Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье»





НазваниеМетодические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье»
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Л.Ф.ГРЕХАНКИНА

РОДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ

(Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта « Родное Подмосковье» в школах Московской области).

Региональный курс « Родное Подмосковье»- как условие гуманизации обучения

Многие современные отечественные авторы под гуманизацией понимают не только гуманитаризацию образования, демократизацию стиля педагогического общения, но и очеловечивание учебного материала и самого учебно- воспитательного процесса. Условия, в которых осуществляется образовательный процесс должен способствовать проявлению личностных качеств, активизации мышления, социальной активности и адаптации. При этом создается гуманистическая образовательная среда- среда для построения собственного «Я» школьника ,гармоничного сознание себя , а также индивидуальная личностная система ценностных ориентаций в окружающем мире и социуме.

Гуманистический подход в обучении предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения , сотрудничество учителя и ученика. Гибкое сочетание различных форм деятельности дает возможность создать условия для развития рационального и образного мышления, а также познавательного и деятельностного поведения. На развитие гуманистических традиций в учреждениях образования в сегодняшних условиях решающее значение оказывает региональный фактор. В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Её решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина , бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества

Регионализацию образования мы рассматриваем , как процесс максимального приближения образовательной сферы к реальным потребностям и учёту специфики региона, его культурно- исторических особенностей. Концентрация всех воспитывающих сил региона ,его средств должна быть направлена для максимально- эффективного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, преимущественными интересами и с учетом перспектив развития региона ( рынка труда, его запросов).

Комплексный курс « Родное Подмосковье» создан с учётом специфических условий самой территории. Предметом изучения в курсе «Родное Подмосковье» является многообразие форм и способов взаимодействия человека с природной и социокультурной средой на конкретной территории Московской области. Он включает учебный материал, учитывающий геополитические, природные, экономические, культурные, этнические и другие особенности региона Московской области.. В нём закладываются основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к своей «малой Родине»- Московии (Подмосковью). способствует формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Принцип гуманизации обучения призван обеспечить возможность формирования гуманистического мировоззрения, а также создания условий самопознания, самореализации развивающейся личности.

Курс «Родное Подмосковье» – это крупный модуль базисного учебного плана , состоящий из более мелких модулей: блоков, разделов содержания и тем. При единстве педагогических установок изучения курса, модули ( разделы) содержания адаптируется к условиям в каждой конкретной территории ( городе, районе ) Московской области. Вариативность модулей дает возможность для общеобразовательного учреждения самому устанавливать свою систему приоритетов. Модули позволяют «конструировать» различные варианты изучения регионального содержания в зависимости от конкретных условий окружающей среды, уровня подготовленности учителя, обучающихся, что также определяет гуманистический подход к обучению.

По региональному учебному курсу « Родное Подмосковье» создан учебно - методический комплект , в который входят:

1) учебное пособие для учащихся. Пособие предлагается учащимся 7-8 классов для изучения учебного курса « Родное Подмосковье», а также может быть использовано при изучении географии Московского региона в курсе «География России» – 9 класс.

2) кроме пособия для учащихся подготовлены учебные материалы и рабочая тетрадь ( издательство МГУ, коллектив авторов);

3) выпущен атлас Московской области коллективом авторов МГОУ (издательство Просвещение)

Задания в пособии, материалах и тетради направлены на проверку усвоения знаний по курсу (рубрики « Проверь себя», « Запомни главное», « Готовимся к исследовательской работе « и др.), большинство из них рассчитано на самостоятельное выполнение , ориентировано на творческую деятельность . Значительную часть информации учащиеся могут добывать самостоятельно на экскурсиях , практикумах, из литературы. В процессе изучения Подмосковья учащиеся могут использовать другие источники знаний: исторические карты , планы, краеведческую литературу, произведения искусства, художественной литературы.

В методическом пособии для учителя показаны возможные пути организации деятельности учителя по изучению краеведческого содержания. Методическая система изучения регионального содержания по программе предполагает включение современных педагогических технологий, методических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Материалы для организации экскурсий, походов, наблюдений ориентированы на организацию практической, исследовательской деятельности школьников в урочное и внеурочное время, имеют природоохранную и занимательную направленность. Экскурсии, практические занятия, полевые практикумы , исследовательские проекты направлены на усиление практической деятельности учащихся , накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе.

Всю структуру курса «Родное Подмосковье» пронизывает несколько направляющих линий, гуманистических в своей основе :

  • непосредственная обращённость к личности учащегося;

  • необходимость сохранения и развития культурно- исторического наследия родной для школьников земли- Подмосковья;

  • практические работы, экскурсии, исследовательские проекты определяют деятельностный подход в развитии учащихся и накоплении у них разностороннего опыта поведения в обществе;

  • включение учащихся в разнообразные виды деятельности открывает возможности для самореализации, становления чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.

Теоретические разработки по проблеме регионального компонента содержания образования , создание программы курса и учебно- методических пособий для учащихся и учителя проходили проверку в практике школ Московской области

В опытно- экспериментальном обучении был выделен структурирующий предмет – география, выполняющий междисциплинарно- интегрирующую роль в реализации содержания курса « Родное Подмосковье».

Организация обучения на основе учебно- методического комплекта курса «Родное Подмосковье» начиналась с подготовки учителей на семинарах и курсах повышения квалификации в Педагогической академии .

Результаты диагностирования учителей, сведения о конкретных потребностях и возможностях практики стали основой для организации и проведения работы по внедрению учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье». Изучение и анализ педагогического опыта учителей Московской области позволили строить обучение не только с учетом специфических условий региона ( в том числе и многообразия образовательных учреждений области: сельские школы, поселковые и городские школы, лицеи и гимназии ), но и с опорой на педагогические достижения школ и конкретных учителей Подмосковья.

Подготовленные программа, учебно- методические пособия для учащихся и учителя получили широкое распространение в школах Московской области. ( Балашихинский, Воскресенский, Дмитровский, Каширский, Люберецкий, Можайский, Одинцовский, Павлово- Посадский , Солнечногорский, Клинский , Рузский районы , гг. Дзержинский, Лобня, Лыткарино, и другие).

Обучение по учебно- методическому комплекту « Родное Подмосковье» проводилась на трех уровнях самостоятельной познавательной деятельности учащихся: усвоение информации, данной учителем в готовом виде; применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу; творческое применение знаний в новой учебной ситуации. выполняло две функции. В значительной степени обучение по курсу строилось на актуализации и систематизации уже имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде. Это учитывалось как одно из условий успешности учебной деятельности школьников при освоении содержания курса « Родное Подмосковье».

Для изучения своего региона использовались различные формы и методы.

Освоение учащимися 7-8-9 классов этого курса осуществлялось в режиме выполнения по ходу изучения материала индивидуальных и групповых творческих заданий.

Учащиеся Зендиковской школы Каширского района под руководством учителя географии- директора школы Туровцевой Л.В.,учителя географии Беловой Л.Б. изучают курс « Родное Подмосковье» уже 4 года. Для поддержания интереса учащихся учителя проводили проблемные уроки с разрешением поставленных разноуровневых задач. Так в 7 классе в школе реализовался проект по теме «Жизнь прежде и теперь». Школьники знакомились с предметами крестьянского быта, изучали жилье, хозяйственные постройки, орудия труда , обычаи , традиции народов , проживающих в своей местности . Весь материал по этнографии учащиеся собирали для школьного музея « Крестьянская изба» , они же его обрабатывали, поэтому с особым интересом воспринимали все в учебно- воспитательном процессе. Такое изучение курса с опорой на специфику среды обитания, окружающего мира, обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать историю, культуру своего народа, и, следовательно, формирует нравственные качества школьника.

Соприкосновение с богатейшей культурой родного края делает обучение не только более конкретным , не только обогащает учеников местным фактическим материалом , но и формирует гордость за свою малую родину, чувство ответственности за достойное продолжение культурных традиций края.

На уроках важно комплексно показать историю, географию, литературу, искусство, быт, традиции своего региона. В этом должна быть видна роль многих учителей школы. С целью формирования знаний о своем регионе , учителя широко использовали отрывки из художественной литературы, задания к ним в учебном пособии для учащихся , а также дополнительную , художественную и научно- популярную, краеведческую литературу.

Экскурсии, практические занятия, полевые практикумы , исследовательские проекты были направлены на усиление практической деятельности учащихся . Учителя проводили экскурсии, практикумы в природе (зеленый класс) в течение нескольких дней. Полевые исследования проводились в основном в конце учебного года. Учащиеся Зендиковской школы изучали состояние растений и животных в лесу, выявляли источники загрязнения малых рек и берегов р. Мутенки . Наглядность и оригинальность занятий вызывали у школьников любопытство и пробуждали интерес к своему родному краю. Исследовательская работа школьников по методу « кабинет в природе» была направлена на изучение взаимоотношений человека и природы на конкретном примере участка местной природы. Находясь непосредственно в природе , соприкасаясь с ней , дети знакомились с ее тайнами, учились познавать ее законы.

Творческая группа учащихся работала над проектом « Чистая река » Целью проекта явилось сохранение и улучшение состояния водоема и зоны отдыха местных жителей. Работая над проектом , ребята сотрудничали с администрацией сельского поселения Базаровское по улучшению состояния водоема. В процессе исследовательской работы учащиеся высаживали деревья по берегам реки , следили, чтобы кусты не вырезали. Проект « Живи родник» собрал много энтузиастов. Ребята оборудовали источник так, чтобы к нему было удобно подходить местным жителям . А для того , чтобы это место радовало глаз , они посадили вокруг него кусты шиповника .

Теоретические знания, полученные на уроках по учебно- методическому комплекту « Родное Подмосковье» находили практическое применение в исследовательской и творческой работе вне урока. Изучение взаимосвязи природных и общественных явлений, природоохранной деятельности формирует у школьников оценочное отношение к действительности.

Учащиеся Евсеевской сельской школы Павлово- Посадского района под руководством учителя Новиковой И.А. работают над проектом « Чистое озеро- родному селу» .

В начале исследования в школе был проведен социологический опрос учащихся , целью которого было выяснение актуальности изучения проблемы состояния окружающей среды своей местности. В опросе приняли участие 109 человек учащихся 9-11 классов . 48% опрошенных считают , что главная экологическая проблема их микрорайона- загрязнение водных объектов . Целью проекта явилось исследование , сохранение и улучшение состояния ближайшего водоема и зоны отдыха местных жителей. Работая над проектом , ребята изучили историю возникновения озера. Из бесед с местными жителями школьникам удалось установить , что 300лет назад вокруг деревни было много ключей . Местные жители пытались регулировать отток воды от ключей разными способами : прокапывали водоотводные канавы и направляли воду в выкопанные специально для этого пруды . В 1983г. было вырыто озеро . Старые ключи очистили, водоотводную канаву расширили, установили шлюз, два старых водоема стали выполнять функцию регуляторов уровня воды и отстойников загрязнений, вытекающих из озера. Учащиеся Евсеевской школы проводят оценку экологического состояния озера уже значительный период времени ( с 1997 по 2007г). Ребята выяснили, что основными источниками загрязнения озера становятся: загрязнения от транспорта , так как озеро расположено вблизи шоссе; разместившиеся на его берегах гаражи, стихийные свали мусора по берегам. Ребята проводили исследование озерной воды , а также колодезной и водопроводной. Используя известные методики , исследования воды проводится на содержание растворенного кислорода, определение рН, выявление некоторых ионов , вредных для живых организмов. На основе проведенных исследований учащиеся установили, что присутствие ионов хлора связано с использованием зимой солей для посыпания дорог от наледей и последующим их смывом в водоем. Присутствие нитратов ребята объясняют их смывом с сельскохозяйственных полей. Присутствие ионов железа в озерной воде связывают со свалками железного лома вокруг озера и в нем. Ребята проводили оценку экологического состояния озера, определяли мероприятия по благоустройству его берегов. Вся исследовательская работа проходила в группах. Такие наблюдения развивали наблюдательность, воображение , способствовали экологическому воспитанию. Школьники , принимающие участие в исследовательской работе , не только сами бережно относятся к творениям природы и рук человека, но и влияют положительно на сверстников.

Ряд практических умений по изучению природы и способов охраны окружающей среды расширяли возможности включения самостоятельной деятельности учащихся. Главное при изучении своего региона – это показ наиболее типичного для территории и непременно с позиций взаимодействия природы и общества. Учителя продумывают всю систему отбора материала, его включения в учебный процесс и представления учащимся. На местных примерах учителя показывают те факты , явления и процессы, которые обусловили специфику своей местности . Они в своей работе ставят задачи развивать межпредметные связи ( между историей, географией, биологией, литературой) при изучении своего региона. Работа многих учителей подтверждает положение о том , что на уроках широко используются полученные знания и умения для более углубленного изучения своего региона , а внеклассные формы работы и исследования помогают изучению программного материала. Во внеклассной работе большое внимание уделяется выполнению общественно полезных заданий.

Иванова Н.Н.– учитель географии и биологии Коробовской СОШ Шатурского района, сделала основным направлением своей работы формирование экологической культуры школьников как в урочной , так и во внеурочной деятельности. Созданная учащимися школы экологическая тропа , проходит по различным экосистемам . Экологический отряд под руководством учителя в течение длительного времени проводит исследовательские работы на тропе в разные сезоны по темам: «Оценка экологического состояния почв, воды», «Мониторинг запыленности местности». Данные исследований учащиеся используют для подготовки рефератов, творческих работ, с которыми успешно выступают на районных, областных конкурсах. Учащиеся также организуют мероприятия по благоустройству и сохранению природных ландшафтов. Работа экологического отряда получила высокую оценку на Всероссийских и международных конференциях. Ученики Н.Н. Ивановой участвуют в пропаганде экологических знаний . Экскурсии, беседы с местным населением и отдыхающими , информационные щиты , подготовленные школьниками – всё это оказывает определённое влияние на сознание людей , заставляет задуматься о правильности своего поведения в природе, повышает экологическую грамотность. И если ребенок видит, что его работа дает результаты, то он будет стремиться донести это до своих близких, друзей, убедить их в необходимости охраны и бережного отношения к природе. В этом видит учитель главный результат своей работы .
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. При работе по данной...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. При работе по данной...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. При работе по данной...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов экономического факультета
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных работ
Печатается по рекомендации Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconМетодические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных...
Методические рекомендации адресованы учителям, методистам и научным сотрудникам, занимающихся вопросами информатизации образования...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство»
Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПрограмма «Изобразительное искусство и художественный труд»
Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессионального образования, разрабатывающих...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 5-8 класс
Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. При работе по программе предполагается использование учебно-методического...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconРабочая программа по музыке 5 класса составлена на основе Федерального...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...
Методические рекомендации учителю. Опыт внедрения учебно- методического комплекта «Родное Подмосковье» iconМетодические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск