Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)»
страница1/5
Дата публикации12.04.2015
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет
Институт физической культуры
Кафедра лыжного спорта


Н.А.Конева, Е.Н.Волохов, Д.О.Малеев

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Физическая культура (лыжный спорт)»

для студентов дневной и заочной формы обучения

направления 032100.62 «Физическая культура


Издательство

Тюменского государственного университета
2008
УДК 796.8(075)

ББК75.715 я 73

К735
Конева Н.А., Волохов Е.Н; Малеев Д.О. Лыжный спорт. Учебно - методический комплекс для студентов Института физической культуры направление – «Физическая культура». – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. – 39 с.

В содержании практических занятий представлена общая направленность изучения методики преподавания курса «Лыжный спорт». Определены задачи, виды учебной работы по дисциплинам: «Физическая культура (лыжный спорт)»,

Рекомендовано к изданию Учебно-методической комиссией института физической культуры. Одобрено Учебно-методической

Секцией Ученого совета ТюмГУ.


Ответственный редактор / Д.О. Малеев, зав.кафедрой лыжного спорта, доцент
Рецензенты: Заведующий кафедрой физического воспитания ТГАСУ,

к. п. н., доцент, Заслуженный работник физической культуры РФ П.Г.Смирнов;

Исполнительный директор Тюменской областной

Федерации лыжных гонок, к. п. н.,

Тоболов А.А.

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

Издательство Тюменского государственного университета, 2008

Н.А.Конева, Е.Н.Волохов, Д.О.Малеев, 2008

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Распределение часов по формам занятий ОДО, ОЗО

3. Содержание уч. дисциплины 1курс- 2семестрт

4. Содержание уч. дисциплины 2курс- 3семестрт

5. Содержание уч. дисциплины 2курс- 4семестр

6. Содержание уч. дисциплины 4курс- 7семестр

7. Содержание уч. Дисциплины ОЗО 1курс- 1семестр

8. Содержание уч. дисциплины ОЗО 2курс- 3семестр

9. Содержание уч. Дисциплины ОЗО 3курс- 5семестр

10. Список литературы -

11. Приложение 1

12. - Образец

Пояснительная записка
Учебно – методический комплекс представлен в виде учебной программы дисциплины, тематики и методических рекомендаций по составлению самостоятельной работы студентов.

Учебно - методический комплекс «Лыжный спорт» направление 032100.62 «Физическая культура» квалификации бакалавр физической культуры составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

«Физическая культура (лыжный спорт)» изучается: на отделении дневного обучения – 1 курс (2семестр); 2 курс (3-4 семестры); 4 курс (7-8 семестры); на отделении заочного обучения – 1 курс (1 семестр);2 курс (3семестр);3 курс (5 семестр).

Учебно – методический комплекс «Физическая культура (Лыжный спорт)» предусматривает изучение студентами теории и методики преподавания лыжной подготовки и лыжного спорта в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях.

При освоении программы профессиональной подготовки ставятся задачи:

  • приобрести навыки и знания по технике способов передвижения на лыжах;

  • овладеть знаниями и навыками методики обучения технике способов передвижения на лыжах и воспитания физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки;

  • уметь готовить лыжный инвентарь к занятиям;

  • знать методическую обоснованность выбора мест занятий, их тщательную подготовку и безопасность;

  • изучить организацию и проведение учебного процесса по лыжной подготовке в школе;

  • изучить подготовку документации (документы учёта и отчётности);

  • ознакомиться с организацией и проведением физкультурно-оздоровительной работы в школе и по месту жительства со школьниками разного уровня подготовленности, возраста и пола;

  • изучить основы спортивной подготовки в лыжных гонках изучить организацию и правила соревнований по лыжным гонкам;

  • улучшить уровень развития физических качеств.

Учебная работа со студентами представляет собой систему теоретических и практических занятий, направленную на подготовку специалистов. Практические учебные занятия имеют преимущественно методическую направленность для решения задач эффективного формирования профессионально-педагогических знаний, умений и навыков.

Виды учебной работы

  1. Теоретические занятия: лекции, самостоятельные занятия.

  2. Практические занятия: учебные, лабораторные, индивидуальные, семинарские, методические, учебная и производственная практика, зачётные, самостоятельные.

  3. Контрольная работа.

  4. Семестровые зачёты и экзамены по теоретическому курсу.

  5. Консультации.

  6. Курсовое и дипломное проектирование.

На лекциях студентам сообщается программа, задачи и организация учебного процесса по изучению дисциплины «Лыжные гонки». Даётся обзор истории развития вида спорта, изучаются основные положения теории техники лыжника-гонщика, методики обучения и тренировки, планирование и учёт учебно-тренировочного процесса, организация и проведение соревнований, составление учебной, методической и судейской документации, материально-техническое обеспечение учебного процесса по лыжной подготовке и учебно-тренировочного процесса по лыжным гонкам.

Методическая направленность теоретических занятий должна особенно выражаться в изучении студентами методики преподавания лыжной подготовки в современной общеобразовательной школе на основе обучения способам передвижения на лыжах и воспитания физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки с учётом уровня подготовленности, возраста и пола. Студентов необходимо знакомить с организацией и методикой проведения занятий по лыжному спорту в школе. На основе новых научных фактов теории и методики физического воспитания и спорта раскрыть актуальные вопросы методики многолетней подготовки лыжников-гонщиков от новичка подростка до спортсменов высокого класса.

Самостоятельные теоретические занятия студентов включают:

  • изучение программного материала по учебникам, учебным и методическим пособиям, другим источникам;

  • составление методической документации (конспекты уроков по лыжной подготовке в общеобразовательной школе);

  • написание контрольной работы;

  • написание курсовой и дипломной работы.

Студентам необходимо осуществить большой объём работы по изучению литературы, проведению педагогических наблюдений, научных исследований по избранной теме курсовой и дипломной работы.

Учебные занятия. Процесс обучения студентов в ходе учебных занятий предусматривает освоение техники способов передвижения на лыжах; овладение методиками обучения технике способов передвижения на лыжах и воспитание физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки.

На лабораторных занятиях студенты овладевают умениями и навыками выбора, ремонта и ухода за лыжным инвентарём. Занятия проводятся в учебных мастерских или в помещении лыжной базы. Студенты выбирают и готовят лыжный инвентарь. Ставят лыжные крепления на лыжи, знакомятся с лыжными мазями и парафинами. Под руководством и контролем преподавателя овладевают способами смазки лыж для передвижения классическими и коньковыми ходами в зависимости от погодных условий, состояния снега и лыжни, рельефа лыжных трасс.

Семинарские занятия. Задачами семинарских занятий являются:

1. углубление и проверка знаний, умений и навыков, полученных на лекциях и учебных занятиях по технике и методике обучения способам передвижения на лыжах;

2. участие в организации соревнований по лыжным гонкам.

Методические занятия. Проводятся для решения задач по углублению знаний, умений и навыков методики обучения технике способов передвижения на лыжах; формированию навыков определения и исправления ошибок, искажающих основы и детали техники; освоению навыков применения наиболее рациональных методов организации учебной работы при обучении разным способам передвижения на лыжах; развитию различных физических качеств.

Индивидуальные занятия с преподавателем необходимы в решении всех основных задач учебного процесса.

Индивидуальные занятия проводятся:

  • со студентами для устранения индивидуальных недостатков в технике ходов;

  • со студентами, имеющих низкий уровень развития физических качеств;

  • со студентами, пропустившими по уважительным причинам обучение технике какого-либо способа передвижения на лыжах;

  • со студентами-лыжниками с целью физкультурно-спортивного совершенствования;

Учебная и производственная практика. Играют ведущую роль в формировании у студентов профессионально-педагогических навыков преподавателя физической культуры. Во время учебной и производственной практики углубляются и проверяются знания, умения и навыки, полученные на лекционных, семинарских и методических занятиях. Оценивается самостоятельная работа студентов по повышению уровня подготовленности по всем дисциплинам курса «Лыжный спорт».

Студент должен уметь:

  • подавать строевые команды, выполняемые с лыжами и на лыжах, управлять группой;

  • выбирать места занятий для обучения техники способов передвижения на лыжах в зависимости от этапа обучения и подготавливать их;

  • кратко, точно в соответствии с общепринятыми теоретическими положениями объяснять технику передвижения на лыжах;

  • образцово показывать способы передвижения на лыжах, а при необходимости применять подготовительные и подводящие упражнения;

  • оценивать технику способов передвижения на лыжах;

  • составлять конспекты уроков по лыжной подготовке на программном материале для общеобразовательной школы;

  • провести часть урока или фрагмент урока по лыжной подготовке по заданию преподавателя (например, составить конспект урока №3 для учащихся 5 класса общеобразовательной школы);

  • при воспитании физических качеств школьников на уроках лыжной подготовки дифференцировать методические подходы, нормировать тренировочные и соревновательные нагрузки, применять средства и методы тренировки в зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности учащихся.

На практических занятиях студентам необходимо:

  • выполнить требования по разработке конспекта урока и его проведению;

  • выполнить контрольный норматив в лыжных гонках;

  • выполнить на оценку «зачтено» технику способов передвижения на лыжах, предусмотренных школьной программой по лыжной подготовке.

Оценка техники отдельного способа передвижения на лыжах.

«Зачтено» - способ передвижения выполнен в соответствии с требованиями к технике, с нужной согласованностью движений рук, ног, туловища; не допущено ошибок, ведущих к неточному выполнению деталей техники.

«Не зачтено» - способ передвижения выполнен с грубыми ошибками, ведущими к существенному искажению основ техники.

Контрольные нормативы в беге на лыжах (мин, сек)

Для студентов 1 курса:

юноши 5км – 24,00 – 25,00;

девушки 3км – 16,00 - 16,30;

Для студентов 2 курса:

юноши 5км – 23,00 - 24,00;

девушки 3км – 15,30 - 16,00;

Для студентов 3 курса:

юноши 5км – 22,30 – 23,00;

девушки 3км – 15,00 – 15,30;

Для студентов 4 курса:

юноши 5км – 22,00 – 22,30;

девушки 3км – 14,30 – 15,00;

Для студентов 1 курса заочного обучения

мужчины 5км – 22,00 – 23,00;

женщины 3км – 15,00 – 16,00;

Для студентов 2 курса заочного обучения

мужчины 5км – 21,00 – 22,00;

женщины 3км – 14,30 - 15,00;

Содержание самостоятельных практических занятий составляет:

  • учебная практика по лыжной подготовке в школе;

  • участи в организации и проведении соревнований по лыжным гонкам;

  • самостоятельные учебно-тренировочные занятия студентов предусматривают совершенствование техники способов передвижения на лыжах; повышение уровня развития физических качеств.

Контрольная работа выполняется студентами очного и заочного обучения.

Цель контрольной работы – приобретение навыков конспектирования литературных источников, формулирования обобщений и выводов по материалам освещаемой темы.

Работа должна представлять собой обстоятельное изложение темы. Излагать содержание следует своими словами. При цитировании указывать инициалы и фамилию автора, а также год издания источника. Контрольная работа должна быть грамотно и разборчиво написана, правильно оформлена. На титульном листе указывается фамилия студента, курс и название темы. На следующем листе располагается план работы с указанием страниц пунктов содержания.

В работе обязательно выделяются абзацы и оставляются поля для пометок рецензента. Страницы нумеруются. В конце работы приводится список литературы с полным библиографическим описанием.

Не принимаются работы с разноцветными заголовками и вставками.

Семестровые зачёты и экзамены по теоретическому курсу.

Программой дисциплины предусматриваются консультации по теоретическому курсу семестровых экзаменов.

Зачёты и экзамены по теоретическому курсу состоят из устного ответа по теории и методике преподавания в объёме программы дисциплины. К теоретическому зачёту допускаются студенты, успешно освоившие практическую часть очередной программы семестра. Вопросы теоретических зачётов и экзаменов разрабатываются ведущими преподавателями дисциплины «Лыжные гонки».

Курсовая работа. Выполнение курсовых работ помогает студентам глубже изучить дисциплину и овладеть простейшими методами научного исследования.

Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой лыжного спорта и утверждается учебно-методическим советом Института. Студентов, избравших специализацией лыжные гонки, целесообразно прикреплять к преподавателям, ведущим исследования в области лыжного спорта, для начала работы по выбранной теме на 5 семестре.

Дипломная работа. В соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации студенты, оканчивающие факультеты физической культуры высших учебных заведений защищают выпускную квалификационную работу (дипломную работу) в государственных аттестационных комиссиях.

Дипломная работа должна представлять собой научно-методический или научно-исследовательский труд, выполняемый студентом на основе глубокого изучения и критического анализа литературных источников; изучения передового опыта; использования личного опыта; применения в процессе работы психолого-педагогических и медико-биологических исследований, обобщения и интерпретации данных, полученных в результате собственных теоретических и экспериментальных изысканий. Избранная тема дипломной работы, с точки зрения специалиста в области физической культуры и спорта, должна быть обязательно актуальной. Актуальность исследования определяется степенью новизны и эффективности методических выводов и предложений автора в практику для совершенствования педагогической деятельности преподавателей физической культуры и тренеров.
Распределение часов по формам занятий

Отделение дневного обучения по квалификации бакалавр

Физической культуры (лыжный спорт)




Виды учебных занятий

Курс

Всего часов

1

2

4

семестр

2

3

4

7




1

Теоретические занятия

4

4

-




8

2

Практические занятия

20

19

20

38

97




Экзамен










4

4




Итого:

24

23

20

42

109


Распределение часов по формам занятий

Отделение заочного обучения по квалификации бакалавр

Физической культуры (лыжный спорт)





Виды учебных занятий

Курс

Всего часов

1

2

3

семестр

1

3

5

1

2

3

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

-

10

25

-

10

25

-

10

22

-

30

72




Итого:

35

35

32

102


Содержание дисциплины для студентов 1 курса (2семестр)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 Физическая культура
Пьянзин А. И. Спортивная метрология: Учебно-методический комплекс по дисциплине (Специальность 033100 Физическая культура, срок обучения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине базовые виды двигательной...
Специальность 034400 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconВозрастная психопедагогика
Учебно-методический комплекс по возрастной психопедагогике составлен с учетом государственного образовательного стандарта по направлению...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии»
Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» icon«физическая культура» для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физическая культура" для специальности 030301. 65 «Психология»– Красноярск: Издательство...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» icon032101. 65 «Физическая культура и спорт»
«Физическая культура и спорт» специализации «Теория и методика волейбола» на 2012-2013 учебный год
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура (лыжный спорт)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск