Скачать 93.99 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10» Первые шаги экспериментальной работы по созданию и апробации «Компьютерного практикума к программе А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах 1-4 класс»» Учитель начальных классов Медведева Т. М. Учитель информатики Карасева А. Ю. 2009 – 2010 учебный год Первые шаги экспериментальной работы по созданию и апробации «Компьютерного практикума к программе А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах 1-4 класс»» В прошлом 2008-2009 учебном году мы включились в эксперимент по разработке концепции городской экспериментальной площадки. Было предложено 3 формы организации работы с использованием ИКТ в начальной школе:
Все три формы работы были представлены учителями города на нескольких семинарах в разных школах. Наша школа выбрала третью форму обучения. Мой класс 25 человек работают одновременно в двух компьютерных классах. I группа – вместе со мной по тетрадям Горячева; II группа – на компьютерах с учителем информатики Карасевой А.Ю. Через двадцать минут работы группы меняются местами. Два компьютерных класса разделены внутренней дверью, поэтому на переходы и смену групп время впустую не тратится. Поскольку отработка некоторых тем практикума началась только в прошлом году, у нас, как и в других школах, идет частичное соответствие теоретической и практической части урока. Например: В 4 классе в первой четверти в теоретической части урока мы работаем по тетрадям Горячева и продолжаем знакомиться со способами описания действий и процессов: - алгоритм, схема и построчная запись алгоритма; - описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма; - алгоритмы с параметрами. В практической части урока дети выполняют два вида заданий: - закрепляют теоретические знания, используя ЦОРы по теме урока (Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/); - работают с клавиатурным тренажером (Stamina). Дети продолжают осваивать набор слов, предложений и текста на клавиатурном тренажере и в MS Word, продолжают учиться работать в Paint. Самостоятельная работа учащихся в малых группах на компьютере позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. В прошлом учебном году в нашей школе была организована проектная работа с использованием ИКТ. В этой общешкольной работе приняли участие и ученики 4 класса. Использовалась методика проектных занятий, где ребята осваивали базовые технические навыки. При этом обучение носило активно - деятельностный, проектный характер. Учащиеся выполняли задание, которое являлось осмысленным, интересным и важным лично для них, и при этом:
Такая проектная деятельность – это достаточно длительная групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является что-то, что можно пощупать или посмотреть. Работа в проекте велась достаточно свободно, а результаты работы над одним и тем же проектном сильно отличались друг от друга (работа в группах; парах). Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий. Например: Проект «Мое имя»(4 кл.) переходит в проект «Моя семья»(4 кл.) → «Фамильное дерево»(5 кл.) Ниже мы приводим конспект урока с использованием ЦОРов. Урок 1 ВЕТВЛЕНИЕ В ПОСТРОЧНОЙ ЗАПИСИ АЛГОРИТМА («КОМАНДА «ЕСЛИ-ТО») Цели урока: -дать ученикам представление о ветвлении в построчной записи алгоритма; - учить записывать условие ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то»; - учить выполнять алгоритмы с ветвлениями; - закрепить представление о вложенности алгоритмов. 1. ИНФОРМАТИКА. ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР - С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? Люди каких профессий могут использовать компьютер в своей работе?1 (Математики, физики, конструкторы, архитекторы, художники, модельеры, создатели рекламных роликов и мультфильмов, врачи, биологи, экологи, писатели, композиторы... ) - Может ли компьютер догадаться, что у человека есть проблема, и начать действовать самостоятельно? (Компьютер не умеет догадываться и действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания - компьютерные программы.) - Как вы думаете, какие из перечисленных действий может выполнить компьютер: - приобрести знания, научиться (не может); - запомнить (может сохранить, записать информацию с помощью запоминающих устройств, которые есть в его составе); - захотеть (не может); - составить план действий (не может); - выполнить действие по плану (может - по алгоритму, составленному человеком и записанному на одном из специальных языков -языке программирования); - устать (не может); - отличить один предмет от другого (может - по описаниям, составленным человеком и записанным на языке программирования); - сделать выводы из фактов (может - по описаниям, составленным человеком и записанным на языке программирования). - Итак, компьютер не может захотеть, спланировать свои действия, научиться чему-либо - так, как это делает человек. Но описания - программы для компьютеров, которые составляют люди, - могут быть такими совершенными, что иногда может казаться, будто компьютер многое знает, понимает и даже может думать. 2. АЛГОРИТМ. КОМАНДА АЛГОРИТМА. СХЕМА АЛГОРИТМА. ВЕТВЛЕНИЕ В АЛГОРИТМЕ. УСЛОВИЕ ВЕТВЛЕНИЯ В КОМАНДЕ «ЕСЛИ-ТО». ВЛОЖЕННОСТЬ АЛГОРИТМОВ - Итак, компьютер может выполнять действия только по заранее составленному плану, который называется ... (алгоритмом). Алгоритм -это подробный ответ на вопрос ... («Как это делается?»). - Чтобы составить такой план, нужно по порядку перечислить все шаги действия. Каждый шаг в алгоритме принято называть ... (командой). В начале алгоритма принято записывать команду ... («Начало»), а в конце команду ... («Конец»). - Команды алгоритма можно пронумеровать по порядку, а можно изобразить на схеме со стрелками. На такой схеме алгоритма каждая команда записывается в отдельном прямоугольнике, а стрелки показывают, в каком порядке нужно выполнять команды. Поэтому номера команд на схеме алгоритма можно не ставить. Выполнить задание 1 (алгоритм «Попади на представление»). - Какое действие описано с помощью алгоритма в задании 1? (Попади на представление.) - На схеме этого алгоритма есть не только прямоугольники, но и ромбы. В каждом ромбе записывается вопрос, на который нужно ответить прежде, чем продолжать действовать. - Такое место в алгоритме, где нужно выбрать один из двух вариантов продолжения действий, называется ... (ветвлением). Вопрос, который записывается в ромбе, - это условие ветвления. Посмотрите внимательно на схему и вспомните (скажите): почему ветвление так называется? (Оно похоже на веточку, которая раздваивается, или на дорогу, которая разветвляется.) Изобразить схему алгоритма на доске (можно без текста, но сохраняя взаимное расположение блоков на схеме, приведенной в тетради). Попросить детей дорисовать стрелки на схеме, обсудить и вписать (на доске и в тетрадях) и вопросы в ромбах. - В построчной записи алгоритма каждую команду нужно записать с новой строки и пронумеровать команды по порядку. С помощью каких слов в построчной записи алгоритма записывается ветвление? Найдите эти слова в построчной записи алгоритма «Попади на представление». (В построчной записи ветвления используются слова «если» и «то».) - После слова «если» записывается не вопрос, а утверждение - высказывание. - Какое высказывание нужно вписать после первого слова «если»? (Внимание: дети могут попытаться получить это высказывание, просто убрав вопросительный знак в условии на схеме: «есть билет». В этом случае учитель обращает их внимание на ошибку, к которой это приведет: «если есть билет, то найди кассу цирка и купи билет».) - Какое высказывание нужно вписать после второго слова «если»? - Если высказывание, записанное после слова «если», истинно (соответствует действительности), то выполняются команды, записанные после слова «то», с номерами 4, 5 и 9. Обратите внимание: эти команды выделены (записаны) со сдвигом вправо. - Когда высказывание «нет билета» ложно? (Когда билет есть.) Какую команду нужно выполнять в этом случае? (Команду 6 - «Найди вход в цирк».) - Какую команду нужно выполнять, если имеется высказывание «есть верхняя одежда»? (Команду 10 - «Займи свое место в зале».) - Перечислите команды, которые будут выполняться всегда при выполнении алгоритма. (1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 11.) - Какие команды не всегда будут выполняться? (4, 5, 9.) - Именно эти команды записаны со сдвигом вправо. - Итак, в некоторых действиях есть шаги, которые выполняются не всегда, а только при некотором условии. Для проверки этого условия в алгоритме используется ветвление. Для закрепления пройденного материала на уроке учитель вместе с детьми выполняет задание «Сходи в кино» (ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru/ ) 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА. Дети переходят к компьютерам и открывают папку к уроку на рабочем столе. -Выполняют задание «Полей цветок1»; «Полей цветок2»; - Выполняют задание к уроку №1 (Клавиатурный тренажер Stamina). 4. ИТОГИ УРОКА - Сегодня вы узнали: - что действие можно описать с помощью алгоритма; - что ветвление в алгоритме используется для выбора одного из двух вариантов продолжения действий; - что на схеме алгоритма условие ветвления записывается в ромбе, а в построчной записи - с помощью слов «если» и «то». 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Задание 3 - номера команд вписать под изображением Бима и Бума. Используемые источники
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ 1 Ответы на вопросы даны в том виде, в котором их повторяет учитель, «редактируя» и обобщая ответы детей. |
Урок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение... ... | Приложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…» Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и... | ||
Урок информатики во 2 классе тема: «Устройства вывода информации» Автор: Степаненко Анна Николаевна учитель информатики мкоу «Лорис-Меликовская сош» | Урок информатики в 8 классе Разработал: учитель информатики ... | ||
Методика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса... При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока | Урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика и информация» Пономарёва Е. А. учитель начальных классов моу гимназии №56 Интегрированный урок информатики и логики в 3 классе по теме: «Логика... | ||
Татьяна Александровна, учитель информатики Участники Участники: классный учащиеся класса, учитель информатики, библиотекарь, старшеклассники | Жиляева Ирина Георгиевна, учитель информатики; Тищенко Надежда Ивановна,... Выявить причинно-следственные связи между особенностями климата, природой, размещением населения материка Африка | ||
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | ||
Урок информатики в 9 классе (первый год обучения) Урок сопровождается слайдами презентации и мультимедийными фрагментами с cd-диска «Мир информатики» | «Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | ||
Урок по теме: «Способы соединения проводников» Кучин Сергей Вениаминович, учитель физики и информатики моу «Кафтанчиковская сош» | Урок в 5 классе по теме: «Площади и объемы» Жарова Оксана Александровна учитель физики, математики, информатики моу «Середейская средняя школа» | ||
Урок-игра «Информационный калейдоскоп» Тема урока : Повторение курса информатики 10 класса Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме игры по курсу информатики 10 класса | Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств |