| ФИО (полностью): Смальчук Ольга Николаевна
|
| Место работы: МКОУ СОШ №3 им.Р.Калмыкова
|
| Должность: учитель начальных классов
|
| Предмет: русский язык
|
| Класс: 4
|
| Тема и номер урока в теме: Правописание -тся и -ться в глаголах. Первый урок в теме.
|
| Базовый учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)
|
| Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах.
|
| Задачи:
обучающие: отработать способ действия при выборе написания -тся и -ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; ввести новые для учащихся понятия: возвратность – невозвратность, инфинитив (неопределенная форма глагола).
Учащиеся должны:
- знать правило написания -тся, -ться в глаголах,
- уметь применять полученные знания на практике.
развивающие: развивать умение высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.
воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку.
|
| Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
| Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
|
| Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.
|
| Структура и ход урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение нового материала.
4. Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Комментированное выставление оценок.
|
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время (в мин.)
|
1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
1
| Организационная часть
| Презентация Power Point
(слайд 1).
| Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач.
Демонстрация слайда 1.
| Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке.
| 1 мин
|
2
| Актуализация материала
| Презентация Power Point
(слайды 2-4)
| Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы и познавательной задачи.
Демонстрация слайда 2.
Учитель:
- Что мы должны написать на месте пропусков?
- От чего зависит написание -тся и
-ться в глаголах?
Демонстрация слайда 3.
Учитель:
Помни: вопрос – твой помощник!
Демонстрация слайда 4.
Учитель:
-Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и
-ться в глаголах.
-Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?
Вводится понятие инфинитива (неопределенной формы глагола)
| Запись темы урока в тетради.
Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол».
Работают с таблицей и самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и
-ться зависит от формы глагола.
| 8 мин
|
3
| Сообщение нового материала
| 1. Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание
-ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1)
2. Электронный учебный модуль информацион-
ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2)
| Представляет новый материал в виде таблицы с интерактивными блоками. Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму.
Беседа по таблице (слайд 5).
Учитель:
-Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать
-ться и -тся в глаголах?
Работа с ЭУМ
И-типа (слайд 6).
Учитель:
-Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол?
-Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола.
-Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет?
-Послушайте «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука.
-Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно.
Проверьте себя! Работа с таблицей.
Учитель:
-Как проверить правописание возвратных глаголов?
Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом глаголам.
Проверьте себя!
| Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с новым материалом.
Выполняют задания на компьютерах.
Дают определение глагола как части речи. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1).
Дают определение возвратности глагола. Проверяют с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2).
Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом (сцена 2).
Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»).
Выполняют задание на компьютере (сцена 3, задание)
Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»).
Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения.
| 10
мин
|
4
| Физминутка
| Мультимедиа
Презентация Power Point
(слайд 7).
| Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.
| Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение.
| 1
мин
|
5
| Закрепление изученного материала
| Электронный учебный модуль практического типа (№ 2)
| Определяет ЭУМ
П-типа (слайд 8).
Контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений.
Учитель:
-Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ.
-Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца!
-Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ.
-Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу?
Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ.
-Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ.
| Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты.
| 10 мин
|
5
| Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели).
| Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3)
| Определяет ЭУМ
К-типа (слайд 9) индивидуально для каждого учащегося (по вариантам).
Учитель:
-Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы.
Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *.
Подтвердите ответ.
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
Помогает сформулировать выводы.
| Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты.
Обобщают и делают собственные выводы.
| 11 мин
|
6
| Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
| Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.
ЭУМ контрольного типа (№4)
| Информирует о дифференцирован-
ном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР.
Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10)
| Записывают домашнее задание в дневниках.
| 2 мин
|
7
| Комментирован-
ное выставление оценок
| Презентация Power Point
(слайд 11)
| Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.
Учитель:
-Спасибо за урок! (слайд 11)
| Анализируют результаты своей работы на уроке.
| 2 мин
|