Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»
117303 г. Москва ул. Одесская д. 21/29 т. 310-51-66, 316-85-25
nou@nika-school.ru
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании кафедры зам. директора по УВР Директор НОУ Школа «НИКА»
Протокол _________ Е.Т. Дудко __________ И.А.Рублева
от__________ № ___
Зав. кафедрой _______ Приказ от ___________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для учащихся 6 класса на 2013-2014 учебный год
Программу составил:
учитель биологии
Абрамова Елена Геннадьевна
Москва, 2013 г. 6 класс.
Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». (34 часа. 1 час в неделю)
Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники).
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2013. –192с.: ил. а также методических пособий для учителя:
1). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
2). И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. М. «Глобус», 2008.
дополнительной литературы для учителя:
1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);
4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;для учащихся:
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;
5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;
7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;
8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;
9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;
12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.
13) Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год.
14) Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.
15) В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Учебно-тематическое планирование.
Класс 6 «А», 6 «Б», 6 «В».
Учитель Абрамова Е.Г...
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии.
Учебник «Биология» ,И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; Москва «Вентана-Граф», 2013г
№
| Темы курса и их краткое содержание
| Количество часов
|
| Введение
| 2
| 1
|
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека.
Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений
Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема).
| 1
| 2
| Жизненные формы растений: деревья. кустарники, травы
| 1
|
| Клеточное строение растений
| 2
|
3
|
Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.
Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл.
Поступлении веществ в клетку, движение цитоплазмы
Деление и рост.
|
1
| 4
| Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.
Функции основных видов тканей
| 1
|
| Органы цветковых растений
| 9
| 5
| Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
Значение семян для растений как орган его размножения и распространения.
| 1
| 6
| Условия прорастания семян
| 1
| 7
| Виды корней: главный, боковой, придаточные. Функции корня. Корневые системы.
Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.
| 1
| 8
| Побег – сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки.
Строение почки.
Виды почек: пазушные, верхушечные ;генеративные и вегетативные.
| 1
| 9
| Функции листа. Простые и сложные.
Жилкование.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).
Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизни.
| 1
| 10
| Функции стебля. Рост стебля в толщину.
Внешнее строение стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.
| 1
| 11
| Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
| 1
| 12
| Строение цветка, околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия.
Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.
| 1
| 13
| Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.
| 1
|
| Основные процессы жизнедеятельности растений
| 6
| 14
| Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.
Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.
| 1
| 15
| Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты.
| 1
| 16
| Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
| 1
| 17
| Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.
| 1
| 18
| Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.
| 1
| 19
| Рост и развитие растений. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условия среды.
| 1
|
| Основные отделы царства растений
| 8
| 20
| Понятие о систематике растений
| 1
| 21
| Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.
Зеленые, бурые, красные водоросли.
Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека
| 1
| 22
| Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).
| 1
| 23
| Основные признаки папоротников, хвощей, плаунов.
| 1
| 24
| Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).
| 1
| 25
| Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы.
| 1
| 26
| Признаки класса Двудольные.
Значение растений основных семейств класса Двудольные
Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.
| 1
| 27
| Признаки класса Однодольные. Сравнительная характеристика и значение растений основных семейств класса Злаки и Лилейные.
|
|
| Историческое развитие и многообразие растительного мира
| 2
|
28
|
Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.
Приспособления к условиям существования
|
1
| 29
| Многообразие и происхождение культурных растений.
Центры происхождения культурных растений.Дары Нового и Старого Света
| 1
|
| Бактерии
| 1
| 30
| Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
| 1
|
| Грибы. Лишайники
| 2
| 31
| Признаки царства Грибы.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания. Значение грибов в природе и жизни человека.
| 1
| 32
| Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни.
Значение.
| 1
|
| Природные сообщества
| 2
| 33
| Понятие о природном сообществе- биоценозе и экосистеме.Совместная жизнь организмов в природном сообществе
| 1
| 34
| Смена природных сообществ и ее причины
| 1
| |