Скачать 314.89 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Воронская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области Программа кружка по математикедля учащихся 5-7 классов«Математикадлялюбознательных»Составитель: учитель математики Цветкова Г.Б. С. Воронье 2012 Пояснительная записка Согласно письму Министерства образования от 11.12.2006 г. № 06-1844 и Уставу школы дополнительное математическое образование необходимо для развития детского творчества. Известно, что только в ходе работы над задачами формируется творческое мышление. Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся. При построении кружковых занятий учитывается главная закономерность обучения, сформулированная дидактами: “Чем разностороннее деятельность учащихся, тем выше качество усвоения знаний”. Кружковые занятия по математике в 5-7 классах являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится кружок «Математика для любознательных», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Данная программа математического кружка «Математика для любознательных» рассчитана на три года обучения для учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на повышенном уровне, дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении, а также для тех, кто пока не знает, что процесс решения задач может доставлять удовольствие. В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить. «Пик интереса» учащихся к математике приходится на 11 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать. Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её. Цель программы: создать условия для развития личности ребенка; расширять возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников. Задачи: - повысить качество образования учащихся; - способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач; - развивать логическое мышление; - развивать у учащихся интерес к математике; - развивать у детей смекалку; - развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость; - расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое; - показать широту применения математики в жизни. Сроки реализации Программа рассчитана на 3 года. Формы и режим занятий Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д. Подразумевается, что занятия проводятся 1 час в неделю. Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия. На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы. Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе. Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается. Совет кружка Совет кружка состоит из старосты, редактора и одного из учащихся. Совет обсуждает и корректирует план работы кружка на учебный год, информирует учащихся о предстоящих мероприятиях. В конце года совет представляет администрации отчёт о проделанной работе. Совет кружка избирается на год. Веселова Светлана – староста Смирнова Яна – редактор Смирнов Максим – ответственный Ожидаемые результаты и способы их проверки
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - олимпиады - учебно-исследовательские конференции - викторины - интеллектуальные математические игры - выставки творческих работ Характеристика детского объединения Возрастные потребности Кружок «Юные математики» посещают дети разного возраста. Для младших школьников занятия в кружке основаны на решении интересных, «сказочных» задач, которые формулируются не сухим математическим языком, как это делается в учебниках, а излагаются в виде сказки или истории, в которой участвовали известные сказочные персонажи, на возможности каждому ученику пережить радость достижения. А для старших ребят (7,8 классы) задачи предлагаются более серьёзные, при решении которых требуется не только логическое чутьё, но и здравый смысл, и приобретённые знания. Социальные особенности детей На кружок ходят ребята из разных семей: из неполных семей – 3 человека, из вновь созданных семей – 1 человек, из опекаемых – 1 человек. Половой состав Мальчиков – 5 человек, девочек – 7 человек. Состояние здоровья Основную группу здоровья имеют 1 детей, подготовительную – человека, специальную – человек. Основное содержание программы Программа включает в себя несколько блоков. Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике». Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление. Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике. Формы: мозговой штурм, эвристические беседы. Второй блок – «Из истории математики». В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса. Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами. Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое. Третий блок – «Занимательные задачи». В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д. Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике. Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина. Четвёртый блок – «Старинные задачи». В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие. Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами. Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты. Пятый блок – «Прикладная математика». Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты. Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта. Формы: развивающие игры, лекции, оригами. Шестой блок – «Задачи повышенной трудности для 9 класса». В связи с тем, что 9-классники сдают экзамен по алгебре в форме ЕГЭ (новая форма экзамена), то для них предлагаются задачи повышенной трудности из учебника «Алгебра, 9». По результатам прошлых экзаменов можно сделать вывод о том, что школьники плохо справляются с уровнем С. Поэтому цель данного блока состоит в следующем. Цель: готовить учащихся к итоговой аттестации, развивать логическое мышление, учить рассуждать, доказывать. |
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение... | Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | ||
Программа математического кружка Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка... | Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики... | ||
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи | ||
Образовательная программа по курсу кружка «В гостях у сказки» для... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «В гостях у сказки» составлена... | Создание экологических условий для комнатных растений кабинета биологии Методическая разработка занятия кружка «Юный исследователь природы» для учащихся 5 – 9 классов по теме | ||
Программа кружка «юный эколог» Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по... | Программа кружка «Азбука права» предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Быструшинская средняя общеобразовательная школа | ||
Программа кружка «юный математик» для учащихся 5-6 классов «О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.» | Дополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа по математике для 5 и 6 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных... | Рабочая программа кружка «Информационная грамотность» Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Составлена из расчета 70 учебных часов в год, 2 часа... | ||
Рабочая учебная программа по геометрии для классов с дополнительной... Министерства образования Российской Федерации программы по математике для школ (классов) с углубленным изучением математики (Программы... | Программа. Кружок по математике для учащихся 6-8 классов Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить... |