Скачать 79.99 Kb.
|
Автор: Лисовская Татьяна Ивановна, учитель начальных классов. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС (коррекционная школа VIII вида) Тема: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ Задачи:
Необходимое оборудование и материалы: компьютер для учителя; проектор; экран; компьютеры для учащихся; мультимедийный наглядный материал; CD-диск «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»; письмо дяди Фёдора; карточки; жетоны «золотые монетки». Ход урока I. Орг. момент. СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока. Заливается звонок, Приглашает на урок. Много нового узнаем, Если постараемся. Спинки – прямо, Плечи – прямо. Готовы? Занимаемся. II. Сообщение темы и задач урока. СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока. - Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а провести мне его помогут герои мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино». Они помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся. Но сначала ответьте на вопросы: - Какой детский писатель написал сценарий к этому фильму? (Эдуард Успенский). - Назовите имена героев мультфильма «Трое из Простоквашино». Чтобы чисто и красиво Записать нам всё в тетрадь, Пальчики необходимо Нам как следует размять. Пальчиковая гимнастика.
III. Словарный диктант. СЛАЙД № 3. На экране появляется надпись «Словарный диктант» и галчонок Хватайка. - Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Сверьте ваши записи в тетрадях с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте. СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения. Загадки.
- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые монетки»). - Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя? IV. Объяснение нового материала. СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. - Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?» - Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения). СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. - А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака. А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик». Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?» Печкин: «Верно». СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов. - Свои собственные имена имеют и другие предметы. - Прочитайте слова на экране. - Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов? - Задание от собаки Шарика. По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя». Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение. - Назовите из указанных слов клички животных. - Назовите имена и фамилии людей. - Назовите названия деревни и речки. После того, как дети дают правильный ответ, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением. - Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. - Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает им подчеркнуть первые буквы каждого слова и подводит к выводу, что все они написаны с большой буквы). СЛАЙД № 15. - Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила): Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные. По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила: Имена собственные пишутся с большой буквы. V. Физминутка. СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.
VI. Закрепление. 1. Письмо дяди Фёдора. СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением. - Помните, ребята, как мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино? Что он сделал, чтобы родители не волновались за него? - Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте. - Внимательно прочтите письмо. СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами. - Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте). - Назовите присутствующие в письме имена собственные. - С какой буквы пишутся имена собственные? - Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки». 2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора. СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора. - Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю. - Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Кто из вас может сказать, от чего образуется отчество? При затруднении учитель может помочь учащимся наводящими вопросами: как зовут твоего отца, как зовут тебя по имени и отчеству? - Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора. СЛАЙД № 20. Мама с экрана: «Измените слова по образцу». Люда – Людмила. Галя – … . Вася – … . Коля – … . - Что обозначают слова первого столбика? (Краткие имена людей). - Что обозначают слова второго столбика? (Полные имена людей). Щелчок левой кнопкой мыши. Мама с экрана: «Запишите имена людей парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы». - Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора. СЛАЙД № 21. Папа с экрана: «Измените слова парами по образцу». Пётр – Петрович. Иван – … . Павел – … . Михаил – … . - Что обозначают слова первого столбика? (Мужские имена). - Что обозначают слова второго столбика? (Отчество). Щелчок левой кнопкой мыши. Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы». Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки». VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами. СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением. - Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока. - Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером. - Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза». - Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45. - Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!». Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя приз – «золотую монетку». VIII. Релаксация. СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдыха», музыкальное сопровождение. - Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. - Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок. IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы. - Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали? - Интересно ли вам было работать на уроке? - Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!» |
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского... Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном... | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края |