Скачать 57.89 Kb.
|
Тема урока: Обозначение звуков [ ца ] на конце имён существительных и глаголов. Правописание ться и тся в глаголах. Цель: Через решение проблемной ситуации на основе исследования научить учащихся обозначению звуков [ца] на конце имён существительных и глаголов. Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний тся и ться в глаголах. Ход урока Организационная часть. Работай молча. Хочешь ответить – подними руку! Не лови ворон! Минутка чистописания. Дифференцированные задания (по уровню сложности) ть ти чь ить ать оть уть еть ыть -Что вы можете сказать о буквосочетаниях? Какой частью слова могут являться данные сочетания букв? О какой части речи мы будем говорить на уроке? Расскажите, что вы знаете о глаголе по данным буквосочетаниям. 2 группа работает по карточкам- тестам. Выберите одно утверждение из трёх вариантов ответа: пропишите эту строчную письменную букву один раз.
а. Часть слова б. Только по числам б. Член предложения в. Только по временам г. Часть речи г. По числам, по временам, по лицам
глаголы в. Признак предмета и. Наст. в. л. Действие предмета о. Наст. в., Пр. в., Буд. в. к. Название предмета у. Пр. в., Буд. в.
по родам а. Чаще всего сказуемым к. Наст. в., Пр. в., Буд. в. в. Второстепенным членом л. Пр. в. д. Подлежащим м. Пр. в., Буд. в. Из полученных письменных строчных букв запишите слово – это и есть ключ теста. Фронтальная работа с классом. Проверка по СЛАЙДУ. ОЦЕНИТЬ. Актуализация знаний. У неё ряд вряд Буквы к буквам стоят. Грамотным без робости Рассказывает новости. На одном её листе Много разных новостей. ( ГАЗЕТА) Словарно-орфографическая работа ГАЗЕТА
(Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни. Работа со словарём Ожегова.) Составь однокоренные слова к слову ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК, ГАЗЕТНЫЙ, ГАЗЕТЁНКА. Разбери по составу. Как пишется корень в однокоренных словах. Связь с жизнью. Как называется наша местная газета? Демонстрация местных газет. Сообщение темы. Постановка учебных задач. Прослушайте четверостишье, будьте внимательны, если услышите одинаковое произношение в словах ,постарайтесь запомнить эти слова. Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится. Чистой водицы решила напиться, Птица синица, что в воду глядится. - Назовите слова. Прочитайте слова написанные на доске: садица струица водица птица синица глядица напица Давайте посмотрим, как пишутся эти слова в тексте. - Как вы думаете, с какой проблемой мы столкнулись? (Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся, а когда ться.) ВЫ правы! Это и есть тема нашего урока. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы 1. Сначала, определим в каких словах пишется слог ца. - Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются? Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных. Ответьте на вопрос заданный в учебнике. СТР. 103, УПР. 108 Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца. СЛАЙД И ТАБЛИЦА. Учитель. Вы сделали правильный вывод! Открытие состоялось! Спасибо тем, кто предложил верную гипотезу. На карте открывается запись: СЛАЙД И ТАБЛИЦА. Запишите данные имена существительные в тетрадь, но не ставьте точку, а посмотрите на доску и выпишите из данных слов слова на это правило. Работать будем по цепочке. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца. О чём будем помнить? 1. Определи часть речи по вопросу. 2. Если это и.сущ. и на конце слышим сочетание [ца], то смело напишем ца. Кури[ца], несё[ца], пугови[ца], куни[ца], дуе[ца], волчи[ца], спи[ца], умни[ца]. Физкультминутка. Мы работаем отлично Отдохнуть не прочь сейчас, И минутка расслабленья На урок приходит в класс. Следующее задание. Посмотрите на второй столбик, как вы считаете, почему в одних словах пишется ь знак, а в других нет? Версии детей. - Чтобы понять, когда пишется ться, а когда тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы. - Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод. Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется ться. На карте открывается запись. - В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.) Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают, что сделает? что сделают?) на конце пишется тся. Открывается запись Запишите данные глаголы в тетрадь, выделяя ть, как показатель Н.ф., ит, как окончание Наст.в. Работа над новым материалом. Отработка написания слов с данной орфограммой. Мы говорили о газетах. Об их значении в нашей жизни. А как вы думаете трудно издавать газету? Профессии – связанные с выходом газеты в печать: Редактор, корреспондент , корректор ,наборщик. Закрепление. Дифференцированные задания по группам. НАБОРЩИК – составить пословицы. ПРОВЕРКА ( ОРФОЭПИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ) 1. Работа над пословицами. Даны слова: дело, друг, беда, мастер. – Прочитайте слова. – Используя их, составьте пословицы. (Дело мастера боится. Друг познается в беде). – Как вы понимаете значение каждой из пословиц? - Самостоятельно запишите пословицы, особое внимание обратите на правописание глаголов. Взаимопроверка. КОРРЕКТОР - вставь нужное сочетание тся или ться. Перед вами одно и тоже задание, т.к. вы будите работать в парах. Но у каждого в этом задании есть своя изюминка. ПРОВЕРКА ТЕТРАДЕЙ НА ОЦЕНКУ. С какими интересными выражениями встретились, как их называют. Глаголу запутаться, тоже соответствует определённый фразеологический оборот. К следующему уроку найдите и объясните его значение. Вы можете воспользоваться книгой из нашей классной библиотеки. ( Демонстрация книги). Комментированное письмо. Развитие орфографической зоркости. РЕДАКТОР На поверхности воды развёртыва.....ся широкие зеленые листья. Листья скоро разраста.....ся, поднимаясь над зеркалом залива. А ещё выше над водой, как большие розовые шары, сто..... цветы. Воздух наполня....ся их нежным, словно запах цветущего миндаля, ароматом. Это лотос. Что я прочитала? Докажите. Какой вид текста? Докажите. Найдите в тексте сравнения.(зеркало залива, розовые шары....) В дельте какой реки можно встретить лотосы? (Волги) В заповеднике можно встретить не только птиц, но и растение с нежно-розовыми лепестками, растет в Астраханском крае, в Японии является символом чистоты. Работа с орфограммами. Найдите глаголы, выпишите в тетрадь. Письменно объясните правописание окончаний. Разберите по составу глаголы. Работа у доски. Проверка. Слайд. Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно? - Почему? Что нового и интересного узнали на уроке? - Где вам могут пригодиться эти знания и умения? Что запомнилось? Что вам особенно понравилось? Самооценка. Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. СЛАЙД. Д/з Творческое задание: КОРРЕСПОНДЕНТ - составить рассказ о нашем классе, используя глаголы и им. сущ. с сочетанием [ца] на конце слова . Или найти пословицы, которые послужили бы заголовками для статей газеты, используя глаголы и им. сущ. с сочетанием [ца] на конце слова . Спасибо за урок! Урок закончен! |