Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план специальных (коррекционных) классов 7 вида , 2009;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2010;;
утвержденный приказом от 19 декабря 2012 г. № 1069 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, авторское поурочное планирование используется без изменений.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В 6-г классе реализуется специальная (коррекционная) общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития. В связи с этим необходимо в преподавании музыки уделить особое внимание решению коррекционно–развивающих задач:
- формирование у детей необходимой позитивной мотивации к учению;
- общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
-формирование у школьников необходимых и доступных им на данном этапе развития навыков самоанализа и рефлексии;
-развитие творческой активности обучающихся, поисково-познавательной деятельности;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся;
- формирование нравственных качеств по отношению к окружающим;
-воспитание чувств личной ответственности в коллективных и групповых видах деятельности;
- воспитание у школьников умения планировать свою деятельность, навыки контроля и самоконтроля.
Содержание программы.
Целью уроков музыки в 6-м классе является знакомство с различными музыкальными образами, запечатленными в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Программа состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Знать/понимать:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
Уметь:
по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);
владеть навыками музицирования: исполнения песен (народных, классического репертуара, современных авторов, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности;
совершенствовать умения и навыки сомообразования.
Учебный план по музыке для 6 класса
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Примечание
| Лабораторные
и практические
| Контрольные и диагностические материалы
| Экскурсии
| I.
| Раздел №1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 16 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие уроки
|
|
| II.
| Раздел №2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие уроки
|
|
|
| Итого
| 34 ч.
|
| 4 ч.
|
|
|
Учебно-тематический план по музыке для 6 класса
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 16 час.
|
| 1.
| Удивительный мир музыкальных образов. Образы старинных романсов и песен русских композиторов.
| 1
|
| 2.
| Мир чарующих звуков. Песня-романс
| 1
|
| 3
| Два музыкальных посвящения
| 1
|
| 4
| Портрет в музыке и живописи
| 1
|
| 5
| «Уноси мое сердце в звенящую даль…»
| 1
|
| 6
| Музыкальный образ и мастерство композитора
| 1
|
| 7
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов
| 1
|
| 8
| Образы песен зарубежных композиторов
| 1
| Музыкальная викторина
| 9
| Народное искусство Древней Руси
| 1
|
| 10
| Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт
| 1
|
| 11
| «Фрески Софии Киевской» В. Кикта
| 1
|
| 12-13
| «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха
| 2
|
| 14
| Фортуна правит миром
| 1
|
| 15
| Авторская песня: прошлое и настоящее
| 1
|
| 16
| Джаз – искусство 20-го века
| 1
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
|
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| 2 полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18 час.
|
| 1
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена
| 1
|
| 2
| Инструментальная баллада
| 1
|
| 3
| Ночной пейзаж
| 1
|
| 4
| Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха
| 1
|
| 5
| «Космический пейзаж». Картинная галерея
| 1
|
| 6
| Образы симфонической музыки. Г. Свиридов
| 1
|
| 7
| Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»
| 1
| Музыкальная викторина
| 8
| Симфоническое развитие музыкальных образов
| 1
|
| 9
| Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален».
| 1
|
| 10-11
| Программная увертюра. «Эгмонт» Л. ван Бетховена
| 2
|
| 12
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского
| 1
|
| 13
| Мир музыкального театра
| 1
|
| 14
| Мюзикл «Вестсайдская история»Л. Бернстайна
| 1
|
| 15
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Опера. Рок-опера
| 1
|
| 16
| Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века
| 1
|
| 17-18
| Музыка в отечественном кино. Обобщение материала 4-й четверти
| 2
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
| Содержание первого раздела «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской светской и духовной музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20-го века (спиричуэл, блюз, джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусств в раскрытии образного строя музыкальных произведен й.
Содержание второго раздела «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор, контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры ( сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Тематическое планирование
6 класс
1 полугодие
Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Материал урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| 1
| Удивительный мир музыкальных образов. Образы старинных романсов и песен русских композиторов.
| Что роднит музыкальную и разговорную речь?
Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ
| «Гори, гори, моя звезда» П. Булахова, В. Чуевского;
«Красный сарафан» А. Варламова, В. Цыганова;
«Мама» из вокального цикла «Земля» В. Гаврилина, В. Шульгина
| Знать жизненно-образное содержание разных жанров.
Уметь:
- аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 2
| Мир чарующих звуков. Песня-романс
| Расширение представления о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсе.
| Романс (песня) «Жаворонок» для фортепиано с голосом М. И. Глинки, Н. Кукольника;
«Колокольчик» А. Гурилева, И. Макарова;
«Мама» из вокального цикла «Земля» В. Гаврилина, В. Шульгина
| Уметь:
-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве (традиции и современность), понимать их неразрывную связь;
- владеть своим голосом и дыханием
| 3
| Два музыкальных посвящения
| Единство поэтического текста и музыки. Знакомство с шедеврами: вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной – «Вальсом-фантазией»
| Романс «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, А. Пушкина;
«Вальс-фантазия» м. Глинки;
Песня «В горнице» А. Морозова, Н.Рубцова
| Уметь:
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования
| 4
| Портрет в музыке и живописи
| Влияние формы и приемов развития на отражение содержания произведений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве
| «Вальс-фантазия» м. Глинки;
Песня «В горнице» А. Морозова, Н.Рубцова
| Знать жизненно-образное содержание разных жанров.
Уметь:
- выделять средства музыкальной выразительности;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 5
| «Уноси мое сердце в звенящую даль…»
| Жизнь и творчество Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента.
| Романс С.Рахманинова «Здесь хорошо»;
Песня «В горнице» А. Морозова, Н.Рубцова
| Знать:
-характерные черты и образы в творчестве композиторов;
-многобразие музыкальных образов и способы их развития.
Уметь выразительно исполнять соло (С сопровождением и без сопровождения)
| 6
| Музыкальный образ и мастерство композитора
| Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.
| Песни в исполнении Ф.Шаляпина: «Песня Галицкого» А. Бородина, «Песня Варлаама» М. Мусоргского, «Два Гренадера» Ф. Шумана, «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка», русские народные песни;
Песня «В горнице» А. Морозова, Н.Рубцова
| Уметь:
- размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 7
| Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов
| Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр)
| Русские народные песни: «Матушка, матушка, что во поле пыльно» обр. И. Матвеева, «Весна»;
«Плывет лебедушка», хор из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
«На море утушка купалася», русская народная свадебная песня
| Уметь:
- проявлять навыки вокально-хоровой работы;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении
| 8
| Образы песен зарубежных композиторов
| Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы
( песни на воде)
Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового жанра – баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа
| «Песня венецианского гондольера» Ф. Менднльсона;
«Серенада» Ф. Шуберта;
«Баркарола» Ф. Шуберта;
Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта, И. Гете;
Песня «Огромное небо» О. Фельцмана, Р. Рождественского
| Уметь:
- выделять средства музыкальной выразительности;
- размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 9
| Народное искусство Древней Руси
| Особенности развития музыки народной Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен.
| Концерт для фортепиано с оркестром №1 П. Чайковского;
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова;
Русский народный наигрыш «Во кузнице»;
«Комара женить мы будем», русская народная песня
| Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания музыкального языка каждого из них.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования
| 10
| Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт
| Особенности развития духовной музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знакомство с жанром хорового концерта. Знакомство с жизнью и творчеством М. С. Березовского
| «Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского (фрагмент);
Шестопсалмие (знаменный распев), песнь «Свете тихий»; гимн (киевский распев);
«Да исправится молитва моя» П. Чеснокова
| Уметь:
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме
| 11
| «Фрески Софии Киевской» В. Кикта
| Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской».
| «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В. Кикты (фрагменты);
Песня «Будь со мною» Е. Крылатова, Ю. Энтина
«Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы
| Уметь:
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
- выделять средства музыкальной выразительности;
| 12-13
| «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха
| Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала
| Органная токката и фуга ре минор И. С. Баха;
«Молитва Франсуа Виньона» Б. Окуджавы
«Реквием» В. А.Моцарта;
| Уметь:
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования
| 14
| Фортуна правит миром
| Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментального жанра – кантаты,
| «Кармина Бурана» К. Орфа;
«Из вагантов» Д. Тухманова, Л. Гинсбурга
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 15
| Авторская песня: прошлое и настоящее
| История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.
| Гимн «Гаудеамус»;
«Из вагантов» Д. Тухманова, Л. Гинсбурга;
Песни современных бардов: «Я не люблю» В. Высоцкого,
«Пока горит свеча» А. Макаревича, «Милая моя» Ю. Визбора
| Уметь:
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы;
- размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
| 16
| Джаз – искусство 20-го века
| История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)
| «Колыбельная Клары», «Любимый мой» Д.Гершвина;
Песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова
| Уметь:
- по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю;
- владеть навыками музицирования;
- совершенствовать умения и навыки самообразования
| 2 полугодие
Тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18 часов
№ урока
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Материал урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| 1
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена
| Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность)
| Музыка Ф. Шопена:
Этюд №12,
Прелюдия №24,
Прелюдия №7 ре минор,
Полонез ля мажор;
Песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского
| Знать жизненно-образное содержание разных жанров.
Уметь:
- проявлять навыки вокально-хоровой работы;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора
| 2
| Инструментальная баллада
| Творческий облик Ф. Шопена, истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства
| Баллада №1 соль минор,
Этюд №12
Ф. Шопена;
Песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского
| Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров.
Уметь:
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- владеть своим голосом и дыханием
| 3
| Ночной пейзаж
| Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной» музыки. Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея
| Ноктюрн из «Квартета №2» А. Бородина;
Песня «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля, Ю. Левитанского
| Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения;
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 4
| Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И. С. Баха
| Зарождение и развитие жанрв камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. Особенности стиля барокко
| «Весна», «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди;
«Весна», 1 часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз-оркестра Р. Рола;
«Зима»,1 часть из цикла «Времена года» А. Вивальди в аранжировке джаз-оркестра Р. Рола;
«Итальянский концерт» И. С. Баха;
«Как здорово» О. Митяева
| Понимать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов.
Уметь:
-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
-владеть своим голосом и дыханием
| 5
| «Космический пейзаж». Картинная галерея
| Знакомство с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза и Э. Артемьева. Мир космических образов. Выразительные возможности электронной музыки. Картинная галерея
| Космический пейзаж Ч. Айвза;
Композиция «Мозаика» Э. Артемьева;
«Как здорово» О. Митяева
| Уметь:
-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 6
| Образы симфонической музыки. Г. Свиридов
| Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.
| Фрагменты музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова у повести А. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль»;
Песня «Не уходи» Н. Зубова;
«Как здорово» О. Митяева
| Знать о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
Уметь:
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования
| 7
| Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»
| Стиль композитора Г.В. Свиридова.
| Фрагменты музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова у повести А. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Военный марш», «Венчание»;
«Как здорово» О. Митяева
| Знать характерные черты и образы творчества композиторов.
Уметь:
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 8
| Симфоническое развитие музыкальных образов
| Основной принцип музыкального развития – сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры: симфония, сюита.
| Симфония №40 В.А. Моцарта;
«Авэ верум» В. А. Моцарта;
«Моцартиана», оркестровая сюита №4 П. Чайковского;
Песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко
| Знать:
- характерные черты и образы творчества композиторов;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения)
| 9
| Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален».
|
| «Скорбь и радость» Л. ван Бетховен (канон);
Песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко
| Знать о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
Уметь:
Знать о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- владеть своим голосом и дыханием
| 10-11
| Программная увертюра. «Эгмонт» Л. ван Бетховена
| Знакомство с жанром программной увертюры. Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт»
| «Эгмонт» Л. ван Бетховена«Эгмонт» Л. ван Бетховена
Песня «Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко
| Уметь:
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая);
- высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы
| 12
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского
| Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского;
Песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
| Понимать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов.
Уметь:
- проявлять навыки вокально-хоровой работы;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении
| 13
| Мир музыкального театра
| Современная трактовка классических сюжетов и образов в мюзикле, рок-опере, киномузыке.
| Фрагменты балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева: «Вступление», «Улица просыпается», «Патер Лоренцо», «Монтекки и Капулетти» (танец рыцарей), «Гибель Тибальда», «Приказ Герцога», «Похороны и смерть Джульетты»;
Песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»;
Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
| Уметь:
-- выделять средства музыкальной выразительности;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов и т. д.
| 14
| Мюзикл «Вестсайдская история»Л. Бернстайна
| Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, легкой и серьезной музыки
| Мюзикл «Вестсайдская история»Л. Бернстайна (фрагменты);
Песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
| Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений.
| 15
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Опера. Рок-опера
| Знакомство с жанром рок-оперы.
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка (фрагменты);
Фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А. Журбина;
Песня «Слова любви» Н. Рота, Л. Дербенева из к/ф «Ромео и Джульетта»
| Уметь:
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении
| 16
| Образы
киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века
| Продолжение воплощения сюжета трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л. Бернстайн, Н. Рота)
| Тема любви в музыке Н. Рота из к/ф «Ромео и Джульетта»;
Музыка Амстронга из к/Ф «Ромео и Джульетта»: «Песня джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе;
Вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
| Уметь:
-- выделять средства музыкальной выразительности;
- передавать свои музыкальные впечатления в устой форме;
- проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования
| 17-18
| Музыка в отечественном кино. Обобщение материала 4-й четверти
| Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа.
| Музыка И. О. Дунаевского из к/Ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра», «Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре»;
Песня «Мгновения» М. Таривердиева, Р. Рождественского из к/ф «Семнадцать мгновений весны»;
«Песенка о веселом ветре» И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача
| Уметь:
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении.
Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений.
Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.
| Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа |