Мачигина Ольга Александровна
учитель информатики муниципального
общеобразовательного учреждения
Гимназия №35 г. Владимира
(тел. 89206209897)
Мясоедова Полина Александровна
учитель информатики муниципального
общеобразовательного учреждения
Гимназия №35 г. Владимира
(тел. 89100901035)
Использование современных образовательных технологий – один из критериев успешности учителя
Оглавление Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Условия возникновения и становления опыта 3
Актуальность и перспективность опыта 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Теоретическое обоснование 5
Технология опыта 6
Результативность 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
ВВЕДЕНИЕ Условия возникновения и становления опыта Профессиональная успешность является одной из наиболее значимых социокультурных установок человека, критерием оценки деятельности любого специалиста. Это обусловлено потребностью современного общества в социально активных профессионалах, имеющих фундаментальное образование, основательную практическую подготовку и высокие нравственные принципы.
Развитие образования, повышение эффективности всего педагогического процесса неразрывно связано с профессиональной успешностью учителя, которая определяется его эффективной самореализацией и сопровождается внутренней мобилизованностью, положительными эмоциональными переживаниями.
Актуальность и перспективность опыта Развитие профессиональной успешности учителя включает в себя: формирование мотивационной готовности к педагогической деятельности, информационно-содержательную подготовку учителя к инновационной деятельности, практическую подготовку, основанную на изучении инновационных технологий, освоении нетрадиционных приемов и методов обучения.
Педагоги, ориентированные на социальную и личностную ценность своей профессии, осознанно включаются в инновационные педагогические проекты, ведут поиск новых путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, активно внедряют в свою работу прогрессивные идеи и современные образовательные технологии.
Так, известный русский профессор математики, педагог Тимофей Фёдорович Осиповский во время преподавательской деятельности создавал учебные пособия по математике ввиду отсутствия в то время пособий на русском языке. К примеру, он написал «Курс математики», который наиболее полно освещал математические знания того времени, начиная от начальных сведений по арифметике и кончая вариационным исчислением. При Харьковском университете по инициативе Осиповского был учрежден подготовительный класс для будущих слушателей университета, где Тимофей Фёдорович читал различные курсы математики.
Каждая наука имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Так, предмет информатика от других образовательных областей контрастно отличается:
Стремительным развитием информационных технологий, которое требует своевременного обновления материально—технической базы, программного обеспечения, постоянной корректировки содержания учебного материала;
Разноуровневой подготовкой учащихся в области информационных технологий, так как большинство ребят с помощью родителей и окружающих, средств массовой информации или самостоятельно изучают информатику вне школы. А отрывочные или поверхностные знания и умения не могут служить основой для формирования у школьников информационной культуры;
Многие учебно-методические комплексы по информатике и информационным технологиям содержат методический и дидактический материалы, которые в недостаточной мере отвечают современным образовательным стандартам. Не все учебно-методические комплексы покрывают потребности современного образовательного процесса.
Поэтому на наш взгляд возникает необходимость корректировки учебного курса и методических материалов, создания разноуровневых дидактических материалов для проведения практических занятий.
Опираясь на принципы личностно-ориентированной модели образования, считаем целью нашей работы развитие индивидуальных способностей учащихся через создание ситуаций для самореализации и самоутверждения, присвоения социального опыта, творческого подхода к осмыслению окружающей действительности.
Вытекающие задачи:
Выбор форм и методов работы с учетом интересов и целей каждого учащегося на основе личностного целеполагания, рефлексии и осуществлении проектной деятельности;
Конструирование многообразного и многофункционального содержания курса предмета с учетом потребностей современного общества и ребенка;
Создание ситуаций для творчества, активности, самостоятельности учащихся;
Преемственность в содержании, возможность учета ситуативных моментов и расширение его границ с использованием субъективного опыта учащихся.
Для решения этих задач нами были разработаны тематическое планирование, включающее базовый и надбазовый компоненты для формирования специальных навыков и универсальных учебных действий гимназистов (тематическое планирование 10-11 классов естественнонаучного профиля см. в Приложении 1); дидактические материалы; комплекс практических работ; мультимедийная поддержка уроков (презентацию «Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям» см. в Приложении 2); цикл интерактивных спектаклей для учащихся младших классов по темам информационно-познавательного характера: «Путешествие в страну Информатика», «Путешествие во времени», «Прогулка по Интернету» (конспект мероприятия см. в Приложении 3).
Новизна опыта заключается в изменении подходов к отбору содержания учебного материала, выбору продуктивных форм и методов обучения, кардинальной смене роли учителя-предметника от руководителя к помощнику.
|