Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков





НазваниеМоу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков
Дата публикации12.10.2013
Размер59.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Ж.В. Пиличева

г. Алексеевка Белгородская область

МОУ СОШ с УИОП № 3

Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков.

Развитие речи младших школьников - одна из актуальных задач современного образования, способствующая формированию базовых компетенций личности. Переход на новые образовательные стандарты даёт возможность обучающимся реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Показателем культуры человека станет владение правильной устной и письменной речью.

Через развитие речи происходит становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций. Поэтому во главу угла ставится коммуникативно-речевая направленность процесса познания. Данная работа осуществляется на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, риторики. Сформированность речевых умений – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста.

Процесс обновления школы связан с разработкой и внедрением новых учебных программ, перестройкой организационных форм обучения и воспитания, а также введением эффективных нетрадиционных методов: игровые методы обучения, групповая работа на уроке, работа в парах - все это дает обширное поле деятельности для развития речи школьников, где не в отрыве, а параллельно идет развитие мышления и личности детей, активизируется их внимание, формируются учебно-информационные умения и навыки. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения», - писал К.Д. Ушинский.

С первых дней в школе необходимо проводить работу по созданию благоприятного «климата» в коллективе, где учитель не только «помогает» учиться, но он еще и друг, к которому можно обратиться по любому поводу, высказать любую точку зрения, не боясь ошибиться. С первых уроков происходит включение в речевую деятельность через внеклассную работу: день рождения класса, день именинника, сюжетные дни различной тематики, праздники, экскурсии. Такое построение первых дней обучения тренирует у детей произносительный аппарат, планомерно пополняется словарный запас, происходит знакомство с механизмом построения предложений.

Все это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов (в различных вариантах), устных рассказов, позже письменных изложений и сочинений различных видов.

Развивать связную речь учащихся - это значит прививать им ряд конкретных умений:

-осмысливать тему;

-собирать материал;

-располагать материал;

-пользоваться средствами языка;

-исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Учащиеся овладевают этими знаниями и умениями последовательно, продвигаясь от простого к сложному, устанавливая связи между ними.

Письменные упражнения, такие как сочинение и изложение, вызывают наибольшие затруднения в обучении. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом.

Формирование письменной речи у школьников, как особой формы речи, обуславливает перевод психических процессов у детей на более высокий уровень функционирования - осознанности и произвольности. Л.С. Выготский  писал: « …письменная речь есть  совершенно иной с точки зрения психической  природы образующих её функций  процесс , чем устная. Она есть алгебра  речи, наиболее трудная и сложная  форма намеренной и сознательной речевой деятельности».

В практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Обучение письменной речи в современной начальной школе сводится к умению выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях.

Понимание письменной речи как средства активной познавательной и творческой деятельности человека позволяет рассматривать процесс ее усвоения в тесной связи с процессом формирования личности. Обучение письменной речи обеспечивает успешное усвоение как техники письма, так и создание полноценных и законченных письменных высказываний.

Необходимо отметить, что в структуре письменной речи выделяется ведущий уровень организации письменной речи: действия порождения замысла и его воплощение в тексте.

Во-первых, детей следует учить не только языку, не только умению образно выражать содержание, но и необходимо вооружить детей определенными приемами сочинительства, умению знать, что сказать, сообщить другом, и умению воплотить смысл в текст

Во-вторых, обучение связной речи необходимо осуществлять в основном посредством сочинения оригинальных текстов: сказок, загадок, историй.

В-третьих, усвоение монологической речи возможно лишь в условиях творческого обучения. При репродуктивном обучении (имитация, подражание моделям) педагогически не оправдываются отношения «ученик - учитель», «ученик - ученик». Только на основе сотрудничества ученики учатся сообща, группами, общаются, обмениваясь знаниями, идеями, сюжетами, фактами.

По мнению Л.С. Выготского: «Письмо должно быть осмысленно для ребенка, в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненно необходимую задачу ...». Одним из способов создания адекватной мотивации является побуждение ребенка писать «на такую тему, которая является для него внутренней, волнующей». Ученик будет с удовольствием писать в том случае, если его заинтересует тема сочинения.

Основным условием усвоения письменной речи (по мнению М.Р. Львова) является создание мотивации. Чтобы подвести детей к пониманию необходимости овладения письменной речью (через сочинение или изложение), М.Р. Львов предлагает решить с помощью установления некоего баланса между сочинениями и изложениями: изложение помогает учащимся усваивать образцы речи, а в процессе сочинения эти образцы вводятся в употребление.

Одним из главных факторов полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация, в которой ребенок чувствует себя истинным творцом, автором текстов. Учитель выступает в роли активного помощника, относящегося с уважением к личности ребенка, способного поддержать его усилия, создать условия для свободы самовыражения. Для высокоэффективного обучения письменной речи важно выполнять следующие требования:

1.Использовать опыт ученика. Каждый ребенок обладает определенным запасом слов и опытом. Учитель должен помочь детям установить адекватные связи между их опытом и речью.

2.Побуждать детей писать о вещах, отвечающих их потребностям и интересам. С этой целью надо прежде всего обеспечить выбор подходящих для ребенка тем сочинений.

3.Развивать восприимчивость детей к изящному слову с помощью чтения лучших образцов художественной литературы; учить умению сравнивать замысел, язык и стиль сочинения с прочитанными произведениями. Учащиеся должны учиться мастерству изложения у настоящих художников слова.

4.Руководить лично процессом сочинения письменных текстов. Быть готовым оказать помощь каждому ученику.

5.Сочинять вместе с учениками. Учитель, который сочиняет одновременно со своими учениками, не только показывает им пример того, как надо сочинять, но стимулирует их работу, вдохновляет их.

6.Сделать так, чтобы детские сочинения имели практическую направленность.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, класс, школа, взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


Библиографический список

  1. Л. С. Выготский. Предыстория письменной речи. под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис - М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.

  2. Щеголева Г.С. Система уроков развития письменной связной речи.- М., 2003

  3. Мали Л.Д., Аарямова О.С.Речевое развитие младших школьников. Пенза.1993

  4. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. Начальная школа плюс до и после. 2004. № 3

  5. М. Р. Львов, "Риторика", Москва, 1995. И.Б.Голуб, "Конспект лекций по литературному редактированию".- М.: Айрис-пресс, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconЗапятая ольга Валентиновна формирование социальных умений младших...
Учебные творческие проекты по естественно-научнымдисциплинам, как средство формирования у выпускников медицинского колледжа готовности...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы...
...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconФормирование речи младших школьников как условие успешного обучения...
Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconТема: «Лондон. Достопримечательности»
Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций (коммуникативной, информационной, социальной...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconУчебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов как средство...
1 Теоретические основы метода проектов как средство формирования речевых умений
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconВнеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных...

Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена для учащихся...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Моу сош с уиоп №3 Развитие речи младших школьников как средство формирования учебно–информационных умений и навыков iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск