2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Содержание курса (35 часов; 1 час в неделю)
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
6 класс 1 час в неделю. 35 часов, Учебник: «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» Автор: В. В. Пасечник.
Дата
| №
урока
| Тема урока
| Элементы содержания (понятия, термины, имена)
| Основные ЗУН соответствующие ГСО
| Особые формы проведения урока Информационно-методическое обеспечение
| Д/з
| Формы контроля
| 4.09
| 1
| 1. Повторение за курс 5 класса
|
|
|
|
|
| 11.09
| 2
| 2. Диагностическая контрольная работа №1
|
|
| Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Д. К/р№1
|
|
| Раздел 1. Введение. 1 час
|
|
|
|
| 18.09
| 3
| 1. Введение. Биология- как наука о живой природе. Практическая работа №1 Знакомство с микроскопом.
| Правила работы с микроскопом. Биология
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
| Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений Р
Приводить примеры значения биологических знаний
Давать определение термину «биология»
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| §1
| П/р №1
|
|
| Клеточное строение организмов. 3 часа
|
|
|
|
| 25.09
| 4
| 1. Строение клетки. Лабораторная работа №1: “Рассматривание пластид под микроскопом”
| Органоид, вакуоли, пластиды, пигменты, хлорофилл, целлюлоза, клетчатка
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.
Деление и рост.
Значение движения цитоплазмы.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении
Особенности строения молодой и старой клеток
| Настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить нужные части клетки на микропрепарате, зарисовывать увиденное под микроскопом в тетрадь.
Называть клеточные структуры и их значения
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, листа элодеи.
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки листа элодеи.
| Тип урока: Комбинированный урок Лабораторная работа
| §2
| Л/р №1
| 2.10
| 5
| 3. Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука; рассматривание под микроскопом».
| Тип урока: Комбинированный урок использование ИАД. Самостоятельная работа
| §3
| Л./р.№2
| 9.10
| 6
| 2. Ткани. Строение и жизнедеятельность клетки.
| Ткань, образовательная, основная, проводящая, механическая, покровная. Межклетники, межклеточное вещество, хромосомы.
| Давать определение термину – «ткань»
Приводить примеры разных видов тканей.
Распознавать и описывать строение тканей растения
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| §4
|
|
|
| Раздел 2.Царства Бактерии. 1 час
|
|
|
|
| 16.10
| 7
| 1. Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
| Многообразие прокариот, значение бактерий в природе и жизни человека.
Спора. Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор.
| Узнавать бактерии на рисунках, таблицах.
Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки
Выделять отличительные особенности бактерий П
Объяснять, что бактерии живые организмы
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
использование ИАД.
плакаты.
| §5, 6
Записать значение бактерий.
| Тест: ткани.
|
|
| Раздел 3. Царство: Грибы. 2 часа
|
|
|
|
| 23.10
| 8
| 1. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
| Грибница, мицелий, микориза. Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей, роль грибов в природе и жизни человека.
| Сравнивать изучаемые грибы между собой и с представителями других царств, работать с микроскопом, готовить микропрепараты, проводить наблюдения, узнавать представителей разных отделов и классов грибов на рисунках.
Выделять признаки царства грибов
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Презентация
| §7, 8
| Тест
| 30.10
| 9
| 2. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №3: “Рассматривание мукора под микроскопом” Грибы- паразиты.
| Пеницилл, антибиотики, паразиты, головня, спорынья, трутовик.
| Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи
| Тип урока: Комбинированный урок Лабораторная работа.
| §9, 10
| Л/р №3
|
|
| Раздел 4. Царство: Растения. 7 часов
|
|
|
|
| 13.11
| 10
| 1. Водоросли. Лабораторная работа №4: “Изучение строения зеленых нитчатых водорослей”
| Хроматофор, ризоиды, таллом, слоевище, низшие и высшие растения.
| Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой. Давать определение термину «низшие растения» Р
Распознавать водоросли различных отделов Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям
Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека
| Тип урока: Комбинированный урок Лабораторная работа
| §11, 12
| Л/р №4
| 20.11
| 11
| 2. Лишайники.
| Лишайники. Строение и роль лишайников. Слоевище. Жизненная форма: кустистая. Накипная, листоватая.
| Знать особенности строения лишайника, как симбиотического организма. Питание и размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| §13
|
| 27.11
| 12
| 3. Мхи. Лабораторная работа №5: “Изучение строения мха сфагнума.
| Споровые растения
Спорангий
Сперматозоид
Яйцеклетка
Основные признаки мхов.
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека.
| Узнавать изученные виды высших растений на рисунках, гербариях, таблицах; пользоваться лабораторным оборудованием; сравнивать растения разных видов между собой.
| Тип урока: Комбинированный урок Лабораторная работа
| §14
| Л/р №5
| 4.12
| 13
| 4. Плауны, хвощи, папоротники.
| Вайи, корневище, спорангии, сорус.
| Распознавать растения отдела Папоротникообразные .
Распознавать и описывать внешнее строение папоротников.
Выделять общие черты строения высших споровых растений.
Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §15
|
| 11.12
| 14
| 5. Голосеменные.
| Семя, голосеменные. Фитонциды
| Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения.
Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных.
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §16
|
| 18.12.
| 15
| 6. Покрытосеменные, или цветковые.
| Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения.
| Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.
Распознавать и описывать строение цветкового растения.
Распознавать и описывать жизненные формы растений.
Выделять особенности строения покрытосеменных растений
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §17
|
| 25.12
| 16
| 7. Диагностическая контрольная работа№2 «Бактерии, грибы, растения».
|
|
| Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Д. К/р№2
|
|
| Строение и многообразие покрытосеменных растений. 6 часов
|
|
|
| 15.01
| 17
| 1. Строение семян. Лабораторная работа №6: “Изучение строения семян двудольных и однодольных растений”
| Семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле. Двудольные
Однодольные
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений
| сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; узнавать и называть семена растений в коллекциях и на рисунках;
| Тип урока: Комбинированный урок Л/р №6 использование ИАД.
| §18, 38
| Л/р №6
| 22.01
| 18
| 2. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней.
| Придаточные, боковые корни, окучивание, корневой чехлик, зоны деления, растяжения, всасывания, проведения.
| объяснять взаимосвязь между особенностями строения зон корня и выполняемыми им функциями; различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни;
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §19, 20, 21
|
| 29.01
| 19
| 3. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.
Лабораторная работа№ 7 «Изучение внешнего строения листа»
| Узел, междоузлие, побег, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположе-ние, жилкование, устьица, видоизменения листа.
| различать виды почек; различать виды листьев, типы жилкования;
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §22, 23, 24,25
| Л/р№7
| 5.02
| 20
| 4. Строение стебля. Видоизменения побегов.
Практическая работа № 1 «Строение побега».
| Чечевички, пробка, камбий, луб, древесина, сердцевина, видоизмененные побеги. Побег
Узлы
Междоузлия
Строение почки
Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень
| определять возраст дерева по годичным кольцам; определять возраст побега.
| Тип урока: Комбинированный урок.
| §26, 27 П/р№1
| П/р№1
| 12.02
| 21
| 5. Цветок. Соцветия.
| Столбик, завязь, рыльце, венчик, семязачаток, однополые, однодомные, двудомные, соцветие.
| Знать значение соцветия. Различать и называть соцветия. Роль цветка в образовании семян.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД. Презентация Flash -анимация
| §28,29
|
| 19.02
| 22
| 6. Плоды. Распространение плодов и семян.
| Околоплодник, семянка, зерновка, коробочка, стручок, боб, орех.
| Различать и называть типы плодов.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §30,31
|
|
|
| Раздел 6.Жизнедеятельность растений. 6 часов
|
|
|
|
| 26.02
| 23
| 1. Химический состав растений. Практическая работа № 2 Минеральное питание растений
| Корневое давление, удобрения, плодородие почвы, минеральные вещества, органические вещества, белки, жиры и углеводы.
| Уметь различать процессы, протекающие в растении. Рассматривать растительный организм, как единое целое. Взаимосвязь процессов в растении с окружающей средой.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний П/р №1
| §32, 33
| П/р №1
| 5.03
| 24
| 2. Фотосинтез. Дыхание растений.
| Фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород.
| Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза. Описывать механизм фотосинтеза. Объяснять космическую роль зеленых растений
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §34, 35
|
| 12.03.
| 25
| 3. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении.
| Испарение, листопад. Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды
| Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине П
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями П
Выделять особенности минерального питания растений
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §36,37, 39
|
| 19.03
| 26
| 4. Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
| Спермий, вегетативное размножение, зигота,заросток, зооспора, спорангий, спорофит, гаметофит,
| Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка».
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Объяснять биологическое значение вегетативного, размножения. Знать и уметь размножать вегетативно цветковые растения.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §40, 41
|
| 2.04
| 27
| 5. Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
| Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка, черенок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
| Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §42, 43
|
| 9.04
| 28
| 6. Половое размножение покрытосеменных растений.
| Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми
| Уметь выращивать растения из семян.
Давать определение термину «двойное оплодотворение» .
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений.
Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний использование ИАД.
| §44
|
|
|
| Классификация растений. 3 часа
|
|
|
|
| 16.04
| 29
| 1. Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
| Систематика, вид, род, семейство, класс,
порядок, отдел. Признаки класса двудольные
|
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| §45, 46
|
| 23.04
| 30
| 2. Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). Семейство розоцветные Семейство пасленовые. Семейство мотыльковые. (бобовые). сложноцветные (астровые)
| Формула цветка.
Значение растений основных семейств класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
Признаки семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов
| Распознавать растения семейств класса Двудольные;
Определять принадлежность растений к классу Двудольные.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §47,48, 49, 50, 51 таблица
|
| 30.04
| 31
| 3. Класс однодольные. Семейство лилейные. Семейство злаки (мятликовые
| Фитонциды, пшеница озимая, яровая.
Признаки класса однодольные.
Значение растений основных семейств класса. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
Признаки строения растений семейства злаки и лилейные
| Распознавать растения семейств: лилейные, злаки; Определять принадлежность растений к классу Однодольные.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §52, 53
|
|
|
| Природные сообщества. 3 часа
|
|
| 7.05
| 32
| 1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
| Экологические факторы;
Гигрофиты мезофиты ксерофиты
| Узнавать и различать растения различных экологических групп
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §54, 55
|
| 14.05
| 33
| 2. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе.
| Фитоценозы
Растительность
Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса.
Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ
Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная.
| Приводить примерырастительных сообществ П
Описыватьвидовой состав растений лесного сообщества П
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §56, 57
|
| 21.05
| 34
| 3. Диагностическая контрольная работа №3 «Жизнь растений. Классификация растений»
|
|
| Тип урока: Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Д. К/р№3
|
|
| Развитие растительного мира. 1 час
|
|
|
|
| 28.05
| 35
| 1. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
| Основные этапы развития растительного мира; охрана растений.
| Работать с текстом учебника, делать сообщения.
| Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Презентация
| §58, 59.
|
|
|