Скачать 414.09 Kb.
|
Аннотация к рабочей программе по биологии в 6 классе (базовый уровень). 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии ,образовательной программы МБОУ «Аксубаевский лицей», принятой в 2013 году.Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по биологии. В связи с принятием образовательной программы МБОУ «Аксубаевский лицей» в 2013 году, утверждаемой на 5 лет, преподавание ведется по учебнику: Д.И. Трайтак, Н. Д. Трайтак «Биология 5- 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники класс» Часть 1-2. М.: Мнемозина, 2012 г. 2. Цель изучения дисциплины Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности. 2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.). 4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками. 5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся. 3. Структура дисциплины Растения как составная часть живой природы. Клеточное строение растений Растения. Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Развитие растительного мира на Земле. Растительные сообщества. 4. Основные образовательные технологии Информационно-коммуникативные технологии Технология концентрированного обучения Технология проблемного обучения Технология дифференцированного обучения 5. Требования к результатам освоения дисциплины. Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:
Настоящая программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся в 6 классах. Она рассчитана на 35 ч/год (1 ч/нед.). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Цель изучения учебного предмета. Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности. 2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.). 4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками. 5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
Общая характеристика учебного предмета. Курс биологии в 6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный предмет, входящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных– обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе. Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально- производственной деятельности людей. Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия. Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся. Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные (Фундаментальное ядро содержания общего образования). В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания. Глобальными выступают следующие цели биологического образования: социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество»; приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования; ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы; развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании; интереса к учебной и исследовательской деятельности; способностей к проявлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе. Курс «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники » предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений . В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.И. Трайтак, Н. Д. Трайтак «Биология 5- 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники класс» Часть1- 2: Учеб. Для общеобразоват. учреждение. –М.:Мнемозина 2012. – 128с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Учебник адресован учащимися 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии Д.И. Трайтака. Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет). Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса « Биология» автора Д.И. Трайтак. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, итого рассчитана на 35 часов. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часа для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет 280 ч на изучение биологии. В их числе в 5 классе – 35 ч; в 6 классе – 35ч; в 7, 8 и 9 классах – по 70 ч. Содержание курса биологии представлено четырьмя разделами: 1. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 5-6 классы (35 ч + 35 ч); 2. «Животные». 7 класс (70 ч); 3. «Человек и его здоровье». 8 класс (70 ч); 4. «Общие биологические закономерности». 9 класс (70 ч). Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5 и (или) 6 классах и «Животные» (изучается в 7 классе) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих двух разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете. Раздел «Человек и его здоровье», изучаемый в 8 классе, раскрывает особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека в единстве и взаимосвязи с окружающей средой. Ведущая идеей содержания этого раздела является идея о ценности жизни и здоровья человека. В содержание включены важные сведения о факторах, укрепляющих и ослабляющих физическое и психическое здоровье человека, о значении гигиены и здорового образа жизни, о профилактике заболеваний и мерах оказания первой медицинской помощи. Раздел «Основы общей биологии», изучаемый в 9 классе, посвящён обобщению, систематизации и интеграции изученного ранее учебного материала, а также ознакомлению школьников с доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Требования к результатам освоения программы Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Предметные результаты 1. В познавательной сфере: выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии); обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни; понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ); 5 определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой; обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека; распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения, животные); объяснение места человека в системе живой природы, сходства и различий человека с животными, связи организма человека со средой обитания, зависимости здоровья от состояния окружающей среды и образа жизни человека; обоснование мер профилактики заболеваний человека и мер оказания неотложной помощи при кровотечениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах; понимание роли наследственности и изменчивости в эволюции живой природы, проявлении наследственных заболеваний человека; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах; распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений; определение и классификация основных биологических понятий; овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле; понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования; знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни; развитие чувства ответственности за сохранение природы. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях; соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами. 4. В сфере физической деятельности: освоение приемами оказание первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, вывихах, переломах костей, кровотечениях, при спасении утопающих. овладение методами размножения растений и способами ухода за комнатными растениями; овладение гигиеническими умениями и правилами ухода за своим организмом. 5. В эстетической сфере: развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы. Метапредметные результаты Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации; овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 ч, 1 ч в неделю) Учебник: Биология. 5-6 классы. В 2-х частях. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Авторы – Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. М.:-Мнемозина 2012. Введение (1 ч) Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Разнообразие растительного мира (3 ч) Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Осенние явления в жизни растений». Клеточное строение растений (1 ч) Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме. Лабораторные работы «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами». «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука». «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы». Семя (1 ч) Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Прорастание семян. Лабораторные работы «Строение семени». «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах». «Стратификация семян». «Прорастание семян». Корень. Связь растений с почвой (3 ч) Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Размеры корневых систем растений. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений. Практическая работа «Рост корня». Побег (2 ч) Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение. Лабораторные работы «Строение почек». «Определение возраста растения по годичным кольцам». «Строение клубня». Лист. Связь растения с внешней средой (2 ч) Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Цветок. Образование плодов и семян (2 ч) Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян. Типы плодов. Жизнь плодов вне материнского организма. Лабораторные работы «Строение цветка». «Изучение формы пыльцы цветков разных растений». «Изучение и определение плодов». Размножение растений (2 ч) Размножение растений. Особенности размножения растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений. Лабораторные и практические работы «Размножение растений листьями». «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами». Факторы, влияющие на рост и развитие растений (2 ч) Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Паразитизм в растительном мире. Растения-хищники. Систематика растений (1ч) Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений. Низшие растения (1 ч) Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения (1ч) Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Высшие семенные растения (5 ч) Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Капустных (Крестоцветных), Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Зонтичных (Сельдереевых), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных). Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства Злаки (Мятликовых), Лилейных. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к наземно-воздушной среде жизни. Широкое распространение покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Вирусы. Бактерии (3 ч) Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактериальных клеток. Формы бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Размножение бактерий. Приспособления бактерий к перенесению неблагоприятных условий. Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Азотфиксирующие бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Болезнетворные бактерии и профилактика бактериальных заболеваний у растений, животных, человека. Значение бактерий. Лабораторная работа «Изучение клубеньков бобовых растений». Грибы. Лишайники (2 ч) Общая характеристика грибов. Особенности строения грибной клетки. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи. Плесневые грибы. Грибы-паразиты. Их строение, питание и размножение. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека. Введение в культуру шампиньонов. Общая характеристика и экология лишайников. Особенности строения, питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба». Развитие растительного мира на Земле (1 ч) Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность. Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Жизнь организмов в сообществах (1 ч) Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в фитоценозах. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров планеты. Типы растительности. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агрофитоценозы). Ботанические сады. Резерв-1ч. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса. В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
Должны называть (приводить примеры):
Характеризовать (описывать):
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Соблюдать правила:
Владеть умениями:
Межпредметные связи Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение. Критерии оценки учебной деятельности по биологии Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Оценка "1" ставится, если ученик:
Примечание.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Материально – техническое обеспечение: Комнатные растения; таблицы с изображением растений; микроскопы; микропрепараты; презентации; видеофильмы; гербарий. Список литературы:
|
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | Программа систематического курса биологии для основной школы (6-9... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного... Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой... | Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе... Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного... | ||
Аннотация к рабочей программе по биологии для 9 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы... | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа для 6 класса составлена на базе примерной программы по биологии основного общего образования. При составлении использовались... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 9 классов разработана на основе... Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе... Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания | ||
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... ... | Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе Федерального... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа» | Рабочая программа по технологии 10 класс Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению... |