Скачать 173.11 Kb.
|
Библиотечный урок Реферат. Алгоритм работы над ним. для учащихся 9-11 классов (2ч.) (На основе изучения истории России) «Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации» ( Гендина Н. И.) Цель урока: формировать основные поисковые умения и навыки учащихся в качестве базиса для воспитания информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению. Задачи урока: научить самостоятельно вести информационный поиск литературы для реферата, используя методы информационного поиска; выстраивать структуру реферата. Оформление, оборудование:
Цитата: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» В. Брюсов Разделы:
Конспект урока: 1.Фронтальная беседа (актуализация цели) Ввод в тему занятия - слово библиотекаря: История – древнейшая наука, дающая богатую пищу для пытливого любознательного ума. При изучении истории нам доставляет радость сам процесс постижения истины, возможность разгадать многие загадки минувших эпох, проникнуть в скрытые завесой веков тайны далекого прошлого. Практическое значение исторических знаний всегда оценивалось высоко, иначе человечество стояло бы на месте, ему всякий раз приходилось бы начинать все сначала. Горизонты науки, тематические, пространственные и временные рамки исторического познания непрерывно расширяются, постоянно нарастает информационный поток – сегодняшний день становится историей. Знать все невозможно, но очень важно не растеряться перед морем фактов, сведений, точек зрения. Мерилом уровня развития современного человека становится его умение работать с информацией. Всякий образованный человек должен уметь самостоятельно найти необходимые сведения, аргументировать собственное отношение к проблеме.
Информация: Термин «информация» (от латинского слова informatio) означает: набор каких-то сведений, сообщение новых данных, изложение или разъяснение какого-то понятия, знания вообще. Подготовленная информация хранится в памяти людей, закрепленная в материальной и знаковой форме, которая воплощается в документе.
Информационный поиск – процесс отыскания (розыск) в некотором множестве текстов (документов) всех таких, которые посвящены указанной в запросе теме или содержит нужные читателю факты, сведения.
Методы информационного поиска:
Подумайте и скажите:
Словарная работа: Дать определение таким понятиям, как реферат, доклад и сообщение, сравнительная характеристика. Реферат – краткое изложение (в письменной форме) содержания книг, статей на определенную тему; доклад по той или иной проблеме, подготовленный на основе глубокого анализа первоисточника и другой литературы, обобщение фактического материала. (сравнить реферат с другими видами самостоятельной работы) Сообщение – известие. Доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо темы. ( Научный доклад – основан на принципах науки, отвечающий требованиям науки) Работа по теме урока (в тетради ведется запись по ходу объяснения) Алгоритм работы над рефератом 1.Выбор темы и ее формулировка 2.Отбор источников и литературы, составление списка.
3.Составление плана. 4. Работа по содержанию реферата. Выбор темы реферата и ее формулировка Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами То, что лежит перед нами. И.-В. Гете Работа над рефератом начинается с выбора темы. Основанием выбора является, прежде всего, интерес учащегося к той или иной проблеме, постановка вопроса. О. Бальзак остроумно заметил, что ключом ко всякой научной деятельности является вопросительный знак. Вопросу «почему?» человечество обязано большинством открытий. От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. Желательно, чтобы проблема содержала элементы новизны, была ориентирована на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса. Поэтому лучше попытаться найти тему, которая исследована недостаточно или не рассматривалась под таким углом зрения, хотя литература, различные виды первоисточников имеются. Формулировка темы должна ориентироваться на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным предметом исследования, хронологические рамки изучаемого исторического периода, круг рассматриваемых проблем. Например, недостаточно назвать рефераты «Благотворительность», «Рыцарь несвободы…», а следует уточнить; «Благотворительность в Санкт-Петербурге конца 19- начала 20 вв.», «Рыцарь несвободы…» (К. П. Победоносцев: человек, ученый, государственный деятель)». Отбор источников и литературы Собирать книги не трудно, трудно уметь просматривать книги. Просматривать книги не трудно, трудно уметь читать книги. Читать книги не трудно, трудно уметь использовать прочитанное. (Чжан Чао. Тени спокойных снов) Подсчитано, что за 60 лет своей сознательной жизни человек в состоянии прочитать не более 5 – 6 тысяч книг, просматривать же он может сотни тысяч. Поэтому полезно научиться бегло просматривать книги, чтобы установить, какие из них требуют вдумчивого и глубокого изучения. Необходимо изучить проблему с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. Сначала изучаются работы, вышедшие в последние годы: в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. По справочно-библиографическим каталогам, картотекам (на столах каталоги и картотеки):
Вывод: Каталоги бывают двух видов: алфавитный и систематический. Можно использовать и сведения предметного каталога. При поиске определенной книги целесообразно пользоваться информацией алфавитного каталога, в котором карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии автора или по заглавию книги. (показать на примере книги: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: ЭКСМО, 2004 – 1024 с.) При отборе литературы по интересующей проблеме следует обращаться и к систематическому каталогу, в котором карточки сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. При написании работы по истории чаще всего будут использоваться такие рубрики: общественные науки; культура, наука, просвещение, гуманитарные науки; справочные издания. Далее рубрики делятся на более мелкие разделы (история, философия и пр.) В предметном каталоге рубрики делят литературу по ее содержанию: по отдельным предметам (направлениям), например, образование, партии и др. Каждая книга имеет свой индекс (шифр), который обязательно нужно выписать, чтобы получить затем необходимое издание для работы. Можно также обратиться к материалам библиотечных картотек. Такие картотеки, например, содержат информацию о статьях по различной тематике (показать картотеку статей и разделы, относящиеся к истории). Стали доступными и компьютерные универсальные источники информации. Компакт-диск может вмещать информацию, равную по объему многотомному энциклопедическому изданию. Еще более широкие возможности открывает Интернет: источники информации пользователь находит по электронным адресам. Затем составляется список необходимой литературы или оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (если есть автор), полном названии, месте и времени издания и количестве страниц книги. ( показать несколько карточек с описанием книги, статьи) Учащимся на уроке вручаются памятки: Памятка Как надо вести поиск информации Какие источники ты можешь использовать?
Пользуйся указателями, если они есть.
(как печатные источники, так и электронные). Пользуйся каталогом – он поможет тебе в поиске.
Просмотри картотеку росписи статей
Задай вопрос эксперту. Используй телефонный справочник и Интернет, чтобы найти нужные тебе адреса и телефоны. Составление плана
Очень ответственная часть работы, так как ориентирует на последующее раскрытие темы. Это своеобразная визитная карточка всей работы. Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса (например, материалы могут использоваться на уроках истории, при проведении факультативных занятий, во внеклассной работы и т.п.). Здесь же после определения цели работы называются конкретные задачи, которые предстоит решить. При их формулировании используются, например, глаголы: изучить, выявить, описать, установить и т.п. Также дается краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат. Объем введения составляет примерно десятую часть от общего объема работы.
Основная часть – разделена на главы и параграфы. Необходимо раскрыть все пункты составленного ранее плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее и собственная позиция автора реферата. Важно добиваться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на решение главных задач. Каждый раздел основной части должен начинаться с постановки задачи и заканчиваться краткими выводами.
Подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные вопросы; делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на рассматриваемую проблему); отмечается, что нового для себя получил в результате работы над данной темой. Поставленные цель и задачи во введении должны соответствовать тексту заключения. Заключение по объему не должно превышать введения. На основании плана ведется накопление и целенаправленный отбор необходимого материала, определяется деление текста на логические соподчиненные элементы и даются название частям реферата, составляется его оглавление (содержание). Работа по содержанию реферата 1. Накопление фактического материала Все конкретно-исторические сведения, фактический материал можно получить с помощью исторических источников. Источники принято делить на первичные (первоисточники) и вторичные. а) Привлечение первоисточников является очень ценным. Введение в научный оборот неиспользованных ранее материалов, возможно имеющихся в музейных фондах, личных (семейных) архивах и т.д., сделают работу оригинальной, самобытной (например: «Ордена и медали России в моем доме», « Семейные реликвии», «Семейные династии»). б) Самым многочисленным видом вторичных источников являются письменные источники (научная и художественная литература, энциклопедии, словари и т.д.). в) Полезно составлять хронологические, синхронистические таблицы, схемы. Написание и значение терминов, фамилии и инициалы исторических деятелей уточняются по справочникам, энциклопедиям. г) Выписки лучше делать на отдельных листах, карточках, удобных для последующей систематизации материала. д) При изучении печатных источников не следует механически копировать целые фразы, абзацы. Еще в античные времена люди начали конспектировать. В буквальном смысле «конспект» означает «обзор». Вот что, например, писал о сущности этого метода древнеримский философ Луций Сенека (младший) (около 4 г. до н. э.-65 г. н. э.): «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу». Конспектирование- это краткое, лаконичное письменное изложение основного содержания, смысла какого- либо текста. Этот процесс требует активной мыслительной работы. Во всяком материале содержится информация трех видов: главная, второстепенная и вспомогательная. а) Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия существа того или иного вопроса, темы. б) Второстепенная информация служит для пояснения, уточнения главной, например, описание деталей быта, характеризующих историческую эпоху. в) Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше понять данный материал. Это всякого рода напоминания о ранее излагавшемся материале, заголовки, вопросы. Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов? Главную записываем полностью, иногда - дословно (цитируем); вспомогательную, наоборот, опускаем. Основное же содержание конспекта будет составлять переработка в целях сокращения и обобщения второстепенной информации и представления ее в виде тезисов, аргументов и выводов, изложения основных результатов (возможно в схемах, таблицах). 2. Письменное изложение результатов работы Простой бумаги светлый лист! Ты бел, как мел. Не смят и чист. Твоей поверхности пока Ничья не тронула рука. Чем станешь ты? Когда, какой Исписан будешь ты рукой? Кому и что ты принесешь? Любовь? Разлуку? Правду? Ложь? С. Михалков
Это позволит в дальнейшем при редактировании текста вносить дополнения (так называемые маргиналии – пометки на полях, от лат. marginalis - находящийся на краю), либо исправлять последовательность написанного, делать вставки с помощью ножниц и клея.
Практическая работа по теме. Обучение ведению библиографических записей Задание (Индивидуальная работа учащихся по памятке. На столах у каждого своя книга)
Пример: Карамзин Н. М. История государства Российского – М.: Эксмо, 2002 – С. 34-36 . Так можно записать информацию, полученную из следующих источников: (Образцы на столах) Справочник 1. Название темы или поисковое слово. 2. Название справочника 3. Место издания. 4. Издательство. 5. Год издания 6. Том, часть – Страницы от ------ до. 7. Краткое содержание. Книга: 1. Автор (фамилия, и., о.). 2. Заглавие 3. Место издания 4. Издательство 5. Год издания 6. Краткое содержание Статья 1. Автор 2. Название статьи 3. Название издания 4. Год 5. Номер журнала или дата, если это газета. 6. Страницы. 7. Краткое содержание (результаты работы индивидуально просматриваются, выявляются типичные ошибки, вносится корректировка) Практическая работа ( по группам) Составить список литературы для реферата по заданным темам, используя информационный стенд, книжную выставку, каталоги, указатели. Темы:
Ответьте на следующие вопросы:
Итог урока.
Слово библиотекаря: Мы с вами научились самостоятельно вести информационный поиск литературы для реферата, используя методы информационного поиска и научились выстраивать структуру реферата. Обратите внимание на стенд: «Твоя информационная культура» Материалы, представленные на стенде, помогут вам в написании реферата (дается обзор представленных материалов). Домашнее задание: Доработать список литературы с библиографическим описанием по теме реферата, выбранной на уроке. Используйте памятку и алгоритм работы, записанный в тетради. Использованная литература: 1.Большая Школьная Энциклопедия «Руссика». История России. 19-17 вв. / под ред. В. Бугромеева. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 800 с. 2.Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с. 3.Голубева, Е. И. Как работать с печатными изданиями: Памятка-консультация для старшеклассников / Е. И. Голубева // Школьная библиотека. - 2004. - №1.- С. 24-27. 4. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г. Г. Граник – М.: Образование, 1995. – 255 с. 5.Кузякина, Н. Любите книгу и цените библиотеку / Н. Кузякина // Библиотека в школе. - 2004. - №14. - С. 3-61. 6.Моряков, В. И. История России / В. И. Моряков – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 496 с. 7. Пятецкий, Л. М. История России 19 века / Л. М. Пятецкий, Л. М. Моряков – М.: Московский Лицей, 1995 – 162 с |
Урок по теме «Алгоритм» Цель урока: повторение основных понятий и... Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа за пк | Подводный мир. (Заключительный урок) Цель: 1 закрепить у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком, вспомнить основные понятия, необходимые... | ||
Урок по медиабезопасности для учащихся 1-11 классов Сентябрь 2013 Беседа «Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы в Интернете» для обучающихся 1-11 классов | в помощь учителю Алгоритм 1 работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой) | ||
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | Урок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории... Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-... | ||
Реферат Разработаны научно-образовательные материалы для проведения... Создание ним и ном для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних... | Урок в 6 классе по теме «Какие слова называются местоимениями» На доске тема и цели, закрытые от учащихся, эпиграф и дидактический материал, бумага и маркеры для работы над кластером | ||
Темы рефератов для учащихся 8-9 классов Методы шифрования: от древности до наших дней. Современные методы. Не забудьте про алгоритм | Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления» Каким способом больше всего происходит теплопередача от костра висящему над ним чайнику с водой? | ||
Программа кружка по математике для учащихся 5-7 классов Согласно письму Министерства образования от 11. 12. 2006 г. №06-1844 и Уставу школы дополнительное математическое образование необходимо... | Урок №1 Тема урока: Алгоритм. Класс: 2 Цель урока: Ввести понятие... ... | ||
Урок по русскому языку во втором классе тема урока Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Памятка-алгоритм для работы с безударными гласными; толковый словарь | Реферат «Особенности работы над многозначными словами» Расширение и уточнение словарного запаса тесно связаны со словарно-семантической работой над многозначными словами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов. Проверить знание и понимание детьми терминов «информатика», «информация»,... | Расписание занятий Это важнейший вид планирования процесса образования. Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года.... |