Скачать 85.02 Kb.
|
Брежнева В.В. Конспект научной биографии, написанный учениками / В.В. Брежнева, Т.В. Захарчук, О.М.Зусьман // Петербургская библиотечная школа. – 1999. – № 1. – С. 15–18. КОНСПЕКТ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ... написанный учениками Валентина Владимировна Брежнева — доцент кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургского университета куль-туры, канд. пед. наук Татьяна Викторовна Захарчук — и.о. зав. научно-исследовательским отделом библиотековедения Российской национальной библиотеки, канд. пед. наук Олег Мепделевич Зусьмаи — доцент кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургского государственного университета культуры Почти невозможно писать объективно о человеке, которого хорошо знаешь и очень любишь. Пусть объективность будет уделом оппонентов, а ученикам пусть никто не откажет в привилегии говорить о своем учителе с любовью. Мы будем говорить о нашем учителе, Валентине Альфредовне Минкиной — библиографе, библиотековеде, профессоре кафедры научно-технической информации Санкт-Петербургского университета культуры, воспитавшей несколько поколений библиотечно-информационных работников Санкт-Петербурга. Вряд ли в нашем городе найдется хоть одна более или менее крупная научная библиотека, в которой не работают ученики Валентины Альфредовны. Каждый из нас может сказать, что встреча с Валентиной Альфредовной во многом определила его профессиональную и личную судьбу. Нет сомнения, что такие же или похожие слова произнесут многие ее ученики: педагоги библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, библиотекари и библиографы, работники информационных и т.п. служб. Мы лишь попытались составить краткий конспект той большой монографии, которую мы бы хотели написать для серии книг «Выдающиеся ученые и педагоги библиотечного Санкт-Петербурга». Серии, которую, надеемся, будет издавать Санкт-Петербургское библиотечное общество. Глава 1. Ее учителя Когда пишешь об ученом, нельзя не сказать об его учителях, о тех людях, которые сформировали его будущее в науке. Валентина Альфредовна закончила Ленинградский институт культуры по кафедре технической литературы, на которой несколько позже написала и успешно защитила диссертацию под руководством Л.В. Зильберминц. На этой кафедре (сейчас кафедре научно-технической информации) Валентина Альфредовна и преподает уже около 30 лет. Свое уважение и любовь к учителям она передала и своим ученикам. С самого начала мы, ученики, знали имена И.А. Мохова, Д.Ю. Теплова, В.В. Гнучевой. Всегда с особой теплотой звучало имя Людмилы Вениаминовны Зильберминц, чей авторитет стал непререкаемым для всех, кто когда-либо учился и работал на кафедре. Все ученики Валентины Альфредовны с гордостью говорят о том, что принадлежат к научной школе Л.В. Зильберминц, а теперь добавляют — и к школе Зильберминц-Минкиной. Благодаря Валентине Альфредовне на кафедре сложилось бережное отношение к истории кафедры, сохраняемое во всем: в фотографиях основателей кафедры; во встречах со старыми сотрудниками; в подготовке биобиблиографий сотрудников; в подготовке воспоминаний и статей о людях, работавших на кафедре. Глава 2. Ее коллеги Вместе с Валентиной Альфредовной к научной школе Л.В. Зильберминц принадлежат и такие известные ученые и педагоги, как Г.В. Гедримович, Э.Е. Рокицкая, Т.А. Белогорская. Они все вместе и были той «могучей кучкой», которая определяла на кафедре научную жизнь, воспитывала в учениках уважение к делу и создавала ту атмосферу доброжелательности, которая всегда привлекала студентов. Глава 3. Ее ученики Валентина Альфредовна прекрасный педагог. В это понятие мы вкладываем не только лекторское мастерство, но неиссякаемые любовь и уважение к студентам. В каждом из них, даже в самых безнадежных, она находит какие-то привлекательные стороны, относясь к преподаванию как к сотворчеству педагога и студента. Главными на кафедре всегда были и остаются не преподаватели, а студенты. Студенты никогда не стоят под дверью, каждому назначается время индивидуальных консультаций, и вот тогда и появляется абсолютная студенческая уверенность, что важнее тебя и твоей курсовой (диплома, диссертации и т.д.) в жизни Валентины Альфредовны ничего не существует. Каждый из ее учеников помнит неловкость, появляющуюся во время примерно такого разговора: В.А.: «На странице 39 Вашей работы во 2-м абзаце надо более четко оговорить идею, конкретизировать мысль. Я предлагаю перестроить этот фрагмент следующим образом....» А ты стоишь и судорожно пытаешься вспомнить, есть ли у тебя работа, есть ли в ней 39 страница и есть ли на ней мысль. Что еще? Колоссальная работоспособность, рождающая в окружающих уверенность, что «шеф» может все и всегда. Типичная ситуация выглядит так: 10-минутный перерыв между парами. Полуживая, после четырех, нередко шести, а иногда и восьми часов занятий, Валентина Альфредовна заходит на кафедру с надеждой выпить чашку кофе и позвонить домой, дабы осуществить «телефонное воспитание» внучки. Но это только ее надежды, поскольку переменки с нетерпением ждали и мы и, только завидя «шефа», начинаем задавать самые разные вопросы, требующие для ответа от легкого кивка головой, подписи, разрешения до подробного философского отступления. И Валентина Альфредовна успевает за эти 10 минут решить те проблемы, над которыми мы бились недели. Мы, конечно, знаем из истории, что были люди, которые могли одновременно слушать, думать, говорить и писать, но из живущих рядом знаем только нашего «шефа». Валентиной Альфредовной подготовлено 9 кандидатов педагогических наук. На первый взгляд, это не так уж и много. Но сегодня уже они определяют развитие библиотечно-информационной науки в стране. Это профессор, заведующий кафедрой Омского государственного университета Е.М. Смирнов, доценты различных институтов культуры В.А. Глушко (Харьков), Н.В. Огурцова (Омск), О.М. Зусьман и В.В. Брежнева (Санкт-Петербургский университет культуры), О.Ю. Устинова – заместитель директора по научной работе Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского и др. Сейчас в науку пришли уже ученики учеников Валентины Альфредовны. Валентина Альфредовна сочетает в себе качества блестящего педагога и замечательного ученого. Ее научная деятельность всегда очень тесно сочеталась с педагогической. Ее педагогический талант позволил привлечь в науку наиболее талантливую молодежь. А проводимые ею научные исследования всегда становились основой для новых учебных курсов и программ. Глава 4. Вклад в развитие библиотечно-информационной науки Диапазон научных интересов Валентины Альфредовны всегда был очень широк. Ею опубликовано более 100 работ. Она автор коллективной монографии, многих статей, учебных пособий, глав учебников, программ учебных курсов. Особенностью ее научного творчества стало постоянное расширение научных интересов под воздействием требований времени (то, что социологи науки называют профессиональной мобильностью). Предметный анализ публикаций Валентины Альфредовны позволяет выделить основные, последовательно развиваемые ею направления. Сначала это были проблемы информационно-поисковых языков и возможностей библиотечно-библиографических классификаций. В середине 70-х годов основное внимание сосредоточено на связи документальный поток — библиографическая продукция. Исследования посвящены вопросам библиографирования технической литературы, оценке качества библиографических пособий. Эта тема продолжается в 80-х годах на основе изучения документальных потоков, когда выходят в свет работы по организации проблемно-ориентированного информационного обеспечения и слежения за развитием отраслей и проблем в области естествознания и техники. В конце 70-х годов В.А. Минкиной в соавторстве с Э.Е. Рокицкой открывается новое для отечественной библиографии направление исследований документального потока — изучение ценностных свойств документов, качественная оценка их библиографами. В конце 80-х годов В. А. Минкина занимается изучением проблем библиографического обслуживания специалистов. Вместе с коллегами ею найден нетрадиционный подход — психолингвистическое изучение профессионального чтения, позволивший объединить результаты изучения ценностных свойств документов, условий чтения и ситуаций библиографического обслуживания в единый комплекс проблем организации обслуживания специалистов научно-технических библиотек предприятий и организаций, наметить пути и проблемы библиографического обеспечения специалистов в условиях межведомственного взаимодействия библиотек, разрабатывать проблемы информационного менеджмента и маркетинга. В то же время наметился переход к разработке проблем оценки информационно-библиотечного потенциала региона, анализа взаимодействия библиотек различного типа и подчинения. Этой проблеме посвящена монография «Библиотечная система крупного города» (1993 г.), в которой освещены вопросы истории и современного состояния библиотечной системы Санкт-Петербурга. Особое место в научном творчестве В.А. Минкиной занимает комплексная проблема роли библиотечно-библиографического обслуживания в непрерывном образовании специалистов. Результаты этого исследования в 1993 г. были защищены в качестве докторской диссертации. Известность среди коллег получили и работы последнего пятилетия, связанные с изучением информационной культуры специалистов, рассмотрением проблем имиджа библиотек, информационного поведения ученых. Однако вклад ученого определяется не только количеством опубликованных работ, широтой их тематики, но и тем, как они используются в профессиональном сообществе и смежных научных дисциплинах. Установлено, что количество ссылок на публикации Валентины Альфредовны, сделанных в основных профессиональных журналах России и в диссертационных исследованиях — более 300. На ее работы ссылаются не только те, кто работает в близких научных направлениях, но и ученые, занимающиеся самыми разными проблемами библиотечно-информационной науки, социологи, науковеды, психологи, педагоги. Мы сумели выявить работы нашего учителя, которые вызвали наибольший интерес. В основном пока это работы 70-х—80-х годов. Еще рано говорить об активном цитировании более поздних публикаций. К наиболее цитируемым публикациям В. А. Минкиной относятся:
Однако научная работа Валентины Альфредовны не замыкается в стенах кафедры и университета. Она — талантливый организатор науки, член Ученого совета Университета культуры, Совета по присуждению ученых степеней, Ученого совета Международной школы социологии науки и техники. И, наконец, она член Правления Санкт-Петербургского библиотечного общества. Во всех этих организациях она работает в полную силу, никогда ее членство не является формальным. Что еще? Неиссякаемый творческий потенциал, основанный на вере в безграничные возможности профессии. Отсюда стремление к социальной экспансии, а это значит постоянное обновление классических курсов и разработка новых: от зарождения идеи до аудиторного исполнения. Понимание того, что для того, чтобы профессии выжить, ей надо изменяться. Понимание единства теории и практики. Отсюда желание участвовать в экспериментальных исследованиях, привнося реальность, опыт работы в аудиторные курсы. И желание привлечь практиков к исследовательской работе, совместные исследования с Библиотечным обществом, с Библиотекой им. В.В.Маяковского, с ВУЗовскими библиотеками и др. И последнее. Работа рядом с Валентиной Альфредовной ставит очень высокую планку. И хотя всем нам уже достаточно много лет, нам стыдно сделать работу плохо, получить упрек. И мы очень стараемся. Поэтому один из основных мотивов нашей деятельности — любовь к «шефу», и мы, ученики Валентины Альфредовны, не стесняемся высоты этих слов. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебное... | Урока математики с литературой в 8 классе по теме: «Биография М.... Обобщить и расширить знания учащихся о биографии и научной деятельности М. В. Ломоносова | ||
Конспект урока. Организационный момент Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | Конспект урока химии в 10 классе Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | ||
Иванова Надежда Ефимовна Кот: Здравствуйте, ребята! Вы сегодня станете настоящими первоклассниками, учениками нашей пятой школы. Но сначала я проверю, а готовы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информация о факультете, поступлении и обучении, научной работе, биографии психологов мгу, каталог ссылок на русскоязычные психологические... | ||
Олейник юрий николаевич Основные этапы научной биографии Олейника Юрия Николаевича связаны с Институтом психологии ран (ранее ип ан ссср) и Московским гуманитарным... | Конспект урока Тема урока: "Events and Times" Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | ||
Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе... Правильно написанный реферат предполагает обоснование той точки зрения, той позиции, с которой вы, предварительно проработав несколько... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ноу «Санкт-Петербургская ноу «Санкт-Петербургская гимназия «альма-матер» гимназия «альма-матер» | ||
Отчет муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Пскова | Конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» «кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе | ||
Учебно-методический комплекс (умк) «Информационно-библиотечная культура» Информационно-библиотечная культура : учеб метод комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм гос ун-та / сост.... | План-конспект Цель: создать смысловые и организационные условия для применения учениками комплекса знаний и способов деятельности при изучении... | ||
Публичный отчёт школы за 2011/2012 учебный год Законом РФ «Об образовании», другими федеральными и региональными нормативными актами, национальной образовательной инициативой «Наша... | Конспект биографии и творчества писателей данного модуля Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... |