“Плесневые грибы и дрожжи”





Скачать 224.15 Kb.
Название“Плесневые грибы и дрожжи”
Дата публикации05.07.2015
Размер224.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы



СОДЕРЖАНИЕ
I. Информационная справка о деятельности учителя.

II. Инновационные технологии в работе учителя биологии Носковой О.В.

1. Вступление.

2. Выбор учебно – методического комплекта. Плюсы и минусы.

3. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения биологии.

  • Сочетание различных технологий и методик как средство повышения мотивации к изучению предмета.

  • Проектно – исследовательская деятельность в преподавании биологии.

  • Фрагменты уроков биологии по созданию проблемно – поисковых ситуаций:

- фрагмент урока в 6 классе. Тема “Плесневые грибы и дрожжи”,

- фрагмент урока в 6 классе. Тема “Лишайники”,

- фрагмент урока в 7 классе. Тема “Тип Плоские черви”.

  • Межпредметные связи на уроках биологии.

4. Позитивная динамика учебных достижений школьников:

  • Сравнительный мониторинг результатов обучения биологии за 5 лет.

  • Диаграмма качества обученности учащихся за 2007-08 учебный год

(по четвертям).

  • Динамика результатов ЕГЭ за три года.

  • Достижения учащихся по предмету за последние три года.

5. Современный кабинет биологии как средство повышения интереса к предмету.

6. Позитивные результаты внеурочной деятельности.

В настоящее время к качеству биологического образования предъявляют совершенно новые требования, определенные Конвенцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

Главной задачей рассматривается сохранение фундаментального в биологии и соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Каковы же цели и ценности современного биологического образования?
Это, в первую очередь, создание наиболее благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.

Большой объём информации, и быстрое обновление знаний заставляют учителя , переходить на новое мышление — критическое, творческое и диалектическое - и искать воплощение этих идей при выборе учебно-методического комплекта.

Я работаю по авторской программе В.М. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.

Учебно-методический комплект по биологии авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника привлёк меня своим концептуальным подходом: живой организм здесь рассматривается как целостная система. Курс имеет концентрическое построение, спиральное развитие понятий: от концентра к концентру; его отличает оригинальность структуры, логика изложения материала, методическая проработка заданий. Структура курса способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный уровень интереса, формирует навыки самостоятельной работы, даёт возможность чётко разбивать материал на главное и второстепенное.

Данный УМК даёт возможность работать в любой технологии, использовать различные методы и приёмы, прилагать весь свой опыт для того, чтобы увидеть положительный результат своей педагогической деятельности.

Вопросы в начале параграфов дают возможность актуализировать знания и определить проблему (знаем, не знаем); четко выделены и рассмотрены основные понятия темы, в конце параграфов на них делается упор, они выделены особой строкой и обозначены в цвете. Вопросы для закрепления требуют от учащихся мыслительных операций, привлечения материала не только этого урока, но и знаний предыдущих тем, а так же личностного опыта. Много лабораторных и практических работ, к ним соответственно разработаны и инструкции, опыты, исследования, наблюдения – всё это позволяет разнообразить деятельность на уроках биологии , развивает многие учебные навыки и кругозор учащихся.

К сожалению, не все методические комплекты приносят удовлетворение.

В 7 классе я работаю по учебнику, составленному авторами В.В.Латюшиным , А.И. Никишовым. Авторы, создавая свой учебник, преследовали идею отразить эволюционный процесс развития природы, изучение многообразия животного мира в последовательности от простого к сложному. Но огромные тексты, не всегда ясно изложенные, доставляют детям много трудностей. Поэтому предлагаемый материал тщательно отбираю сама, разработала таблицы по каждой теме, где мы с учащимися фиксируем признаки типов, классов, отрядов и пр. Стало легче и мне, и учащимся , повысилась результативность уроков, активность учащихся.

Использование современных образовательных технологий

в процессе обучения биологии.
Учитель - это великая личность. Он несёт огромную ответственность перед родителями, детьми и обществом в целом. Он должен совершенствовать учебно-воспитательный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья; выявлять и реализовывать образовательный потенциал учащихся;

отслеживать динамику развития уч-ся, создавать при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ребёнка. И только при условии глубокого понимания своего важного предназначения и миссии он сможет вырастить из ребёнка Личность, которая принесёт большую пользу своей стране.

За годы работы в школе я пробовала разные методики: работала по системе Шаталова, использовала опорные конспекты, разрабатывала лекции и семинарские занятия, уроки – практикумы и уроки обобщения знаний. В результате – накопила опыт, очень нужный и важный.

Сегодня в методике обучения биологии применяются определенные технологии обучения, многие из которых направлены на развитие умений ставить цели, планировать результат своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Мне хочется остановиться на тех технологиях, элементы которых я использую в своей практике: технология личностно-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология диалогового обучения; проектная технология, т.е. вовлечение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность; технология обучения через сотрудничество, т.е. создание на уроках психологического комфорта; информационно-компьютерные технологии, без которых сегодня невозможно представить нашу школьную жизнь, технология развития критического мышления.

Не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то одной технологии. Считаю, что нужно использовать то, что соответствует уровню развития детей, материально-технической базе и требованиям урока. Использую только то, что позволяет решать комплексные задачи учебно-воспитательного процесса. Стремлюсь к тому, чтобы учебная деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Использование коммуникативной методики, проектно - исследовательской деятельности на уроке, обучения в сотрудничестве, активных форм работы, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс повышает мотивацию к изучению биологии.

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. В своей практике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается несложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы "Осенние явления в жизни растений" ребята с удовольствием собирают гербарии осенней окраски листьев, которые впоследствии пригодятся им при изучении темы "Лист". Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, поэтому нацеливаю их на проведение исследовательской работы по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, ребята делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.

Чтобы знания становились инструментом, ученик должен с ними работать, то есть применять, искать возможности применения, расширять и дополнять. С этой целью я применяю исследовательское обучение как в урочное, так и во внеурочное время

Ребята с удовольствием участвуют в создании информационно-методических материалов к урокам , так что сотрудничество идет не только на уроке, но и на этапе подготовки к нему. Только за последние два года совместно с учениками были созданы учебно-методические пособия по многим темам.

Учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций, они успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.

При работе над проектом я соблюдаю обязательно следующие условия:

- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них ;

- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и теоретическое) значение;

- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;

- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществления.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.

Я выделяю следующие этапы работы ученика в проектной деятельности :

- определение темы, результата работы;

- разработка плана действий;

- подбор литературы, материала;

- составление плана проекта;

- конспектирование;

- консультации;

- рецензирование;

- презентация.

Всё это позволяет вести своеобразный дневник, в котором отражается каждый шаг деятельности ученика.

Наверное, каждым учителем ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и его учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся выполнили компьютерные презентации к ним: «Клетка»,«Грибы», «Физиология сердечно-сосудистой системы», «Сердце - строение и функции», «Курить – здоровью вредить», «Вирусы: формы жизни» и другие.

Использование современных образовательных технологий в работе приводит к тому, что увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, рационально организуется учебная деятельность.

Исследовательский метод даёт возможность осуществлять максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся. Обучение исследованию способствует формированию у учащихся методологической компетентности, так как умение прогнозировать явления и события чрезвычайно важно для овладения наукой. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссиии т.д.

В своей работе я привлекаю ребят к работе над докладами, сообщениями, рефератами, презентациями. Здесь они раскрывают свои творческие возможности, работают с первоисточниками, проводят наблюдения и эксперименты, нарабатывают знания, расширяют кругозор, учатся делать выводы. Такие формы работы требуют от учителя личностно – ориентированного подхода. Здесь приходится учитывать возраст учащихся, заинтересованность темой, умение проводить аналитическую работу, серьёзность отношения к порученному делу и др.

Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. Учащиеся при этом успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.

Любой урок – это новые открытия! Мне всегда нравится, когда ребята задают вопросы и сами включаются в поиск, если испытывают затруднения. Наверное, поэтому мне так симпатичен ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК, который всегда настроен на ПОИСК и ОТКРЫТИЕ!

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, что побуждает искать или способ объяснения, или способ действия.

Приведу несколько фрагментов моих уроков по созданию проблемно-поисковой ситуации.
Фрагмент 1. Урок в 6 классе по теме “Плесневые грибы и дрожжи”.

Цель: расширить представления учащихся о многообразии и особенностях строения грибов на примере плесневых грибов.

После проверки домашнего задания по теме “Шляпочные грибы” (строение, питание, размножение, многообразие, значение) и подведения итогов, обращаю внимание на приготовленную культуру мукора и дрожжей.

Вопрос классу: Что же сегодня мы будем изучать на уроке?

Естественно прозвучит, что это плесени и дрожжи (они понюхают обязательно, что там, в мензурках предложено).

Учитель: Но у нас текущая тема ГРИБЫ? Авторы ничего не напутали, поставив нам следующий параграф по данной теме?

Учитель: просит записать вопрос к § , это и будет темой урока.

Итак § , ПЛЕСЕНИ И ДРОЖЖИ – ЭТО ГРИБЫ ?
- Учитель классу: Как будем доказывать? Идеи, предложения.

- Учащиеся предлагают рассмотреть культуры в микроскоп.

- Учитель : Что вы хотите увидеть? Если согласимся с тем, что это грибы?

- Учащиеся предполагают, что это нити грибницы, плодовые тела, возможно споры и др.

Оборудование

Ход работы

Что наблюдаете

Выводы и рисунки

Л/Р Белая плесень – мукор.

1.Ручная лупа

2.Микроскоп

3.препароваль-

ные стекла и иглы

4. Стаканчик с водой

5.Культура

плесени.

1. Рассмотрите невооружённым глазом белую плесень. Мукор -однокоренное слову мука.

2. Рассмотрите

при помощи лупы.

3.В каплю воды на предм. стекло поместите пушок

плесени, расправьте иглой, накройте плёнкой и рассмотрите

1.
2.
3.

1.
2.
3.


Выводы:


Ответьте на вопросы:

1.Почему мукор можно считать грибом?

2. Почему он растет на хлебе?

3.К какой группе организмов по способу питания его можно отнести?

Обобщение по Л/Р : в итоге уч-ся увидели тонкие прозрачные нити грибни-цы, споры гриба, шарообразные головки со спорами. Ответив на вопрос о питании гриба, они определили, что по все признакам это гетеротроф, cапрофит и это всё –таки гриб.

Немного сложнее обстоят дела с дрожжами. Их клетки отличаются по форме

и размножению.

На следующем этапе урока учащимся следует определить, что же собой представляют дрожжи? Они приступают ко 2 л/р.


Оборудование

Ход работы

Что наблюдаете?

Выводы и рисунки

л/р №2. Наблюдение за дрожжевыми клетками.

1Микроскоп

2.Культура дрожжей

3.Предметные

стёкла


1.Каплю р-ра поместить на пр.стекло, накры-

ть и рассмотреть

2.Наблюдать за размножением дрожжей.

1.

2.

1.

2.

Выводы:



Ответить на вопросы:

1. Что общего можно увидеть между грибами и дрожжами?

2.Что можно сказать о питании дрожжей?


В ходе выполнения л/р и после беседы на вопросы мы находим то общее, что объединяет плесени и дрожжи с изученными ранее шляпочными грибами. Отсюда обозначенная тема урока справедлива и цель достигнута.

Далее можно переходить к роли плесневых грибов и дрожжей. Очень неплохо использовать на данном этапе сообщения учащихся, в которых они могут раскрыть свои способности, поработать индивидуально и разнообразить своими выступлениями данный урок.

2. Фрагмент урока по теме “Лишайники”.

Цель: выявить особенности лишайников, как симбиотических организмов.

Оборудование: колл. лишайников, табл. и колл. муляжей грибов, табл. «Одноклеточные водоросли», микроскопы и микропрепараты водоросли хлореллы, грибницы, лишайника, инструкции к л/р.

-Учитель: вспомните, что могли вы видеть растущими на камнях, стволах деревьев, или пнях?

-Учащиеся называют: грибы, цветы, мхи. Кто-то называет и лишайники.

-Учитель. Сообщаю, что Лишайники выделили в отдельное царство. Кто может ответить на вопрос: Почему? Вот он провокационный вопрос, на который они вряд ли сумеют обстоятельно ответить. В итоге, ученики придут к выводу, что тут надо искать какие – то особенности строения?

-Учитель. Я предлагаю им выполнить лабораторную исследовательскую работу. Инструкция к ней прилагается.


Оборудование

Ход работы

Что наблюдаете?

Рисунки и выводы

Л/Р№ . Особенности строения лишайников.

1.Микроскоп

2.М/препараты:

водоросли хло-

роеллы, грибницы,

лишайника.

1.Вспомните строение хлореллы.

2. Вспомните строение грибницы грибов.

3.Рассмотрите строение лишайника.

1.
2.

3.


1
2.

3.

Выводы:

Вопросы :

1.Что общего между рассматриваемыми организмами?

2. Что такое симбиоз?

3. Кто такие лишайники?


Учитель в заключении напоминает, что лишайники могут расти практически на голых камнях, на стволах и ветвях деревьев. Как вы это можете объяснить? Какие теперь будут ваши предположения?

Учащиеся в ходе поиска приходят к выводу, что гриб всасывает воду с поверхности субстрата, а водоросли на свету образуют питательные вещества при помощи фотосинтеза.
Фрагмент №3. 7класс. Тема “Тип Плоские черви”.

Цель урока: знакомство с биологическими особенностями и многообразием плоских червей.

На одном из этапов урока можно задать обыденный вроде вопрос: Почему из водоёмов пить некипячёную воду нельзя?

Учащиеся отвечают, она может быть грязной, там обитают болезнетворные бактерии.

-Учитель: А можно ли с водой заглотить червя?

Реакция бывает разной, это и сомнения, и доверие учителю, и спор, всё что угодно.

-Учитель предлагает рассмотреть по таблице (или используя динамическую модель) Цикл развития печёночного сосальщика.

Оказывается, червь попадает в организм в состоянии цисты, которая имеет микроскопические размеры.

Учитель может создать ещё одну проблемно-поисковую ситуацию.

Вопрос: Вы видите, что цикл развития червя чрезвычайно сложен, он происходит со сменой сред и хозяев. Вы уверены, что всё поколение выживает и находит себе хозяев? …

- Учащиеся приходят к выводу, что “нет”.

- Учитель: Что же помогает червю выжить?

-Учащиеся в результате мыслительных операций находят все же ответ, что это - огромная плодовитость.
Рассматривая вопросы, связанные с именами учёных, исследователей мы обращаемся к истории. Лица и эпохи, трагичность судеб и желание познания несут определённый воспитательный эффект, новизну и развивают интерес к предмету. Можно много и долго говорить о заслугах И.П.Павлова, но небольшой факт из его жизни может расшевелить учащихся и привлечь их внимание к данной личности. Я сообщаю о том, что за границей нашего учёного прозвали “русской канарейкой” за ярко – оранжевые брюки, в которых он щеголял на Всемирном конгрессе учёных, куда его пригласили для выступления по теме “Роль нервной системы в регуляции функций в организме”.

Например, привлечь учащихся к имени великого систематика Карла Линнея, можно просто взяв описание из книги “Три великих жизни”. Худой, высокий, с всклокоченными волосами и залатанными коленями, т.к. буквально ползал на четвереньках, собирая и рассматривая растения. Кажется, собирательный образ Поганеля из книги “Дети капитана Гранта” писался с К.Линнея.

В процессе обучения я отдаю предпочтение межпредметным связям, основанным на привлечении знаний по химии, биологии, экологии, физике, основам сельского хозяйства, основам медицины, основам безопасности жизнедеятельности. Предмет биологии тесно переплетается с другими школьными дисциплинами. Межпредметные связи - основа всестороннего комплексного восприятия мира. Знания физики, химии и математики необходимы при рассматривании процессов жизнедеятельности организмов (фотосинтеза, осмотического давления, поступательного движения веществ в клетку, дыхания и многих других), математическое прогнозирование используется для экологических характеристик состояния и развития экосистем, отдельных видов.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
На протяжении всей работы имею стабильные результаты обученности и качества знаний учащихся.


Постоянно ищу новые способы контрольно-измерительных материалов, составляю тесты для 5-11 классов с целью промежуточного и итогового контроля. Положительную динамику достижений каждого ребёнка, отслеживаю также с помощью портфолио. Портфолио ученика - это способ фиксировать накопления и оценки индивидуальных достижений школьника (исследовательская деятельность, творчество, проектная деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах) в определённый период его обучения. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету и уровень качества знаний.

Всё это позволило добиться высокого уровня обученности учащихся. Среди моих учащихся уровень обученности (успеваемости) составляет 100%.
Диаграмма качества знаний
уч-ся 9-11 классов по биологии в 2007-08 уч. году



Всегда есть группа ребят, желающих более глубоко изучать биологию. Таким учащимся нравится выполнять усложнённые задания, они с удовольствием готовят сообщения, доклады, а в старших классах реферативные работы и проекты.

Конечно, сводить только к своим заслугам их победы нельзя. Я знаю, как много они трудятся, чтобы побеждать на олимпиадах, конкурсах!

Вот уже третий год моя ученица Никифорова Анастасия становится призёром и победителем городских и региональных олимпиад. Недавно она участвовала в 3-ем этапе Всероссийской олимпиады по биологии в Белгороде. К сожалению, мы не попали в призёры, но девочка с ещё большим усердием принялась готовиться к олимпиаде следующего года. Самое главное, вера в победу и любовь к биологии у неё не угасла.

В городской олимпиаде - 2008 участвовали ещё три моих ученика , эти ребята тоже показали неплохие результаты : 6, 10,11 места - будем работать дальше.





2 этап Всероссийской олимпиады

3 этап Всероссийской олимпиады

Итоговый этап Всероссийской олимпиады




призёры

победители

призёры

победители

участники

призёры

2005 - 06

1
















2006 - 07

1




1










2007 - 08

1







1

1





Ежегодно учащиеся 11 классов сдают среди экзаменов по выбору биологию.
Динамика результатов ЕГЭ за три года


Учебный год

Средняя оценка

2004 – 05

3,17

2005 – 06

3,6

2006 -07

3,7


За время работы в школе я сделала полных ( с 5 по11кл.) четыре выпуска, и это здорово!

Мои выпускники трудятся в разных сферах. Есть среди них те, которые связали свою жизнь с биологией или близкими дисциплинами. Закончил аспирантуру по предмету биология Коновалов А., сейчас учится в аспирантуре Мальцева О., многие учатся в КГСХА, в медучилище и медицинских институтах.

Мне радостно сознавать, что мой труд стал для кого-то толчком в выборе жизненного пути.
Современный кабинет биологии как средство развития интереса к предмету.
Большое значение в моей педагогической деятельности имеет мой кабинет биологии. Сегодня он выглядит современно: в нём светло и тепло, жалюзи, теле- и видео – аппаратура, магнитная доска, демонстрационный стол, современная ученическая мебель. Мультимедийный проектор, ноутбук и экран (переносной вариант) можно взять на любой урок.

Панорамы с чучелами животных, эффектные глянцевые стенды, портреты учёных, аквариумы напоминают природную лабораторию.

В кабинете имеется богатый раздаточный материал: коллекции, гербарии, муляжи, влажные препараты, современные красочные таблицы, динамические пособия.

Многое в кабинете делается своими руками: например, таблицы – схемы по жизненным процессам в клетках и органах ( схема по фотосинтезу, гликолизу и кислородному окислению, работа синапсов, влияние желёз внутренней секреции, много по наследственности, скрещиванию и пр.).

Постоянно пополняются и обновляются папки с гербарным материалом, много самодельных коллекций по ископаемым останкам организмов (результат палеонтологических экскурсий), по моллюскам и членистоногим.

Начиная с пятого класса, ребята ухаживают за цветами, животными и рыбами в живом уголке, выполняют различные проекты, готовят мероприятия, заочные экскурсии.

Создана хорошая видеотека, и, конечно, библиотека, которую помогают собирать учащиеся, родители, выпускники. В ней собрана разнообразная учебная, методическая, справочная литература. Сейчас работаем над созданием электронной библиотеки.

Разработаны карточки – задания с учётом разноуровневого подхода к учащимся.

Накоплен и систематизирован материал, который помогает усилить эмоциональный фон уроков: высказывания учёных и выдающихся деятелей, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Большое количество тестов, интерактивных заданий, дидактического материала помогает мне при подготовке к урокам, позволяет быстро спланировать и провести разные виды проверок, позволяет отслеживать усвоение материала и вносить коррективы в процессе работы, увеличить индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.

В 2007 году кабинет был представлен на городской конкурс учебных кабинетов, занял второе место среди кабинетов биологии города.
Позитивные результаты внеурочной деятельности.
Наверное, нет ни одного учителя биологии, который бы не работал на учебно-опытном пришкольном участке или в цветнике около школы.

Программой предусмотрено развитие умений и навыков по выращиванию растений и ухода за ними, знакомство с их многообразием и биологическими особенностями. Поэтому содержание пришкольного участка отвечает определённым требованиям. В последнее время обращается большое внимание не только на разнообразие растений и их состояние, но и на оригинальность планировки посадок, эстетику и новизну декоративных форм. Несколько лет назад, когда я работала в качестве педагога дополнительного образования при Центре ДО “Астра” мне предложили разработать программу для студии «Ландшафтный дизайн». Данная работа была представлена на городской конкурс, как лучшая методическая разработка , где дана была ей хорошая оценка. Работа принесла пользу не только мне и моим ребятам: сегодня ещё три школы города применяют эту программу в своей деятельности. ( См. программу в приложении № 2.)

Данную программу я использую в своей работе и по сей день, т.к. на базе школы я продолжаю вести студию «Ландшафтный дизайн», давая ребятам материал по истории садово-паркового искусства, современному дизайну. Учу азам проектирования и созданию самостоятельных решений по благоустройству дворовых территорий и садовых участков. В итоге двухгодичных курсов, учащиеся защищают свои оригинальные проекты на итоговых занятиях. Мои ребята успешно участвуют в конкурсах экологических плакатов, поделок из природного материала, мы проводим праздники и викторины. А в тёплое время года работаем на пришкольной территории, ухаживаем за цветником. Каждый год участвуем в посадке цветов в центральном парке. Некоторые из ребят посещают занятия в студии не два года, а более, приходят поучить новую смену, просто пообщаться и помочь в работе.

Сегодня в связи с модернизацией учебно-образовательного процесса у нас появилась возможность реализовать шире свой творческий потенциал и найти сподвижников среди учащихся, которые с большим интересом вовлекаются в творческий процесс поиска, познания глубин науки или её отдельных вопросов.

Элективные курсы стали как раз такой возможностью. Появилось много серьезных готовых разработок, которые позволяют совершенствовать себя и развивать учащихся, интересующихся твоим предметом. В прошлом учебном году я выбрала программу под названием “Что вы знаете о своей наследственности?» (авт. И.С.Зверева). Эта программа отличается определённой логикой изложения, глубока по содержанию, раполагает множеством примеров и исследований. Можно проводить и лабораторные исследования, практические работы, выполнять рефераты, решать задачи и т.п.

Так получается, что, работая в системе образования, беспрестанно продолжаешь и сама учиться, искать, открывать новое для себя, и испытывать радость оттого, что ты можешь этим поделиться с другими.

Гуманизация науки – взятие ответственности за сохранение и дальнейшее развитие человека и общества – предполагает взгляд на человека как высшую ценность.

Однажды я обнаружила целый комплект книг авт. Д. Гудинга, Дж. Леннокса “Мировоззрение. Для чего мы живём и каково наше место в мире” (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России в качестве пособия для дополнительных занятий в старшей школе) Ярославль, 2000г. Взгляды и идеи этой книги доказательны наукой, они интересны и впечатляют. Затем был поиск других источников, выходы в Интернет. Так постепенно возникла идея создания программы, которая вылилась в курс по выбору для учащихся старшего звена “ У истоков мировоззрения”. Эту программу я защищала перед комиссией Департамента образования и прошла с ней аттестацию на высшую квалификационную категорию, потом она была представлена на конкурс педагогического мастерства в номинации “Лучшая методическая разработка”, и я рада, что и тут её оценили. Мне вручён диплом победителя за данную работу. Идеи этой работы я использую на уроках, а в будущем надеюсь воплощать в представленном варианте, как курс по выбору старшеклассников.. (См. приложение № 3).

Я всегда придерживалась в своей работе и буду придерживаться древней мудрости:

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне ДЕЙСТВОВАТЬ самому

И я научусь.

Из опыта работы учителя биологии

МОУСОШ № 26 города Костромы

Носковой Ольги Вячеславовны

( описание инновационных проектов, программ

и результатов их внедрения)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“Плесневые грибы и дрожжи” iconУрок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи....
Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconТема «Плесневые грибы» Цель урока
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
“Плесневые грибы и дрожжи” iconПлесневые грибы
Сформировать знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности плесневых грибов и их роли в народном хозяйстве, использовании...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Строение гриба: шляпка, ножка, грибница. Плодовое тело. Плесневые грибы. Симбиоз
“Плесневые грибы и дрожжи” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Замес. Соль, сахар, сырые дрожжи раствори в тёплой воде или молоке, добавь яйцо и масло, муку просей, а сухие дрожжи перемешай с...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУрока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы»
Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУрок : «грибы и сернистый газ» Цели
Повторить особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы. Значение в природе и жизни человека
“Плесневые грибы и дрожжи” iconТема урока: В. Берестов «Хитрые грибы». Статья из энциклопедии «Грибы»
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconТема: Царство Грибы. Шляпочные грибы. 5 класс Першикова А. В., учитель биологии мбоу «сош №23»
Об утверждении правил учета и хранения драгоценныхметаллов, драгоценных камней и продукции из них,а также ведения соответствующей...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кто из вас знает, что такое грибы? Что вы о них знаете? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете....
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУрок «Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности»
Пермской области, с ее обширными лесными массивами. Своими грибными лесами славятся северные районы, но и в южной и средней части...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
“Плесневые грибы и дрожжи” iconУрок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И....
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
“Плесневые грибы и дрожжи” iconРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного...
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост....
“Плесневые грибы и дрожжи” iconРабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе...
Растения, бактерии, грибы, лишайники». Авторы: И. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск