бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области
«Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по музыке, 7 класс
Учитель Пешкова Елена Александровна Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ____
От « » ___________________2013 г
_____________________
Подпись руководителя МО
Согласовано
Заместитель директора школы Н.И.Владимирова
Утверждено
Директор школы Б.А.Тюкачев Приказ №________ от ______________ 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2010;;
утвержденный приказом от 19 декабря 2012 г. № 1067 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, авторское поурочное планирование используется без изменений. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:
7 класс Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Учебный план по музыке для 7 класса
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Примечание
| Лабораторные
и практические
| Контрольные и диагностические материалы
| Экскурсии
| I.
| Раздел №1. «Особенности драматургии сценической музыки»
| 16 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие уроки
|
|
| II.
| Раздел №2. «Особенности драматургии камерной и инструментальной музыки»
| 18 ч.
|
| 2 ч.
Обобщающие уроки
|
|
|
| Итого
| 34 ч.
|
| 4 ч.
|
|
|
Учебно-тематический план по музыке для 7 класса
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки»
| 16 час.
|
| 1.
| Классика и современность
| 1
|
| 2-3.
| В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»
| 2
|
| 4-5
| Опера «Князь Игорь»
| 2
|
| 6-7
| «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна»
| 2
| Музыкальная викторина
| 8
| Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов
| 1
|
| 9-10
| В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс.
| 2
| Музыкальная викторина
| 11-12
| Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.
| 2
|
| 13
| Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».
| 1
| Музыкальная викторина
| 14
| Сюжеты и образы духовной музыки.
| 1
|
| 15-16
| Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
| 2
| Музыкальная викторина
Фронтальный опрос
|
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| 2 полугодие «Особенности драматургии камерной и инструментальной музыки»
| 18 час.
|
| 1-2
| Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры
| 2
|
| 3-4
| Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
| 2
|
| 5-6
| Циклические формы инструментальной музыки.
| 2
|
| 7-8
| Соната. Сонатная форма
| 2
| Музыкальная викторина
| 9-13
| Симфоническая музыка.
| 5
| Музыкальная викторина
| 14
| Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
| 1
|
| 15-16
| Инструментальный концерт.
| 2
| Музыкальная викторина
| 17-18
| Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.
«Пусть музыка звучит!»
| 2
| Проверочная работа по темам года
|
Содержание программы предмета Музыка» 7 класс.
|