Урок русского языка





Скачать 79.99 Kb.
НазваниеУрок русского языка
Дата публикации27.09.2013
Размер79.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Автор: Лисовская Татьяна Ивановна, учитель начальных классов.


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

4 КЛАСС (коррекционная школа VIII вида)
Тема: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.

  2. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

  3. Формировать внимание, навыки работы на компьютере.

Необходимое оборудование и материалы:

компьютер для учителя; проектор; экран; компьютеры для учащихся; мультимедийный наглядный материал; CD-диск «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»; письмо дяди Фёдора; карточки; жетоны «золотые монетки».
Ход урока
I. Орг. момент.

СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.

Заливается звонок,

Приглашает на урок.

Много нового узнаем,

Если постараемся.

Спинки – прямо,

Плечи – прямо.

Готовы? Занимаемся.

II. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а провести мне его помогут герои мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино». Они помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.

Но сначала ответьте на вопросы:

- Какой детский писатель написал сценарий к этому фильму? (Эдуард Успенский).

- Назовите имена героев мультфильма «Трое из Простоквашино».
Чтобы чисто и красиво

Записать нам всё в тетрадь,

Пальчики необходимо

Нам как следует размять.
Пальчиковая гимнастика.


Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

Дети поочередно растирают

пальчики на правой и левой руках.


III. Словарный диктант.

СЛАЙД № 3. На экране появляется надпись «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Сверьте ваши записи в тетрадях с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.
СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.
Загадки.


Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)


С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (Газета)


Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …..(молоко)


Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)


Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)


Там у дороги стоят стога,

Петух на заборе поёт с утра,

Пастух собирает в стадо коров,

У каждого дома поленица дров. (Деревня)



- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые монетки»).

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?
IV. Объяснение нового материала.

СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика.

По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя».

Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

- Назовите из указанных слов клички животных.

- Назовите имена и фамилии людей.

- Назовите названия деревни и речки.

После того, как дети дают правильный ответ, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные.

- Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает им подчеркнуть первые буквы каждого слова и подводит к выводу, что все они написаны с большой буквы).

СЛАЙД № 15.

- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.

По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:

Имена собственные пишутся с большой буквы.
V. Физминутка.

СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.


Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам – круговые движения,

Вперёд-вперёд, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперёд наклонитесь,

Затем два раза назад – не ленитесь!

Вправо и влево вы наклоняйтесь,

Вправо и влево – не ошибайтесь.

На ноги свои обратите вниманье,

Делайте глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх, скачите дружно!



Руки поднять вверх.

Руки на пояс.

Повороты туловища в стороны.
Кисти рук поднять к плечам.
Круговые движения согнутыми руками.
Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить.
Наклоны вперёд, руки вниз.
Наклоны назад, руки на пояс.

Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседания.

Прыжки на месте.


VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.

- Помните, ребята, как мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино? Что он сделал, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.

- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите присутствующие в письме имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».
2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Кто из вас может сказать, от чего образуется отчество?

При затруднении учитель может помочь учащимся наводящими вопросами: как зовут твоего отца, как зовут тебя по имени и отчеству?

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .

Коля – … .

- Что обозначают слова первого столбика? (Краткие имена людей).

- Что обозначают слова второго столбика? (Полные имена людей). Щелчок левой кнопкой мыши.

Мама с экрана: «Запишите имена людей парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».

- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

Папа с экрана: «Измените слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.

Иван – … .

Павел – … .

Михаил – … .

- Что обозначают слова первого столбика? (Мужские имена).

- Что обозначают слова второго столбика? (Отчество). Щелчок левой кнопкой мыши.

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы».

Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».
VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.

СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.

- Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.

- Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.

- Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза».

- Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45.

- Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!».

Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя приз – «золотую монетку».
VIII. Релаксация.

СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдыха», музыкальное сопровождение.

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.
IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

- Интересно ли вам было работать на уроке?

- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок русского языка iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка iconШальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского...
Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном...
Урок русского языка iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка iconПеречень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок...
«Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л
Урок русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск