Скачать 0.68 Mb.
|
Методическая разработка «Формирование информационных компетенций у учащихся при работе с текстовыми источниками информации в процессе обучения физике» Выполнила учитель физики ГБОУ гимназии №1544 Лукашевич М.Н В первом десятилетии ХХI века осуществляется модернизация российского образования. Одной из важнейших задач модернизации является повышение качества образования. Ядро содержания школьного образования в современном мире должно включать способы познания мира и практическую деятельность. Современному школьнику предстоит жить и работать в мире информационных технологий. Именно поэтому сегодня необходима информатизация образования, то есть, изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся . Задача современного учителя должна сводиться к обучению приемам формирования и наиболее эффективного использования собственного для каждого ученика информационного пространства. В школе должна создаваться основа знаний, на которую каждый ученик из индивидуального информационного поля должен «нанизывать» объем личных знаний. Целью обучения является освоение учащимися информационной культуры, то есть общих представлений об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, о системе морально-этических норм. Информационная культура является частью коммуникативной, познавательной и, в некоторой мере, эстетической культуры, которые выделены как инвариантные компоненты структуры деятельности, лежащие в основе концепции современной школы . Для развития умения работать с информацией, необходимо систематически предлагать учащимся различные ее источники, например дополнительную литературу по предмету, и организовывать с ней работу на уроках. Анализ показал, что у большинства учащихся умения работать с информацией, не сформированы. Таким образом, эта проблема и на сегодняшний день остается актуальной. Выпускники средней школы должны научиться критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности, использовать современные технологии для поиска и переработки учебной и научно-популярной информации физического содержания. Формирование научного мировоззрения и способа научного мышления является приоритетной задачей обучения физике. Эта задача может быть реализована только тогда, когда в процессе обучения физике ученик обладает определенными знаниями и умениями их приобретать и применять. В связи с этим возникает проблема формирования у учащихся информационных компетенций находить, использовать и оценивать информацию, получаемую из различных источников, в том числе в сети Интернет, СМИ, физических словарях, справочниках, научных и научно-популярных журналах. При этом основные умения, ожидаемые от выпускников и формируемые в виде требований к уровню подготовки, сводятся к ориентации в научных понятиях, к поиску и переработке различной информации физического содержания, критическому осмыслению информации на основе фундаментальных законов физики. Таким образом, актуальность темы обусловлена следующими противоречиями: с одной стороны, для того чтобы сформировать устойчивый интерес у учащихся к изучению физики и выполнить требования ФГОС по физике, необходимо обладать огромным количеством информации, информационными компетенциями при работе с текстовыми источниками информации, с другой стороны, с недостаточной разработкой методики, позволяющей целенаправленно решить проблему формирования у учащихся информационных умений при работе с текстовыми источниками информации. Определились задачи :
Для решения поставленных задач использовать следующие методы : Теоретические:
Экспериментальные
Научная новизна: Разработана модель методики формирования информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации. Теоретическая значимость:
Практическая значимость:
В последние годы возрождается интерес к универсальным компетенциям для многих школьных предметов. Приоритетными для школьного курса физики на этапе основного и полного общего образования являются: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность и рефлексивная деятельность. В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знаний, где универсальные компетенции являются “инструментом” овладения любым учебным материалом. Но выпускник общеобразовательной школы часто не владеет в достаточной степени такими умениями. По данным Международного исследования образовательных достижений учащихся с помощью теста PISA (PISA-2000) результаты российских учащихся ниже, чем средние международные результаты. Одной из причин низких результатов специалисты считают недостаточное внимание, уделяемое в наших школах формированию универсальных учебных компетенций. Рассмотрим модель методики формирования учебно-информационных компетенций и прежде всего умения работать с текстовыми источниками информации, т.к. для учащихся учебник, учебные пособия, справочная литература, дополнительная литература является основным источником знаний, тем более что в условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. При разработке модели методики учитывались требования, выдвигаемые государством и современным обществом к уровню развития информационных компетенций учащихся средствами учебного предмета. В основу модели методики легли следующие методологические подходы. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только знания, умения, навыки, но и формирование личностных качеств. Системный подход — это средство, с помощью которого выполняется процесс решения проблемы. Применение системного подхода в процессе обучения физике, позволило во-первых, рассмотреть информационную деятельность учащихся как систему, во-вторых, рассмотреть урок, основанный на информационной деятельности учащихся как систему, в-третьих, разработать систему деятельности учителя и учащихся на отдельных этапах урока. Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию постоянно усложняющейся деятельности, так как через деятельность совершенствуются личностные качества учащихся. Основные принципы обучения, которые были положены в основу модели методики: 1) создание учителем доброжелательной творческой атмосферы и ситуаций успеха для учащихся; 2) создание ситуаций, которые требуют от ученика активной самостоятельной деятельности; 3) организация возможности свободного выбора учащимися средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив; Самостоятельное выполнение учащимися заданий обеспечивается предварительно разработанной учителем программой деятельности на занятии и специально подобранными дидактическими средствами. В основу модели методики формирования информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации легли следующие принципы. Принципы личностной ориентации: Принципы взаимодействия: Принципы систематичности Принцип научности Принцип наглядности Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Принцип сотрудничества Основными компонентами модели методики являются цели обучения и задачи, содержание учебного материала, методы, средства, формы организации обучения, оценка учебного процесса.
Организационные формы обучения:
Основными компонентами модели методики формирования информационных умений учащихся при работе с текстовыми источниками информации являются:
Данную модель методики формирования информационных компетенций учащихся при работе с текстовыми источниками информации можно рассматривать как методическую систему.Умение работать с дополнительной информацией (энциклопедией, справочниками, статьями из газет и журналов, научно-популярной литературой, инструкциями к приборам, ресурсами Интернета) – является ключевым информационным компетенциями. Оно заключается в способности находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, анализировать и передавать её содержание адекватно поставленной цели по содержанию (сжато, полно, выборочно) и форме (в виде схемы, таблицы, плана, конспекта и т.д.), критически оценивать достоверность информации из СМИ, давать свою оценку и высказывать свою точку зрения. Результатом такой деятельности является подготовка информационных справок, сообщений, паспорта прибора, презентации, реферата и творческого продукта. Работа с учебной и дополнительной литературой может иметь целью: повторение пройденного на уроке материала; изучение нового материала, который изложен в учебнике и к сознательному усвоению которого учащиеся хорошо подготовлены (вопросы истории науки и техники, практическое применение изученного явления или закона.) расширение и углубление знаний, полученных на уроке; подготовку докладов и кратких сообщений о жизни и деятельности ученых и изобретателей, о новейших достижениях в области физики, о применении изучаемых явлений в технике и быту; написание рефератов по физике. Иногда полезно давать задания в двух-трех вариантах на выбор учащихся, особенно если это задание творческого характера. Задания, связанные с подготовкой сообщений, написанием реферата, подготовкой презентаций дают на длительный срок. Наряду с заданиями, общими для всего класса, следует систематически давать индивидуальные задания с учетом подготовки и интересов ученика. Способным школьникам необходимо предлагать более сложные задания. Это содействует дальнейшему развитию их способностей, воспитанию стремления глубже разобраться в изучаемом материале. Особый, индивидуальный подход необходим к учащимся, по каким-либо причинам, отставшим от класса или интерес которых к предмету еще не удалось пробудить на уроках. Научить школьника всему, что понадобится в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с текстовыми источниками информации. Известно, что знания должны пополняться, что на уроке важно сформировать у ученика умение и потребность учиться, черпать сведения из разнообразной литературы. Первое, что предстоит сделать, это увеличить долю самостоятельной учебной работы учащихся. Школьникам на уроке слишком часто отводится роль пассивных слушателей. Второе, необходимо расширять тематический диапазон каждого занятия. Использование занимательной дополнительной информации на уроке способствует ещё и повышению мотивации к обучению, поддерживает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Сформулированы основные идеи методики развития информационных компетенций при работе с текстовыми источниками информации учащихся в процессе обучения физики и построена модель методики формирования информационных компетенций при обучении физике. В основе методики формирования информационных умений при обучении физике заключены следующие положения:
Основные принципы построения уроков: Использование возможностей учебного предмета для развития информационных компетенций учащихся. Развитие информационных компетенций учащихся в процессе активной информационной деятельности с текстовыми источниками информации. Ориентация на развитие каждого учащегося и учёт его личных достижений. Таким образом, уроки, основанные на перечисленных принципах будут способствовать развитию личностного потенциала учащихся: их самостоятельности в приобретении знаний и положительно сказываться на мотивационной сфере. На уроке используются различные источники информации, мы выделяем текстовые источники, представленные на рисунке 5. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические указания определяют порядок проведения учебного занятия «Штудирование», направленного на формирование у обучающихся... | Методическая разработка для преподавателей и обучающихся по практике Цель: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, формирование... | ||
Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности Цель... Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной... | Урока: Образовательные Сформировать у учащихся умение применять макросы при работе с текстовыми документами | ||
Методическая разработка Источники получения информации О. И. Громцева. Тесты по физике к учебнику А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» | Методическая разработка Тема: «Торговая профессия долг и призвание» В последние годы цели методической работы в школе оставались почти неизменными, так как шла реализация Программы развития, направленная... | ||
Массовой информации Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит... | Методическая разработка урока подготовлена учителем Цель: формирование духовно-нравственных основ при ознакомлении учащихся с понятием малая Родина | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... Ежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с... | Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства... Ючается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения... | Реферат в работе проведен сравнительный анализ школьной программы... Создание программы профильного уровня по физике (раздел «Электричество») с использованием современных информационных технологий при... | ||
Методы и приемы интерактивного обучения при работе с иноязычным текстом... «Новая парадигма образования» представляет собой интерактивный процесс обучения, в котором каждый учащийся (студент) взаимодействует... | Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | ||
Методика обучения опорным прыжкам Методическая разработка учителя... Методическая разработка и рекомендации учителям физической культуры при обучении опорным прыжкам | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 |