Скачать 345.54 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ КУЛЬТУРА Учебно-методический комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюменского государственного университета Тюменский государственный университет 2010 УДК 02(075.8) ББК 78.5я73 И-74 Информационно-библиотечная культура : учеб.-метод. комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм. гос. ун-та / сост. Э. А. Онопко, М. Н. Кузнецова ; отв. ред. А. Г. Еманов. – Тюмень, 2010. – 31 с. Учебно-методический комплекс (УМК) «Информационно-библиотечная культура» подготовлен на основе государственных образовательных стандартов и представляет собой совокупность учебно-методических материалов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения, а также оказать помощь студентам в самостоятельном изучении материала курса. УМК разработан в соответствии с «Методическими рекомендациями преподавателям ТюмГУ по созданию учебно-методического комплекса дисциплины» и с учетом «Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет». Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Информационно-библиотечного центра ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ Л. М. Волосниковой. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А. Г. Еманов д. и. н., профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: Е. Н. Бережкова к. п. н., доцент Н. П. Соколова, директор научной библиотеки ТГАИКИСТ © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010 Содержание
и электронному каталогам………………………………………………......18
В современном мире ежедневно появляется огромное количество информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности её поиска, сбора, анализа и синтеза. Для свободной ориентации в информационных потоках специалист любого профиля в современных условиях должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию. Для этого необходимо обладать информационной культурой. Информационная культура - одна из составляющих общей культуры человека. Информационно-библиотечная культура - совокупность информационной культуры личности и системы специализированных знаний и умений, обеспечивающих эффективную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Цель преподавания дисциплины – обучение студентов информационно-библиотечной культуре. Задачи преподавания дисциплины:
Курс «Информационно-библиотечная культура» подготовлен для студентов первых курсов очной формы обучения и рассчитан на один семестр. Общий объем курса по учебному плану – 6 ч.: 2 ч. лекционных, 4 ч. семинарских. Курс состоит из трех модулей, освоение каждого из которых завершается контрольным мероприятием. Форма аттестации – зачет, максимальное итоговое количество баллов – 60.
Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
Понятие «информация». Виды, формы, свойства информации. Этапы информационной революции. Информационное общество. Информационная культура. Понятие «документ». Первичные и вторичные документы. Типы и виды изданий.
Понятие «библиография». Библиографическая информация. Информационно-библиографический поиск. Информационное обслуживание. Система библиотек России. Центры библиографии. Библиографическая продукция. Типы и виды библиографических пособий. Информационно-библиотечный центр ТюмГУ: история, информационные ресурсы и услуги, правила пользования библиотекой. Применение государственных стандартов: ГОСТ 7.1-2003; ГОСТ 7.0.5-2008; ГОСТ 7.12-93. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Система библиотечных каталогов. Библиотечно-библиографическая классификация для научных библиотек.
Информационные технологии в библиотеке. Автоматизированные информационно-библиотечные системы. АИБС «ИРБИС». Электронный каталог. Справочно-поисковые системы «Гарант», «Консультант+», базы данных ИБЦ ТюмГУ. Интернет как информационная система. Поисковые системы Интернет. Электронные библиотеки, научные он-лайн ресурсы. Сайт ИБЦ ТюмГУ.
Задача практических занятий – формирование навыков, обеспечивающих эффективную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, а также формирование навыков оформления студенческих работ по правилам библиографии (ГОСТ 7.1-2003). Практическая работа 1. Поиск информации по библиографическим и информационным изданиям. Объекты изучения: государственные библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей»; отраслевые библиографические указатели ИНИОН и ВИНИТИ соответственно направлению подготовки специалистов; универсальные и отраслевые справочные и энциклопедические издания; ГОСТ 7.1-2003. Практическая работа 2. Поиск информации по каталогам, электронным ресурсам, справочно-правовым системам. Объекты изучения: алфавитный, систематический и электронный каталоги ИБЦ ТюмГУ; справочно-поисковые системы «Гарант», «Консультант+», базы данных ИБЦ ТюмГУ, электронные информационные ресурсы. 1. Поиск информации по библиографическим и информационным изданиям 1.1. «Летописи» Российской книжной палаты (РКП). «Книжная летопись» (2009). 1.1.1. Используя предметный указатель, найти книги по конкретной теме. Отметить обязательные элементы описания и составить библиографическую запись. 1.1.2. Используя именной указатель, найти книгу конкретного автора. . Отметить обязательные элементы и составить библиографическую запись. 1.2. «Летопись журнальных статей» (2009), 1.2.1. Используя содержание, найти статьи по предложенной теме. 1.2.2. Используя именной указатель, найти статьи конкретного автора. 1.3. «Летопись газетных статей» (2009). 1.3.1. Используя именной указатель, найти статью конкретного автора. 1.3.2. Используя географический указатель, найти статьи о Тюменской области, опубликованные в центральных газетах. 1.4. «Ежегодник книги РФ». 1.4.1. Используя именной указатель, найти книгу конкретного автора. Отметить обязательные элементы описания и составить библиографическую запись. 1.4.2. Используя предметный указатель, найти книгу по конкретной теме. Отметить обязательные элементы описания и составить библиографическую запись. 1.5. Энциклопедические и справочные издания. 1.5.1. Используя энциклопедии и справочники найти необходимые биографические сведения о конкретной исторической личности. 1.5.2. Используя справочные издания найти определение конкретного термина, понятия. 2. Поиск информации в карточных каталогах и картотеках 2.1. Алфавитный каталог. 2.1.1. Найти книги конкретного автора. Оформить заявку на 1-2 издания. 2.1.2. По имеющемуся названию найти сборник научных работ. Оформить заявку на издание. 2.2. Систематический каталог. 2.2.1. Используя АПУ определить каталожный индекс для книг по конкретной теме, найти книги данной теме. Оформить заявку на одну из найденных книг. 2.3. Систематическая картотека статей. 2.3.1. Найти с использованием АПУ последние публикации в центральных журналах по указанной проблеме. Оформить заявку на 1-2 статьи. 2.4. Краеведческая картотека. 2.4.1. Найти указанный материал по Тюменской области. Оформить заявку. 2.5. Картотека заглавий художественных произведений. 2.5.1. Найти имя автора предложенного заглавия художественного произведения. Выяснить по алфавитному каталогу, какие еще издания данного автора имеются в библиотеке.
Основная литература
Дополнительная литература
Пример задания.
а) Пример задания для работы с алфавитным и систематическим каталогами:
б) Пример задания для работы с электронным каталогом: База данных «Книги»: 1. Установить наличие в библиотеке книги и оформить на нее читательское требование (заявку). Поиск производится или по автору, или по заглавию: Пахомов Юрий Николаевич. Формирование экочеловека. – СПб., 2002 2. Найти книгу по ключевому слову (по теме) и оформить на нее читательское требование: «О Багратионе Петре Ивановиче» База данных «Статьи»: 3. Найти статью и указать источник (название журнала, год, номер, страницы, на которых находится статья): Косырев В. Культура учебного труда студента. в) Дополнительные вопросы по сайту библиотеки http://www.tmnlib.ru
Специальность «Социальная структура, социальные институты и процессы», Акулич М. М.
«Науки о земле. Естествознание»
1. Выберите правильный вариант ответа. Информационная культура – это: а) прогнозирование последствий принимаемых решений б) составная часть общей культуры человека, представляющая собой совокупность знаний, навыков и правил, созданных в области информационной деятельности и позволяющих потребителю информации свободно ориентироваться в информационном пространстве. 2. Расположите этапы информационного поиска в правильном порядке. 1-, 2-, 3-. 3. Выберите основные данные, необходимые для идентификации документа. а) год б) тираж в) автор г) серия д) название е) место издания ж) количество страниц з) цвет обложки и) издательство к) цена 4. Выберите элементы, которые в структуре документа, выполняют справочно-поисковую функцию. а) именной указатель б) содержание в) эпилог г) географический указатель д) вступительная статья е) предметный указатель 5. Сопоставьте виды основных изданий государственной библиографии с их информационным назначением.
1-, 2-, 3-, 4-, 5-. 6. Выберите вид каталога, с помощью которого можно найти документ, если известна фамилия автора или точное название книги. а) систематический каталог б) электронный каталог в) алфавитный каталог 7. Выберите вид каталога, с помощью которого можно подобрать литературу по теме. а) алфавитный каталог б) систематический каталог в) электронный каталог 8. Выберите правильный вариант ответа. Перечнем ключевых слов, расположенных в алфавитном порядке с указанием шифра, по которому можно отыскать нужный документ в систематическом каталоге, является… а) алфавитно-предметный указатель б) географический указатель в) хронологический указатель 9. Отметьте базы данных, по которым можно осуществлять поиск в электронном каталоге ИБЦ ТюмГУ. а) «Статьи» б) «Периодика» в) «Газеты» г) «Книги» д) «Немецкая литература» 10. Перечислите необходимые элементы для оформления читательского требования. а) место хранения документа б) фамилия автора в) фамилия читателя г) количество экземпляров д) шифр е) название з) тираж ж) номер читательского билета и) цена документа к) год издания 11. Выберите правильные варианты ответов. На сайте библиотеки http://www.tmnlib.ru можно найти: а) научные он-лайн ресурсы б) библиографические указатели в) рекомендации по оформлению студенческих работ г) правила пользования библиотекой д) информацию о новых книгах е) электронный каталог ж) прогноз погоды Ключ к тесту:
2.4. Схемы и примеры библиографического описания Библиографическое описание книги Заголовок (автор) Основное заглавие (название) первые сведения об ответственности (авторы) сведения, относящиеся к заглавию (уточняющие данные, вид, жанр и др.) СХЕМА . : / ; последующие сведения об ответственности (составители, переводчики, редакторы) Место издания (город) Сведения об издании (данные о повторности издания) . – . – : Объем (количество страниц) дата издания (год) Издательство , . – . ПРИМЕРЫ Книга одного автора Королев Л. Н. Архитектура электронных вычислительных машин : справочник / Л. Н. Королев. - 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Научный мир, 2005. – 271 с. Книга двух или трех авторов: Андреева И. В. Психология коммерции : учеб. пособие / И. В. Андреева, О. Б. Бетина, О. А. Жлудова. – Санкт-Петербург : Вектор, 2005. – 155 с. Книга четырех и более авторов: Философия : учеб. для вузов / Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова и др. ; под ред. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд. – Москва : Юрист, 2005. – 506 с. Книга под редакцией: Народы мира : энциклопедия / под. ред. Л. М. Минц. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 640 с. Библиографическое описание статьи СХЕМА Заголовок (автор) сведения об ответственности (авторы) Основное заглавие (название статьи) сведения, относящиеся к заглавию (уточняющие данные) . : / Основное заглавие (название журнала) Дата издания (год) Объем (количество страниц) Номер издания // . – . – . – . ПРИМЕРЫ Статья одного автора: Попова С. С. Риск и наука : об области актуальности проблемы / С. С. Попова // Философия науки. – 2005. – № 1. – С. 172-174. Статья двух или трех авторов: Степин С. Н. Марганец против коррозии / С. Н. Степин, М. Р. Зиганшина, М. С. Пешкова // Наука в России. – 2005. – № 4. – С. 52-53. Статья четырех и более авторов: Интерактивные формы обучения : традиции и инновации / Д. А. Гдалин, М. Ю. Челпаков, С. И. Махов и др. // География и экология в школе. – 2005. – № 3. – С. 34-41. |
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 4 курса очной формы обучения по направлению: 071300. 62 Народная... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс москва 2009 Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс (умк) учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлен на основе требований Государственного... | Учебно-методический комплекс москва 2011 федеральное государственное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Физическая культура» подготовлен на основе требований Федерального государственного... | ||
Учебно-методический комплекс москва 2011 федеральное Государственное... Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Культура речи и этикет» подготовлен на основе требований Федерального государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) Умк обсуждено и одобрено методической комиссией факультета педагогического образования | Информационно-правовые системы учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» Конева Н. А., Волохов Е. Н; Малеев Д. О. Лыжный спорт. Учебно методический комплекс для студентов Института физической культуры направление... | ||
Учебно-методический комплекс образовательной профессиональной программы... Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы» по дисциплине «Информационно-управляющие комплексы... | Культура речевой коммуникации учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... |