Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии,





Скачать 414.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии,
Дата публикации05.07.2015
Размер414.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Аннотация

к рабочей программе по биологии в 6 классе (базовый уровень).

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии ,образовательной программы МБОУ «Аксубаевский лицей», принятой в 2013 году.Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по биологии. В связи с принятием образовательной программы МБОУ «Аксубаевский лицей» в 2013 году, утверждаемой на 5 лет, преподавание ведется по учебнику: Д.И. Трайтак, Н. Д. Трайтак «Биология 5- 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники класс» Часть 1-2. М.: Мнемозина, 2012 г.

2. Цель изучения дисциплины

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1.  Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2.    Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4.  Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5.   Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

3. Структура дисциплины

Растения как составная часть живой природы.

Клеточное строение растений

Растения.

Вирусы. Бактерии.

Грибы. Лишайники.

Развитие растительного мира на Земле.

Растительные сообщества.

4. Основные образовательные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Технология концентрированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология дифференцированного обучения

5. Требования к результатам освоения дисциплины. 

Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

  • овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Предметные результаты

  • В познавательной сфере:

  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;

  • понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);

  • определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;

  • обоснование роли растений, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;

  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения, животные);

  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;

  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;

  • понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;

  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

  • В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;

  • соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и

  • биологическими объектами.

  • В сфере физической деятельности:

  • овладение методами размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;

  • В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Метапредметные результаты

  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;

  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников); проводить анализ и обработку информации;

  • овладение исследовательскими умениями, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предме­там федерального базисного учебного плана»)

  • Учебного плана МБОУ « Аксубаевский лицей», утвержденного приказом № 161 __ от 1 _сентября_2014г.

  • Образовательной программой МБОУ «Аксубаевский лицей», принятой в 2013 г.( на 5 лет).

Настоящая программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся в 6 классах. Она рассчитана на 35  ч/год (1 ч/нед.). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Цель изучения учебного предмета.

Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:

1.  Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2.    Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4.  Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5.   Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

С целью достижения высоких результатов  образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:

  1. Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  2. Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение (элементы) и т.д.

  3. Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Общая характеристика учебного предмета.

 

     Курс биологии в 6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный предмет, входящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных– обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент

переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.

Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся

на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-

производственной деятельности людей. Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции

естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия.

Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные (Фундаментальное ядро содержания общего образования). В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного

мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.

Глобальными выступают следующие цели биологического образования:

социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество»;

приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;

ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании;

интереса к учебной и исследовательской деятельности; способностей к проявлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.
     Курс «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники » предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений . В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.И. Трайтак, Н. Д. Трайтак «Биология 5- 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники класс» Часть1- 2: Учеб. Для общеобразоват. учреждение. –М.:Мнемозина 2012. – 128с. Учебник  соответствует  федеральному  компоненту  государственного  стандарта  основного  общего  образования  по  биологии.  Учебник  адресован  учащимися  6 класса  общеобразовательных  учреждений  и  входит  в  учебно-методический  комплект  по  биологии  линии  Д.И. Трайтака.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет). Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования  по биологии для 6 класса « Биология» автора Д.И. Трайтак.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часов.

Место предмета в базисном учебном плане.

        Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часа  для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебного  часа в неделю.
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

выделяет 280 ч на изучение биологии. В их числе в 5 классе – 35 ч; в 6 классе – 35ч; в 7, 8 и 9 классах – по 70 ч.

Содержание курса биологии представлено четырьмя разделами:

1. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы (35 ч + 35 ч);

2. «Животные». 7 класс (70 ч);

3. «Человек и его здоровье». 8 класс (70 ч);

4. «Общие биологические закономерности». 9 класс (70 ч).

Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5 и (или) 6 классах и «Животные» (изучается в 7 классе) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания

этих двух разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете. Раздел «Человек и его здоровье», изучаемый в 8 классе, раскрывает особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека в единстве и взаимосвязи с окружающей средой.

Ведущая идеей содержания этого раздела является идея о ценности жизни и здоровья человека. В содержание включены важные сведения о факторах, укрепляющих и ослабляющих физическое и психическое здоровье человека, о значении гигиены и здорового образа жизни, о профилактике

заболеваний и мерах оказания первой медицинской помощи. Раздел «Основы общей биологии», изучаемый в 9 классе, посвящён обобщению, систематизации

и интеграции изученного ранее учебного материала, а также ознакомлению школьников с доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

Требования к результатам освоения программы

Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты

 сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;

 осознание значения здорового образа жизни;

 сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

 овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Предметные результаты

1. В познавательной сфере:

 выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);

 обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;

 понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ); 5

 определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;

 обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;

 распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения, животные);

 объяснение места человека в системе живой природы, сходства и различий человека с

животными, связи организма человека со средой обитания, зависимости здоровья от состояния окружающей среды и образа жизни человека;

 обоснование мер профилактики заболеваний человека и мер оказания неотложной помощи при кровотечениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах;

 понимание роли наследственности и изменчивости в эволюции живой природы, проявлении наследственных заболеваний человека;

 определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;

 распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;

 определение и классификация основных биологических понятий;

 овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;

 понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;

 знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;

 развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:

 знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;

 соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и

биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

 освоение приемами оказание первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, вывихах, переломах костей, кровотечениях, при спасении утопающих.

 овладение методами размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;

 овладение гигиеническими умениями и правилами ухода за своим организмом.

5. В эстетической сфере:

 развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Метапредметные результаты

 Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;

 умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации;

 овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;

 овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 ч, 1 ч в неделю)

Учебник: Биология. 5-6 классы. В 2-х частях. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы – Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. М.:-Мнемозина 2012.

Введение (1 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Разнообразие растительного мира (3 ч)

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Осенние явления в жизни

растений».

Клеточное строение растений (1 ч)

Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Лабораторные работы «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами». «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука». «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».

Семя (1 ч)

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Прорастание семян.

Лабораторные работы

«Строение семени». «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах». «Стратификация семян». «Прорастание семян».

Корень. Связь растений с почвой (3 ч)

Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений

в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Практическая работа «Рост корня».

Побег (2 ч)

Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Лабораторные работы

«Строение почек». «Определение возраста растения по годичным кольцам». «Строение клубня».

Лист. Связь растения с внешней средой (2 ч)

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.

Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Цветок. Образование плодов и семян (2 ч)

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления

растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь плодов вне материнского организма.

Лабораторные работы

«Строение цветка». «Изучение формы пыльцы цветков разных растений». «Изучение и определение плодов».

Размножение растений (2 ч)

Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском

хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Лабораторные и практические работы

«Размножение растений листьями».

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».

Факторы, влияющие на рост и развитие растений (2 ч)

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.

Систематика растений (1ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения (1 ч)

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения (1ч)

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Высшие семенные растения (5 ч)

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Капустных (Крестоцветных), Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Зонтичных (Сельдереевых), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки (Мятликовых), Лилейных. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к наземно-воздушной среде жизни. Широкое распространение покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Вирусы. Бактерии (3 ч)

Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения и

жизнедеятельности бактериальных клеток. Формы бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Приспособления бактерий к перенесению неблагоприятных условий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Азотфиксирующие бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Болезнетворные бактерии и профилактика бактериальных заболеваний у растений, животных, человека. Значение бактерий.

Лабораторная работа

«Изучение клубеньков бобовых растений».

Грибы. Лишайники (2 ч)

Общая характеристика грибов. Особенности строения грибной клетки. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение, питание и размножение. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Введение в культуру

шампиньонов. Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения, питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

«Строение шляпочного гриба».

Развитие растительного мира на Земле (1 ч)

Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность. Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Жизнь организмов в сообществах (1 ч)

Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в фитоценозах. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типы

растительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агрофитоценозы). Ботанические сады.

Резерв-1ч.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  1. основные биологические и экологические понятия,

  2. иметь представление о биологии как науке,

  3. о клетке как единице живого,

  4. о способах питания и дыхания животных и растений,

  5. о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

  1. Общие признаки живого организма;

  2. Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств  цветковых растений;

  3. причины и результаты эволюции;

  4. примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  1. Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  2. Деление клетки;

  3. Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  4. Обмен веществ и превращение энергии;

  5. Особенности питания растительных  организмов;

  6. Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  7. Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  8. Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  1. Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

  2. Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  3. Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  4. Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  1. Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  2. Клетки, органы и системы органов растений;

  3. Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  4. Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

  1. Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  2. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  3. Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  4. Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  5.  Поведения в природе;

  6. Здорового образа жизни человека;

  7. Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  1. Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  2. Использовать рисунки;

  3. Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Межпредметные связи

     Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

                                 
Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении  материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;

  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.

  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Материально – техническое обеспечение:

Комнатные растения;

таблицы с изображением растений;

микроскопы; микропрепараты;

презентации; видеофильмы; гербарий.

                         

Список литературы:

  • Основная учебно- методическая литература: Трайтак . – Мнемозина, 2012 г.

  • Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)

  • «Растения».Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор  Трайтак Д.И.

  • «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7 классы» пособие для учащихся (Трайтак Д.И.)

  • Интернет–ресурсы: bio.1september.runew.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru



урока

Тема

Кол-во

часов

Эксперимент,

Демонстрация

опытов

Дата














план.

фактич.




Введение.


1 ч










1

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.


1













Разнообразие растительного мира


3 ч










2

Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли.

1










3

Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений.

1










4

Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Осенние явления в жизни растений.


1













Клеточное строение растений


1 ч










5

Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.


1

Лабораторные работы «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами». «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука». «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».











Семя













6

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Прорастание семян.


1

Лабораторные работы

«Строение семени». «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах». «Прорастание семян».











Корень. Связь растений с почвой













7

Корень.Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней. Образование корневых систем.

1










8

Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений.

1

Практическая работа «Рост корня».








9

Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.


1













Побег


2 ч










10

Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Лабораторная работа «Определение возраста растения по годичным кольцам».

1

Лабораторная работа «Строение почек».







11

Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

1

Лабораторная работа «Строение клубня».










Лист. Связь растения с внешней средой













12

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.


1

Таблица « Разнообразие листьев».







13

Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.


1













Цветок. Образование плодов и семян














14

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.


1

Таблица «Строение цветка». « Типы соцветий».
Лабораторная работа «Строение цветка».







15

Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь плодов вне материнского организма.

1

Лабораторная работа «Изучение и определение плодов».











Размножение растений













16

Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами.


1

Таблица «Вегетативное размножение растений».Д. стеблевые черенки смородины, листовые черенки фиалки узамбарской.







17

Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений

1













Факторы, влияющие на рост и развитие растений













18

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

1










19

Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники.


1

Д.Гербарий растений,

Презентация по теме «Растения-хищники»










Систематика растений













20

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

















Низшие растения













21

Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.


1

Таблица по теме урока










Высшие споровые растения














22

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.


1

Таблица по теме урока

Д.гербарий










Высшие семенные растения















23

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Широкое распространение покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

1










24

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных.

1










25

Семейство Крестоцветные (Капустные). Семейство Розоцветные. Семейство Зонтичные.

1

Таблица по теме урока







26

Семейство Бобовые. Семейство Пасленовые. Семейство Сложноцветные.

1

Таблица по теме урока







27

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки (Мятликовых), Лилейные.

1

Таблица по теме урока










Вирусы. Бактерии













28

Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения и

жизнедеятельности бактериальных клеток.

1

Таблица по теме урока







29

Формы бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Приспособления бактерий к перенесению неблагоприятных условий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами.

1










30

Азотфиксирующие бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Болезнетворные бактерии и профилактика бактериальных заболеваний у растений, животных, человека. Значение бактерий

1

Презентация по теме урока










Грибы. Лишайники














31

Общая характеристика грибов. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение, питание и размножение. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

Презентация по теме урока







32

Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения, питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.


1

Презентация по теме урока










Развитие растительного мира на Земле













33

Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность. Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.


1













Жизнь организмов в сообществах













34

Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в фитоценозах. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типы

растительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агрофитоценозы). Ботанические сады.


1










35

Резерв

1










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconПрограмма систематического курса биологии для основной школы (6-9...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного...
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconАннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе...
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе...
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии разработана на основе Федерального...
Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, iconРабочая программа по технологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск