированном обучении детей с ЗПР • Как можно внимательнее следите за успеваемостью учащегося.После каждой части нового учебного материала проверяйте, понял ли его учащийся. • Учитывайте то, что учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Это относится не только к классу, но и к следующим учебным годам (в первый год интеграции чаще всего возникает меньше проблем, так как имеется небольшое опережение во владении учебным материалом). Посадите учащегося на первый ряд в классе, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание. • Просите учащихся, которым трудно подолгу сохранять концентрацию внимания, выполнить задания или поручения. Движения увеличивают внимание. • Как можно больше поддерживайте учащихся. Старайтесь развить в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если они что-то делают неправильно. • Разрешайте учащимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Некоторые учащиеся научились на предметах «Учить учиться» определенным стратегиям, которые они иногда записывают. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления. • Требуйте структурировать действия при делении и умножении чисел. Тренировка таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете учащихся. • При анализе вопросов используйте цвета • При чтении не просите их слишком часто читать вслух. • Устно повторяйте задания. • При проверке письменной работы дайте учащимся больше времени и возможность достаточно подготовиться. • Проверяйте учащихся по возможности устно, особенно по познавательным предметам. |
Урок математики в 1 интегрированном классе полной модели по программе... Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности учеников (формирования умения ориентировки в задании) | Анализ урока по русскому языку в интегрированном 2 «Б» классе сш№3... К-во уч-ся: 22 учащихся(19 уч-ся по программе общеобразовательной школы и 3 уч-ся по программе с трудностями в обучении) | ||
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации... | Как подготовить современный урок молодому учителю Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится... | ||
План введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике... Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания | Образовательный минимум В 1 полугодии при интегрированном курсе «Всеобщая история» и «История России» изучаются темы | ||
Методические рекомендации по использованию графических символов при... В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности,... | Методические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,... Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений... | ||
О месте мультимедийных программ в обучении лингвострановедению на факультете мэо Поэтому при обучении иностранным языкам необходимым элементом является обучение культурологическому аспекту | В условиях внедрения фгос Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного... | ||
Пояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни.... Программа предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивающая развитие познавательных интересов в обучении и составляющим... | «использование информационных технологий в обучении аудированию» Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию... | ||
Газета «Красноярский рабочий», 24. 10. 2013 г Особо ценная тем, что при совместном обучении коренных красноярцев и приезжих дети усваивают уроки толерантности, добрососедства... | Методические рекомендации по разработке индивидуальных учебных планов... Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Института непрерывного образования | ||
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического... ... | Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии |